КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Кузьмин Георгий Павлович |
Родился 23 Апреля 1913 года в деревне Нагорное Красноярского края, в семье крестьянина. По комсомольской путёвке 17-летний Георгий Кузьмин в 1930 году поступил в Вольскую объединенную военную школу лётчиков и авиационных специалистов. Окончил с отличием школу, работал на технических должностях в частях и соединениях ВВС РККА, всё время мечтая стать лётчиком. Переучивался в Качинской Военной авиационной школе имени А. Ф. Мясникова и в 1939 году получил звание лётчика. В том же году Кузьмин участвовал в боях на Халхин - Голе, где отличился и был удостоен ордена Красного Знамени. С первых дней Великой Отечественной войны Г. П. Кузьмин на фронте. В полку советских асов с Ноября 1942 года. В воздушных боях сбил лично 22 и в группе с товарищами 7 самолётов врага. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 Апреля 1943 года был удостоен звания Героя Советского Союза. Погиб 18 Августа 1943 года. С началом Великой Отечественной войны командир звена Старший лейтенант Георгий Кузьмин был переведён на Западный фронт, в 161-й истребительный авиаполк 11-й авиадивизии. 11-я авиационная дивизия, которой командовал один из первых в стране дважды Герой Советского Союза Г. П. Кравченко, взаимодействуя с сухопутными войсками уже с первого дня вероломного нападения фашистской Германии на нашу страну, стойко сдерживала натиск превосходящих сил врага на этом важном - западнее Витебска - участке западной границы. В Июньские дни Кузьмин уже летал на своей "Чайке" ( И-153 ) на прикрытие города Лепель, что западнее Витебска. В один из тех дней звено Кузьмина после 5 боевых вылетов было поднято по тревоге в 6 раз и через несколько минут оказалось над боевыми порядками наших войск, чтобы прикрыть их от вражеских бомбардировщиков. Ждать пришлось недолго. Вскоре появились "Юнкерсы". Они шли плотным строем, и Кузьмин, сблизившийся с ними, скомандовал споим ведомым: "Атакую ведущего, за мной !" Он первым открыл огонь, направив трассу на ведущего вражеских бомбардировщиков. Объятый пламенем "Юнкерс" рухнул на землю. Атака ведомых была не менее эффективной, и второй "Юнкерс" пошёл к земле. Затем последовал ещё один удар, и строй немецких бомбардировщиков нарушился. Развернувшись на запад, они стали неприцельно сбрасывать бомбы и уходить. Не успела ещё исчезнуть из поля зрения одна группа вражеских самолётов, как в тот же район устремилась другая, прикрытая истребителями. И снова звено Кузьмина вступило в схватку. Израсходовав запас горючего, фашисты начали выходить из боя. Кузьмин дал команду своим возвратиться на аэродром. И тут заметил выскочившего из облаков Ju-87. Не раздумывая, Старший лейтенант бросился в атаку и быстро настиг бомбардировщик. Сначала ему удалось подавить огонь вражеского стрелка. Затем он подобрался ещё ближе к "Юнкерсу", чтобы ударить наверняка. Гашетка была нажата до предела. Однако очереди из пулемётов не последовало. Кузьмин перезарядил и ещё раз нажал на гашетку - пулемёты молчали. А "Юнкерс" был совсем близко. Тут же созрело решение - таранить бомбардировщик. Таран - это большое искусство и смертельный риск. Но упустить врага Кузьмин не мог. Винт "Чайки" ударил по хвостовому оперению "Юнкерса", и тот пошёл к земле. За мужество и отвагу, проявленные в этом бою, Кузьмин был награждён орденом Красного Знамени. С развитием наступления гитлеровцев летом 1941 года 161-й истребительный перебазировался всё дальше на восток. Глубокой осенью он уже выполнял задачи по прикрытию района Брянска. Гитлеровцы продолжали господствовать в воздухе. Однако всё яростнее и упорней становились сопротивление наших лётчиков, которые не избегали встреч с численно превосходящими силами противника. 19 Ноября Кузьмин патрулировал в назначенном районе и увидел группу вражеских бомбардировщиков, направлявшихся в сторону наших войск. Их было 10. Однако это не остановило Кузьмина. Не мешкая, он устремился и атаку. Одного за другим сбил с коротких дистанций 2 бомбардировщика. Внезапно от прямою попадания в бензобак "Чайка" загорелась. Раненый лётчик, обливаясь кровью, начал терять сознание. Усилием воли ему всё - таки удалось подчинить падающий И-153, выровнять и посадить на первую попавшуюся площадку. Машина горела. Вывалившись из кабины,. Георгий хотел было встать, чтобы поскорее отбежать от самолёта, но острая боль в боку свалила его. Тогда, собрав последние силы, он стал ползти. Полз долго, увязая в глубоком снегу, до тех пор, пока его не подобрала местные жители. Кузьмин потерял много крови, обморозил ступни ног. Его спрятали в одном из домов деревушки, выходили. Переодетый в крестьянское платье Георгий решил пробираться к своим. Но обессиленный, был пойман немецкими ищейками и помещён в лагерь для военнопленных. Советский лётчик не смирился со своим положением. Через некоторое время, уничтожив часового, он бежал. Около месяца партизанил. Когда Кузьмин попал в одну из наших частей, его сразу же направили в госпиталь залечивать гноящиеся на ногах раны. В госпитале он пробыл почти 3 месяца. Врачи вынуждены были ампутировать ему ступню левой ноги и часть ступни правой и вынесли заключение о невозможности возвращения лётчика в боевой строй. Однако Кузьмин не согласился с этим заключением. Ценою огромных усилий, проявив упорство и настойчивость, он стал хорошо ходить. И он добился своего: в конце концов ему разрешили, правда, со всевозможными оговорками, вернуться, в родной полк. В Марте 1942 года его назначили командиром эскадрильи в 239-й истребительный авиационный полк. После основательной тренировки во всех элементах полёта на новой машине ( Ла-5 ) Кузьмин начал летать. Уже в Мае водил экскадрилью в бой. Вскоре вместе с полком отбыл под Сталинград. Здесь, в небе волжской твердыни, с блеском проявился талант Кузьмина как лётчика - истребителя. В эти тяжелейшие дни боёв, когда приходилось сдерживать натиск врага, рвавшегося к Волге и на Кавказ, авиаторам приходилось нелегко. Но, пожалуй, труднее всех было Кузьмину, имевшему 2 ранения и ампутированные ступни ног. Тем не менее, он переносил тяготы фронта наравне с другими; сумел скрыть хромоту и даже те, кто жил с ним в одной комнате, ни о чём не догадывались. О том, как командовал эскадрильей и бил врага Георгий Кузьмин, скоро узнала вся страна. О его подвигах рассказала армейская газета. 22 Сентября 1942 года группа из 14 самолётов противника, подходившая к Волге для бомбардировки нашей переправы, была встречена эскадрильей Старшего лейтенанта Кузьмина. В завязавшемся бою командир первым атаковал "Юнкерсы", вслед за ним - другие лётчики. Гитлеровцы, встретив такой отпор, теряя один за другим самолёты, поспешили сбросить бомбы в степь и повернуть назад. Эскадрилья Кузьмина уничтожила 5 "Юнкерсов", из них 2 - лично сам командир. Мамаев курган в Сталинграде был не только местом героических сражений его наземных защитников, но и районом воздушных боёв наших авиаторов. 2 Октября Кузьмин, прикрывая эскадрильей наши наземные войска, сражался с 15 "Юнкерсами". Лётчики эскадрильи сбили 9 самолётов врага, 2 из них - лично комэск. Причём со вторым он расправился, когда уже был ранен осколком снаряда. Несколько дней спустя произошёл бой, о котором потом много ходило рассказов в полку и далеко за его пределами. Пара "Хейнкелей", неожиданно вынырнув из облаков, повисла над аэродромом части. О взлёте нечего было и думать. Фашисты подкарауливали сверху. Всякий, кто дерзнул бы взлететь, мог стать их жертвой. Но нашёлся такой. Георгий Кузьмин находился в самолёте, который был готов к очередному тренировочному полёту. При появлении противника над аэродромом Кузьмин тотчас взмыл и воздух. Один из "Хейнкелей" с высоты спикировал на него. Прогремела длинная пушечно - пулемётная очередь. Но несколькими мгновениями раньше самолёт Кузьмина перевернулся у самой земли через крыло, и очередь врага взметнула лишь столб пыли на аэродроме. "Ястребок" Георгия мелькнул над ближним лесом и исчез, а через несколько минут оказался выше "Хейнкелей". Завязался бой. Несколько наших самолётов поспешили на помощь Кузьмину. В ларингофонах лётчики услышали знакомый голос комэска: - Моего не трогать, я сам прикончу. Не упускайте второго... Группа, подошедшая на помощь, довольно быстра разделалась со своим противником. У Кузьмина бой затянулся. Ему, видно, попался опытный пилот. Тем не менее он стремился поставить врага в невыгодное положение, чтобы получить преимущество и нанести удар. Идя в лобовую атаку, он заставил противника, резко отвернуть в сторону и подставить под пушки советского истребителя свой хвост. Кузьмин почти в упор расстрелял его. "Хейнкель", дымя, свалился в штопор и пошёл к земле. Пилот выбросился с парашютом, и его ветром несло в сторону аэродрома. Когда Георгий приземлился, то сразу же сообщил, где искать вражеского лётчика. Через некоторое время его нашли; он был ранен Кузьминым в ногу и поэтому далеко уйти не смог. Как оказалось, это был действительно известный ас, Оберлейтенант Ганс Шульцер, выкормыш высшей школы пилотажа в Берлине, кавалер Железного креста с лавровым венком - знака, которым Гитлер награждал своих лётчиков, сбивших не менее 100 самолётов. Кузьмина знали в то время уже многие, и велика была его популярность. Причём знали не только рядовые лётчики и командиры подразделений. Знал даже командующий 8-й Воздушной армией генерал Т. Т. Хрюкни, знал и ценил. Именно поэтому, когда 19 Ноября 1942 года войска Сталинградского фронта перешли в наступление, командарм, прибыв на аэродром полка, лично поставил Кузьмину задачу произвести тщательную разведку в районе Котельникова. Требовалось уточнить, вышла ли наша конница на указанные ей позиции. В тот день сильный ветер поднимал в степи снежные вихри и видимость была крайне ограниченной. Кузьмин решил лететь на малой высоте. Тщательно сверяя полёт по карте, он вышел в укачанный район. Там обнаружил, подразделение конницы, а углубившись на территорию, занятую противником, заметил его танки и пехоту. Оставаясь верным себе, Кузьмин закончил разведывательный полёт штурмовкой вражеских войск, выпустив по ним снаряды из пушек и пулемётные очереди. Как знак внимания н высокой оценки ратного труда со стороны командарма воспринял Кузьмин своё назначение помощником командира по воздушно - стрелковой службе в 9-й истребительный полк. Новый 1943 год он встречал уже среди новых товарищей в составе Гвардейской части и вскоре включился в боевую работу по прикрытию наших наступающих войск. 22 Января, патрулируя пятёркой Як-1, Кузьмин встретил 14 самолётов противника. Тут же вступил в бой и сбил 2 из них. Ещё 4 самолёта сбили ведомые. 10 Февраля 1943 года командир 239-й авиадивизии, представляя Кузьмина к званию Героя Советского Союза, писал в наградном листе: "Участвует в Великой Отечественной войне с первого её дня, смелый лётчик - истребитель, отлично владеющий техникой пилотирования. За время боевой работы совершил 270 боевых вылетов, из них на штурмовку наземных войск и аэродромов противника - 15, на разведку войск противника - 70, на сопровождение - 30. Остальные вылеты производил на прикрытие своих войск и перехват противника. Провёл 90 воздушных боёв, в которых лично сбил 15 самолётов противника и 6 самолётов - в группе. Штурмовыми действиями по войскам противника лично уничтожил 5 средних танков, 20 автомашин, 2 зенитные точки, до 50 солдат и офицеров. Будучи командиром эскадрильи, правильно сумел организовать боевую работу подразделения. В результате этого эскадрилья только на Сталинградском н Южном фронтах сбила 27 самолётов противника". Кузьмин был одним из самых результативных лётчиков по числу сбитых самолётов врага. Спустя некоторое время после присвоения ему звания Героя он стал первым асом в полку, сбившим 20 самолётов противника. Когда же он сбил 21-й самолёт, армейская газета поместила на своих страницах его портрет. Фотокорреспондент снял его в кабине самолёта, на котором была нарисована 21 звезда - по числу уничтоженных вражеских самолётов. А один из однополчан, будущий Герой Советского Союза Евгений Дранищев, восторгаясь боевыми делами Кузьмина, сказал: - Жаль, что я не писатель, а то бы написал о нём книгу. В канун Дня Воздушного Флота СССР в газете "Сталинский воин" была опубликована клятва советского аса Гвардейца Г. П. Кузьмина, слова которой и сейчас звучат как заключительный аккорд его героической жизни: "...Пока глаза мои видят, а руки способны держать штурвал, я клянусь множить счёт нашей неумолимой мести врагу и с удвоенной силой бить фашистское зверьё до полного освобождения от него советской земли и неба над нею". В тот день, 18 Августа 1943 года, Гвардейцы уже с самого утра вылетали на отражение налётов вражеской авиации, а затем и на сопровождение штурмовиков. Во 2-м, в этот день, вылете Герой Советского Союза Гвардии майор Георгий Кузьмин был ведомым у командира полка Героя Советского Союза Гвардии подполковника А. А. Морозова. В районе города Павлов Курган наши лётчики встре тились с группой вражеских истребителей. Командир пошёл в атаку, его прикрывал Кузьмин. Сбив первый "Мессер", Морозов стал быстро набирать высоту, за ним следовал Кузьмин. Здесь и случилось непоправимое. Вражеский снаряд попал в самолёт Кузьмина. Он успел развернуть горящую машину к линии фронта и покинуть её. Но едва раскрылся шёлковый купол парашюта, как его лизнуло пламя от горящего самолёта... Уже мёртвым подобрали и с почестями похоронили Героя бойцы наших передовых частей. Партийный билет и другие документы Г. П. Кузьмина на 2-й день из политотдела соединения наземных войск передали в полк. "Красноярским Маресьевым" называют Георгия Павловича Кузьмина земляки. В память о нём в городе Заозерном Красноярского края одна из улиц названа его именем. Имя Героя также носит Рыбинская восьмилетняя школа. Героя помнят в Донбассе, где красные следопыты школы № 1 города Красный Луч создали стенд, посвящённый его жизни и боевым подвигам. |
Н а з а д