Аргеев Павел Владимирович

П.В.Аргеев.

Павел Аргеев встретил Первую Мировую войну в эмиграции. Будучи профессиональным военным, он предпочёл не терять время даром и пошёл воевать во французской пехоте, сражавшейся с немцами на полях Марны и Соммы.

В отличии от большинства асов, он не был энтузиастом авиации, в небо Аргеева привёл солдатский долг. В разгар войны своенравная судьба ненадолго возвратила его на родину, где Павел стал известным лётчиком - истребителем. Следуя собственному пониманию долга, Аргеев устранился от революционных катаклизмов, происходивших в России, решив целиком посвятить себя приютившей его Франции.

На его счету 15 достоверных побед и 17 - с вероятно сбитыми.

Награды: орден Св. Анны 2 - 4-й степеней, орден Св. Станислава 2 - 3-й степеней, орден Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом, орден Св. Георгия 4-го класса, Золотое Георгиевское оружие  ( Россия ); Военный Крест с 8-ю пальмами, орден Почётного Легиона  ( Франция ).

*     *     *

Павел Владимирович Аргеев родился 1 Марта 1887 года в Ялте в семье кадрового офицера. Первый этап жизненного пути складывался у него так же, как и у большинства других юношей его круга: окончив кадетский корпус, Павел поступил в Одесское военное училище, по выходе из которого получил звание Прапорщика инженерных войск  ( Октябрь 1907 года ).

В Ноябре 1910 года ему присвоили чин Подпоручика и зачислили в 184-й пехотный полк, квартировавший в Варшаве. В Мае 1911 года Аргеева откомандировали в Чернигов, в 29-й пехотный полк. Ещё через полгода он был произведён в Поручики, но затем благополучно складывающаяся военная карьера Аргеева внезапно сломалась.

Причины, по которым Павел Аргеев вышел в отставку, неизвестны: по одной версии - он вступился за солдата, ставшего жертвой рукоприкладства, по другой - поссорился со своим родственником - жандармом. Так или иначе, но Поручик П. В. Аргеев уволился из армии и, выехав за границу, поселился во Франции. Впрочем, существует и ещё одна версия, явно не стыкующаяся с двумя предыдущими: по ней Аргеев в отставку не выходил, а во Францию он отправился по приказу начальства, для того чтобы стажироваться при Генштабе союзников.

Последнюю из трех версий следует признать вполне вероятной, так как после начала Первой Мировой войны Павел Аргеев был принят во французскую армию в чине Лейтенанта  ( 30 Августа 1914 года ). Тогда многие русские из числа вольных или невольных эмигрантов изъявили желание воевать с Германией под французским знаменем, но, как правило, никто из них не получал сразу же офицерского звания. И если для Аргеева союзники сделали исключение  ( да ещё и присвоили ему звание Лейтенанта, равное русскому чину Поручика ), можно предположить, что здесь не обошлось без вмешательства русского военного командования.

В рядах 331-го пехотного полка Павел Аргеев сражался на фронте, и уже в Сентябре получил своё первое ранение. Спустя месяц он вернулся на передовую в свою часть вместе с только что сформированной 5-й ротой. Бои в это время носили настолько ожесточённый характер, что уже через неделю все офицеры - французы 5-й роты или погибли, или попали в госпиталь. Аргеев принял командование ротой с одновременным производством в звание Капитана, 9 Января 1915 года он был награждён французским Военным Крестом с 2-мя пальмами, а в Мае того же года стал кавалером ордена Почётного Легиона. В приказе о награждении указывалось, что "...Капитан д'Арджефф показал в боях огромную отвагу и энергию. Завоевал авторитет среди личного состава. 17 Апреля 1915 года был легко ранен, но продолжал командовать ротой".

Рана, которую Аргеев получил за 5 дней до награждения  ( 2 Мая ), оказалась тяжёлой, и после двухмесячного пребывания в госпитале Павла признали негодным для службы в пехоте. А вот критерии при отборе в авиацию были не столь строгими, благодаря чему Аргеев добился перевода в Военно - Воздушные силы.

Отучившись в 2-х авиашколах  ( в Дугни и Аворде ), 30 Января 1916 года он получил "бреве" и был направлен в 48-ю эскадрилью. Офицер с "Почётным Легионом" и "Военным Крестом" на груди, и к тому же иностранец, явно выделялся из общей массы, вызывая к себе не только уважение, но и зависть. Можно предположить, что Аргеев чувствовал себя чужаком, поскольку уже через 2 месяца он подал прошение о зачислении в состав Французской авиационной миссии в России. Одна из неофициальных причин перевода заключалась в том, что Аргеев, будучи иностранным подданным, не имел права командовать отдельной французской частью, хотя как боевой офицер вполне заслуживал этого, и французское военное министерство решило дать ему возможность продолжить свою карьеру в России.

П.Аргеев среди пилотов 48-й эскадрильи.

Вернувшись на родину и привезя с собой багаж с дипломатической почтой, он подал в министерство иностранных дел следующую бумагу:

"Ваше превосходительство, информирую вас о своем прибытии в Санкт - Петербург. Со мной военная почта для вашего департамента. Кроме этого, прошу разрешения продолжить службу в русской Армии по своей специальности, каковой является авиация. До 1 Августа сего года я служил в истребительном авиаотряде французских ВВС. Французское правительство снабдило меня личным самолётом новейшей конструкции  ( аппарат "Ньюпор-17" ). В дополнение я получил запасной двигатель 110 л.с., запасные части к нему, пулемёт Виккерса и 500 патронов".

Согласно Высочайшему указу от 22 Октября 1916 года, Аргеев был восстановлен в рядах Русской Императорской Армии в звании Штабс-капитана. 2 Ноября его откомандировали в 12-й истребительный отряд, а ровно через месяц последовало новое назначение - в 19-й корпусной авиаотряд, возглавляемый лучшим российским асом - Александром Казаковым. Новый начальник отзывался о Павле Аргееве следующим образом: "Превосходный офицер и пилот. Знающий своё дело и любящий его. Самоотверженно трудится, добывая военную славу своему отряду. Исполнительный. Большой знаток французской авиации".

Аргеев и вправду очень быстро проявил себя, включившись в боевую работу своего отряда. Уже 10 Января 1917 года его поздравляли с первой воздушной победой, которая стоила ему очередного ранения. Во время схватки одна из пуль, посланных неприятельским наблюдателем, поразила его в правую руку. Однако Павел Аргеев не отступился и ответным огнём сбил двухместный разведчик "Альбатрос", падение которого было засвидетельствовано русской пехотой. Аргеева наградили за этот бой орденом Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом.

В Феврале 1917 года 19-й авиаотряд и всю 1-ю Боевую авиагруппу  ( БАГ )  перебросили в Румынию. Из-за плохой погоды бои в воздухе почти не велись, и лишь 21 Апреля Аргеев сбил вражеский двухместный самолёт, за что получил Золотое Георгиевское оружие.

П.Аргеев среди пилотов 1-й БАГ.

Весной нападения вражеской авиации участились, из-за чего русские ВВС начали использовать практику патрулирования. О том, как именно осуществлялись эти операции, свидетельствует рапорт Аргеева от 6 Мая 1917 года:

"Я вылетел в составе группы - штабс-ротмистр Казаков, подпоручик Жабров, прапорщик Аеман. В 9 часов 20 минут южнее деревни Шебалин Казаков и я обнаружили вражеский аппарат на высоте 1800 метров. Заметив нас, враг скрылся. В 9 часов 40 минут наша группа атаковала два "Альбатроса", двигающихся с востока. Один "Альбатрос" вступил в схватку со мной. После короткой перестрелки он стал резко снижаться. Я начал его преследовать, но на высоте 1400 метров вынужден был отступить, так как попал под артиллерийский огонь, открывшийся с вражеских позиций. Всего я расстрелял 430 патронов".

Согласно донесению наземных войск, подбитый аэроплан рухнул в Лисонском лесу севернее Бржежан. Австрийский экипаж в составе пилота Рарцни и лётчика - наблюдателя Ферстеля  ( из 1-й флигерроты )  был пленён русской пехотой.

Румплер С.I

Немецкий двухместный самолёт - разведчик "Альбатрос С.I".  Весна 1917 года.

17 Мая 1917 года Аргеев и его непосредственный начальник А. Казаков вдвоём сбили двухместный "Альбатрос" юго - западнее Подгайц. Экипаж этого самолёта - Лейтенанты Витген и Боде - так увлекся фотографированием русских позиций, что попросту не успел отреагировать на нападение. В результате уже через 10 минут обломки вражеского аэроплана лежали на "ничейной территории".

Когда победители посадили свои машины рядом с местом падения "Альбатроса", австрийским лётчикам уже оказывали первую помощь. Полученные ими ранения были лёгкими, так что пленники нашли в себе достаточно сил и галантности, чтобы поздравить русских с мастерски проведённой атакой.

В том, что их слова не были пустым комплиментом, убеждало и зрелище сбитого "немца". В аэроплане насчитали около 60 пулевых отверстий, причём особенно кучно пули легли в районе кабины. Выстрелы почти полностью разбили все приборы и фотоаппаратуру и лишь по чистой случайности не оказались смертельными для австрийцев.

За свою 4-ю воздушную победу Аргеев получил орден Св. Станислава 3-й степени. Однако, зарекомендовав себя отличным мастером воздушного боя, в ряде случаев он выполнял задания, несвойственные лётчикам - истребителям.

Так, в ночь на 30 Мая 1917 года Аргеев сам вызвался совершить бомбардировку железнодорожного узла под Станиславом Отправившийся с ним в качестве наблюдателя Штабс-ротмистр Старский вполне благополучно сбросил смертоносный груз на крупное скопление войск неприятеля. Самой же опасной частью этого рейда стала ночная посадка, которую Аргеев никогда прежде не осуществлял, и которая по тем временам была делом довольно рискованным. Чтобы не потерпеть аварию, высунувшийся из кабины Старский выступал в роли навигатора. К счастью, всё обошлось благополучно.

И всё же подобные миссии носили разовый характер. А вот охота за вражескими аэропланами стала настоящей страстью Аргеева. Всё свободное от боевой работы время он вместе с Казаковым отрабатывал тактические приёмы, которые должны были гарантировать ему победу над неприятелем.

Свои наработки 2 лётчика в очередной раз опробовали 8 Июня, выследив и атаковав аэроплан "Бранденбург C.I" из 25-й флигерроты. Нападение русских было столь стремительным, что австрийский экипаж в составе пилота Киммеля и наблюдателя Пайлау понял, что именно произошло, только тогда, когда их самолёт загорелся и начал снижаться. "Бранденбург" совершил вынужденную посадку к западу от деревни Виктуровка, причём экипаж был пленен русскими наземными частями.

Аргеев получил орден Св. Анны 4-й степени и одновременно перешёл рубеж в 5 сбитых вражеских самолётов, завоевав тем самым право на статус аса. Подтвердить его он смог 20 Июня, опять - таки в паре с Казаковым. Во время патрулирования вдоль Днестра, неподалёку от города Тарнополь, сослуживцы столкнулись с германским "Румплером С.Iа". После короткой схватки экипаж вражеского аэроплана - Лейтенанты Боулвег и Детер - был серьёзно ранен и совершил вынужденную посадку возле деревни Михайловка.

Румплер С.I

Немецкий двухместный самолёт - разведчик "Румплер С.I".  Лето 1917 года.

На этом список побед, одержанных Аргеевым в России, заканчивается. Из 6 сбитых им здесь неприятельских самолётов половину он сбил вместе с Казаковым, который, видимо, видел в нём своего возможного преемника в качестве командира 1-й Боевой авиагруппы. Во всяком случае, именно Аргеева Казаков поставил командовать "своим" 19-м корпусным авиаотрядом.

А вот у вышестоящего начальства на Штабс-капитана Павла Аргеева были другие виды. 11 Августа он был переведён из 1-й во 2-ю истребительную авиагруппу, которую должен был принять после гибели Капитана Евграфа Крутеня. Однако, во 2-й авиагруппе уже имелся собственный кандидат на эту должность - Штабс-капитан Модрах. Павел Аргеев не стал претендовать на его место. Через некоторое время его назначили командиром 3-й авиагруппы. Но и тут Аргеев долго не задержался, так как командование вскоре предложило ему заняться формированием 5-й боевой авиагруппы. Однако, в свете начавшегося на фронте развала, дальнейшие перспективы участия России в войне становились весьма и весьма сомнительными.

13 Ноября 1917 года, рке после прихода к власти большевиков, Аргеев по совокупности заслуг был награждён давно им заслуженным орденом Св. Георгия 4-го класса, причём, как можно предположить, он стал одним из последних георгиевских кавалеров в истории России.

В начавшейся вскоре братоубийственной Гражданской войне Аргеев участвовать не захотел и предпочёл через занятый англичанами Архангельск вернуться во Францию. В Париже он появился в начале Мая 1918 года, и, без особого труда восстановившись в рядах французских ВВС, был направлен во вновь сформированную эскадрилью "Spa.124", входившую в 21-ю Группу воздушного боя 4-й армии.

П.В.Аргеев.

Ранее номер "124" был присвоен прославленному соединению, набранному из американских волонтёров и носившему громкое имя "Лафайетт". С вступлением в войну Соединенных Штатов это подразделение формально перешло под командование американцев, став 103-й истребительной эскадрильей.

Новая 124-я эскадрилья также носила интернациональный характер - в ней воевали представители почти всех стран Антанты, включая 3-х португальцев и одного словака  ( который, будучи подданным Австро - Венгрии, был вынужден сражаться не афишируя своего происхождения ).

К новому месту службы Павел Аргеев прибыл 25 Мая, за 2 дня до начала битвы на Энне, во время которой 1-я и 7-я германские армии, прорвав фронт на протяжении 25 миль, в течение недели продвинулись до города Шато-Тьер-ри и захватили в плен около 65 тысяч солдат и офицеров союзников.

21-я Группа оказалась в эпицентре боевых действий, и уже 1 Июня Аргеев сбил немецкий разведчик "Румплер", получив при этом лёгкое ранение. На следующий день 21-ю Группу передали 6-й французской армии, после чего эскадрильи перебазировались из-под Реймса в район Фрачвилля.

Здесь следует отметить, что в историю Франции Реймс вошёл не только как место коронации французских королей, но и как город, некогда отвоёванный Жанной д'Арк у британцев. Командир эскадрильи Капитан д' Гюймар оказался неравнодушен к историческим ассоциациям и приказал своим подчинённым нарисовать на фюзеляжах машин народную героиню в боевом шлеме. Украсила эта эмблема и самолёт Аргеева, который к началу Июля уже был самым результативным лётчиком своей эскадрильи.

SPAD SVII из состава Spa.124

При этом, подобно многим другим асам, Павел не любил работать в команде, отдавая предпочтение свободной охоте. Недаром один из его сослуживцев - Марсель Роберт писал следующее:

"Капитан д'Арджефф не отличался изысканностью в манере пилотирования. Его излюбленным приёмом было, что называется, брать нахрапом или идти напролом. Но зато он обладал каким-то сверхъестественным чутьём охотника и яростью отчаянного воина. Он предпочитал летать и драться в одиночку. Веря во внимание его славное прошлое и настоящие заслуги, наш командир позволял Капитану летать, когда и как ему вздумается. Наверное, в силу славянского темперамента на д'Арджеффа периодически находила какая-то хандра, и тогда он по нескольку дней просто наблюдал за нашей работой или же спал на солнышке. Но как только хандра отступала, Капитан тут же отправлялся на охоту.

SPAD SVII П.В.Аргеева

Истребитель "Спад" S.XIII  Павла Аргеева.   Эскадрилья Spa.124, Франция, Июнь 1918 года.

Здесь ему не было равных. Он шёл на добычу, повинуясь внутреннему чувству. И как только противник обнаруживал себя, д'Арджефф коршуном бросался на него и, не отвлекая себя маневрированием  ( даже если враг открывал огонь ), пикировал на него, пока расстояние сокращалось до той точки, с которой промахнуться было практически невозможно. Благодаря такому рискованному приёму д'Ар-джефф завалил гораздо больше "этих идиотов бошей", как он любил называть немецких лётчиков.

Конечно, Капитан д'Арджефф был гораздо старше нас, новоиспечённых Лейтенантов, к когорте которых я имел честь тогда принадлежать, да, к тому же, он числился одним из самых заслуженных и почитаемых офицеров. Но, несмотря на все регалии, он вовсе не держался особняком, частенько смеша нас и позволяя подшучивать над собой. Особенно всех веселил его весьма приблизительный французский. Правда, за всё время нашего знакомства серьёзно я с ним никогда не разговаривал. Доверительные беседы о своей жизни и службе в России д'Арджефф позволял только с нашим командиром Капитаном д'Гюймаром. И всё же мы все любили и уважали его".

П.В.Аргеев.

В Июне 1918 года Павел Аргеев "взял нахрапом" 3 немецких двухместных разведчика, доведя счёт подтверждённых побед до 10. Затем, 3 Июля, 21-ю Группу вернули 4-й армии в Шампань, а 9-го числа командующий соседней 9-й армией личным приказом отметил Капитана д'Арджеффа за его отличную службу.

Хотя на Шампанском фронте лётчики авиагруппы провели 15 боёв, новых побед на их счету не было вплоть до Сентября месяца, когда германская армия двинулась в "последнее и решительное" наступление. В течение всего 2-х дней Аргеев увеличил свой счёт на 3 сбитых вражеских самолёта. Сначала, 27 Сентября, он сбил истребитель "Фоккер D.VII", а спустя сутки выследил и отправил на землю ещё 2 вражеских разведчика. Эти достижения были отмечены приказом по армии, в котором Аргеев характеризовался так:

"Очень деятельный и храбрый офицер. Превосходный пилот, доказавший свое мастерство многочисленными победами. 27 Сентября он атаковал группу из 8 вражеских самолётов, рассеял их и сбил одну машину".

5 Октября Аргеев добился ещё одного "дуплета", вновь сбив 2 самолёта - разведчика. Правда, на этот раз вторая победа осталась неподтверждённой. Последнего успеха Павел добился 30 Октября, когда отправил на землю "боша", ставшего, кстати сказать, последним  ( 26-м по счёту )  трофеем всей эскадрильи.

1 Ноября 1918 года его соединение перебазировалось на более спокойный участок, однако удалённость от эпицентра боёв не помешала Аргееву найти себе новые жертвы. В результате, за оставшиеся до конца войны 10 дней к своим 15 подтверждённым победам он добавил ещё 2 неподтверждённые.

За свою боевую карьеру Аргеев был ранен 5 раз, а его Военный Крест украшали 8 пальмовых ветвей ( каждая из них обозначала цитирование очередного подвига русского авиатора в приказе по корпусу или армии ).

После подписания мира Павел Аргеев демобилизовался и поступил на службу во Франко - Румынскую авиакомпанию. Но его штатская карьера продолжалась недолго. 30 Октября 1922 года в 12 часов 30 минут, во время совершения почтового рейса из Праги в Варшаву, его самолёт, пролетая над Татрами в районе Трантенау, попал в густой туман и врезался в одну из гор неподалеку от польской границы. Отважному ветерану Первой Мировой войны было 35 лет.

*     *     *

( Из материалов книги "Летающие тузы.   Российские асы Первой Мировой войны".
Издательство: ГИЦ "Новое культурное пространство", Санкт - Петербург, 2006 год.
Авторы текстов: Д. Митюрин, Ю. Медведько, А. Лойко, Б. Степанов  ( редактор ).


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2014 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz