Климов Василий Владимирович - советский военный летчик - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Климов Василий Владимирович

В.В.Климов

Родился 9 Мая 1917 года в селе Александровка, ныне Мордовского района Тамбовской области, в семье крестьянина. С 1930 года жил в Москве. По окончании 7 классов школы № 57 уехал в Ленинград, где окончил школу ФЗУ. Работал формовщиком в литейном цехе. Учился на 2-м курсе авиационного техникума. С 1936 года в Красной Армии. В 1939 году окончил Чкаловское военное авиационное училище лётчиков. Служил в частях истребительной авиации на Дальнем Востоке.

С Апреля 1943 года Младший лейтенант В. В. Климов в действующей армии. По Декабрь 1944 года служил в 274-м ИАП; по Май 1945 года - в 15-м ИАП. Сражался в составе 1-й, 4-й Воздушных армий на Северо - Кавказском, 4-м Украинском и 2-м Белорусском фронтах, участвовал в освобождении Кубани, Крыма, Украины, Белоруссии, Литвы, разгроме врага на территории Германии. Был ранен.

К Марту 1945 года штурман 15-го истребительного авиационного полка   (278-я истребительная авиационная дивизия, 16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт)  Майор В. В. Климов произвёл 263 боевых вылета, в 65 воздушных боях сбил лично 22 и в группе 2 самолёта противника. Штурмовыми действиями уничтожил 6 паровозов, 18 вагонов, 12 автомашин с войсками и грузом, 2 самолёта на аэродромах.

К концу войны выполнил более 300 успешных боевых вылетов. Проведя 89 воздушных боёв, сбил 25 самолётов противника лично и 2 - в группе.

15 Мая 1946 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

С 1946 года Майор В. В. Климов - в запасе. В 1946 - 1979 годах жил в Оренбурге. Окончил партийную школу, работал помошником секретаря Оренбургского обкома партии. В 1950 году вновь призван в Советскую Армию. С 1958 года Подполковник В. В. Климов - в отставке. Умер 18 Апреля 1979 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (трижды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды: медалями.

*     *     *

Он родился в селе Александровка Тамбовской губернии 9 Мая 1917 года. В Москве окончил 7 классов, а в Ленинграде - школу ФЗУ. Работал формовщиком в литейном цехе, учился в авиационном техникуме. До призыва в армию успел окончить 2 курса. В конце 1936 года, по путёвке комсомола, прибыл в Оренбургскую военную школу лётчиков, которую успешно закончил в 1939 году.

В первые же дни Великой Отечественной войны командир звена Лейтенант Климов подал рапорт с просьбой направить его в действующую армию. Но это желание исполнилось несколько позже...

Боевую деятельность Старший лейтенант Климов начал в Апреле 1943 года на Северо - Кавказском фронте, где летал на Як-1.

Лётчику Климову за время войны приходилось выполнять самые различные боевые задания командования: прикрытие наземных войск, сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков, разведку и штурмовку войск противника.

7 Мая 1943 года в ходе боёв на Кубани в районе станции Киевской, атаковав в составе четвёрки Як-1 большую группу пикировщиков Ju-87, прикрытых восьмёркой Ме-109, Владимир Климов сбил 5 немецких бомбардировщиков, проведя один из самых результативных воздушных боёв в истории отечественной авиации. Удивляет тот факт, что эту великолепную победу он одержал уже в 13-м боевом вылете. В бою его машина также была подбита, и последнего "Лаптёжника" он сбил очередью с уже горящего самолёта, будучи тяжело раненным.

Справедливости ради, следует отметить что в книге В. П. Россовского "Золотые Звёзды Оренбуржья"  (Биографический справочник. Челябинск, Южно - Уральское книжное издательство, 1989 год), и дата этого боя и сам эпизод описан несколько иначе:

"10 Мая 1943 года эскадрилья, в которой он служил, прикрывала наземные войска от ударов авиации противника в районе станицы Крымской. Возглавляя ударную группу, Климов встретил 18 "Юнкерсов", шедших под прикрытием 9 "Мессеров" на бомбардировку переднего края обороны. Он смело пошёл в атаку и сбил ведущего "Юнкерса". Увидев это, немецкие лётчики начали беспорядочно сбрасывать бомбы на свои войска и, не долетев до Крымской, развернулись обратно.

При атаке другой девятки вражеских бомбардировщиков Климов со снижением догнал противника и меткой очередью поджёг его. Объятый пламенем "Юнкерс" упал близ станицы Славянской. Но и самолёт Климова получил повреждение, загорелся мотор, пламя перекинулось в кабину, и ему пришлось выброситься с парашютом. Сделав затяжной прыжок, он дернул вытяжное кольцо парашюта, тут же увидел, как разворачивается и идёт прямо на него "Мессер". И вдруг как гром среди ясного неба ударил длинной очередью спасительный "Як" и "Мессер", окутанный чёрным дымом, пошёл вниз".

...После возвращения из госпиталя в свой полк Климов был назначен командиром эскадрильи, а позднее штурманом 15-го истребительного авиационного полка. С Апреля 1943 года Владимир Климов прошёл с полком весь его боевой путь. Сражался на Северо - Кавказском, Южном, 4-м Украинском, 3-м и 1-м Белорусских фронтах. По итогам боевой работы 15-й ИАП вошёл в число самых результативных истребительных полков советских ВВС: на его счету 580 самолётов противника, сбитых в воздушных боях.

К Марту 1945 года, когда командир полка Исаков подписал представление к званию Героя на Майора В. В. Климова, тот произвёл 263 боевых вылета, провёл 65 воздушных боев, 37 штурмовок, 68 сопровождений, 8 разведок, 19 "охот". В боях им лично было сбито 22 самолёта противника: 3 Hе-111, 2 Hs-129, 9 Ju-87, 5 Ме-109, 3 FW-190. В групповых боях он сбил Ju-52 и Ju-87. При штурмовке вражеских аэродромов уничтожил ещё 2 самолёта.

Свои последние воздушные победы Майор В. В. Климов одержал в Марте - Апреле 1945 года. Так авиация 16-й Воздушной армии в период с 5 по 8 Марта провела 74 воздушных боя, в которых противник недосчитался 84 самолётов. Одного из них записал на свой боевой счёт Владимир Климов. Одна из последних побед была одержана им 23 Апреля 1945 года. В тот день истребительные соединения 16-й Воздушной армии провели 40 воздушных боёв и уничтожили 25 вражеских самолётов...

За годы войны Майор В. В. Климов совершил более 300 боевых вылетов, участвовал в 89 воздушных боях. 30 Апреля 1945 года над Берлином одержал свою 27-ю победу, сбив вражеский самолёт FW-190.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 22 личные и 2 групповые победы. ]

Сразу после окончания войны Майор В. В. Климов демобилизовался. В 1949 году с отличием окончив областную партийную школу, работал в Оренбургском обкоме партии. В 1950 году он был вновь призван в ряды Советской Армии, где служил до очередного сокращения авиации и лётных кадров в 1958 году. Последние годы жил и работал в Оренбурге.

В. В. Климов с курсантами.
В. В. Климов с курсантами.

В преддверии 50-летия Оренбургского военного авиационного училища в целях повышения уровня патриотического воспитания курсантов и молодёжи была активизирована и военно - шефская работа. Жизнь подсказала и её новые формы. По инициативе обкома комсомола и политотдела училища в 1968 году была создана первая в нашей стране школа юных космонавтов имени Ю. А. Гагарина.

Полезная инициатива оренбуржцев нашла поддержку ЦК ВЛКСМ и командования Военно - Воздушных Сил. Руководителем школы был назначен Герой Советского Союза Подполковник запаса В. В. Климов.

Основной задачей школы стало воспитание подрастающего поколения на славных боевых традициях армии и флота, подготовка юношей к труду и защите Родины. Юные космонавты изучали материальную часть самолёта и двигателя, теорию полёта и самолётовождение, историю авиации и космонавтики, совершали ознакомительные полёты на самолёте Ан-2 и выполняли по 3 парашютных прыжка. Юные космонавты имели и свою форму. В комсомольской организации школы на учёте состоял почётный комсомолец городской комсомольской организации Ю. А. Гагарин...

*     *     *

Список всех известных побед Майора В. В. Климова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
127.04.1943 г.1  FW-190зап. АхтырскаяЯк-7, Як-1,

Як-9, Як-3.

207.05.1943 г.5  Ju-87вост. Нижнебаканская - Адагум
315.09.1943 г.1  Ме-109зап. Гуляй - Поле
424.09.1943 г.1  Не-111Дунаев
525.09.1943 г.1  Не-111зап. Альтмунталь
603.10.1943 г.1  Ме-109зап. Пришиб
726.10.1943 г.1  Ju-87  (в группе - 1 / 5)юго - зап. совх. "Известия"
81  FW-190  (в группе - 1 / 5)юго - зап. совх. "Известия"
911.01.1944 г.1  Не-111аэродром Ново - Павловка
1006.02.1944 г.1  Ме-109юж. Ново - Николаевка
1109.04.1944 г.1  Ju-87юж. Пассурман-2
1210.04.1944 г.1  Ju-87сев. Кирк - Ишунь
1307.05.1944 г.1  FW-190аэродром 6-я верста
1409.07.1944 г.1  FW-190зап. Вильно
1519.02.1945 г.1  Ме-109сев. окр. Бизенталь
1605.03.1945 г.1  FW-190сев - зап. ст. Мадю - Зее
1723.04.1945 г.1  FW-190Хермедорф

      Всего сбитых самолётов - 22 + 2  [ 19 + 2 ];  боевых вылетов - 293;  воздушных боёв - 65.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

РетропланЪ: Авиация и воздухоплавание Первой мировой      © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz