Жорж Гийнемер родился 24 Декабря 1894 года в богатой семье в городе Компьень. С детства он был слаб здоровьем. В начале Первой Мировой не был принят на военную службу. В конце 1914 года смог попасть на обучение механиков. С хорошей характеристикой был направлен в школу пилотов. Весной 1915 года, после долгих уговоров, врачи школы военных лётчиков разрешили ему приступить к обучению. С Июня 1915 начинал летать на самолёте "Mоран - Солнье". В 1916 году попал в Эскадрилью № 3. 19 Июля он завоёвывает свою первую победу. В то утро Гийнемер поднялся с наблюдателем Гердером для поиска германского самолёта, замеченного над Кевром и настиг его над Пьеррефондом. Выпущенные из пулемёта 50 пуль не достигли цели, затем пулемёт заклинило. Противник скрылся в направлении Ланжа. На обратном пути, в 10 часов 15 минут, французские лётчики заметили германский "Авиатик", направлявшийся к Суассону. Гийнемер до самого города следовал за ним, затем спикировал и зашёл сзади и чуть ниже германца, в его мёртвом воздушном конусе. Гердер, успевший наладить пулемёт, с 50 метров открыл огонь. Наблюдатель с германского самолёта ответил огнём из карабина. Одна из пуль попала Гердеру в правую руку, а вторая пробила шлем, едва не задев голову. Следующей очередью Гердера, германский лётчик, по всей видимости, был убит. Германский наблюдатель поднял руки вверх, однако в следующий момент "Авиатик" загорелся, стал падать и развалился прямо в воздухе. На часах было 10 часов 25 минут. В следующий момент по французским лётчикам ударила германская артиллерия. Гийнемер поспешил к своей территории, однако из - за повреждений самолёта до аэродрома не дотянул и посадил машину в поле. При посадке самолёт врезался в стог сена и сломал винт. 23 Сентября 1915 года Гийнемер впервые отправляется на спецзадание ( заброску секретного агента в тыл противника ). Сам Гийнемер вспоминал об этом так: "Первое задание было довольно трудным, потому что погода была отвратительная. По дороге туда ветер был мне попутчиком, но при возвращении он задерживал меня, и я боялся, что никогда уже не доберусь до своих. Понадобилось 3 часа для исполнения моей работы..." 1 Октября Гийнемер производит 2-ю успешную высадку шпиона в глубоком германском тылу: "Второе задание было ещё более жуткое, и я поклялся не исполнять больше таких полётов... Я прибываю к назначенному месту, ставлю мотор на малый газ, чтобы не привлекать внимания немцев, и спускаюсь спиралью. Два поля подо мной: одно - великолепное, настоящее зелёное биллиардное сукно, - как будто магнитом притягивает меня; другое - полное выбоин, изрезанное бороздами... Я не колеблясь выбираю первое и начинаю спускаться. Продолжая планировать, я не могу удержаться от размышления: "Эта почва, зеленеющая и имеющая такой чудесный вид, точно она переоделась в свои праздничные одежды, чтобы принять меня, - не слишком ли она прекрасна для того, чтобы стать гостеприимной ?" Внимание ! Гляжу пристально, наблюдаю и что же замечаю: проволочные заграждения, которые коварно пересекают её. Это была ловушка для пилотов. Какое счастье, что я оказался недоверчивым. Я быстро даю полный газ и снова поднимаюсь на высоту и... собираюсь спуститься на другой участок... который я только сейчас бранил... Но он оказался сносным и, несмотря на многие тревожные толчки при посадке, я имел удовольствие убедиться, что ни одна часть моего самолёта не была повреждена. Спустя несколько секунд после высадки своего пассажира, я поднялся без помех и полетел к себе. Всё кончилось хорошо, но меня бросало в жар. Право, специальное задание очень скверная штука !" 5 Декабря 1915 года в районе Компьена Гийнемер одерживает свою 2-ю победу. Из приказа французского командования: "Гийнемер... пилот высокого достоинства, образец самоотверженности и мужества. Выполнил за 6 месяцев 2 специальных задания, требовавших высшего духа самопожертвования, и дал 13 воздушных сражений, из которых 2 закончились пожаром и падением вражеских самолётов..." 8 Декабря Гийнемер одерживает свою 3-ю победу. В тот день он вылетел с заданием обнаружить новую железную дорогу, которую немцы, по непроверенным сведениям, проложили по направлению в Нель. Во время полёта Гийнемер заметил перелетающий линию фронта германский самолёт и в 10 часов 35 минут вступил с ним в бой. Зайдя в мёртвую зону германского самолёта, Гийнемер выпустил всю обойму. Германский самолёт стал пикировать, затем загорелся и упал. 14 Декабря Гийнемер одерживает 4-ю победу ! В этот день он сопровождал бомбардировочную эскадрилью на д'Эрвилли и был атакован во время бомбометания двумя монопланами типа "Фоккер". Один из атаковавших после первой же очереди Гийнемера развернулся и исчез из вида. Второй "Фоккер" вступил в схватку с "Вуазеном" - бомбардировщиком. Вдруг исчезнувший "Фоккер" вновь появился перед Гийнемером, и француз выпустил в него с расстояния в 100 метров остатки обоймы. "Фоккер" ушёл в пике. Второй "Фоккер", когда Гийнемер поспешил на помощь "Вуазену", поспешил скрыться. По возвращении на аэродром Гийнемер обнаружил в своём самолёте 5 пробоин. 3 Февраля 1916 года Гийнемер сбивает свой 5-й самолёт, тем самым завоёвывая титул аса. Спустя пару дней, 5 Февраля, он сбивает 6-й самолёт. 12 Марта, в период жарких Верденских боёв, у Компьена Гийнемер сбивает 7-й самолёт противника. 13 Марта - Гийнемер, Брокар и Деллен в течение дня сбивают 6 германских самолётов ( 4 - утром и 2 после полудня ); в последнем бою у Барле - Дюка Гийнемер был ранен двумя пулями в левую руку. Общий счёт Гийнемера достиг уже 10 машин. 4 Сентября 1916 года, вновь приступивший после ранения к боевым вылетам Гийнемер сбил очередной вражеский самолёт. 15 Сентября он вновь сбилгерманский самолёт, доведя счёт своих побед до 16. Вскоре журнал "Вокруг света" ( № 39 ) в статье "Пожиратель" германских аэропланов" писал: "...На французском фронте лётчик Лейтенант Гийнемер, считает за собой рекорд в 18 сбитых неприятельских аэропланов, причём 17-й и 18-й были сбиты им в один день 23 Сентября нов. ст." 8 Февраля Гийнемеру удалось сбить бомбардировщик "Гота". Германский гигант бомбардировал Нанси, когда французский истребитель привычно зашёл ему в хвост и снизу для атаки. Однако германский наблюдатель не дремал и, едва Гийнемер приблизился, воспользовался сюрпризом - последним изобретением германских лётчиков. Француз вдруг увидел, как в пузе у гиганта открылся люк и оттуда высунулся пулемёт. Гийнемер отреагировал тотчас и, сделав быстрый маневр, в следующую минуту атаковал немца под ракурсом в 3 / 4 с носа, первой же короткой очередью с близкого расстояния пробил мотор гиганта и вынудил его совершить посадку на французской территории у Понт-а-Мусона. Оба лётчика были взяты в плен. Имя отважного француза особенно прогремело в Марте 1917 года, после того как в течение 2-х дней подряд ( 16-го и 17-го ) Гийнемер сбивал по 3 вражеских самолёта. Через месяц он уже был самым популярным асом Франции, целыми мешками получая письма с любовными признаниями и просьбами об автографах. К 5 Июня 1917 года имел 45 побед и 20 поощрений командования. Его наградили орденом "Почётного Легиона" и медалью "Офицера Легиона". 19 Августа произошло необычное событие - Жорж Гийнемер вылетел на патрулирование в паре с Рене Фонком. Это событие знаменательно тем, что Гийнемер был непримеримым сторонником индивидуальных полётов, а Фонк убеждённым представителем групповой тактики. Оба лётчика сбили по двухместному германскому самолёту, которые сгорели в воздухе. Будучи большим жизнелюбом, Гийнемер не пренебрегал удовольствиями, вытекающими из его нового положения. Тем не менее, "кумир нации" не стал почивать на лаврах, и по - прежнему рисковал жизнью наряду со своими менее знаменитыми товарищами. Его храбрость и благородство вызывали восхищение даже у неприятеля. Так, 2-й по результативности германский ас Эрнст Удет до конца жизни вспоминал свой бой с Гийнемером. Патрулируя осенним днем участок в небе восточной Франции, Удет увидел самолёт с изображением аиста на фюзеляже и надписью на борту: "Vieux Charles" ( "Старина Шарль" ). Такая машина могла принадлежать только одному человеку - французу Гийнемеру, и Удет понял это сразу. Французский лётчик тоже узнал его. Два сильнейших аса воюющих сторон сошлись в поединке. Эта дуэль продолжалась 8 минут, противники демонстрировали друг другу мастерство пилотажа. Но когда Удет получил небольшой шанс для результативного огня, у него заклинило пулемёт. Пытаясь что - то предпринять, он несколько раз сильно ударил по нему кулаком - это вроде помогло, но секунды были упущены, а француз уже был у него на хвосте. Однако Гийнемер не стал стрелять. Увидев, что его соперник безоружен, не открыл огонь по беззащитному Удету - удовольствия от тактической победы в поединке ему было вполне достаточно. Его самолёт пролетел вплотную с машиной германского аса, Гийнемер улыбнулся, помахал рукой и, покачав на прощание крыльями, отвалил в сторону и отправился на свою базу. SPAD S.VII C1 "Le Vieux Charles" из Escadrille SPA3. Это 3-й аппарат типа Спад 7, знаменитого французского аса Жоржа Гинемера, на котором он летал весной и летом 1917 года. Машина была первой снабженной форсированным двигателем Испано - Сюиза, мощность которого возросла со 150 до 180 л. с. После смерти Гинемера самолёт оставлен на вечное хранение в память о герое и находится в французском авиамузее в Ле - Бурже. Знаменитый французский ас летал на "СПАДе S.VII", прозванном "Старина Шарль". Позже ему удалось убедить руководство компании "СПАД" и поставить на свой самолёт 37-мм пушку Гочкиса, стреляющую через ось винта, после чего самолёт переименовали в "Волшебную машину". На пушечном "СПАДе" он уничтожил один самолёт противника, но вскоре вернулся к старому проверенному пулемётному варианту машины. Всего Гийнемер принимал участие примерно в 600 воздушных боях, 7 раз был сбит неприятелем, но всякий раз избегал гибели. 11 Сентября 1917 года Гийнемер отправился в патрулирование и в районе Поель - Капелля сошёлся в воздушном бою с двухместным "Альбатросом". Но на этот раз удача отвернулась от великого французского лётчика. Через некоторое время самолёт с эмблемой аиста упал перед линией немецких траншей возле местечка Пелькапель в Бельгии. В этот момент английская артиллерия открыла огонь, а когда всё закончилось, на перепаханном воронками поле было уже невозможно найти ни машину, ни лётчика... Как писал журнал "Илюстрасьон": "С тех пор, как он пропал, его никто не видел и о нём никто ничего не слышал; его тело и самолёт так и не были найдены. Куда он исчез ? На каких крыльях сумел скользнуть в бессмертие ? Никто не знает, ничего не известно. Он набрал высоту и не вернулся - это всё. Возможно, наши потомки скажут: он залетел настолько высоко, что не смог приземлиться вновь". На счету Гийнемера было 54 воздушные победы и 25 наград. Палата депутатов Франции предложила похоронить героя в Пантеоне. Хотя в списке французских асов он занимает 2-е место ( после Рене Фонка ), большинство соотечественников по - прежнему считает его "лучшим из лучших". Германская пресса впоследствии утверждала, что победителем Гийнемера был лейтенант Курт Виссеман. В заключение статьи хочется отметить лишь один факт: Курт Виссеман [ Kurt Wissemann ] вовсе не был "известным германским асом", как часто пишут в различных изданиях. Он родился 20 Марта 1893 года в Эльберфельде. 28 Мая 1917 года прибыл в Jasta 3 из Jastaschule I и одержал в составе этой прусской эскадрильи всего 5 побед. Последняя из них - 11 Сентября - была одержана, как принято считать, над лучшим на тот момент асом Франции, Жоржем Гийнемером ( в 10:30 южнее Пулкапелле ). Сам же Виссеманн погиб 28 Сентября над Вестрозебеке. По одной из версий, он был сбит Рене Фонком, но более точные факты свидетельствуют о том, что это был лётчик из 56-й эскадрильи RFC - либо Р. Т. К. Хойдж, либо Г. Х. Боуман. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2014 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |