Ливанский Никифор УльяновичРодился в 1914 году на Украине: деревня Пятигори Тетиевского района Киевской области. С 1917 по 1925 год Никифор Ливанский учился и работал в сельском хозяйстве по месту жительства. С 1925 по 1931 год заочно учился в рабфаке города Минска и работал в городе Бобруйске. С 1934 года в рядах Красной Армии. Окончил военное авиационное училище. В звании лейтенанта служил командиром звена в 57-й истребительной авиационной эскадрильи 142-й истребительной авиационной бригады Белорусского военного округа. С 26 марта по 13 августа 1938 года участвовал в национально - революционной войне в Испании. До 3 июня 1938 года воевал пилотом на И-15, имел на нём 30 часов боевого налёта и 6 воздушных боёв. Затем был переведён на И-16, налетал ещё боевых 63 часа и провёл 10 воздушных боёв. Всего выполнил около 70 боевых вылетов, в 16 воздушных боях сбил 3 самолёта противника. 23 мая 1938 года в районе Балагер произошёл крупный воздушный бой, длившийся около часа. В тот день 19 И-15, прикрывавших 9 Р-Зет, встретились с 20 "Фиатами". Вскоре в бой вступили истребители, пришедшие на помощь своим: 11 И-15, 17 И-16 и 35 "Фиатов". Спустя некоторое время в район боя подошла группа "Фиатов" и группа из 17 СБ, 17 И-16 и 12 И-15. Республиканцы заявили о 19 - 20 сбитых "Фиатах" и 2 бомбардировщиках, в том числе 8 самолётов было сбито советскими истребителями ( одна победа за Никифором Ливанским на И-15 ), на одну победу претендуют стрелки СБ советской эскадрильи. Из всего заявленного числа сбитых "Фиатов" лётчиками точно были указаны места падения 10 машин противника на республиканской территории и 5 - на франкистской. До наступления темноты наземные войска нашли 4 "Фиата" и 2 пилотов взяли в плен. Со своей стороны итальянцы признали потерю только 3-х "Фиатов". Пилот Плачидо Боскелли ( Placido Boschelli ) погиб, а лётчики Перикле Баруффи ( Pericle Baruffi ) и Альфонсо Карачиоло ( Alfonso Caracciolo ) попали в плен. Вероятно, с наступлением темноты лётчикам других сбитых "Фиатов" - "парашютистов было - как на параде", - вспоминал в своей книге Антонио Ариас - удалось скрыться, тем более что и местность, и обстановка позволяла сделать это. Республиканцы в ходе боя потеряли 3 И-16 сбитыми истребителями и 1 И-15 сбитый огнём с земли. 14 Июня республиканская авиация произвела 5 крупных вылетов на прикрытие районов Каспе, Онда, Нулес. В первом вылете 18 И-15 и 20 И-16 встретили 2 Bf-109, которые ушли. Во втором вылете 18 И-15 и 20 И-16 встретили бомбардировщиков, Bf-109 и "Фиаты". Лётчики последних ( "Фиатов" было до 60 машин ), возможно, вспомнив старые обиды, когда немцы оставляли их в трудном положении, от участия в бою уклонились, предоставив Bf-109 возможность побывать в "шкуре" итальянских пилотов. К такому повороту событий немцы оказались не готовы. 1 Bf-109 и 1 бомбардировщик были сбиты и упали горящими. Сбитым истребителем оказался немецкий лётчик Прибе ( это был уже его 140-й боевой вылет ) - от точного огня пилота И-15 он получил серьёзное ранение, с трудом пересёк линию фронта и произвёл вынужденную посадку. Немецкий пилот Е. Кулльманн ( E. Kuhlmann ) сбил И-15, лётчик - испанец погиб. Победу над бомбардировщиком одержали Н. Глушенков и Н. Ливанский. В одном из следующих вылетов 32 И-15 и 25 И-16 встретились с 30 бомбардировщиками, прикрытыми группой Bf-109. Командир группы Н. Глушенков пренебрёг бомбардировщиками и со стороны солнца атаковал истребители, но немцы сумели дать достойный отпор. 1 И-16 был сбит, пилот выпрыгнул с парашютом. Досталось и немцам. Х. Хардер, участвовавший в этом бою на Не-112 V9, был весьма рад, что летал на самом быстром самолёте в группе, так как ему с трудом удалось оторваться от настойчивого И-16. Вообще, в этом бою немцам пришлось туго, поэтому пилотам "Кондора" было не до фиксации побед - ни на один сбитый самолёт они не претендуют. По отечественным данным, П. Башмаков, Н. Ливанский и А. Степанов в парах с испанцами сбили 3 Bf-109. В плен попал Лейтенант Хельмут Хенц ( Helmut Henz ). По западным данным, его легко повреждённый самолёт заметили и принудили к посадке Франсиско Тарасона и Эдуардо Клаудин. После приземления Тарасона и несколько техников выехали к месту посадки, нашли пилота и приступили к осмотру самолёта. Внешние формы самолёта, его внутреннее оборудование, радио- и кислородные приборы произвели на Тарасону сильное впечатление. Но недолго они смогли созерцать чудо немецкой техники, вскоре появились 6 "Мессершмиттов" и сожгла ценный трофей. Республиканская сторона, кроме одной потери в бою, понесла ещё две. Василий Андреев, полностью израсходовав горючее, совершил вынужденную посадку у аэродрома и, потерпев аварию, получил лёгкое ранение. Другой И-16 разбился при посадке из-за неточного расчёта, пилот - испанец погиб. В среднем на каждого лётчика - истребителя в этот день пришлось по 3 боевых вылета, а "поведение в боях лётчиков на И-16 было героическое". Список побед лейтенанта Н. У. Ливанского в небе Испании:
По итогам боевой деятельности в небе Испании, 22 Февраля 1939 года Н. У. Ливанский был награждён орденом Красного Знамени. После возвращения в СССР, в звании капитана продолжал служить в 142-й истребительной авиационной бригаде Белорусского военного округа. Участвовал в Великой Отечественной войне. Был командиром 3-й эскадрильи 170-го истребительного авиационного полка ( 23-я смешанная авиационная дивизия ). За успешные боевые действия в нвчальный период войны представлен ко второму ордену Красного Знамени. Как следует из Наградного листа: "Капитан Ливанский Никифор Ульяновнч проявил исключительную храбрость и самоотверженность в боях с германскими фашистами. Отлично выполнил боевое задание по разведке и доставке приказа наземным частям, находящимся в окружении в районе Пуховичи. Имел 8 воздушных боёв. Сбил 2 самолёта противника. В воздушном бою над Бобруйском был ранен. Будучи раненый, привёл почти неуправляемый самолёт ( без руля глубины, без одного элерона, с повреждённым рулём поворота и полуразрушенным фюзеляжем ) на свою базу". Погиб 8 сентября 1941 года в воздушном бою. Никифор Ливанский - ас "для внутреннего пользования"История советских ВВС знает немало выдающихся бойцов, виртуозных лётчиков-истребителей, асов, одержавших десятки воздушных побед. Но особое место среди них занимают те, кто вступил в бой в начале войны - в самые тяжёлые её дни, когда враг был неизмеримо сильнее, а мы только учились воевать. "Кто в 1941 - 1942 годах не воевал, тот войны по-настоящему не видел", - говорили потом многие из тех, кому посчастливилось уцелеть в боях первых месяцев войны. И есть в этих словах несомненная правда. Тем ценнее была каждая победа, одержанная в тот трагический период, тем выше должны были быть мастерство и доблесть пилота, её добившегося. Одним из тех, кто вступил в схватку в июне 1941-го и успешно бил наглого врага, был командир эскадрильи 170-го истребительного авиационного полка капитан Ливанский. Всего за 2 недели боёв он успел одержать 6 воздушных побед, а по итогам двух войн (до этого Никифор Ульянович повоевал в Испании) стал асом. Впрочем, при установлении боевого счёта Ливанского возникает определённая сложность, вызванная разной трактовкой некоторых его побед в различных источниках. Согласно "Журналу учёта сбитых самолётов противника 170-го ИАП", список одержанных пилотом воздушных побед выглядит следующим образом:
То есть, 2 + 5 ( всего семь побед ) [1]. Согласно двум другим источникам этот счёт выглядит несколько иначе. Из рукописных "Сведений о количестве сбитых самолётов противника" ( далее "Сведения" ), подписанных командиром полка майором Мищенко, начальником штаба капитаном Гудзем и военкомом батальонным комиссаром Кравченко и направленных в штаб 20-й смешанной авиадивизии ( в состав которой полк вошёл в сентябре 1941 года ), и составленного на их основе соответствующего раздела в "Журнале учёта сбитых самолётов противника 20-й САД" ( уже машинописного ) следует, что Ливанский одержал 1 личную ( 30 июня ) и 7 групповых побед - всего восемь. [2] Ниже мы поговорим об этом подробнее. А пока вернёмся к ЖУСС 170-го ИАП. Особое внимание следует уделить тем боям, в которых лётчик дрался с "Мессершмиттами". Так, 30 июня на счёт капитана Ливанского, старшего лейтенанта Баскова и лейтенанта Фомина было записано 3 Ме-109, сбитых, как можно понять из документа, в групповом бою. Рукописные "Сведения" и ЖУСС 20-й САД говорят об одной личной и двух групповых победах пилота. 2 июля напротив его фамилии значатся два сбитых Ме-109, третий записан между фамилиями старшего лейтенанта Пшеничникова и лейтенанта Карташёва. Согласно же "Сведениям" и ЖУСС 20-й САД, три "мессера" были сбиты тремя пилотами совместно. Обратимся к сборнику "Советские асы. 1941-1945. Победы сталинских соколов". Сведений о Н. Ливанском там нет ( в Приложении 1 ). А вот двум другим участвовавшим в бою 2 июля лётчикам автор-составитель М. Быков проставил по одному лично сбитому "Мессершмитту" [3]. О боевых счетах Михаила Карташёва и, особенно, Василия Пшеничникова стоит поговорить отдельно ( в первом случае нужны небольшие уточнения, во втором - значительные, так как список побед пилота будет заметно выше, чем тот, что указан в сборнике ). Пока же отметим, что записывая Карташёву личную победу, Быков имел на то основания. Но сейчас для нас важно другое. Если в ЖУСС 170-го ИАП ещё есть указание на то, кто именно из лётчиков был автором побед над "Мессерами" 2 июля, то в "Сведениях" и, соответственно, в ЖУСС 20-й САД все три эти победы, как уже было сказано, трактуются как групповые. Так сколько же личных побед ( да и побед вообще ) одержал Ливанский ? Ответ на этот вопрос есть, и со всей ясностью его даёт "Журнал боевых действий 170-го ИАП". Случай с боевым счётом Ливанского - один из многих примеров того, как одни и те же победы по-разному трактуются разными документами ( даже составленными в одно время и одним и тем же "фондообразователем" ), о чём уже приходилось говорить. [4] Обратимся к ЖБД полка. Первая встреча Ливанского с противником состоялась 24 июня, когда он звеном пытался преследовать разведчика Ю-88. Тот вылет закончился безрезультатно. Но вскоре пришли и победы. 30 июня, в 16:55 - 17:55 звено капитана Ливанского ( ведомые старший лейтенант Басков и лейтенант Карташёв ) вело разведку переправы через Березину на участке Бобруйск - Свислочь. Переправа была обнаружена. Как записано в ЖДБ, "В районе Бобруйска вели воздушный бой с "Ме-109" и "ФВ-159". Сбито 2 "Ме-109" - к-н Ливанский. 1 "ФВ-159" вместе". По дороге домой "ишачки" встретили и атаковали Хе-111, но немцу удалось уйти. Боевое донесение было дополнено карандашной записью о ещё одной победе: "1 Ме-109 сбит ст. л-том Басковым". [5] Итак, сначала было засчитано два сбитых "Мессера" ( оба - Ливанскому, согласно ЖУСС 20-й САД один из них упал в районе Зелёная Корчма, а второй рухнул северо-западнее Бобруйска ) и один "ФВ-159", сбитый группой. Позднее количество сбитых истребителей увеличилось до трёх ( засчитан Баскову ). ЖУСС полка рисует несколько иную картину: разведчик ( теперь уже правильно отмеченный как "ФВ-189" ) записан на счёт Баскова и Карташёва, один "Мессер" засчитан Ливанскому, а вот два других - Ливанскому, Баскову и... лейтенанту Фомину, участие которого в вылете в ЖБД не отмечено. "Сведения" и ЖУСС 20-й САД тоже упоминают Фомина как соавтора групповых побед. Какому же источнику верить ? Представляется, что отдать предпочтение следует "Журналу боевых действий". Он составлялся "по горячим следам", а вот "Сведения" и основанный на них раздел в ЖУСС 20-й САД - спустя полгода. Так, "Сведения" датируются 10 декабря 1941 года, ну а второй документ был составлен, соответственно, позже ( временем создания, кстати, объясняется и ряд неточностей, имеющихся в ЖУСС 20-й САД относительно победных списков 55-го ИАП ). Что же касается противоречий между двумя полковыми документами ( ЖБД и ЖУСС 170-го иап ), то и здесь предпочтение следует отдать "Журналу боевых действий", поскольку в нём приведено подробное описание боевого вылета. С "Мессерами" понятно. А как быть с "рамой" ? А вот здесь предпочтение стоит отдать "Журналу учёта сбитых самолётов противника", ведь ЖБД не уточняет, кем именно она была сбита. Картина боя получается такой. Ливанский дрался с истребителями, сбив двух из них, тогда как Басков и Карташёв разделались с разведчиком, а затем Басков прихватил и третьего "мессера". Таким образом, по итогам боя 30 июня Ливанскому следует записать не три групповых, и не одну личную и две групповых победы ( как и было в итоге сделано ), а две личных ( над Ме-109 ), Баскову - одну личную ( над Ме-109 ) и одну групповую ( над ФВ-189 ), в Карташёву - групповую над ФВ-189. Хотя, повторю, в конечном счёте, Баскову было засчитано 3 групповых победы, а вопрос о Фомине до конца неясен. Со следующими победами Никифора Ульяновича всё просто. И ЖБД, и ЖУСС, и прочие документы рисуют одинаковую картину. 1 июля в 21:00 - 21:30 шестёрка И-16 в составе капитанов Чупикова ( ведущий ), Поворозникова и Ливанского, лейтенантов Карташёва и Фомина и младшего лейтенанта Головешкина была поднята на отражение налёта 4-х бомбардировщиков противника. В результате боя группой было сбито 2 Ю-88, место падения - на границах аэродрома Могилёв. Там же упали и 2 о стальных "Юнкерса", сбитых пилотами другого полка. [6] На следующий день Ливанский одержал свои, как оказалось, последние победы. 2 июля в 12:00 - 12:45 четвёрка под его командованием ( в вылете также участвовали Пшеничников, Карташов и лейтенант Нефёдов ) прикрывали наши СБ, наносившие удар по целям в районе Бобруйска. Бомбардировщиков попытались атаковать немцы. Как следует из ЖБД, "В районе Михалево вели воздушный бой с 2 группами "Ме-109", значительно превосходивших наших по численности. В результате боя "Сбито Ливанским 2 "Ме-109". Карташёвым - 1". Особо подчёркивалось, что бой наши вели "в составе 4 самолётов". [7] Итак, снова чётко сказано, что Ливанский сбил двух немцев лично, а ещё одного свалил Карташёв ( поэтому соответствующая запись в сборнике "Советские асы" в отношении последнего верна ), и данные эти совпадают с данными "Журнала учёта сбитых cамолётов" 170-го ИАП. Хотя в "Сведениях" и в ЖУСС 20-й САД результат этого боя опять-таки подаётся как 3 групповые победы, одержанные тремя пилотами - Нефёдов в числе отличившихся почему-то не указан. Заодно заметим, что согласно ЖБД, Пшеничников побед в том бою тоже не одерживал, хотя на его счёт в итоге были записаны 3 групповые победы. Позже из этих 3-х групповых на нём осталась одна - но теперь уже ставшая личной. Впрочем, об этом, как и об уточнении боевых счетов некоторых других лётчиков полка ( например, П. Чупикова, М. Карташёва, В. Баскова ) - в другой раз... В случае с боем 2 июля перед исследователем снова встаёт тот же самый вопрос: какому источнику отдать предпочтение ? И опять, как и в случае с боем 30 июня, следует принять во внимание характер источников и содержащейся в них информации. И взять за основу ЖБД. ...Погиб Никифор Ульянович Ливанский 8 сентября 1941 года. Вечером того дня ( вылет в 19:05 ) наша группа нанесла штурмовой удар по немецкому аэродрому Володьевка, в результате которого капитан Чупиков, лейтенант Иваненко и младший лейтенант Смирнов совместно подожгли 3 бомбардировщика противника ( тип не установлен ). Возвращалась группа в темноте и приземлялась в разное время. Сели все, кроме капитана Ливанского, ЛаГГ-3 которого ( с сентября полк воевал уже на этом типе самолётов ) разбился. При осмотре места крушения при пилоте были обнаружены орден Красного Знамени ( № 2507 ) и некоторые личные вещи... Как отмечено в политдонесении отдела политпропаганды штаба 20-й САД, лётчики ( особенно 131-го ИАП ) выражали резкое недовольство неудачной организацией поздних вылетов, приведшей к гибели одного из лучших воинов не только полка, но и всей дивизии. [8] Эскадрилью, которой командовал Никифор Ливанский, принял Василий Пшеничников. Итак, согласно "Журналу боевых действий" полка, в ходе Великой Отечественной войны Н. У. Ливанский одержал 4 личных и 2 групповых победы. Но эти сведения остались как бы "для внутреннего пользования". А в дивизию ушла другая версия его побед. Но теперь, оценивая вклад лётчика в Победу, нам следует воскресить "внутриполковую статистику". И тогда получится, что за две войны Никифор Ульянович одержал 5 личных и 4 групповых победы. Так и запишем. Воздушные победы, одержанные капитаном Н. У. Ливанским:
Марчуков Андрей Владиславович, к.и.н., Институт Российской истории РАН. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |