КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
"Аэрокобры" во 2-м ГвИАП Северного Флота |
Полк был сформирован 29 декабря 1939 года как 72-й САП. В сентябре 1941 года он первым в советской авиации начал боевые действия на импортных самолётах - английских "Харрикейнах". Также первым ( в январе 1942 года ) полк освоил и американские истребители - Р-40Е "Киттихаук". 16 сентября 1941 года за успехи в боях 72-й САП был награждён орденом Красного Знамени, а 18 января 1942 года - преобразован во 2-й Гвардейский САП. 14 октября 1942 года из смешанного был переформирован в истребительный, и стал 2-м Краснознамённым ИАП имени дважды Героя Советского Союза Б. Ф. Сафонова. Этот полк считался лучшим в ВВС Северного флота, поэтому ему было доверено воздушное прикрытие союзных конвоев и порта их назначения Мурманска. Это была очень опасная служба: сбитый над северными морями лётчик погибал почти наверняка... Ввиду исключительной важности задачи 2-й ГвИАП старались оснастить самой современной матчастью: так, именно сюда направили всю первую партию "Аэрокобр", полученных авиацией ВМФ СССР - 12 машин модели Mk.I поступило по акту от 15 октября 1942 года. Их осваивали лётчики 1-й авиаэскадрильи майора А. А. Коваленко, успешно совмещая учёбу с боевой работой на "Киттихауках". В процессе обучения 2 самолёта совершили вынужденные посадки, и были отправлены в ремонт. К концу года новый истребитель был хорошо освоен, и начал применялся в боях. Счёт побед на "Аэрокобрах" Mk.I открыли 26 декабря комэск капитан А. А. Коваленко ( сбив пикировщик Ju-87 ) и капитан В. П. Покровский ( истребитель Me-109F ). В этот же день было потеряно 2 "Аэрокобры": капитан Д. А. Решетов не вернулся с боевого задания, а капитан В. П. Покровский - сбит зенитной артиллерией союзного конвоя RA-51, но спасён. К 1 апреля лётчики "Аэрокобр" уничтожили в воздухе 10 немецких самолётов ( 5 Me-109F, 1 Ме-110, 3 Ju-88 и 1 FW-189 ). Особенно отличился Гвардии капитан П. И. Орлов - он сбил 2 самолёта и 2 - подбил, но и сам погиб в бою с "Фокке - Вульфами" 15 марта 1943 года. Боевые потери "Аэрокобр" за этот период составили 9 машин, небоевые - 2. Достаточно серьёзные потери ( а также 9 вынужденных посадок ) объясняются, скорее всего, методом обучения "без отрыва от боевой работы": ни техсостав, ни пилоты толком не усвоили тонкостей обслуживания и управления новой машиной. Достаточно отметить, что с октября по апрель вместо импортного 100-октанового бензина Б-100 применяли советский "суржик" 4Б-78, а вместо специального американского "зимнего" масла советское МК. В результате получали "недобор" мощности и явный "перебор" отказов моторов. К февралю полк был практически "выбит" - из оставшихся 7 "Аэрокобр" 3 находились в перманентном ремонте, 8 из 9 "Киттихауков" не имели моторов, а 13 изрядно повоевавших "Харрикейнов" боевой ценности не представляли - 4 воздушных боя с их участием, как отмечают документы, "закончились без результатов". "Аэрокобры" также провели 4 боя ( всего за месяц было 8 воздушных боёв ), но сбили при этом 4 немецких самолёта. С февраля поставки "Аэрокобр" для ВВС Северного Флота возобновились - в Мурманск после почти полугодового перерыва прибыло два конвоя. 2-й ГвИАП получил две P-39D-2, мало отличавшихся по характеристикам и идентичным по вооружению с Mk.I. Гораздо больше эмоций вызвали модели с 37-мм пушками и "высотными" моторами, поступившие в марте. В полк прибыло 8 Р-39М-1 ( все в контейнерах, причём 2 - без плоскостей ). Эти машины назвали "Аэрокобра-2" ( чтобы отличать от Mk.I с 20-мм пушкой и маловысотным мотором ), и, как бы начиная новое исчисление, присвоили им бортовые номера от "001" до "008". Самолёты собирали прямо в полку, на аэродромах Ваенга-1 и Ваенга-2. В марте поступило также 10 P-39N-O, и на 1 апреля 1943 года боевой состав 2-го ГвИАП выглядел в отчётах солидно: 24 "Аэрокобры", 9 "Киттихауков", 11 "Харрикейнов" и 3 МиГ-3. Однако из 47 самолётов 31 был неисправен: 8 Р-40Е, все "МиГи" и большая часть "Харрикейнов". Не успели собрать и облетать также половину "Аэрокобр". Пополнение полка новой матчастъю сразу же сказалось на боевых успехах: за апрель было сбито 11 самолётов противника ( 2 FW-190, 4 Ме-109G, 4 Ме-109F и 1 Ju-88 ) ценой потери 4 "Аэрокобр" ( погибло 3 лётчика ). Особо отличились командир полка капитан П. Г. Сгибнев ( 2 Me-109G, оба 19 апреля 1943 года ), лейтенант Н. А. Бокий ( 19 и 29 апреля - по 1 Ме-109 ) и младший лейтенант П. Д. Климов ( FW-190 и Ju88 ). В частности, 19 апреля 1943 года Н. А. Бокий сбил лучшего "эксперта" JG 5 - обер-фельдфебеля Рудольфа Мюллера, имевшего 94 победы. Ещё более результативнымибыли майские бои, когда все "Аэрокобры" были введены в строй. Лётчики 2-го ГвИАП заявили 17 воздушных побед на Р-39 ( 9 Ме-109, 2 Ме-110, FW-190, 4 Ju-88 и 1 Не-111 ) и одну - на "Харрикейне" ( FW-190 ). Снова отличился Н. А. Бокий, "завалив" 7 мая 1943 года второго аса из 6./JG 5 - обер-фельдфебеля Альфреда Бруннера ( 53 победы, погиб при приземлении ), а на следующий день - Ju-88. В мае 3 победы записал на боевой счёт Гвардии капитан З. А. Сорокин и 4 - Гвардии капитан П. Л. Коломиец. Были в мае и тяжёлые потери: 3 мая разбился в тренировочном полёте комполка Герой Советского Союза Гвардии капитан П. Г. Сгибнев. А 13 мая, "Мессера" подловили Н. А. Бокия, сбив его неожиданной атакой ( ранен, выпрыгнул на парашюте ). В том же бою был ранен старший лейтенант И. К. Лопатин - он сумел посадить самолёт на фюзеляж на своём аэродроме, но умер от потери крови. Последней жертвой "Мессеров" стал младший лейтенант Д. В. Будник ( 7 воздушных боёв, 2 сбитых ) - 23 мая 1943 года он оторвался в бою от ведущего, был сбит и погиб. В мае на всех Р-39М и N была проведена процедура "облегчения": сняты крыльевые 7,62-мм пулемёты с их патронными ящиками, 3 блока радиостанции и часть брони. Боевые действия 2-го ГвИАП на "ранних" моделях "Аэрокобр" завершились 1 июня 1943 года - приказом Наркома ВМФ полк перебазирован на аэродром Ягодник ( под Архангельском ) для отдыха и переформирования на "Гвардейский" штат. Оставшиеся в строю "Аэрокобры" Mk.I, P-39D-2, М-1 и N-O передали в 255-й ИАП, "Харрикейны" - в 78-й ИАП, "Киттихауки" - в ремонт, а лётно - технический состав отбыл в 45-й ЗАП ( Красноярск ) за новенькими P-39N-5 и Q. На фронт полк вернулся только в 1944 году. Из 8 Р-39М в документах полка зафиксирована потеряна только одной - 12 мая в учебном полёте разбилась № 231. "Аэрокобра" № 234 была повреждена 6 апреля 1943 года при вынужденной посадке, а № 181, № 221 и № 239 в июне передали в 255-й ИАП ВВС Северного Флота. 24 июля 1943 года, к 10-летию Северного флота, за боевые успехи 4-м лётчикам 2-го Гв ИАП было присвоено звание Героя Советского Союза - командирам звеньев Гвардии лейтенантам Н. А. Бокию ( 26 воздушных боёв, 10 сбитых, из них 5 - на "Аэрокобре", П. Д. Климову ( 33 воздушных боя, 8 сбитых, из них 4 - на "Аэрокобре" ), Гвардии капитану В. П. Покровскому ( 60 воздушных боёв, 12 сбитых лично и 6 в группе ) и замкомэска Гвардии капитану П. И. Орлову ( посмертно, 34 воздушных боя, 11 сбитых, из них 2 - на "Аэрокобре" ). |
Н а з а д
|
|
© 2000-2011 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |