Родился в 1895 году в городке Жуа-эн-Морин в семье одного из крупнейших бумагозаводчиков Франции. Войну начал вольноопределяющимся в пехоте, но через несколько месяцев добился перевода в авиационную учебную команду, где получил диплом пилота. До Апреля 1915 года служил в 12-й эскадре, размещавшейся в районе Амьена и занимавшейся авиаразведкой и корректировкой артиллерийского огня. Позже был переведён в 67-ю истребительную эскадрилью, воевавшую на "Ньюпорах-11". Один из своих самолётов он покрасил краской красного цвета. 1 Апреля 1915 года одержал первую воздушную победу. Летом того же года в течение одной недели уничтожил ещё 2 неприятельских аэроплана, отправив их на землю прямо перед вражескими позициями. Немецкие пехотинцы с болью и гневом наблюдали, как их самолёты рухнули на французской территории, а выбравшиеся из-под обломков пилоты были тут же захвачены в плен. На одной из сбитых машин французы обнаружили аппарат для аэрофотосъемки и впоследствии создали на его основе собственный аналогичный прибор. 25 Февраля 1916 года Жан первым из французских пилотов одержал 2 победы в один день и первым же из своих соотечественников довёл свой боевой счёт до цифры "5". Слава Навара была столь велика, что о нём рассказывали настоящие легенды: например, о том, как французский ас будто бы сбил вражеский аэростат, распоров на лету ножом оболочку баллона. Во многом именно благодаря Новару сложился классический образ французского аса. В бою - он не слишком дисциплинированный, но умелый воин, предпочитающий одиночную охоту работе "в команде". После боя - благородный и остроумный кавалер, галантный с дамами и великодушный с поверженным противником. О том, насколько сам Жан стремился соответствовать подобному имиджу, свидетельствует один из его рассказов: "Однажды я сбил аппарат с двумя немецкими офицерами. У меня в распоряжении было всего 25 выстрелов; сделал 10, и 7 раз попал в мотор противника. Аппарат их полетел вниз, но, удивительно, оба офицера уцелели. Я спустился за ними и спросил: - Вы ранены ? Они отдали мне честь, и один ответил: - Не ранены, но в моторе 7 пуль, и на сердце тяжело ! - Ладно, - сказал я, - теперь вы оба мои пленники, пойдем, выпьем ! И я пустил их вперёд себя через лес, пока мы не добрались до крестьянского домика, где мы распили бутылку вина. Это приключение доставило мне новые "пальмы" и 30 суток ареста !". К лету 1916 года Навар не только оставался самым популярным асом Франции, но и по-прежнему лидировал среди своих коллег - соотечественников по количеству побед. Однако 17 Августа его машина была сбита над Аргоном. Лётчик остался жив, но в течение последующих 2-х лет находился в Париже на излечении. На фронт он вернулся только летом 1918 года, но активного участия в военных действиях уже не принимал и новых лавров не снискал. Тактика воздушного боя ушла далеко вперёд, а другие асы давно обошли "старину Жана" по популярности и количеству побед. Вскоре после своего ранения Навар обещал корреспондентам: "В день торжественного возвращения наших войск в Париж после заключения победоносного мира я тоже "пройду" под Триумфальной аркой, но не расставаясь с аппаратом - он шириной 7,5 метров, арка же имеет 12 метров ширины... Хватит места нам обоим". Как выяснилось, места не хватило. 10 Июля 1919 года во время репетиционного полёта Навар погиб при попытке пролететь под парижской Триумфальной аркой... |
Н а з а д
|
|
© 2000-2014 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |