Луцкий Владимир Александрович - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Луцкий Владимир Александрович

Луцкий Владимир Александрович

Родился 21 мая 1918 года в Севастополе. Окончил 3 курса железнодорожного техникума в Симферополе в 1936 году. В том же году призван в ряды Красной Армии. После окончания Качинской Краснознамённую военной авиационной школы пилотов им. тов. Мясникова в 1938 году, в течение 3-х лет служил там инструктором, затем командиром звена.

С июня 1942 года лейтенант В. А. Луцкий на фронтах Великой Отечественной войны. Сражался в составе 434-го ИАП  (32-го Гвардейского ИАП). Был командиром звена, эскадрильи, полка.

К июлю 1943 года командир эскадрильи 32-го Гвардейского истребительного авиационного полка  (3-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 15-я Воздушная армия, Брянский фронт)  Гвардии капитан В. А. Луцкий совершил 135 боевых вылетов, в 75 воздушных боях сбил 11 самолётов противника.

24 августа 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего произвёл около 200 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 12 самолётов противника.

После войны продолжал службу в ВВС. В 1957 году окончил Военную академию Генерального штаба. Занимал ответственные должности в войсках, работал в Главном штабе ВВС, в Военно - Воздушной академии. Заслуженный военный лётчик СССР  (15 августа 1969 года). С 1972 года генерал - лейтенант авиации В. А. Луцкий - в запасе. Жил в Симферополе. Умер 19 декабря 1976 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (четырежды), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды  (дважды); медалями.

*     *     *

Владимир Луцкий встретил Великую Отечественную войну командиром звена в Качинской военной авиационной школе. Как и многие его товарищи, он рвался на фронт. Но попал туда лишь летом 1942 года, когда Василий Сталин забрал его в свой полк сформированный из качинцев для участия в Сталинградской битве. Вспоминает известный лётчик - истребитель Герой Советского Союза Александр Фёдорович Семёнов:

"В июле 1942 года, после трёх недель ожесточённых боёв под Сталинградом, наш 434-й авиаполк перебазировался на подмосковный аэродром для пополнения техникой и личным составом. Там в него влилось много новых лётчиков, в основном из Качинского авиационного училища. Большинство из них были там командирами звеньев и инструкторами, имели от 700 до 2000 часов налёта. Особенно высокой техникой пилотирования отличались старший лейтенант Ф. Ф. Прокопенко, лейтенанты В. А. Луцкий, А. П. Шишкин, А. Д. Анискин, Н. Н. Шульженко, Н. Ф. Парфёнов, Н. Ф. Горшков, А. М. Александров и старший сержант А. И. Марков. Но, как показала проверка, их подготовка была весьма односторонней - они не умели тактически граммотно вести воздушный бой, особенно на вертикалях, не могли достаточно эффективно применять оружие при различных положениях истребителя. И тем не менее все рвались в бой..."

В.А.Луцкий (справа) и В.И.Сталин, 1942 год
Василий Луцкий  (справа)
и Василий Сталин, 1942 год.

Свою первую победу Владимир Луцкий одержал 27 июля 1942 года, будучи ведомым командира 434-го истребительного авиационного полка майора И. И. Клещёва. 19 сентября 1942 года, прикрывая на Як-7Б посадку капитана И. И. Избинского, он сбил модернизированный Ме-109F.

20 сентября 1942 года семёрка истребителей, возглавляемая майором В. П. Бабковым, атаковала большую группу вражеских бомбардировщиков и 4 из них уничтожила. В этом бою особенно отличился сам Бабков, сумевший сбить 2 вражеских самолёта, а также Луцкий и Прокопенко, сбившие по самолёту каждый.

23 сентября два звена "Яков" под общим командованием капитана Стародуба завязали бой с 18 бомбардировщиками и 12 истребителями противника. Схватка была исключительно ожесточённой: 5 машин потерял противник. Их уничтожили Луцкий, Команденко, Котов и Стародуб. При этом, сбив "Мессера" и израсходовав при этом весь боеприпас, капитан Стародуб решительно пошёл на таран "Юнкерса". Оба самолёта взорвались в воздухе...

Всего в небе Сталинграда Владимир Луцкий одержал 5 воздушных побед.

...27 февраля 1943 года войска 34-й армии, преследуя отходящего противника, овладели главным опорным пунктом вражеской обороны - городом Демянском. При этом и на земле, и в воздухе шли ожесточённые бои. Лётчики делали по 4 - 5 боевых вылетов. В течение дня только авиаторы 1-го Гвардейского истребительного авиационного корпуса уничтожили 14 самолётов противника. Одну из побед записал на свой личный боевой счёт и Гвардии старший лейтенант В. А. Луцкий.

9 марта 1943 года войска Северо - Западного фронта усилили натиск на противника, непрерывно атакуя его позиции. Наши лётчики тоже вели напряжённые воздушные бои. В течение дня они уничтожили 21 самолёт врага. Успешный бой с бомбардировщиками на глазах у командующего ВВС Красной Армии генерал - полковника А. А. Новикова провели лётчики 32-го Гвардейского авиаполка в непосредственной близости от аэродрома Заборовье.

Ла-5Ф из состава 32-го ГвИАП.

Три "Юнкерса" попытались неожиданно атаковать стоянки наших самолётов, но были перехвачены дежурными истребителями. Одного из них мастерски атаковал Герой Советского Союза Гвардии капитан С. Ф. Долгушин. С короткой дистанции он открыл по нему огонь. "Юнкерс" с воем врезался в лес недалеко от аэродрома. Второго атаковал и сбил Гвардии младший лейтенат С. Ф. Вишняков, третьего "Юнкерса" зажёг Гвардии старший лейтенант В. А. Луцкий.

Затем последовали бои на Курской дуге, где Луцкий также одержал 5 личных побед.

В.А.Луцкий (справа) со своим механиком
Майор В. А. Луцкий с механиком
старшиной А. Бондарем, 1944 год.

20 июля группа Ла-5, ведомая командиром эскадрильи Гвардии капитаном Луцким вылетела на прикрытие наземных войск. Почти сразу после взлёта завязался бой, в котором Владимир Луцкий сбил в районе Протасово 2 FW-190. Всего в воздушных боях на Орловском направлении эскадрилья капитана В. Луцкого провела 165 боевых вылетов, в воздушных боях уничтожила 26 самолётов противника, не понеся потерь.

К июлю 1943 года командир эскадрильи 32-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии старший лейтенант В. А. Луцкий произвёл 135 боевых вылетов, в 75 воздушных боях сбил 11 самолётов противника.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  (№ 1759).

К февралю 1944 года Гвардии майор В. А. Луцкий был уже заместителем командира 32-го Гвардейского истребительного авиационного полка по лётной подготовке. Он стал настоящим асом, уничтожевшим в боях около 15 вражеских самолётов.

3 марта 1944 года командир 32-го Гвардейского истребительного авиационого полка Гвардии подполковник А. Ф. Семёнов вылетел на боевое задание со своим заместителем Гвардии майором В. А. Луцким, Гвардии капитаном А. С. Макаровым и Гвардии старшим лейтенантом Ю. Я. Келейниковым. Истребители углубились за линию фронта на 40 - 50 км и стали ходить парралельно линии фронта на повышенной скорости. Через несколько минут Луцкий доложил о замеченной им группе вражеских бомбардировщиков.

Семёнов повёл свою четвёрку с набором высоты на сближение с "Юнкерсами", которых было около двух десятков. Бомбардировщики шли без истребительного прикрытия. Семёнов принял решение немедленно атаковать врага. После первой атаки нашего звена запылали 2 Ju-87. Остальные, нарушив строй, расползлись в разные стороны. Группа Семёнова использовала замешательство противника. Ещё 2 пикировщика рухнули на землю. В это время с запада показалась группа истребителей противника, но наша четвёрка со снижением ушла на свою территорию.

В мае 1944 года курсанты и преподаватели Качинской военной авиационной школы лётчиков собрал денег, драгоценностей и облигаций на 103 100 рублей на строительство истребителя. Вскоре новенький самолёт с надписью "Качинцу - от качинцев" торжественно вручили воспитаннику школы, Герою Советского Союза, Гвардии майору В. А. Луцкому.

В.А.Луцкий

В июле 1944 года Владимир Луцкий был назначен командиром прославленного 32-го Гвардейского истребительного авиационного Виленского орденов Ленина и Кутузова полка, сбившего в воздушных боях 523 самолёта противника  (5-й результат в советских ВВС). Его налёт к тому времени составил уже около 1385 часов.

К концу войны Гвардии майор В. А. Луцкий совершил около 200 успешных боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 12 самолётов противника.   [ Н. Г. Бодрихин в своих исследованиях указывает на 20 побед лётчика в 300 боевых вылетах. ]

В сентябре 1948 года Герой Советского Союза Гвардии подполковник В. А. Луцкий был назначен командиром 324-й ИАД  (аэродром Кубинка). Участник воздушных парадов над Москвой в 1948 - 1951 гг. Одним из первых освоил высший пилотаж на МиГ-15 и лидировал пилотажную пятёрку МиГ-15 во время воздушных парадов. В начале 1950-х годов Гвардии полковник В. А. Луцкий - командир 9-й ИАД   (аэродром Кубинка), в состав которой в феврале 1950 года был включён и 32-й Гвардейский ИАП.

В 1955 году В. А. Луцкому было присвоено звание генерал - майора авиации. Командовал истребительным авиакорпусом. После окончания в 1957 году Военной академии Генерального штаба служил заместителем командующего Ленинградского округа ПВО. Затем занимал должность командира Липецкого учебного центра, служил в Главном штабе ВВС. В 1967 году присвоено звание генерал - лейтенанта авиации. Работал в Военно - Воздушной академии. Командовал исследовательским центром, тем самым, в котором позже летал вице - президент России А. В. Руцкой.

Вышел в запас в 1972 году. Жил и работал в Симферополе. Умер 19 декабря 1976 года. Похоронен на кладбище "Абдал" в Симферополе.

*     *     *

Список известных побед Гвардии майора В. А. Луцкого:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
126.07.1942 г.1  Ме-109КалачЯк-1, Як-7,

Як-9, Ла-5.

218.09.1942 г.1  Ме-109Дмитровка
320.09.1942 г.1  FW-189Вертячий
423.09.1942 г.1  Ju-87станция Котлубань
51  Ме-109станция Котлубань
627.02.1943 г.1  FW-190западнее Зуевы Горки
709.03.1943 г.1  Ju-88Бор
814.03.1943 г.1  FW-190Грушевидная роща - Семкина Горушка
920.07.1943 г.2  FW-190северо - западнее Протасово
1023.07.1943 г.1  FW-190Домнино - Крутая Гора
1103.03.1944 г.1  Ju-87Стешково

      Всего сбитых самолётов - 12 + 0;  боевых вылетов - 187.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

РетропланЪ: Авиация и воздухоплавание Первой мировой      © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz