Раймонд Коллишоу родился 22 Ноября 1893 года в Нанаимо ( Британская Колумбия, Канада ). В 15 лет начал работать в Канадской Службе Рыбоохраны. В конце 1915 вступил в Королевскую Морскую Авиа Службу ( RNAS ). Получил сертификат пилота в Январе 1916 года. Несколько месяцев, летая на самолёте "Сопвич" Strutter, патрулировал Британское побережье. 2 Августа 1916 перевёлся в 3-е Крыло RNAS воевавшее во Франции. В Октябре за несколько успешных воздушных боёв награждён французским орденом "Военный крест". В Феврале 1917 года он стал командиром так называемого "Чёрного Звена" ( "Black Flight" ) в составе 10-го истребительного дивизиона. В этом звене воевали 4 самых способных пилотов морской авиации. Их "Сопвичи - Трипланы" отличались окрашенными в чёрный цвет носами фюзеляжей. Каждому самолёту было присвоено собственное имя. "Сопвич" Коллишоу получил название "Чёрная Мэри". Пилоты "чёрного звена" наводили ужас на противника. За неполных 3 месяца они уничтожили 87 немецких аэропланов, в том числе 23 сбил его командир. Кроме самого Коллишоу в составе "чёрного звена" сражались Эллис Рейд [ Ellis Reid - родился 31 Октября 1889 года в Канаде ( Белливилль, Онтарио ), летал на "Black Roger", одержал 19 побед. ]; Джон Эдвардс Шарман [ J. E. Sharman - родился 11 Ноября 1892 года в Канаде ( Оук Лэйк, Манитоба ), летал на "Black Death", одержал 8 побед ]; Геральд Нэш [ Gerald Nash, летал на "Black Sheep" ] и Мелвилл Александер [ Melville Alexander, летал на "Black Prince" ]. Первую и потерю звено понесло 25 Июня. Немецкий пилот Карл Альменрёдер сбил самого молодого члена звена 19-летнего лейтенанта Г. Нэша, имевшего уже 6 побед. Он стал 30-й жертвой германского аса, который, подражая Манфреду фон Рихтгофену, окрасил свой истребитель в красный цвет. Но Альменрёдеру не суждено было сравняться по числу побед с "Красным бароном". Уже 27 Июня "Чёрная Мэри" Коллишоу и красный "Альбатрос" Альменрёдера сошлись в лобовой атаке. Раймонд успел первым нажать на гашетку и "Альбатрос", разматывая клубы чёрного дыма, устремился к земле... В конце Июля 1917 года Коллишоу, имевшего уже 37 побед, отозвали на инструкторскую работу. В Ноябре он вернулся на фронт командиром 13-го дивизиона морских истребителей. За несколько дней Раймонд сбил над проливом 2 летающие лодки и разведчик "Эльфауге". Вскоре его опять отправили в тыл. В Апреле 1918 года Коллишоу произвели в Майоры и назначили командиром 203-го дивизиона RAF. В этом подразделении он сражался до конца войны, сбив ещё 20 самолётов противника. По некоторым источникам, на триплане "Чёрная Мэри" ( "Black Maria" ) Раймонд Коллишоу сбил 18 вражеских самолётов. Ещё 5 побед одержал на нём и Г. Э. Нэш. 27 Июля 1917 года этот самолёт был сбит, его пилотом в тот день был сублейтенант Г. Роч ( он погиб ). * * ** * *"Чёрная Мэри" Раймонда Коллишоу, 1917 год. Самолёт "Чёрный принц" из состава "чёрного звена" Раймонда Коллишоу. На этой машине летал Виллиам Мелвилл Александер ( Melville Alexander ). Самолёт "Чёрная Смерть" из состава "чёрного звена" Раймонда Коллишоу. На этой машине летал Джон Эдвардс Шарман ( J. E. Sharman ), имевший на счету 8 побед. Весной 1919 года 47-й добровольческий дивизион английских ВВС был послан в Россию на помощь белогвардейским частям. Сначала дивизион летал на двухместных многоцелевых "Де Хэвилленд - 9", но 13 Июня в Новороссийск доставили партию истребителей Сопвич "Кэмел". На том же пароходе прибыл Раймонд Коллишоу с предписанием возглавить английский дивизион. С Июля 47-й дивизион участвует в баях под Царицыном. Коллишоу сам неоднократно совершал боевые вылеты и даже сбил над Волгой 2 большевистских "Ньюпора", доведя свой счёт побед до 62. Однако боевая карьера английского Майора в России закончилась довольно быстро. Какой - то неизвестный красвоенёет сумел сделать то, что за 3 года войны не удалось никому из германских асов. Он сбил Раймонда Коллишоу. Правда, по другим источникам Майор просто попал в аварию. Но как бы то ни было, Раймонд в России больше не летал, сосредоточившись на организационной и штабной работе. Тем не менее, в дополнение к английским и французским боевым наградам, его мундир украсили российские ордена Св. Анны II степени и Св. Станислава с мечами. В Октябре 47-й дивизион, страдающий от нехватки горючего, запчастей и всего остального, вплоть до обмундирования, был отозван с фронта и эвакуирован в Англию. В дальнейшем Коллишоу занимал различные должности в канадских ВВС. Во время Второй Мировой войны получил звание Авиационного Вице - Маршалла. Командовал Пустынными Авиа Силами в Северной Африке. Уволен в запас в Июле 1943 года. В 1973 году написал книгу воспоминаний, изданную под названием "Air Command, A fighting pilot's Story". Умер в возрасте 82 лет ( 28 Сентября 1976 года ) в Западном Ванкувере, Британская Колумбия. * * * |
Н а з а д
|
|
© 2000-2014 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |