Родился 13 Апреля 1897 года в Крефельде. Был записан в местный ландвер, но с началом войны поступил в 11-й гусарский полк и отправился с ним на Восточный фронт. Произведённый 27 Января 1915 года в ефрейторы, 18 Мая Фосс стал унтер - офицером и заслужил в боях Железный крест 2-го класса. Он подал рапорт о переводе в авиацию, который был принят 1 Августа, после чего Фосса направили в FEA 7, в Кёльн. Посланный 1 Сентября 1915 года в лётную школу в Крефельд, он прошёл там курс обучения и после сертификации вернулся 12 Февраля 1916 года в FEA 7, но уже как инструктор. 2 Марта Фосс был повышен в звании до вице - фельдфебеля и 10 Марта направлен в KG 4 ( Staffel 20 ). Как и у многих других германских асов, лётная служба Фосса началась с должности летнаба на двухместном разведчике, а 28 Мая получил свой знак пилота. Летом 1916-го Вернер летал на фронтовом бомбардировщике. 9 Сентября он был произведён в офицеры. 21 Ноября он переведён в знаменитую Jasta 2. Уже через 6 дней Фосс сбил 2 самолёта в одном бою. Через 3 дня - ещё один. 19 Декабря его наградили Железным крестом 1-го класса. С первых недель 1917 года он быстро начал набирать свой боевой счёт. 1-го и 4 Февраля одержал ещё 2 победы, став таким образом самым молодым германским асом. К концу Февраля за ним уже числилось 11 воздушных побед, к концу Марта - 22. В середине Марта 1917 года Германское командование начинает отвод войск на предварительно подготовленные позиции Зигфрида. Этот неожиданный отход германских войск нарушил планы союзников, заставив их произвести перегруппировку армий. Однако общая идея наступательной операции Нивеля осталась в силе. Главному удару должен был предшествовать удар англичан у Арраса. Обратимся к записям Манфреда фон Рихтгофена: "Название "позиция Зигфрида" известна в Германии каждому юноше. К тому времени, когда мы выдвинулись на эту позицию, активность в воздухе возросла до немыслимых пределов. Мы позволяли противнику оккупировать наши территории, которые были уже полностью эвакуированы, но не отдавали ему ни пяди наших воздушных пространств. Истребительная эскадрилья, натасканная Бёльке, гонялась за англичанами, которые тоже отчаянно бились за воздушное пространство, и нам удавалось удерживать их в рамках только ценой чудовищных усилий. Это было время, когда свою жизнь отдал за родину даже принц Фредерик Чарльз. В ходе охотничьей экспедиции Лейтенант Вернер Фосс выиграл у англичанина воздушную дуэль, и тот вынужден был сделать посадку на нейтральной территории, на ничейной земле. В данном случае это была земля, которую мы уже покинули, но противник ещё не занял. По неоккупированной зоне ходили только наши и английские патрули. Английский аэроплан стоялмежду двумя позициями, и наш добрый англичанин поверил, что земля эта уже принадлежит его соотечественникам - во всяком случае, верить в это было ему удобнее... Лейтенант же Фосс придерживался иного мнения. Не раздумывая ни секунды, он приземлился рядом со своей жертвой и быстренько перетащил английские пулемёты и другие полезные вещи в свой собственный аэроплан, достал коробку спичек, и через минуту английская машина уже пылала факелом. Потом Фосс, улыбаясь, помахал крылом сбегавшимся со всех сторон англичанам - и был таков". 17 Марта он получил в награду Рыцарский крест ордена Дома Гогенцоллернов с мечами, а 8 Апреля, когда количество его жертв перевалило за 20, шею пилота украсил орден "Pour le Merite" - самая престижная награда кайзеровской Германии. День своего 20-летия Вернер Фосс встретил, имея на счету 24 сбитых самолёта противника. 9 Мая он сбил в одном бою 3 английских самолёта. Это были его последние победы в Jasta 2. После 28 побед Фосс перешёл 20 Мая в Jasta 5, а когда его счёт достиг 34 побед, был переведён исполняющим обязанности командира в Jasta 29. Этой эскадрильей он командовал до 3 Июля, после чего получил перевод в Jasta 14, причём на такую же должность. 30 Июля Фосс был официально назначен командиром Jasta 10. "Albatros" D.III Вернера Фосса из состава Jasta 5, Июнь 1917 года. К тому времени самолёт получил новый радиатор ( или же заменили верхнее крыло ). 28 Августа в Jasta 10 прибыли 2 первых "Фоккера" F.I - новейших истребителя - триплана, обладавших уникальной маневренностью. В умелых руках эта машина действительно творила чудеса. Один из "Фоккеров" стал боевой машиной Вернера Фосса, на которой за 20 дней боёв он одержал 10 побед и оставался верен ему до самой смерти. Конструктор самолёта, Энтони Фоккер лично пригласил Фосса на торжественный вечер в отеле "Бристоль", устроенный по поводу успеха своего детища. Pfalz D.III командира Jasta 10 Лейтенанта Вернера Фосса. Август 1917 года. На этой машине ас одержал 4 победы ( с 35 по 38 ), затем пересел Fokker Dr.I. 23 Сентября, спустя всего несколько дней после тостов за Фоккера и его машину, Фосс сбил своего 48-го противника, но затем принял бой, которому было суждено стать одним из самых знаменитых воздушных схваток Первой Мировой войны. Вечером того дня английский ас Джон Мак Кадден, летевший во главе патрульной шестёрки истребителей, увидел над линией фронта "Фоккер - триплан", преследующий британский SE.5a. Англичане с ходу атаковали немецкого пилота, который, к их удивлению, не пытался спастись бегством, а отважно вступил в бой. Совершенно один он сражался против целого звена истребителей SE.5а из 56-й эскадрильи, включавшего таких асов, как Мак Кадден, Рийс - Дэвидс, Барлоу, Маспратт, Кронин, Хойдж, Мэйбери, Чидлоу - Робертс и Боуман. [ В этом списке есть неточности. Капитан Чидлоу - Робертc, на самом деле служивший в 60-й эскадрилье, а не в 56-й, действительно принимал участие в бою с Фоссом, но чуть раньше, прикрывая своего сильно повреждённого ведомого. При этом он и сам получил повреждения, что заставило его выйти из боя ( см. в тексте ниже ). Барлоу, являвшийся офицером 56-й эскадрильи, в этом бою не участвовал ] Более 10 минут продолжалась эта отчаянная схватка одного против семерых. Никто из английских лётчиков не мог поймать в прицел своего противника. С невероятнейшим мастерством Фосс почти смог одержать победу над британскими истребителями, отметив пулемётными очередями 4-х из них. Практически непосредственно перед своим последним боем Фосс серьёзно повредил 2 SE.5а из 60-й эскадрильи, заставив их выйти из боя, а затем в схватке с 56-й эскадрильей он уже нанёс повреждения машинам Кронина, Мэйбери, Чидлоу - Робертса и Маспратта. Урон, нанесённый им 60-й и 56-й эскадрильям, выразился в 6 повреждённых машинах. Наконец, пулемётная очередь лейтенанта Артура Рийс - Дэвидса накрыла очередями двигатель "Фоккера" и поставила точку в жизни Вернера Фосса. Мотор заглох, и англичане "отвели душу", расстреляв весь боекомплект по беззащитно планирующему самолёту. Его триплан "Fokker" F.I ( № 103 / 17 ) рухнул в 19:35 на ферму Плюм, чуть севернее Фрезен - берга, где британские солдаты похоронили германского лётчика. Ему было 20 лет, а Рийс - Дэвидсу ( фото слева внизу ) не хватало лишь 3 дней до своего 20-летия. "Если б я только мог сбить его, не убив", - писал Дэвидс вскоре после этого боя... Спустя месяц, 27 Октября 1917 года, лейтенант Артур Рийс - Дэвидс, кавалер орденов "За исключительный заслуги" и "Военного креста", имевший на своём счету уже 25 побед, был сбит германским асом Карлом Галльвицем ( став его 5-й жертвой из 10 сбитых к концу войны ). Самолёт Фосса имел отличительный знак: нарисованное лицо на передней части обтекателя. При этом, одни указывают на его жёлтый цвет ( рисунок вверху ), другие - на зелёный ( рисунок внизу ). Обломкам его самолёта, упавшего на британской стороне линии фронта, был присвоен принятый в RFC номер - "G.72". По другим источникам самолёт был покрыт своеобразным камуфляжем: на верхних и частично боковых поверхностях нанесены узкие поперечные полосы ( мазки кистью ) зелёного цвета на голубом фоне. Нижние поверхности голубые. * * *
Список известных побед Лейтенанта Вернера Фосса:
* * *
|
Н а з а д
|
|
© 2000-2014 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |