Осипенко Александр Степанович - советский военный летчик-истребитель в Испании - Красные соколы: советские асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребителилётчики-штурмовикиженщины-летчицы
Нормандия-Нёманасы Первой мировойснайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Осипенко Александр Степанович

А.С.Осипенко

Александр Осипенко родился 1 Июня 1910 года в местечке Турсево - Кула ( Великое Княжество Финляндское Российской Империи ), в семье крестьянина. Детство и юность Александр Осипенко провёл в деревне Новосёлки, ныне Починковского района Смоленской области. Окончил 7 классов. С 1924 года работал батраком.

С 1929 года в Красной Армии. В 1930 году окончил Ленинградскую военно - теоретическую авиационную школу лётчиков, а в 1932 году - Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.

Служил в строевых частях ВВС. К концу 1937 года был уже Старшим лейтенантом, командиром отряда 40-й истребительной авиационной эскадрильи 83-й истребительной авиационной бригады Белорусского военного округа.

За выдающиеся успехи по освоению боевой авиационной техники был награждён орденом "Знак Почёта"  ( 25.05.1936 ).

Его женой была известная лётчица Герой Советского Союза Майор Полина Денисовна Осипенко  ( погибла 11 Мая 1939 года в авиационной катастрофе на учебном самолёте УТИ-4 вместе с "испанцем" Героем Советского Союза комбригом А. К. Серовым ).

Участник национально - революционной войны испанского народа с 12 Января по 28 Июня 1938 года. Боевую деятельность начал пилотом в составе 1-й истребительной эскадрильи, летал на биплане И-15. Позднее командовал эскадрильей, группой истребителей И-15, авиационным отрядом. Лично участвовал во многих боевых вылетах.

За 8 месяцев своей "спецкомандировки", Старший лейтенант А. С. Осипенко, по данным официальных источников советских времён, совершил 360 боевых вылетов - рекорд среди наших лётчиков. В 50 воздушных боях уничтожил 17 вражеских самолётов лично и 34 - в группе с товарищами. Эти цифры приводятся в различных изданиях, например - 5-томнике "Великая Отечественная война. 1941 - 1945". Однако, издания более позднего периода указывают на другие цифры. Так например, С. В. Абросов в своей книге "Воздушная война в Испании"  ( Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", Москва, 2008 год ), указывает, что он имел всего 96 часов боевого налёта и провёл 30 воздушных боёв. Количество личных побед неизвестно, поскольку он их не считал, а его эскадрильей было сбито 23 истребителя и 3 бомбардировщика.

А.С.Осипенко
А. С. Осипенко в Испании, 1938 год.
Истребитель И-15

После возвращении из Испании, 22 Февраля 1939 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза  ( "Золотая Звезда" № 122 )  с вручением ордена Ленина. Он был также награждён орденом Красного Знамени   ( 14.11.1938 )  и медалью "XX лет РККА"  ( 1938 ).

В Феврале 1938 года ему было присвоено звание Полковника, а в 1939 - звание комбрига. В том же году он окончил Курсы усовершенствования командного состава  ( КУКС )  при Военной академии Генерального штаба.

4 Июня 1940 года ему было присвоено воинское звание Генерал - майор авиации. С 1940 года он - заместитель командующего ВВС Московского военного округа. Депутат Верховного Совета СССР 1-го и 2-го созывов.

Участвовал в Великой Отечественной войне с 22 Июня 1941 года, был командиром 20-й смешанной авиационной дивизии, воевал на Южном фронте.

"Июнь 1941 года Генерал - майор авиации А. С. Осипенко встретил в Молдавии на границе с Румынией, где располагались полки 20-й смешанной авиационной дивизии, которой он командовал. Скорой грозой веяло с чужого берега Днестра, где накапливались гитлеровские части. Почти ежедневно вражеские самолёты - разведчики нарушали воздушную границу. Без средств наведения и связи наши истребители зачастую ничего не могли сделать.

Боевая учёба дивизии шла в условиях, максимально приближенных к боевым. Короткими летними ночами за цветущими садами и виноградниками шла скрытная работа по устройству и маскировке запасных взлётных полос, хранилищ боеприпасов и горючего, оборудовались КП со средствами связи. Именно здесь оказались сосредоточенными полки 20-й САД на исходе ночи 22 Июня. Вероломный удар вражеской авиации по нашим аэродромам не достиг цели. Лишь 4 самолёта дивизии пострадали от бомбёжек.

"С первого дня войны лётчики части Героя Советского Союза Осипенко храбро сражаются с врагом - такими словами начинается опубликованная 3 Сентября 1941 года в "Красной звезде" телеграмма её специального корреспондента с Юго - Западного направления. - Под их ударами уже нашли свою гибель 126 неприятельских машин..."

( Из книги И. П. Кургузова "Интернационалисты - герои боёв в Испании" )

Спустя 40 лет автор книги "Память сердца" Ю. А. Марчук, посвятивший одну из глав деятельности А. С. Осипенко, писал со слов Генерала о тяжёлых боях 1941 года:

"Задач перед дивизией стояло так много, что Осипенко вынужден был посылать на задания поэскадрильно, а то и звеньями. Он прекрасно понимал, что таким образом высокой боевой эффективности не достигнешь, но иного выхода не было. Дивизия одна прикрывала воздушное пространство всей северной и центральной части Молдавии. Требовательность и строгость Осипенко не всегда понимали. Но всё это объяснялось реальной необходимостью, о которой рядовые лётчики зачастую не знали".

Конечно, большие сложности в действиях авиации создавала ущербная структура наших ВВС. И всё-таки очевидно, что высоких качеств, стремления совершенствовать тактику действий, умения и мужества брать на себя ответственность командир 20-й смешанной авиадивизии летом 1941 года не проявил.

Не могли боевые лётчики дивизии уважать комдива и за то, что, посылая лётчиков своими приказами на боевые задания, он не выслушивал их мнений. Сам перелетал с аэродрома на аэродром на УТИ-4, спарке, которую пилотировал инспектор дивизии Сорокин, а по бокам прикрывали 2 "Чайки".

С конца 1941 года исполнял обязанности заместителя командующего Войсками ПВО территории страны, а с Апреля 1942 года был командующим истребительной авиацией ПВО. Позже был командиром 6-го ИАК ПВО, а с Июня 1944 года по конец войны командовал 8-м ИАК.

14 Февраля 1943 года ему было присвоено воинское звание Генерал - лейтенант авиации.

8-й истребительный авиационный Бобруйский Краснознамённый корпус Резерва Верховного Главнокомандования ( в составе 215-й и 323-й дивизий ) был сформирован в 1943 году. Его лётчики участвовали в боях под Ельней, Смоленском, при освобождении Белоруссии, Польши и Германии. Лётчики корпуса совершили а это время 21 586 самолёто - вылетов, провели 676 воздушных боёв, в которых сбили 735 вражеских самолётов. Штурмуя наземные цели, лётчики корпуса уничтожили 151 самолёт на аэродромах и большое количество войск и боевой техники противника. Однако их боевые заслуги не исчерпываются этими данными. Срывая возможности бомбардировки наших войск самолётами врага, лётчики спасли жизнь десятков тысяч советских воинов.

За боевые отличия был награждён орденами: Красного Знамени   ( 14.02.1943 ), Кутузова 1-й степени  ( 29.05.1945 )  и 2-й степени, Суворова 2-й степени  ( 22.07.1944 ), Отечественной войны 1-й степени; несколькими медалями.

Справедливости ради, хочется привести небольшую выдержку из книги О. С. Смыслова - "Асы против асов"  ( Москва. Издательство "ВЕЧЕ", 2007 год, стр. 263 - 264. ):

"Александру Ивановичу Покрышкину в своё время пришлось "повоевать" с командиром полка Н. Исаевым, который, завидуя бегущей впереди его славе Капитана, решил отомстить ему. Покрышкина исключили из партии, а дело направили в трибунал. Спасителем будущего трижды Героя оказался комиссар полка М. Погребной. А раньше заслуживал Александр Иванович и нерасположение командира дивизии А. Осипенко.

"Почему ты растерял вчера свою группу ?" - задал ему вопрос Генерал. "Группа рассыпалась при возвращении с задания ночью. В этих условиях оторвалось звено Фигичева и, не найдя в темноте своего аэродрома, село вынужденно", - попытался объяснить обстановку Покрышкин. "Какая ночь ?.. Иванов !   Что он говорит ?   Сумерки путает с ночью". - "При грозовой облачности темнота наступает почти на полчаса раньше. Об этом хорошо знает каждый лётчик и метеоролог. Когда нам приказали вылететь на задание, этого не учли", - ответил Покрышкин, стараясь отвести удар от Иванова. "Это ты знаешь !.. А как наш Су-2 сбил, не помнишь ?" - "В этом я виноват !   Но за этот проступок уже рассчитался 6-ю сбитыми вражескими самолётами".

Разговор дальше пошёл, как говорят, вкрутую. Покрышкин не сдержался, заговорил о неразумном использовании истребителей, о распылении сил. Вызвал нарекания командира соединения. "Иванов !   Эскадрилью ему доверять нельзя. Подготовь приказ о снятии его с комэска !" - сделал вывод Осипенко. "Он заместитель. До возвращения Соколова исполнял обязанности командира", - пояснил Иванов. "И с заместителя надо снять. Понизить до командира звена. Пусть сначала научится управлять звеном !"

Когда Покрышкина спросили, чем закончился разговор, он с присущим ему юмором ответил: "Осипенко остался командиром дивизии, а я стал командиром звена".

Генерал - майор авиации Александр Степанович Осипенко был старше Покрышкина всего на 3 года. Все его заслуги заключались в нескольких воздушных победах в Испании, за которые он стал Героем Советского Союза. Надменный и малообразованный комдив удивлял своими "глубокими знаниями" многих известных лётчиков. Так, Генерал - лейтенант авиации А. Ф. Ковачевич рассказывал мне про Осипенко следующее:

- Я приведу пример большого Генерала, который провожал нас на Брянский фронт. Я уже собрал летный состав, но в предпоследнюю минуту, когда надо лететь, вдруг начштаба кричит: "Подожди, Аркадий Фёдорович, летит Осипенко !"

Вот ждём его. Прилетел. Подходит к одному лётчику и говорит: "Как ты с Ме-109 на МиГ-3 будешь воевать ?   На какой высоте ?   На 2000 метрах." Тот отвечает: "Потяну его на высоту 4000 метров. Я там бог !   Потому что на 2000 метрах "МиГу" делать нечего".

Осипенко говорит: "Да не бог ты, а дурак !"   Потом он второму задает такой же вопрос. Мы уже навоевались, слава богу. "Я на высоту 4000 метров, мне оттуда лучше будет воевать". "Ну и дурак, вот полетите на фронт и "Мессера" научат вас, как воевать !"

Я не выдержал, скомандовал: "Кругом !   По самолётам". Он на меня смотрит: ну, мол, ты даёшь. Садимся на аэродроме дозаправки в Малино. Комбат ко мне подбегает: "Товарищ Капитан..."   Я ему: "Были звонки из Москвы ?"   "Не было". "Ну тогда так. Быстрее заправляй и на фронт. Там он меня не поймает".

Вот такое отношение. Это 1942-й год, когда уже было ясно, что такое скорость и высота. Это главный выигрыш в бою. А он этих лётчиков оскорбляет.

Или вот ещё случай. Сижу на аэродроме в Донбассе, по-моему, идёт дивизия. Первый, второй, третий полк, потом садится управление дивизии. Из самолёта Ли-2 выходит Осипенко. Я спрашиваю: "А вы куда это собрались ?"   "Вот мы тут вам своей дивизией голубое небо сделаем !"   "Дай бог, дай бог !"   Через 2 недели летит обратно. Дивизия разбитая, расколоченная. Выходит Осипенко. Я говорю: "Товарищ Генерал, что-то голубого неба не видно ?"

А.С.Осипенко

После этих слов Аркадий Фёдорович смеётся..."

После войны Генерал - лейтенант А. С. Осипенко был на различных командных должностях в войсках ПВО, окончил Высшую военную академию. За выслугу лет награждён орденами Красного Знамени и Красной Звезды, медалями.

Летом 1959 года уволился взапас. В 1962 - 1965 годах работал проректором Московского авиационного института, с 1965 года - в Министерстве высшего и среднего образования РСФСР, с 1972 года - заместитель президента Академии педагогических наук СССР. За трудовые достижения был награждён орденом Трудового Красного Знамени  ( 1972 ). Был председателем бюро группы советских добровольцев - участников Испанской войны при Советском комитете ветеранов войны.

Последние годы проживал в Москве. Умер 22 Июля 1991 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище.




В небе Испании атакуют "Чато"...
Дополнительная информация о А. С. Осипенко.

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

       © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz