Эдуард Мэннок родился 24 Мая 1887 года в Олдершоте, в традиционно многодетной ирландской семье. Семья переезжала в Дублин, Лондон и в 1893 в Индию. В Индии Маннок заразился паразитами, что привело к временной слепоте. Семья вернулась в Великобританию. Пенсии отца - отставного кавалерийского сержанта - на жизнь хронически не хватало, и Эдуард с 12 лет ушёл на заработки. Работал продавцом в мелочной лавке, подмастерьем на мыловаренном заводе. В 1912 году поступил на службу в Британскую телефонную компанию. Через 2 года Эдуард приехал в Турцию для организации работ по прокладке телефонных линий в Константинополе. Там его застала война. Как "гражданина враждебного государства", Мэннока заключили в лагерь для военнопленных. В Мае 1915 года его освободили по состоянию здоровья. Лагерный врач подписал медицинское заключение, в котором Эдуард представлен, как "слепой старик, не пригодный к воинской службе". С большим трудом, без денег и документов, Мэннок вернулся в Англию и сразу отправился на призывной пункт. Там, видя его болезненное состояние, определили в Королевский Армейский Медицинский Корпус. В Марте 1916 года он перевёлся в инженерные войска, в сигнальное отделение. Однако уже тогда у Эдуарда родилась казавшаяся фантастичной мечта - стать пилотом. Это выглядело тем более невероятно, ибо Мэннок от рождения был слеп на один глаз. Прошёл год. В Августе 1916 года Эдуарду удалось каким - то чудом обмануть бдительность медкомиссии и получить направление в лётную школу. С первых полётов у него проявился выдающийся талант пилота, то что на заре авиации называли "птичьим инстинктом". Он с блеском закончил курс обучения и в конце Ноября был зачислен в 10-й учебный истребительный дивизион. Изучив основы тактики воздушного боя, 31 Марта 1917 года прибыл в 40-й истребительный дивизион Альберта Болла на Западном Фронте. 7 Апреля состоялся его первый боевой вылет. Первый контакт с врагом был для Маннока не удачным - он испугался и нарушил строй. 30-летний Мэннок был значительно старше всех своих товарищей по дивизиону. Поначалу ему было непросто преодолеть чувство дистанции, вызванное разницей в возрасте. Но общая боевая работа помогла вскоре забыть об этих проблемах. 7 Мая Эдуард одержал свою первую победу - сбил немецкий привязной аэростат. Через месяц - первый самолёт ( "Альбатрос" ). 22 Июля 1917 года он принял командование над 40-й эскадрильей. 12 Августа, при попытке атаковать аэростат, сбил германского аса Иоахима фон Бертраба ( Joachim von Bertrab ), имевшего 5 побед. В Сентябре получил "Военный Крест", а к Октябрю за ним числилось уже 19 сбитых аппаратов противника. В Декабре Мэннок, получивший к тому времени звание Капитана, сменил устаревший "Ньюпор 17" на новый английский истребитель RAF SE.5a. В Январе 1918 года Маннок имел 20 побед. Его перевели в Лондон - командовать 74-й эскадрильей RFC ( основана 1 Июля 1917, в 1992 году стала резервной эскадрильей 4-й Тренировочной Школы ), а затем назначили командиром учебной эскадрильи. Однажды Маннок повёл свою учебную эскадрилью в тренировочный рейд, и разбомбил соседнюю учебную эскадрилью 200 апельсинами. На следующий день соседняя эскадрилья разбомбила его бананами. В Апреле 1918 года 74-ю эскадрилью отправили во Францию, и счёт Маннока продолжил расти. У него появился страх перед горящими самолётами. Этот страх многократно усилился, когда в Мае 1918 лейтенант Долан - многообещающий ученик - погиб в пылающем самолёте. Маннок начал брать с собой в боевые вылеты заряжённый пистолёт - на случай, если его собьют, и самолёт загорится... Истребитель RAF SE.5a на котором летал Эдуард Мэннок. Май 1918 года. В течение следующих 3-х месяцев Мэннок сбил 42 германских самолёта. В то же время другие пилоты отмечали, что если бы он стремился только к увеличению личного счёта своих побед, то ему не составляло особого труца "настрелять" и вдвое больше "гуннов". Но Эдуард в боях следил прежде всего за сохранением жизни молодых неопытных пилотов, нередко выручая их из критических ситуаций. Подчинённые считали его идеальным воздушным командиром. В Июне 1918 года Мэннока представили к званию Майора и перевели в 85-ю эскадрилью RAF, которую сформировал Билли Бишоп. За следующий месяц он довёл счёт своих официальных побед до 72. 26 Июля Эдуард совместно с ведомым сбил вражеский бомбардировщик над линией фронта. Пока шёл бой, зенитки с обеих сторон молчали, опасаясь попасть в своих. Но как только аппарат с крестами на крыльях вспыхнул и вошёл в пике, немецкие орудия открыли огонь. От прямого попадания снаряда истребитель Мэннока рассыпался в воздухе над германскими позициями. Немецкие солдаты похоронили Маннока, но позднее могила была утеряна. Его ведомый, вернувшись на аэродром, решил записать победу на счёт погибшего командира. Посмертно Маннок был награждён "Крестом Виктории". Обычно Манноку приписывают 73 победы, включая и одержанные совместно с другими пилотами. 73 победы впервые появились в 1935 году в книге "King of the Air Fighters: The Biography of Major "Mick" Mannock, V.C., D.S.O., M.C.". Сам Маннок говорил: "Если мне повезёт, я смогу побить рекорд старины Мака ( Джеймс Мак Кадден ) - 57 побед. Затем я попытаюсь занять место старины Рихтгофена". |
Н а з а д
|
|
© 2000-2014 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |