Кольцов Алексей Иванович - военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая звезда Героя Советского Союза

Кольцов Алексей Иванович

Кольцов Алексей Иванович

Алексей Кольцов родился 14 сентября 1917 года в городе Воронеже. Его отец был служащим, занятым на административной работе в столице Черноземья. Сам юноша, окончив 7 классов средней школы, выбрал для себя более "идеологически верную" рабочую специальность. Он поступает в фабрично - заводское училище, подготовку в котором завершает в 1933 году. После этого Алексею довелось несколько лет трудиться мотористом в цехе № 15 Воронежского авиазавода, одновременно учился в аэроклубе.

В 1936 году он попадает в ряды Красной Армии. В то время в нашей стране из всех родов войск быстрее всего развивалась авиация. Служба там являлась, пожалуй, и наиболее популярной в 1930-х годах прошлого века. Не зря самолётный парк СССР превосходил ВВС любой другой страны мира количественно, а, до поры-до времени, - и качественно. Данное превосходство было продемонстрировано и в начальный период гражданской войны в Испании, и в конфликтах с Японией у озера Хасан и реки Халхин - Гол.

С этой точки зрения можно сказать, что Алексею повезло - он оказался в авиационной школе. Более того, Алексею даже не пришлось уезжать далеко от дома - его новое учебное заведение находилось в Воронежской области - в городе Борисоглебск.

В 1937 году Кольцов оканчивает авиационную школу и становится пилотом самолёта - истребителя. Он получает офицерское звание и вскоре начинает командовать звеном.

Начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война застала молодого лейтенанта в составе Западного фронта. Алексей Кольцов принял участие в боевых действиях едва ли не с самого их начала. Впоследствии, пилот был переведён на Сталинградский, а затем на Западный и Брянский фронт, практически постоянно находясь в гуще событий.

Зa образцовое выполнение заданий командования на Западном фронте награждён в 1941 году орденом Красной Звезды, а за образцовое выполнение заданий командования на Сталинградском фронте в 1942 году - орденом Красного Знамени.

По август 1942 года он служил в составе 42-го ИАП, летал на МиГ-3 и ЛаГГ-3; по сентябрь 1942 года - в 297-м ИАП, летал на Ла-5; по июнь 1943 года - в 240-м ИАП; затем - в 937-м ИАП.

28 июля 1943 года майор Кольцов в паре провёл бой с 4 FW-190 и 2 Ме-109, которые прикрывали группу бомбардировщиков противника  (12 Ju-87 и 7 Ju-88). Дерзкой атакой расстроил боевой порядок противника и отогнал бомбардировщики от расположения наших наземных войск. В этом бою лично сбил истребитель FW-190. Победу подтвердили представители наземных войск, наблюдавшие за боем.

Спустя несколько дней, 31 июля 1943 года, будучи ведущим группы из 9 Ла-5 вступил в бой с 26 Ju-88 и 12 Ju-87, которые шли под прикрытием 4 FW-190. B результате умелой организации группового воздушного боя, личного мужества и героизма, проявленного Кольцовым, группа самолётов противника была рассеяна и 7 бомбардировщиков сбито. В этом неравном бою майор Кольцов лично сбил 2 самолёта Ju-87. Сбитые самолёты подтверждены наземным командованием. Группа истребителей Ла-5 потерь не мела.

Бой ведут Ла-5.

Успехи Кольцова, и в качестве лётчика и командира впечатляли и сослуживцев и начальство. К лету 1943 года он становится майором и принимает под командование авиационный полк.

Командуя полком на Брянском фронте с 12 июля по 10 августа 1943 года полк под его командованием произвёл 667 боевых вылетов. Провёл 39 воздушных боёв с участием 312 бомбардировщиков и 191 истребителя противника. Наших самолётов было 195. В воздушных боях сбито 69 самолётов противника, из них бомбардировщиков 37, истребителей 32. Все сбитые самолёты подтверждены наземным командованием. Потери полка составили 15 лётчиков.

К середине августа 1943 года командир 937-го истребительного авиационного полка  (322-я истребительная авиационная дивизия, 15-я Воздушная армия, Брянский фронт)  майор А. И. Кольцов совершил 222 боевых вылета на прикрытие своих наземных войск, сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков, разведку войск противника. Из проведённых им 60 воздушных боёв, всегда возвращался победителем, ни разу не упустил противника с поля боя. Лично сбил 10 самолётов противника  (5 бомбардировщиков и 5 истребителей). Огромное рвение в сочетании с умением и тактической грамотностью показывали и подчинённые Кольцова.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1943 года майор Кольцов Алексей Иванович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  (№ 1118).

Это были не единственные награды лётчика, составляющие весьма внушительную коллекцию. Причём отмечались, как боевые качества Кольцова, так и тактическая и оперативная подготовка командира полка.

А. И. Кольцов (третий слева)

А. И. Кольцов  (третий слева)  среди других известных лётчиков - истребителей.

Вернувшись из Москвы на фронт, лётчик продолжил выполнение различных боевых заданий, доведя список своих побед до 14 немецких машин. Кроме того, 6 самолётов противника им было сбито во взаимодействии с подчинёнными.

Вновь 937-й полк оказался на одном из самых опасных участков фронта, тесня немецкие войска к западной границе СССР. Впрочем, в звании Героя Советского Союза пилот проходил, увы, недолго.

7 ноября 1943 года его полк принял участие в штурме и уничтожении одного из немецких аэродромов на территории Белоруссии, близ города Витебск. Майор Кольцов вёл группу "Лавочкиных". С двух заходов они подожгли на стоянке 9 бомбардировщиков и 14 повредили. Во время одной из атак осколок вражеского снаряда ранил Кольцова и повредил его самолёт. Тем не менее, отважный лётчик вступил в бой с внезапно налетевшими Ме-109. Однако силы были не равны. Самолёт Кольцова потерял управление, лётчику не удалось покинуть терпевшую крушение машину и он сгорел заживо.

К тому времени на его боевом счету числилось около 300 боевых вылетов, 20 неприятельских самолётов сбитых лично и в группе с товарищами.   [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 10 личных побед лётчика. ]

Сослуживцы похоронили Алексея Кольцова недалеко от места его последнего боя - в селе Черницы Лиозненского района Витебской области. Впоследствии, как дань уважения и почтения к этому замечательному пилоту и командиру, на его могиле был возведён памятник.

Увековечена память Алексея Ивановича Кольцова и в Воронеже - на его малой родине. На территории механического завода, где А. И. Кольцов работал, установлена мемориальная доска, напоминающая об этом выдающемся человеке. Кроме того, ещё одна доска установлена и на здании одной из воронежских школ - интернатов, носяшей имя Героя.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды.

*     *     *

Список всех известных побед майора А. И. Кольцова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
125.08.1942 г.1  Ме-109сев. Верхняя АхтубаМиГ-3, ЛаГГ-3, Ла-5.
227.07.1943 г.1  FW-190р-н Гнездилово
328.07.1943 г.1  FW-190юж. Красниково
431.07.1943 г.1  Ju-87Селихово
51  Ju-88Гнездилово

    Всего сбитых самолётов - 10  [ 5 ]  + 0; боевых вылетов - около 230;  воздушных боёв - более 60.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

РетропланЪ: Авиация и воздухоплавание Первой мировой      © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz