Мак Кадден Джеймс Томас Байфорд
( McCudden James Thomas Byford )

Мак Кадден

Он родился 28 Марта 1895 года в Гиллинхэме, Кент  ( Шотландия ), в семье отставного военного. Два его брата: Вилли  ( погиб в 1915 году ) и Джон  ( погиб в 1918 году ) также были пилотами. В 1913 году Джеймс Мак Кадден вступил в Королевский Воздушный Корпус  ( RFC ). Был назначен механиком в авиадивизион. С началом Первой Мировой войны перебазировался во Францию с эскадрильей № 3, на прифронтовой аэродром под Амьеном.

Джеймс использовал любую возможность, чтобы совершать полёты в качестве пассажира или бортового стрелка на двухместной машине. С лета 1915 года регулярно, хотя и неофициально, летал на разведку германских позиций. Здесь он получил опыт воздушного боя во время господства в воздухе "Фоккеров" и научился "видеть" в воздухе. Наконец в Январе следующего года командир дивизиона подписал Мак Каддену направление в лётную школу. В Апреле он получил диплом пилота и звание старшего сержанта.

Прослужив 2 месяца ассистентом инструктора, в Июне вернулся во Францию и присоединился к эскадрилье № 20, оснащённой самолетами FE.2, которые он описывает как чрезвычайно устойчивые, но требовавшие большой силы при управлении. В Августе его зачислили в эскадрилью № 29, где пересел на одноместный самолёт - разведчик DH.2, очень холодную машину, что не способствовало эффективности в бою. Через 3 дня он сбил над Ипром своего первого врага.

Как и многие другие асы, Мак Кадден писал мемуары, отличавшиеся необыкновенной честностью. Он отдавал должное мастерству своих противников и в то же время не пытался приукрасить свои собственные недостатки. Даже в конце 1916 года петля всё ещё не вошла в число применяемых фигур высшего пилотажа. В Ноябре этого же года, уже одержав свою первую победу Мак Кадден решился попытаться выполнить её. Вот как он рассказывает об этом:

Мак Кадден

"Я направил машину вниз, пока скорость не достигла 90 миль в час, глубоко вздохнул и потянул ручку управления назад. Наполовину выполнив петлю, при взлёте я изменил своё решение и толкнул ручку управления вперёд, в результате чего я перевёл нагрузку с Полетного режима на приземление  ( положительный удельный вес в отрицательный ). Образовавшееся давление вверх оказалось столь огромным, что все боеприпасы вылетели из машины над верхней плоскостью и попали во вращающийся пропеллер".

Со сломанным пропеллером и другими повреждениями конструкции Мак Кадден едва дотянул свой повреждённый DH.2 до вынужденной посадки. Он извлёк из этого урока ценный опыт: всегда завершать начатое. В том же духе он писал после неудачного боя в Январе 1917 года:

"Я честно заявляю, что я просто пропустил этого "Ганса" , потому что в тот момент не обладал даже в малой степени той сверх решимостью, которая заставила бы прицелиться в него и принять решение выстрелить".

Агрессивность, меткая стрельба и техника пилотажа - всё это ничто, если нет решимости.

Свою вторую победу он одержал 26 Января 1917 года. До 15 Февраля сбил ещё 3 самолёта, заслужив титул аса.

Получив в награду "Военный крест", 23 Февраля Джеймс был отозван с фронта и назначен инструктором в школу воздушного боя на самолёте "Сопвич". В Феврале его произвели в Лейтенанты, а в Мае присвоили звание Капитан.

После недолгой службы в эскадрилье № 66, называемой курсами совершенствования, он вернулся 15 Августа на фронт в эскадрилью № 56 и летал на новейшем самолёте RAF S.E.5a. Именно в этой эскадрилье, которая была самым элитным подразделением в Британии, он достиг своей наивысшей славы. К концу Сентября счёт побед Мак Каддена увеличился до 9, а за Ноябрь - Декабрь он сбил 29 самолётов противника.

RAF S.E.5a Джеймса Мак Кадена

Истребитель RAF S.E.5a Джеймса Мак Кадена.  Осень 1917 года.

В качестве командира Мак Кадден доказал свою компетентность как ведущий патруля и 23 Сентября 1917 года принимал участие в уничтожении самолёта немецкого аса Вернера Фосса, который вёл героический бой против превосходящих сил. Но самой сильной стороной его мастерства были одиночные полёты на высоко летящем разведывательном самолёте. Для этого он оборудовал двигатель поршнями высокой компрессии для увеличения высоты и уделял исключительное внимание оружию.

Мак Кадден

Существовало неправильное представление, что двухместный самолёт является лёгкой добычей для самолёта - разведчика. Мак Кадден не соглашался с этим:

"В течение следующих 5 минут я сражался с этим DFW на высоте от 4000 до 5000 футов над линией фронта, и наконец я вышел из боя, поскольку "Ганс" был слишком хорош и много раз обстрелял меня. Если бы я продолжал, он наверняка достал бы меня, так как не было приёма, которого бы он не знал".

Мак Кадден

Мак Кадден старался использовать облака в качестве прикрытия, и его одиночные поиски иногда занимали около часа. Однажды, находясь в позиции сзади, он попытался выровнять свой S.E.5а по дымке на горизонте и опустился до высоты в 300 футов. Если его обнаруживали, то обычно немецкий двухместный самолёт разворачивался, чтобы обеспечить наблюдателю огневую позицию. Его ответным действием было увеличить тягу, развернуться и остаться в мёртвой зоне самолёта противника под хвостом. Когда немецкий лётчик разворачивался в обратном направлении, Мак Кадден был во всеоружии и открывал огонь, прежде чем снова находил укрытие в мёртвой зоне противника - движение и контрдвижение. Джеймс Мак Кадден всегда придерживался мнения, что хорошо управляемый двухместный самолёт является достойным противником разведчику !

В Январе 1918 года Мак Кадден сбил разведчик "Эльфауге". 16 Февраля сбил 3 двухместных аэроплана во время утреннего вылета, и ещё 4 во время второго полёта.

В Марте 1918 года король Георг вручил ему "Крест Виктории" - высшую военную награду страны  ( в настоящее время хранится в Королевском Инженерном Музее ). Среди военных лётчиков он имел наибольшее количество наград. К этому времени он имел 54 победы, совершил 78 боевых вылетов, из них 30 - одиночных. 23-летнего пилота произвели в Майоры.

Книга Мак Каддена

Его 57-й и последней жертвой стал "Ганновер C.III". Всего за время военной службы на его личном счету было 45 сбитых двухместных самолётов.

Джон Энтони Мак Кадден

После небольшого отдыха в Англии  ( где написал книгу "Five Years in the Royal Flying Corps" ), в начале Июля его назначили командиром 60-го истребительного дивизиона действующей армии. Утром 9 Июля он отправился к новому месту службы. На взлёте внезапно обрезало мотор его "Эсифайфа". Лётчик попытался развернуть машину обратно на ВПП. Но истребитель скользнул на крыло и врезался в землю...

Один из его братьев, Джон Энтони Мак Кадден  ( фото справа ), родился 14 Июня 1897 года и, как уже было сказано выше, погиб 18 Марта 1918 года. Он тоже был лётчиком - истребителем. Имел на своём счету 8 воздушных побед, то есть - также стал асом, хотя и не столь знаменитым, как его старший брат.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2014 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz