Каберов Игорь Александрович - советский военный летчик Герой Советского Союза
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Каберов Игорь Александрович

И.А.Каберов

Родился 25 Апреля 1917 года в деревне Никулинское, ныне Вологодского района Вологодской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов. В 1933 году получил специальность помощника машиниста, окончив школу ФЗУ в городе Вологде. Работал слесарем на Вологодском вагоноремонтном заводе. Окончил Коктебельскую лётную школу Осоавиахима в 1938 году. Работал лётчиком - инструктором в Новгородском аэроклубе. С 1939 года служил в ВМФ, год спустя окончил Ейское военно - морское авиационное училище лётчиков.

С Июня 1941 года Лейтенант И. А. Каберов на фронтах Великой Отечественной войны. В составе 5-го ИАП  ( 3-го Гвардейского ИАП )  КБФ защищал Ленинград.

К Ноябрю 1942 года заместитель командира эскадрильи 3-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 61-я истребительная авиационная бригада, ВВС Балтийского флота )  Гвардии капитан И. А. Каберов произвёл 397 боевых вылетов. В 92 воздушных боях сбил лично 8 самолётов противника и 18 в группе с товарищами..

24 Июня 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего совершил 476 боевых вылетов. Проведя 92 воздушных боя, уничтожил 28 самолётов противника лично и в составе группы.

После войны продолжал службу в авиации ВМФ. В 1952 году окончил Краснознамённую Военно - Воздушную академию. С 1960 года Гвардии полковник И. А. Каберов - в запасе. Жил в Новгороде. Сначала работал на одном из заводов, затем - начальником Новгородского аэропорта, ещё позже - начальником областного авиаспортклуба. Автор книги воспоминаний "В прицеле - свастика". Умер 2 Октября 1995 года.

Награждён орденами: Ленина  ( дважды ), Красного Знамени   ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени  ( дважды ), Красной Звезды; медалями.

*     *     *

Игорь Александрович Каберов - одним их самых известных советских асов, служивших в морской авиации. Его не хотели брать в военную авиацию по медицинским показаниям. Юноша научился летать на планере, затем на самолёте...

Он родился 25 Fпреля 1917 года в деревне Никулинское - Вологодской губернии, в крестьянской семье. Детей в семье было шестеро. Отец ослеп. Жили в нужде. Когда учился во 2-м классе, видел, как у города упал самолёт. Лётчики погибли. Это запечатлелось в памяти, как событие, напугавшее мать: только бы дети не стали лётчиками. Потом он встречал в Вологде Героев Арктики, в том числе Водопьянова. Не сразу пришёл к своей мечте.

Окончив 7 классов, работал слесарем на Вологодском паровозо - вагоноремонтном заводе, потом ловкого маленького паренька приняла в свой состав цирковая труппа жонглёров. Но мечта полёта сильнее действовала на его воображение, чем антрепризы или аплодисменты. Стал заниматься в планерном кружке. Было немало препон на пути к мечте  ( скорее всего из-за его маленького роста, по всей видимости, рекордно низкого для лётчика - истребителя - 1,54 м. Однополчанин Каберова И. И. Цапов, сменивший его на должности комэска, вспоминал, что под парашют, на котором сидит лётчик, Каберов обычно подкладывал небольшую подушку - думочку )  и некоторое везение.

Так он, обманув врачебную комиссию, преодолев сомнения бывалых инструкторов, всё же попал в школу планеристов. В 1938 году окончил Коктебельскую лётную школу Осоавиахима. В Планерском  ( так называется теперь посёлок планеристов )  о школе помнят. Когда - то здесь на горе Узун - Сырт испытывал свои первые конструкторские работы - планеры - сам С. П. Королёв.

Перед войной И. А. Каберов уже работал лётчиком - инструктором в Новгородском аэроклубе. Об этом периоде он тепло писал в 1975 году в своей автобиографической книге "В прицеле - свастика". Там же встретил он и свою любовь - Валентину.

В 1939 году Каберов добился призыва в ВВС Военно - Морского флота. Отправлен на учёбу. Окончил в 1940 году Ейское военно - морское авиационное училище. Июнь 1941 года застал Лейтенанта Каберова в 5-м ИАП КБФ, имевшим на вооружении истребители И-16.

В начале войны его семья - жена Валентина и дочь Нина - осавались в Новгороде. Александр Фёдорович Каргашов бывший инженер аэроклуба, встретившийся на военных дорогах, сообщил, что Новгород уже у немцев. Тревожно стало за них. Вскоре пришло письмо от Валентины с родины Игоря из Вологды: "Вот мы и добрались до твоих старичков. Новгород наполовину разрушен и горел, как костер, когда мы покидали его ночью. От 4-й школы, где я училась, остались одни стены. Школа № 1 тоже разрушена. Чудово больше не существует. Игорёк, о нас не беспокойся".

Вскоре судьба дарит ему встречу с Алексеем Барановским, курсантом аэроклуба. Вместе вспоминали фамилии товарищей: Рубаев, Алексеев, Горячев, Петров, Лочев, Сусанин, Лутина. Прошло всего 2 года, а многие из них тоже учатся в училищах, самостоятельно летают. К сожалению, война не знала пощады. Скоро, 11 Февраля 1942 года, Алексей Барановский погиб над станцией Шапки.

И.А.Каберов в кабине И-16.

Свой боевой счёт Игорь Каберов открыл 4 Августа 1941 года, сбив в воздушном бою истребитель Ме-109. В том же месяце, у села Большие Пруды Ленинградской области, Лейтенант И. А. Каберов на истребителе И-16 таранил вражеский бомбардировщик Ju-88. Свой повреждённый самолёт благополучно посадил в поле.

К 20 Августа 1941 года, когда немецкая авиация вывела из строя большую часть самолётов 5-го ИАП ВВС КБФ на аэродроме в Клопицах, Каберову удалось совершить почти 50 боевых вылетов на И-16, одержать 2 победы. В одном из боёв его "Ишачок" был подбит, но лётчик сумел посадить самолёт на брюхо.

В конце Августа личный состав эскадрильи, в которой служил Каберов, был направлен в Горький для получения истребителей ЛаГГ-3.

Новый самолёт очень понравился пилоту, Каберов - один из немногих советских лётчиков, сумевших в полной мере раскрыть возможности "маленького деревянного чуда" и влюбившихся в него. Даже полетав на Як-1, Каберов остался верным "ЛаГГу".

Первый боевой вылет на ЛаГГ-3 он выполнил утром 10 Сентября 1941 года. Игорь Каберов и Егор Костылев сидели в состоянии боевой готовности в кабинах своих "ЛаГов". Внезапно появились 4 вражеских Ме-109. Обнаглевшие немцы подождали, пока советские истребители взлетят в воздух и лишь после этого вступили в бой. Однако в 20-минутной схватке ни кому не удалось одержать победы.

И.А.Каберов

Заправившись и пополнив боекомплект Каберов, Костылев и Халдеев ( который был командиром эскадрильи ) вылетели на перехват корректировщика Hs-126, сопровождаемого парой "Мессеров". Халдеев атаковал "костыль", но сам подвергся атаке пары Ме-109. Каберов инстинктивно бросил свой самолёт между "ЛаГГом" Халдеева и "Мессерами", сорвав атаку последних. Между тем, пилот "Хеншеля" резким маневром вышел из - под удара комэска, а "Мессера" зашли во вторую атаку, на сей раз со стороны солнца. На сей раз немецким лётчиком казалось сопутствовал успех: ЛаГГ-3 сорвался в нисходящую спираль. Перед самой землёй советский истребитель вышел из спирали и атаковал "Хеншель-126" в брюхо. Разведчик был сбит, после чего тройка "ЛаГГов" немедленно покинула район воздушного боя.

Лётчики толком не успели передохнуть после напряжённой схватки, как в небо взвилась сигнальная ракета: "Взлёт". Тройка в том же составе перехватила 3 шедших без эскорта истребителей бомбардировщика Ju-88. Немецкие самолёты держали курс на аэродром базирования 5-го полка. Обнаружив истребители, 2 бомбардировщика спикировали к земле в надежде прорваться к цели на малой высоте, а третий бомбёр наоборот полез за облака. Полез он туда не по своей воле - на хвосте "Юнкерса" плотно висел "ЛаГГ" Каберова.

Из облаков Каберов вывалился в идеальной позиции для стрельбы - чётко в хвосте "Юнкерса". Оставалось лишь нажать на гашетку, что пилот и сделал с огромным удовольствием. "Юнкерс" упал в 3 км от аэродрома.

Успев, наконец, пообедать, та же тройка плюс ещё один пилот - Семёнов - снова вылетели на задание. Hа этот раз они должны были прикрывать сухопутные войска в районе Красного Села. Там им пришлось вести 40-минутный бой с двумя десятками Ме-109, пока не подоспели истребители армейской авиации.

ЛаГГ-3 Игоря Каберова

Истребитель ЛаГГ-3  ( 29-й серии )  из состава 3-го ГвИАП ВВС КБФ, на котором
зимой 1942 - 1943 годов летал Гвардии старший лейтенант И. А. Каберов.
Этот "ЛаГГ" Каберов получил в своё время прямо с завода, затем на самолёте
летали другие пилоты, истребитель за это время дважды побывал в ремонте
и вновьвернулся к своему первому хозяину в лишь в конце 1943 года.

На земле техники сумели быстро подготовить машину к бою и Каберов вместе с Мясниковым  ( на Як-1 )  вылетели на очередной перехват. Через несколько минут боя капот двигателя "ЛаГГа" сорвался с замков и встал вертикально, совершенно закрыв пилоту передний обзор. В такой ситуации пилоту "Яка" пришлось в одиночку вести бой с четвёркой Ме-109, подоспевшей на помощь "Юнкерсу". В это трудно поверить, но Каберов сумел вернуться на базу и, не считая пары "козлов", благополучно приземлился. Оставшийся в одиночестве Мясников не только уцелел, но и смог пощипать одного "Мессера".

Однако Каберову так и не дали отдохнуть. Вместе с Халдеевым он вылетел сопровождать семёрку Ил-2, которых дополнительно сопровождали 2 армейских Як-1 и 4 И-16. И снова был тяжёлый бой с Ме-109. Hемцы успели сбить одного "Яка" прежде чем подоспели 8 армейских И-15, вооружённых реактивными снарядами.

Когда вечером Каберов получил приказ в 7-й раз подняться в воздух, он не мог в это поверить. Тем не менее вместе с Костылевым он снова вёл бой с четвёркой "Мессеров" и смог повредить две немецкие машины. Приземлившись, Каберов уснул прямо в кабине самолёта, не успев даже заглушить двигатель...

Hа следующий день в одном из боёв советским лётчикам удалось сбить Ме-109, пилот которого сумел воспользовался парашютом. Когда Каберов с Костылевым подлетели ближе, висящий на стропах немецкий пилот поприветствовал их нацистским жестом, а потом начал стрелять по ним из пистолета. Hесколько секунд спустя очередь из 20-мм пушки превратила купол парашюта врага в кучу обгорелых полосок ткани...

Через двое суток эскадрилье пришлось спешно перебазироваться в Ленинград, так как аэродром начала обстреливать немецкая артиллерия.

14 Сентября Игорь Каберов уничтожил бомбардировщик Ju-88, а 23 Сентября сбил над Кронштадтом вражеский самолёт - разведчик Ju-86, который фотографировал результаты налёта пикировщиков Ju-87 из I. / StG 2 на линкор "Марат".

ЛаГГ-3 Игоря Каберова

ЛаГГ-3 Старшего лейтенанта И. А. Каберова.  3-й ГвИАП КБФ, 1942 год.

16 Сентября немецкая авиация, в основном силами пикировщиков Ju-87, предприняла массированный налёт на корабли Балтийского флота, стоявшие на рейде Кронштадта. В отражении налёта принимала участие в том числе и эскадрилья, к которой служил Каберов. Он взлетел последним на только отремонтированном "ЛаГГе". Левая стойка шасси после взлёта не убралась. Каберов получил по рации приказ садится, но попробовал решить проблему выпустив и убрав повторно шасси. Со второй попытки шасси убрались нормально.

И.А.Каберов

На подходе к Кронштадту Каберов обнаружил огромное количество пикирующих бомбардировщиков Ju-87, которые сопровождали истребители прикрытия. При заходе в атаку на "ЛаГГе" вновь выпала левая стойка шасси. Тем не менее, Каберов выпустил очередь по пикировщику. Советский истребитель с выпущенной стойкой шасси казался лёгкой добычей для пилотов Ме-109. Один "Мессер" немедленно зашёл в хвост "ЛаГГу". На помощь Каберову пришёл Матвей Ефимов, очень вовремя "заваливший" немецкий истребитель. Каберов благополучно вернулся на аэродром базирования. Ожесточённые воздушные бои в небе Кронштадта продолжались неделю.

2 Ноября началась эвакуация гарнизона Ханко, изолированного далеко в тылу противника. Ефимов, Костылев и Каберов в числе других пилотов выполнили несколько боевых вылетов на прикрытие кораблей и транспортов с эвакуируемыми.

В одном из таких полётов Каберов заметил одиночный бомбардировщик СБ, шедший встречным курсом с почему - то выпущенными стойками шасси. Обычно бомбардировщики СБ действовали только в тёмное время суток и не летали с выпущенным шасси.

Поскольку требовалось соблюдать тишину в радиоэфире, Каберов не имел возможности обратить внимание коллег на странный самолёт, который явно летел на Выборг. Каберов решил действовать самостоятельно. Он подошёл к СБ поближе, после чего с удивлением увидел на плоскостях крыльев опознавательные знаки финских ВВС !   Атаки не получилось - "ЛаГГ" проскочил вперёд, но во втором заходе балтийский ас сбил бомбардировщик. Как оказалось, за боем наблюдали с земли. Командование какого - то подразделения Красной Армии поторопилось доложить о сбитом истребителем ЛаГГ-3 советском бомбардировщике. На аэродроме Каберов с нетерпением ожидал особист. Лётчика арестовали, но ненадолго: стрелок СБ был взят в плен, им был финн. В полк поступила новая телеграмма, в которой говорилось о том, что СБ был финским. Каберова освободили из - под ареста...

В Ноябре 1941 года Каберов был награждён сразу двумя орденами. Орденом Ленина - за ежедневный  ( ! )  выпуск боевых листков, "прославляющих победы советской авиации", и орденом Красного Знамени - за боевую работу.

В конце 1941 года полк, в котором служил Каберов, начал патрулировать воздушное пространство над Дорогой жизни, ледовой трассой, которая связывала Ленинград с Большой землёй. Первый день нового 1942 года Игорь Каберов отметил сразу 2 воздушными победами, а к весне пополнил их счёт ещё несколькими сбитыми самолётами.

31 Января года Каберов перехватил над Ладожским озером 2 "Мессера" и сбил один из них. В свою очередь снаряд, выпущенный из пушки немецкого истребителя попал в радиатор "ЛаГГа". Каберову пришлось выполнить вынужденную посадку. Уже на выравнивании ЛаГГ-3 неожиданно резко клюнул носом и рухнул на землю. Самолёт был разбит, но лётчик не пострадал. Едва Каберов выбрался из кабины, как попал в плен. Красноармейцы не сильно разбирались в типах самолётов, зато неплохо владели русским устным, на котором пилот популярно рассказал бойцам об их родственниках. Знание лётчиком родословной совершенно незнакомых людей произвело на бойцов огромное впечатление и помогло в полной мере осознать ошибку.

"ЛаГГ" рухнул на землю, зацепив за незамеченную пилотом линию электропередачи. При падении самолёт буквально развалился на части: отломились консоли крыла и хвостовое оперение. Каком образом уцелел лётчик - совершенно непонятно !   Каберов вернулся на аэродром, где по исконно русской традиции выпил 100 граммов водки: "С возвращением !.."

22 Февраля 1942 года командующий Балтфлотом адмирал В. Трибуц вручил Гвардейское знамя лётчикам полка, и тот стал наименоваться 3-м Гвардейским полком Балтийского флота.

17 Мая 1942 года лётчики 3-го Гвардейского авиполка провели в районе Кронштадта бой с пилотами известной немецкой эскадры JG 54 "Grunherz". В этом сражении были сбиты лётчики штабного штаффеля фельдфебель Герхард Лаутеншпагер   ( имевший 31 победу )  и Лейтнант Осси Унтерлерхнер  ( 27 побед ). И хотя истребителям Старших лейтенантов И. А. Каберова и Г. Д. Костылева сильно досталось от пушек и пулемётов "Мессершмиттов", праздновали победу Гвардейцы - балтийцы, а не их оппоненты.

Летая на истребителе ЛаГГ-3, Игорь Каберов одержал значительное число своих побед. Осенью истребитель Каберова  ( ЛаГГ-3 с бортовым номером "59" красного цвета )  разбил молодой лётчик. На вооружение полка между тем поступили "Харрикейны", перевооружённые 2-мя пушками "ШВАК". Русские лётчики терпеть не могли эти знаменитые британские самолёты. Мало кому удалось одержать на этих утюгах с десяток побед в воздушных боях.

На "харитоше" с надписью "За Ленинград !" на левом борту Каберов воевал до Октября 1941 года, сбив на нём Ме-109, Ju-88 и старый 6-моторный "Капрони", бравший, однако, до 8 тонн бомб и вооружённый 7 пулемётами.

Активность финских истребителей в тот период на этом участке фронта была низкой. У разведки появилась информация об использовании финнами трофейного истребителя И-153 с советскими опознавательными знаками.

В один из дней Каберов в паре с Костылевым получили задание перехватить истребители противника, подходившие к Кронштадту на высоте 5000 метров. Каберов самолётов противника в указанном районе не обнаружил, зато заметил одиночную "Чайку", шедшую на малой высоте над Балтикой в направлении аэродрома 4-го ГвИАП КБФ. Каберова и Костылева не смутили красные звёзды на крыльях биплана: Костылев атаковал и сбил "Чайку". И-153 упал на границе аэродрома.

Оба советских лётчика немедленно приземлились, уверенные, что спасли от внезапного удара свой аэродром. Увы, в кабине И-153 находился не финский лётчик, а начальник штаба 4-го ГвИАП КБФ Майор П. И. Бискуп, который облётывал истребитель после ремонта. Майор не пострадал, но "Чайку" ремонтировать ещё раз смысла не имело.

Несколько последующих месяцев Каберов летал на "Харрикейне", проведя немало замечательных боёв в небе Ленинграда.

2 Сентября 1942 года 2 восьмёрки "Харрикейнов" провели тяжёлую схватку с немецкими истребителями в районе Красного Села. Первый удар приняли на себя 2 звена истребителей, возглавляемых комиссаром полка Матвеем Ефимовым. В бою, длившемся целый час, советские пилоты добились 4 побед, потеряв одного пилота - Старшего лейтенанта А. Евграфова. Ещё 3 "Харрикейна" совершили вынужденную посадку под Ленинградом. Вызванная на помощь восьмёрка "Харрикейнов" завязала бой с 15 пикировщиками Ju-87 и 10 прикрывавшими их Ме-109. Бой длился 50 минут, и хотя немцы получили подкрепление, пилоты Львов, Черненко и Каберов смогли записать на свой боевой счёт по одному "Мессершмиту", а пилот Руденко свалил Ju-87.

Истребитель 'Харрикейн'

В Октябре полк вновь получил самолёты ЛаГГ-3. Среди поступивших в полк отремонтированных машин был и любимый "ЛаГГ" Каберова с бортовым номером "59". Лётчик с радостью пересел на свою старую машину !

12 Января 1943 года началась наступательная операция Красной Армии, направленная на прорыв блокады Ленинграда. Активность авиации с обеих сторон резко возросла. Каберов пополнил свой боевой счёт сбитыми лично истребителем Ме-109, бомбардировщиком Ju-88 и парой многоцелевых самолётов Ме-110. Ещё 2 победы ас разделил с молодым лётчиком, которого он учил искусство воздушного боя. В одном из боевых вылетов стрелок с Ju-88 повредил двигатель "ЛаГГа" Каберова. Лётчик посадил истребитель на брюхо.

24 Января 1943 года 4 ЛаГГ-3  ( лётчики Капитан И. А. Каберов и Старшие лейтенанты А. А. Шлаков, Н. И. Шестопалов и Н. Я. Нагорный )  патрулированием в воздухе на высоте 3000 метров прикрывали войска Ленинградского фронта в районе населённого пункта Синявино. Лётчик Нагорный первым обнаружил 3 бомбардировщика Ju-88, которые в сопровождении 2 истребителей Ме-109 шли на высоте 1500 метров к линии фронта. В стремительной атаке Шестопалов сбил ведущий "Юнкерс". Во второй атаке, которую возглавил Нагорный, пушечно - пулемётиыми очередями был сбит Ме-109. После этого бомбардировщики повернули на курс отхода и исчезли в плотной облачности.

Не успели истребители занять установленный боевой порядок, как из облачности вывалились 5 Ju-88 и 8 Ме-109. Перевес был на стороне противника. Однако в этот момент к району прикрытия подошли 6 Ла-5 из 13-й Воздушной армии Ленинградского фронта. С ходу вступив в бой, они атаковали "Мессеров", отвлекли их на себя. В этот момент пара Каберова напала на 5 бомбардировщиков и в первой же атаке сбила 2 "Юнкерса". Нагорный и Шестопалов, придя на помощь, атаковали 2 Ме-109. Сосредоточенный огонь пришёлся по ведущему пары: сражённый несколькими залпами, он упал на землю.

Наши истребители надёжно прикрыли войска фронта, отразив налёты двух групп бомбардировщиков. В воздушном бою они сбили 3 Ju-88 и 2 Ме-109. Наша группа потерь не имела, лишь 2 самолёта получили повреждения.

ЛаГГ-3 И.А.Каберова

ЛаГГ-3 Гвардии капитана И. А. Каберова.  3-й ГвИАП ВВС КБФ, весна 1943 года.

Когда начались бои по прорыву блокады, Каберов уже был Капитаном, имел немалый боевой опыт. С ним старались посылать на задания молодых, ещё не обстрелянных лётчиков. Так было и 27 Января 1943 года. В его звено был включён новичок. Но получилось, что сам Каберов попал в беду. В воздушном бою его самолёт был повреждён. Причем так, что даже большое лётное мастерство не могло выручить Каберова. Когда разбита масляная система, пилот бессилен. Катастрофа может наступить внезапно, как только мотор останется без смазки. В таких случаях надо торопиться домой. Тем более, что он возвратился бы "не с пустыми руками". Один "Юнкерс", сбитый Каберовым, упал недалеко от Синявина, второй удрал с горящим мотором. Пора было и самому Игорю выходить из боя: машина держалась на честном слове.

Но уходить было нельзя. Как уходить, когда "Мессеры" норовят сбить новичка - ведомого ?   Они набросились на него сразу четвёркой...

Увидев это, Каберов развернулся прямо на атакующих. Он отогнал их от молодого лётчика, один "Мессер" догнал и поджёг. Только после этоого подал команду возвращаться. Мотор уже давал перебои, указатель скорости не работал, перебитая в бою гидравлическая система не выпускала шасси. И всё же Каберов посадил машину.

И.А.Каберов

10 Февраля пятёрка "ЛаГГов" во главе с Каберовым  ( ведомые Шестопалов, Шилков, Царёв и Прасолов )  вступила в бой с шестёркой Ме-109 и парой FW-190. Каберов приказал Царёву и Прасолову набирать высоту и быть готовыми отразить внезапную атаку других истребителей противника. Немцы часто практиковали внезапные атаки сверху на советские самолёты, уже связанные боем.

Шилков быстро попал под удар "Фоккера". Каберов пошёл в лобовую атаку на FW-190. Противники стремительно сближались, ведя друг по другу огонь из всех бортовых точек. Нервы советского пилота оказались крепче: в последний момент немец взял ручку на себя. Каберов вспорол пулями и снарядами брюхо "Фоккера". Немецкий истребитель задымил, остальные вышли из боя. Это была одна из последних побед Каберова.

За первые 17 месяцев войны Гвардии капитан И. А. Каберов выполнил 397 боевых вылетов. В 92 воздушных боях сбил лично 8 самолётов противника и 18 в составе группы.

Летом 1943 года полк был перевооружён более современными истребителями. Первая эскадрилья получила Як-1, вторая  ( в ней служил Каберов )  и третья - Ла-5. Первые боевой вылет на новой машине Каберов выполнил 18 Июля - истребители прикрывали штурмовики Ил-2. Через 6 дней Игорь Каберов был удостоен звания Герой Советского Союза  ( "Золотая Звезда" № 854 ).

Последняя победа аса стала и самой необычной. Эскадрилья Каберова базировалась на Сескаре, ему понадобилось слетать на основной аэродром базирования полка. В полк надо было попасть также инженеру эскадрильи. Каберов посадил технаря в фюзеляж своего истребителя - обычная практика. На маршруте одинокий "Лавочкин" подстерегла четвёрка "Мессеров". Каберову пришлось принять в бой. Один Ме-109 балтийский ас сбил сходу, однако потом ему пришлось туго. К счастью вовремя подошли "Яки", Каберов смог выйти из боя. Каберов был настолько увлечён схваткой, что забыл про техника в фюзеляжа. Лётчик крайне удивился когда на аэродроме из фюзеляж его истребителя вылез человек !

18 Августа 1943 года командование ВВС ВМФ отозвало Игоря Каберова с фронта в тыл и назначало лётчиком - инспектором Ейского авиаучилища. Курсантам надо было передавать боевой опыт. Через год работы его послали на Высшие офицерские курсы. Оттуда Каберов получил назначение на Дальний Восток, где принял участие в короткой войне с Японией.

И.А.Каберов

Всего Игорь Александрович Каберов совершил 476 успешных боевых вылетов, в воздушных боях сбил 9 самолётов противника лично и 18 в группе, ещё одна победа не получила официального подтверждения.   [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 9 личных и 14 групповых побед. ]

Заметим, что в 5-м ИАП  ( позднее 3-м Гвардейском ИАП )  Балтийского флота была своеобразная система зачётов сбитых: учитывались личные победы и победы в приведённых единицах Что-то похожее имело место в Королевских ВВС Великобритании. Заметим, что Каберов был я числе лидеров своего славного полка по числу побед. Всего за ним официально числилось 15,46 побед в приведённых единицах. По этому показателю его превосходил только Герой Советского Союза Д. М. Татаренко - 16,99 в приведённых единицах и, по всей видимости, Г. Д. Костылев, точное число побед которого неизвестно, но явно больше 16.

Он был боевым лётчиком, полковым поэтом, отличным баянистом, хорошим товарищем и настоящим тружеником. Не зря Николай Корнеевич Чуковский прототипом главного героя своего романа "Балтийское небо" взял именно Каберова. В книге и фильме  ( вышедшим позднее под тем же названием ), он фигурирует под фамилией Кабанков. Не случайно и художники Ленинграда создавали портреты мужественного лётчика.

Он и сам был не чужд литературного таланта. Вот отрывок из его воспоминаний:

И.А.Каберов

"Помню, как мы с молодым лётчиком Алексеем Пархоменко принимали подготовленные для нас самолёты. Это был ЛаГГ-3 с номером "88". И это на нём я несчётное количество раз поднимался в воздух навстречу врагу.

- Здравствуй, дорогой ! - с волнением говорю я и почтительно снимаю фуражку.

- Что это вы, товарищ Капитан ? - интересуется сержант Пархоменко.

- Ну, как же, он мой старый добрый товарищ ! - отвечаю я, и на радостях обнимаю самолёт, насколько мне это удается, как обнимает конник своего верного скакуна. - Мы с ним вместе не раз смотрели смерти в глаза. Познакомься с ним.

Пархоменко подходит к истребителю:

- Заслуженный, значит ?

- Да...

Я сажусь в кабину. От самолёта веет чем - то родным. Смотрю на него и не налюбуюсь. Какая неожиданная и приятная встреча !"

Ещё в 1942 году ему удалось побывать в командировке в Вологде. Весной 1943 года жена Валентина родила сына Валерия.

В Январе 1943 года лётчики полка участвовали в прорыве блокады Ленинграда. В те дни Игорь Александрович сочинил стихи:

Победивший в яростном сраженье,
Выстоявший в муках и борьбе,
Город воли, мужества, терпенья,
Мир  не  знает  равного  тебе.

Ты вздохнул сегодня, ведь пехота
С Волхова пробила путь штыком,
Крепко на Синявинских болотах
Обнялась с балтийским моряком.


После окончания войны Игорь Александрович продолжал службу в авиации ВМФ. В 1952 году окончил Краснознамённую Военно - Воздушную академию. Служил на различных командных должностях. Довелось летать и на реактивных истребителях.

С 1960 года Гвардии полковник И. А. Каберов - в запасе. После увольнения из рядов Вооружённых Сил он не стал почивать на лаврах, искать больших должностей. Переехав в город Новгород, работал на телевизионном заводе "Волна" простым слесарем. Потом был начальником Новгородского аэропорта, начальником областного авиаспортклуба - продолжавшего дела того самого довоенного аэроклуба. Десятки мальчишек и девчонок получили в нём путёвку в небо планеристами, лётчиками, парашютистами.

В 1961 году Игорь Александрович предпринял поездку по местам боёв. Низино... Могилы товарищей: Бринько, Новикова, Шерстобитова, Соболева, Жбанова, Багрянцева, Алиева, Шевченко. Горелово... Знакомые места, где всё напоминало о войне, о мужской крепкой дружбе... В Большой Вруде встретился с теми людьми, что помогли ему в войну.

И.А.Каберов

Каберова в городе все знали и уважали. Он был председателем областного фонда Победы. 9 Мая 1965 года вместе с партизанкой А. П. Фадеевой зажигал пламя на мемориале "Огонь Вечной Славы" в Кремле. Вёл большую военно - патриотическую работу, часто встречался с молодёжью, являлся депутатом городского Совета. Написал в свободное от работы время книгу "В прицеле - свастика". 25 Ноября 1989 года ему было присвоено звание Почётного гражданина города Новгорода.

Умер Игорь Александрович внезапно на родине 2 Октября 1995 года. Похоронен в Великом Новгороде. Память о Герое увековечена там же переименованием улицы Малой Власьевской в улицу Каберова, установлением на доме, где он жил, мемориальной доски. В Новгородской школе № 28 открыт музей имени И. А. Каберова.

Его именем назван Новгородский авиационно - спортивный клуб, начальником которого он был несколько десятилетий подряд.

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии майора И. А. Каберова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
110.08.1941 г.1  Ju-88Большая ВрудаИ-16, ЛаГГ-3,

"Харрикейн", Ла-5.

210.09.1941 г.1  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 )Горелово - Беззаботное
311.09.1941 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )Красное Село
414.09.1941 г.1  Ме-109Дудергоф
516.09.1941 г.1  Ju-87юж. Стрельна
61  Ju-87Кронштадт
71  Ju-87  ( в паре - 1 / 2 )Кронштадт
81  Ju-87  ( в паре - 1 / 2 )Кронштадт
923.09.1941 г.1  Ju-86р-н Кронштадта
1022.02.1942 г.1  Ju-87  ( в группе - 1 / 6 )Турышкино
1116.03.1942 г.1  Hs-126  ( в группе - 1 / 3 )юж. Погостье
1217.08.1942 г.2  "Фоккер Д-21"  ( в группе - 2 / 6 )Валаам
1326.08.1942 г.1  "Капрони"  ( в паре - 1 / 2 )остров Коневец
1405.09.1942 г.1  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 )Ивановское
1511.09.1942 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )Невская Дубровка
161  Ме-109Первый Городок
1714.01.1943 г.1  Ме-109сев - зап. Дубровка
1823.01.1943 г.1  Ме-110  ( в паре - 1 / 2 )юго - зап. ст. Мга
1924.01.1943 г.1  Ме-110  ( в группе - 1 / 3 )юго - зап. ст. Мга
201  Ме-110  ( в группе - 1 / 3 )юго - зап. ст. Мга
2127.01.1943 г.1  Ju-88Синявино
2221.03.1943 г.1  FW-190юго - вост. Красный Бор

      Всего сбитых самолётов - 9 + 14;  боевых вылетов - 476;   воздушных боёв - 92.





Примеры сообразительности лётчика - истребителя.

О "Харрикейне" и не только...

В подарок - самолёт...


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz