Он родился 24 Марта 1891 года в Диттерсвинде под Бамбергом ( Северная Бавария ), в семье лесника. Жизнь в лесной глуши не привлекала молодого баварца, и по окончании школы он выбрал военную карьеру. В 1910 году вступил в Бранденбургский пехотный полк № 20. Отслужив там 2 года, Рудольф увлёкся романтикой воздушных полётов. 26 Сентября 1913 года он получил свой лётный сертификат № 538. Когда началась Первая Мировая война, он поступил в авиацию и летал как наблюдатель на разведчиках "Halberstadt", а позднее на "DFW" в составе разведывательного авиаотряда № 23 ( FFA 23 ), участвовал в боевых действиях на Западном фронте. За полёты в глубокий тыл противника во время битвы на Марне получил свои первые награды - Железный крест 1-го и 2-го класса. Зимой 1914 - 1915 годов Рудольф прошёл курс обучения в лётной школе и в конце Января вернулся в свою часть с дипломом пилота. 11 Января 1916 года на базе разведывательного отряда, в котором служил Бертольд, была сформирована истребительная авиагруппа КЕК Vaux, одна из первых в германской армии. Рудольф быстро освоил истребитель "Фоккер" Е.I и уже 2 Февраля одержал свою первую победу. 16 Февраля сбил 5-й самолёт, войдя в список асов. Но 25 Апреля 1916 года он тяжело пострадал при аварии на аэродроме в Во, пилотируя "Pfalz Е.IV" ( № Е803/15 ) и вернулся на фронт только через 3 месяца. Монопланы Fokker их KEK Vaux в 1916 году. Крайний слева - Рудольф Бертольд.Это было первым из многих ранений и травм, полученных им в течение войны, но они редко могли заставить его надолго оторваться от боевой деятельности на фронте. Действительно, Бертольд был знаменит тем, что возвращался в свои авиачасти до того, как его раны основательно заживут. В Августе он сформировал Jasta 4 на базе своего КЕК, передав командование над ней Гансу Буддекке. За Сентябрь он увеличил свой счёт до 10 побед и был представлен к награждению "Голубым крестом асов" - орденом "Poir le Merit". 14 Октября 1916 года Бертольд возглавил Jasta 14 и находился на этой должности до Мая следующего года, когда его сбил британский истребитель. В этом случае у него был повреждён череп, сломаны нос, тазобедренная кость и бедро.
До Августа 1917 года Рудольф служил на французском участке фронта, где противник почти не оказывал воздушного противодействия. Но когда 12 Августа он возглавил Jasta 18, дравшуюся с англичанами, ему пришлось вести ежедневные напряжённые бои. За месяц его боевой счёт удвоился и достиг 28 побед. Истребитель "Pfalz D.III" Рудольфа Бертольда. Сентябрь 1917 года.
10 Октября Бертольду разрывной пулей раздробило ему плечо правой руки. Теряя сознание, он сумел посадить самолёт. В Марте 1918 года, ещё до выздоровления, Рудольф получил приказ о своём назначении командиром 2-го истребительного авиаполка ( Jagdgeschwader № II ), что позволяло ему вести в бой лётчиков своей родной эскадрильи, по необходимости подкрепляя их людьми из Jasta 15. Несмотря на то, что его рука после ранения осталась частично парализованной, Бертольд вскоре вновь приступил к полётам. Освоив новый истребитель "Фоккер D.VII", он 28 Мая одержал очередную воздушную победу. В JG II Бертольд часто летал на "Pfalz D.III", предпочитая его истребителю "Albatros D.V". Позднее он водил в бой "Fokker D.VII". Его хорошо известной эмблемой являлся крылатый меч на красно - синем фюзеляже ( красный от носа до кабины, синий - дальше к хвосту ). В Феврале 1916 года он был награждён баварским орденом Военных заслуг 4-й степени, 15 Апреля - Рыцарским крестом ордена Св. Генриха, а затем, 27 Августа 1916 года, - Рыцарским крестом ордена Дома Гогенцоллернов с мечами. Звание Гауптмана ( Капитана ) ему было присвоено 20 Октября 1917 года, спустя 8 дней после получения ордена "Pour le Merite". Его военные успехи также принесли ему 8 Апреля 1916 года Рыцарский крест саксонского военного ордена Св. Генриха. "Fokker D.VII" командира JG II обер-лейтенанта Р. Бертольда. Август 1918 года.
Fokker D.VII Рудольфа Бертольда, 1918 год. |
10 Августа состоялся последний воздушный бой Рудольфа Бертольда. К этому дню на его счету было 42 сбитых самолёта противника. Рудольф повёл свой полк в атаку на английские бомбардировщики "Де Хэвилленд", шедшие под прикрытием истребителей. За несколько минут ему удалось поджечь 2 "Хэвилленда". Но в азарте боя пилот не заметил "Сопвич", зашедший ему в хвост. Пулемётная очередь перебила рулевые тяги, и неуправляемая машина, рухнув на землю с высоты 2000 метров, врезалась в дом. Когда искалеченного лётчика извлекли из - под обломков, никто не верил, что он будет жить. Но вопреки прогнозам врачей, через 2 месяца Рудольф пошёл на поправку. О капитуляции Германии Бертольд узнал ещё в госпитале. В Феврале 1919 года Рудольф стал комендантом гражданского аэродрома в Добрице. Но, как сказалось, война для него ещё не закончилась. В Апреле в Баварии вспыхнула революция. Коммунистические повстанцы заняли Мюнхен. В ответ на это началось создание отрядов добровольцев для защиты демократического правительства. Бертольд сформировал и возглавил "Железную бригаду", которая 1 Мая вместе с другими отрядами выбила повстанцев из Мюнхена. По окончании гражданской войны Бертольд поселился в Харбурге, на Эльбе. Но революция настигла его и там. Весной 1920 года в городе начались баррикадные бои. 15 Марта на одной из улиц Рудольфа остановил патруль повстанцев. От него потребовали сдать оружие и награды. Бертольд отказался снимать ордена. Тогда его повалили на землю и задушили лентой от креста "Poir le Merit". На его могиле высечено: "Получил уважение от врагов - умерщвлён своими германскими собратьями". * * *П Р И М Е Ч А Н И Е : FFA - полевая авиачасть; KEK - временная группа истребителей; Jasta - истребительная эскадрилья; Jagdgeschwader ( JG ) - истребительная эскадра, постоянное соединение из нескольких Jasta. |
Список известных побед Гауптмана Рудольфа Бертольда: № п/п | Дата победы | Сбитый самолёт | Вражеская часть | Район боя ( падения ) | Время победы | Своя часть | 1 | 02.02.1916 | Voisin | - | Шон | - | КЕК Vaux | 2 | 05.02.1916 | BE.2с | - | Ирль | - | 3 | 13.03.1916 | BE.2с | 4151, 8 Sqdn | С. Камбре | - | 4 | 01.04.1916 | Farman | - | Лион | - | 5 | 11.04.1916 | BE.2с | 2097, 9 Sqdn | Ю. Морепа | - | 6 | 24.08.1916 | Nieuport | - | Перонн | - | 7 | 17.09.1916 | Martinside G.100 | 7286, 27 Sqdn | Камбре | - | Jasta 4 | - | 22.09.1916 | ВЕ.12 н/п | 6544, 19 Sqdn | Бертенкур | - | - | 24.09.1916 | Nieuport н/п | - | Ранкур | - | 8 | 26.09.1916 | ВЕ.12 | 19 Sqdn | Бертенкур | 13:15 | 9 | 24.03.1917 | Farman | Esc F.7 | Эзи - Вайи | - | Jasta 14 | 10 | 06.04.1917 | Caudron | Esc F.35 | Мальвель | 13:15 | 11 | 11.04.1917 | Spad | Spa 73 | Карбене | 11:45 | 12 | 14.04.1917 | Spad | - | Буа-де-Бо-Мавэ | 12:00 | 13 | 21.04.1917 | Martinside G.100 | 27 Sqdn | Диксмюд | 08:17 | Jasta 18 | 14 | 04.09.1917 | RE.8 | 7 Sqdn | С. Ипра | 08:25 | 15 | RE.8 | 9 Sqdn | Сен - Жан | 17:00 | 16 | 05.09.1917 | DH.4 | A7530, 55 Sqdn | Тилт | 15:28 | 17 | 15.09.1917 | DH.4 | A7531, 55 Sqdn | оз. Зиллебеке | 14:10 | 18 | 16.09.1917 | RE.8 | 6 Sqdn | 3. Беселаре | 18:00 | 19 | RE.8 | 4 Sqdn | Зоннебеке | 18:25 | 20 | 19.09.1917 | RE.8 | - | Беселаре | 10:00 | 21 | 20.09.1917 | Spad | - | В. оз. Зиллебеке | 11:30 | 22 | 21.09.1917 | Spad | 19 Sqdn | 3. Менена | 09:50 | 23 | 22.09.1917 | Bristol F2b | A7205, 22 Sqdn | оз. Зиллебеке | 09:00 | 24 | 25.09.1917 | Spad | B3520, 19 Sqdn | - | 16:30 | 25 | 26.09.1917 | Camel | B2358,70 Sqdn | Беселаре | 12:00 | 26 | 28.09.1917 | DH.5 | A9211, 32 Sqdn * | Холлебеке | 12:30 | 27 | 30.09.1917 | Pup | 66 Sqdn | Дёльмон | 11:50 | 28 | 02.10.1917 | DH.4 | 57 Sqdn | Рулер | 13:30 | 29 | 28.05.1918 | Nieuport 27 | - | Суассон | 11:30 | JG II | 30 | 29.05.1918 | Spad XIII | - | - | 18:30 | 31 | Breguet XIV | - | - | 18:40 | 32 | 05.06.1918 | DH.9 | 205 Sqdn | С. Сен - Жюста | - | 33 | 11.06.1918 | Фр. самолёт | - | - | - | 34 | 12.06.1918 | Spad 2 | - | - | - | 35 | 18.06.1918 | SE.5a | C1123, 84 Sqdn | Виллер - Бретонне | 11:50 | 36 | SE.5a | D259, 84 Sqdn | Виллер - Бретонне | 11:55 | 37 | 27.06.1918 | Bristol F2b | 48 Sqdn | Виллер - Бретонне | 19:06 | 38 | 19.07.1918 | Spad | - | - | - | 39 | 20.07.1918 | Spad 2 | - | - | 19:05 | 40 | 01.08.1918 | AR.2 | - | Фер-ан-Тарденуа | 19:45 | 41 | 09.08.1918 | Sopwith | - | Трико | 18:00 | 42 | Sopwith 2 | - | Бокур | 18:30 | 43 | 10.08.1918 | DH.4 | - | Ликур | 12:20 | 44 | DH.4 | - | Абленкур | 12:30 | * Флайт - коммандер ( Капитан морской авиации ) А. Т. Лойд, 6 побед. |
|