Аргеев Павел Владимирович |
|
Вернувшись на родину и привезя с собой багаж с дипломатической почтой, он подал в министерство иностранных дел следующую бумагу:
"Ваше превосходительство, информирую вас о своем прибытии в Санкт - Петербург. Со мной военная почта для вашего департамента. Кроме этого, прошу разрешения продолжить службу в русской Армии по своей специальности, каковой является авиация. До 1 Августа сего года я служил в истребительном авиаотряде французских ВВС. Французское правительство снабдило меня личным самолётом новейшей конструкции ( аппарат "Ньюпор-17" ). В дополнение я получил запасной двигатель 110 л.с., запасные части к нему, пулемёт Виккерса и 500 патронов".
Согласно Высочайшему указу от 22 Октября 1916 года, Аргеев был восстановлен в рядах Русской Императорской Армии в звании Штабс-капитана. 2 Ноября его откомандировали в 12-й истребительный отряд, а ровно через месяц последовало новое назначение - в 19-й корпусной авиаотряд, возглавляемый лучшим российским асом - Александром Казаковым. Новый начальник отзывался о Павле Аргееве следующим образом: "Превосходный офицер и пилот. Знающий своё дело и любящий его. Самоотверженно трудится, добывая военную славу своему отряду. Исполнительный. Большой знаток французской авиации".
Аргеев и вправду очень быстро проявил себя, включившись в боевую работу своего отряда. Уже 10 Января 1917 года его поздравляли с первой воздушной победой, которая стоила ему очередного ранения. Во время схватки одна из пуль, посланных неприятельским наблюдателем, поразила его в правую руку. Однако Павел Аргеев не отступился и ответным огнём сбил двухместный разведчик "Альбатрос", падение которого было засвидетельствовано русской пехотой. Аргеева наградили за этот бой орденом Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом.
В Феврале 1917 года 19-й авиаотряд и всю 1-ю Боевую авиагруппу ( БАГ ) перебросили в Румынию. Из-за плохой погоды бои в воздухе почти не велись, и лишь 21 Апреля Аргеев сбил вражеский двухместный самолёт, за что получил Золотое Георгиевское оружие.
Весной нападения вражеской авиации участились, из-за чего русские ВВС начали использовать практику патрулирования. О том, как именно осуществлялись эти операции, свидетельствует рапорт Аргеева от 6 Мая 1917 года:
"Я вылетел в составе группы - штабс-ротмистр Казаков, подпоручик Жабров, прапорщик Аеман. В 9 часов 20 минут южнее деревни Шебалин Казаков и я обнаружили вражеский аппарат на высоте 1800 метров. Заметив нас, враг скрылся. В 9 часов 40 минут наша группа атаковала два "Альбатроса", двигающихся с востока. Один "Альбатрос" вступил в схватку со мной. После короткой перестрелки он стал резко снижаться. Я начал его преследовать, но на высоте 1400 метров вынужден был отступить, так как попал под артиллерийский огонь, открывшийся с вражеских позиций. Всего я расстрелял 430 патронов".
Согласно донесению наземных войск, подбитый аэроплан рухнул в Лисонском лесу севернее Бржежан. Австрийский экипаж в составе пилота Рарцни и лётчика - наблюдателя Ферстеля ( из 1-й флигерроты ) был пленён русской пехотой.
17 Мая 1917 года Аргеев и его непосредственный начальник А. Казаков вдвоём сбили двухместный "Альбатрос" юго - западнее Подгайц. Экипаж этого самолёта - Лейтенанты Витген и Боде - так увлекся фотографированием русских позиций, что попросту не успел отреагировать на нападение. В результате уже через 10 минут обломки вражеского аэроплана лежали на "ничейной территории".
Когда победители посадили свои машины рядом с местом падения "Альбатроса", австрийским лётчикам уже оказывали первую помощь. Полученные ими ранения были лёгкими, так что пленники нашли в себе достаточно сил и галантности, чтобы поздравить русских с мастерски проведённой атакой.
В том, что их слова не были пустым комплиментом, убеждало и зрелище сбитого "немца". В аэроплане насчитали около 60 пулевых отверстий, причём особенно кучно пули легли в районе кабины. Выстрелы почти полностью разбили все приборы и фотоаппаратуру и лишь по чистой случайности не оказались смертельными для австрийцев.
За свою 4-ю воздушную победу Аргеев получил орден Св. Станислава 3-й степени. Однако, зарекомендовав себя отличным мастером воздушного боя, в ряде случаев он выполнял задания, несвойственные лётчикам - истребителям.
Так, в ночь на 30 Мая 1917 года Аргеев сам вызвался совершить бомбардировку железнодорожного узла под Станиславом Отправившийся с ним в качестве наблюдателя Штабс-ротмистр Старский вполне благополучно сбросил смертоносный груз на крупное скопление войск неприятеля. Самой же опасной частью этого рейда стала ночная посадка, которую Аргеев никогда прежде не осуществлял, и которая по тем временам была делом довольно рискованным. Чтобы не потерпеть аварию, высунувшийся из кабины Старский выступал в роли навигатора. К счастью, всё обошлось благополучно.
И всё же подобные миссии носили разовый характер. А вот охота за вражескими аэропланами стала настоящей страстью Аргеева. Всё свободное от боевой работы время он вместе с Казаковым отрабатывал тактические приёмы, которые должны были гарантировать ему победу над неприятелем.
Свои наработки 2 лётчика в очередной раз опробовали 8 Июня, выследив и атаковав аэроплан "Бранденбург C.I" из 25-й флигерроты. Нападение русских было столь стремительным, что австрийский экипаж в составе пилота Киммеля и наблюдателя Пайлау понял, что именно произошло, только тогда, когда их самолёт загорелся и начал снижаться. "Бранденбург" совершил вынужденную посадку к западу от деревни Виктуровка, причём экипаж был пленен русскими наземными частями.
Аргеев получил орден Св. Анны 4-й степени и одновременно перешёл рубеж в 5 сбитых вражеских самолётов, завоевав тем самым право на статус аса. Подтвердить его он смог 20 Июня, опять - таки в паре с Казаковым. Во время патрулирования вдоль Днестра, неподалёку от города Тарнополь, сослуживцы столкнулись с германским "Румплером С.Iа". После короткой схватки экипаж вражеского аэроплана - Лейтенанты Боулвег и Детер - был серьёзно ранен и совершил вынужденную посадку возле деревни Михайловка.
На этом список побед, одержанных Аргеевым в России, заканчивается. Из 6 сбитых им здесь неприятельских самолётов половину он сбил вместе с Казаковым, который, видимо, видел в нём своего возможного преемника в качестве командира 1-й Боевой авиагруппы. Во всяком случае, именно Аргеева Казаков поставил командовать "своим" 19-м корпусным авиаотрядом.
А вот у вышестоящего начальства на Штабс-капитана Павла Аргеева были другие виды. 11 Августа он был переведён из 1-й во 2-ю истребительную авиагруппу, которую должен был принять после гибели Капитана Евграфа Крутеня. Однако, во 2-й авиагруппе уже имелся собственный кандидат на эту должность - Штабс-капитан Модрах. Павел Аргеев не стал претендовать на его место. Через некоторое время его назначили командиром 3-й авиагруппы. Но и тут Аргеев долго не задержался, так как командование вскоре предложило ему заняться формированием 5-й боевой авиагруппы. Однако, в свете начавшегося на фронте развала, дальнейшие перспективы участия России в войне становились весьма и весьма сомнительными.
13 Ноября 1917 года, рке после прихода к власти большевиков, Аргеев по совокупности заслуг был награждён давно им заслуженным орденом Св. Георгия 4-го класса, причём, как можно предположить, он стал одним из последних георгиевских кавалеров в истории России.
В начавшейся вскоре братоубийственной Гражданской войне Аргеев участвовать не захотел и предпочёл через занятый англичанами Архангельск вернуться во Францию. В Париже он появился в начале Мая 1918 года, и, без особого труда восстановившись в рядах французских ВВС, был направлен во вновь сформированную эскадрилью "Spa.124", входившую в 21-ю Группу воздушного боя 4-й армии.
Ранее номер "124" был присвоен прославленному соединению, набранному из американских волонтёров и носившему громкое имя "Лафайетт". С вступлением в войну Соединенных Штатов это подразделение формально перешло под командование американцев, став 103-й истребительной эскадрильей.
Новая 124-я эскадрилья также носила интернациональный характер - в ней воевали представители почти всех стран Антанты, включая 3-х португальцев и одного словака ( который, будучи подданным Австро - Венгрии, был вынужден сражаться не афишируя своего происхождения ).
К новому месту службы Павел Аргеев прибыл 25 Мая, за 2 дня до начала битвы на Энне, во время которой 1-я и 7-я германские армии, прорвав фронт на протяжении 25 миль, в течение недели продвинулись до города Шато-Тьер-ри и захватили в плен около 65 тысяч солдат и офицеров союзников.
21-я Группа оказалась в эпицентре боевых действий, и уже 1 Июня Аргеев сбил немецкий разведчик "Румплер", получив при этом лёгкое ранение. На следующий день 21-ю Группу передали 6-й французской армии, после чего эскадрильи перебазировались из-под Реймса в район Фрачвилля.
Здесь следует отметить, что в историю Франции Реймс вошёл не только как место коронации французских королей, но и как город, некогда отвоёванный Жанной д'Арк у британцев. Командир эскадрильи Капитан д' Гюймар оказался неравнодушен к историческим ассоциациям и приказал своим подчинённым нарисовать на фюзеляжах машин народную героиню в боевом шлеме. Украсила эта эмблема и самолёт Аргеева, который к началу Июля уже был самым результативным лётчиком своей эскадрильи.
При этом, подобно многим другим асам, Павел не любил работать в команде, отдавая предпочтение свободной охоте. Недаром один из его сослуживцев - Марсель Роберт писал следующее:
"Капитан д'Арджефф не отличался изысканностью в манере пилотирования. Его излюбленным приёмом было, что называется, брать нахрапом или идти напролом. Но зато он обладал каким-то сверхъестественным чутьём охотника и яростью отчаянного воина. Он предпочитал летать и драться в одиночку. Веря во внимание его славное прошлое и настоящие заслуги, наш командир позволял Капитану летать, когда и как ему вздумается. Наверное, в силу славянского темперамента на д'Арджеффа периодически находила какая-то хандра, и тогда он по нескольку дней просто наблюдал за нашей работой или же спал на солнышке. Но как только хандра отступала, Капитан тут же отправлялся на охоту.
Здесь ему не было равных. Он шёл на добычу, повинуясь внутреннему чувству. И как только противник обнаруживал себя, д'Арджефф коршуном бросался на него и, не отвлекая себя маневрированием ( даже если враг открывал огонь ), пикировал на него, пока расстояние сокращалось до той точки, с которой промахнуться было практически невозможно. Благодаря такому рискованному приёму д'Ар-джефф завалил гораздо больше "этих идиотов бошей", как он любил называть немецких лётчиков.
Конечно, Капитан д'Арджефф был гораздо старше нас, новоиспечённых Лейтенантов, к когорте которых я имел честь тогда принадлежать, да, к тому же, он числился одним из самых заслуженных и почитаемых офицеров. Но, несмотря на все регалии, он вовсе не держался особняком, частенько смеша нас и позволяя подшучивать над собой. Особенно всех веселил его весьма приблизительный французский. Правда, за всё время нашего знакомства серьёзно я с ним никогда не разговаривал. Доверительные беседы о своей жизни и службе в России д'Арджефф позволял только с нашим командиром Капитаном д'Гюймаром. И всё же мы все любили и уважали его".
В Июне 1918 года Павел Аргеев "взял нахрапом" 3 немецких двухместных разведчика, доведя счёт подтверждённых побед до 10. Затем, 3 Июля, 21-ю Группу вернули 4-й армии в Шампань, а 9-го числа командующий соседней 9-й армией личным приказом отметил Капитана д'Арджеффа за его отличную службу.
Хотя на Шампанском фронте лётчики авиагруппы провели 15 боёв, новых побед на их счету не было вплоть до Сентября месяца, когда германская армия двинулась в "последнее и решительное" наступление. В течение всего 2-х дней Аргеев увеличил свой счёт на 3 сбитых вражеских самолёта. Сначала, 27 Сентября, он сбил истребитель "Фоккер D.VII", а спустя сутки выследил и отправил на землю ещё 2 вражеских разведчика. Эти достижения были отмечены приказом по армии, в котором Аргеев характеризовался так:
"Очень деятельный и храбрый офицер. Превосходный пилот, доказавший свое мастерство многочисленными победами. 27 Сентября он атаковал группу из 8 вражеских самолётов, рассеял их и сбил одну машину".
5 Октября Аргеев добился ещё одного "дуплета", вновь сбив 2 самолёта - разведчика. Правда, на этот раз вторая победа осталась неподтверждённой. Последнего успеха Павел добился 30 Октября, когда отправил на землю "боша", ставшего, кстати сказать, последним ( 26-м по счёту ) трофеем всей эскадрильи.
1 Ноября 1918 года его соединение перебазировалось на более спокойный участок, однако удалённость от эпицентра боёв не помешала Аргееву найти себе новые жертвы. В результате, за оставшиеся до конца войны 10 дней к своим 15 подтверждённым победам он добавил ещё 2 неподтверждённые.
За свою боевую карьеру Аргеев был ранен 5 раз, а его Военный Крест украшали 8 пальмовых ветвей ( каждая из них обозначала цитирование очередного подвига русского авиатора в приказе по корпусу или армии ).
После подписания мира Павел Аргеев демобилизовался и поступил на службу во Франко - Румынскую авиакомпанию. Но его штатская карьера продолжалась недолго. 30 Октября 1922 года в 12 часов 30 минут, во время совершения почтового рейса из Праги в Варшаву, его самолёт, пролетая над Татрами в районе Трантенау, попал в густой туман и врезался в одну из гор неподалеку от польской границы. Отважному ветерану Первой Мировой войны было 35 лет.
Н а з а д
|
|
© 2000-2014 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |