КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Макаров Аркадий Сергеевич |
Родился 6 Марта 1917 года в городе Самаре, в семье служащего. Окончил 7 классов в городе Озёры Московской области. Работал токарем на заводе и учился на рабфаке. С 1936 году по спецнабору направлен в Качинскую школу военных лётчиков им. Мясникова. После её окончания в 1938 году был оставлен в школе лётчиком - инструктором. С Августа 1941 года Лейтенант А. С. Макаров на фронтах Великой Отечественной войны. Сражался в составе неустановленного авиаполка, летал на МиГ-3. Позже, по Ноябрь 1942 года, служил в 271-м ИАП, летал на Як-1. Затем, до конца войны, сражался в 32-м Гвардейском ИАП, где летал на Як-1, Ла-5 и Ла-7. К Сентябрю 1943 года командир звена 32-го Гвардейского истребительного авиационного полка (3-я Гвардейская истребительная авиадивизия, 1-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 15-я Воздушная армия, Брянский фронт) Гвардии лейтенант А. С. Макаров совершил 132 боевых вылета, в 51 воздушном бою сбил 13 самолётов противника. 28 Сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. В начале 1945 года ему был вручён артистом М. И. Жаровым и директором кинотеатра "Орион" Н. А. Калашниковым именной самолёт Ла-7 с надписью "Московский киноработник". Всего за период войны произвёл 286 боевых вылетов, в воздушных боях уничтожил 22 самолёта противника. После войны продолжал службу в ВВС. С 1957 года Гвардии полковник А. С. Макаров - в запасе. Жил в Москве. Умер 24 Августа 1996 года. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (четырежды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени (дважды), Красной Звезды; медалями. Так уж получилось, что о некоторых наших воинах, удостоенных за подвиги высшей награды страны - звания Героя Советского Союза - широкому кругу людей становилось известно сразу же после того, как они становились кавалерами Золотой Звезды. А о других в родных местах узнавали лишь спустя много лет, на что были различные причины. Сегодняшний рассказ о таком человеке. Работа по выявлению сведений о земляках - Героях Советского Союза активизировалась в Коломне и районе в 1965 году, когда по всей стране широко отметили 20-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В то время территория нынешнего соседнего Озёрского района входила в состав Коломенского района. Кстати сказать, эти земли с давних пор числились за Коломенским уездом, который просуществовал до 1929 года, когда было проведено районирование. В середине 1960-х годов в озёрском краеведческом музее, созданным энтузиастами - общественниками, на одном из стендов в перечне фамилий земляков Героев Советского Союза появилась ещё одна: А. С. Макаров. Сведений о нём в музее было немного. От краеведа можно было узнать, что жил он с родителями на центральной улице Озёр - улице Ленина, занимался в Коломенском аэроклубе. Когда родилась идея создать книгу "Золотое созвездие Коломенцев", через Главное управление кадрами Министерства обороны СССР выяснили, что после увольнения в запас Аркадий Сергеевич Макаров поселился в Москве. Через паспортный стол узнали его домашний адрес: дом № 58 на Ново - Хорошовском шоссе. И вот, началась беседа... В газете "Московский большевик" от 26 Ноября 1943 года на 2-й странице был помещён Ваш фотоснимок с такой подписью: "Гвардии старший лейтенант А. С. Макаров, лётчик - истребитель, сбил лично 13 самолётов противника, из них 3 в последних боях за Белоруссию. Тов. Макаров - уроженец города Озёры". Но по другим источникам, Вы родился в городе Куйбышеве. Это как ? Аркадий Сергеевич улыбается: - Неточностей встречается много. Вот и с местом моего рождения путаница идёт. Да, родился я 6 Марта 1917 года в городе Куйбышеве, там родители мои были проездом. Вот и появился на свет Божий в городе на Волге. Но уже через несколько дней пополнившая ряды семья очутилась в Коломенском уезде, в большом селе Озёры, где жили родственники отца. Тут я с раннего возраста и жил и по праву считаю себя озерчанином, а по большому счёту коломенцем, ведь это исторически коломенская земля. Однако в важном официальном документе - в свидетельстве о рождении место, где я родился, зафиксировано так: город Самара. Так что писать, что я родился в городе Куйбышеве, тоже неверно: такое название бывшая Самара получила, если память не изменяет, в 1935 году после смерти советского партийного и государственного деятеля Валериана Владимировича Куйбышева. В Озёрах я пошёл учиться, окончил 7 классов школы № 2. А потом 2 года учился на рабфаке. Учёбу совмещал с занятиями в Коломенском аэроклубе, его филиал действовал в Озёрах. Здесь у нас было 2 планера, мы с резинки летали. А потом, освоив это дело, продолжили обучение в Коломне. По 3 раза в неделю туда ездили. Довольно сложно это было. Но закончил аэроклуб и уехал в Крым, поступил в Севастополе в Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Способного, мастерски владевшего приёмами высшего пилотажа лётчика оставили после окончания школы инструктором в Каче. За время работы там Макаров подготовил 70 молодых лётчиков, которые вскоре приняли участие в Великой Отечественной войне. Аркадий рвались на фронт, но его не отпускали. В наградном листе на присвоение ему звания Героя Советского Союза записано: "В Отечественной войне участвует с Августа 1941 года". Макаров широко улыбнулся: - Вот видите, ещё одна неточность. Участвовать в боевых вылетах инструкторы Качинской школы и самые подготовленные курсанты стали, можно сказать, с самого начала войны, ведь первый налёт на Севастополь немецкая авиация совершила утром 22 Июня 1941 года. И я много раз вылетал, пока Качинскую школу не перевели в посёлок Красный Кут Саратовской области. И уже там добился, чтобы меня отправили на фронт. На книжной полке ветерана стоит макет самолёта - истребителя "Як". На его фюзеляже нарисовано 17 красных звёздочек. Известно, что в войну на борту истребителей рисовали столько рубиновых звёздочек, сколько лётчик сбил вражеских самолётов. Аркадий Сергеевич поясняет: - Да, на таком истребителе конструкции Яковлева я летал до 1944 года. А потом до конца войны воевал на именном самолёте "Московский киноработник". Замечательная была машина конструкции Лавочкина - Ла-7 ! И он рассказал любопытнейшую историю. В Великую Отечественную войну на средства советских людей строили именные самолёты и вручали их отличившимся в боях лётчикам. В 1944 году по просьбе работников московского кинотеатра "Орион" на собранные ими деньги построили самолёт Ла-7, на фюзеляже которого белой краской написали "Московский киноработник". По согласованию с командованием, самолёт передали Герою Советского Союза Аркадию Сергеевичу Макарову. Передача проходила в торжественной обстановке. Директор кинотеатра Николай Александрович Калашников пожелал лётчику новых успехов в боях с фашистскими захватчиками, а известный киноартист Михаил Иванович Жаров закрыл над пилотом фонарь кабины, произнеся: "Ждём возвращения с победой !". Спустя несколько месяцев Н. А. Калашников получил от Героя - лётчика письмо: "Привет с фронта ! Дорогой Николай Александрович, извини, что долго не писал, ждал, когда начнётся работа... Ваш самолёт пролетел через Восточную Пруссию, под самый Берлин... Ещё раз благодарю Вас за такой самолёт, он себя показал на деле, это прекрасная машина. Летаю на ней я и мои товарищи, уже под Берлином сбили 4 ФВ-190, из которых 2 - сбил я. Работы сейчас у нас много и работа жаркая, Вы, конечно, знаете, что мы в самом логове фашистского зверья, и это логово скоро будет взято нашими войсками. Передайте привет работникам кинотеатра, большое спасибо им от меня. Желаю Вам успеха в работе. Пишите мне. С приветом. А. Макаров". Начав Великую Отечественную войну в Августе 1941 года, Аркадий Макаров закончил её в небе Германии. Обладая колоссальной физической силой, он легко переносил большие перегрузки, за счёт чего умело "крутил" все фигуры высшего пилотажа. Его в полку быстро полюбили за ум, смелость, волю и ещё за то, что был он человеком общительным. И лётчик был хороший, летал всегда охотно. Его храбрости в бою, умению быстро ориентироваться в трудной обстановке поражались даже опытные пилоты. Вот лишь несколько эпизодов из боевой деятельности этого замечательного воздушного бойца. ...2 Января 1943 года Совинформбюро сообщило об освобождении Великих Лук. Но в городской крепости, окружённой со всех сторон, продолжали обороняться довольно крупные силы противника. Поэтому немецкие войска попытались разорвать кольцо окружения и снова овладеть городом. Вражеская авиация активизировала свои действия, поддерживая наступающие войска и противодействуя нашим штурмовикам и бомбардировщикам. 6 Января авиация Калининского фронта обрушила мощные удары по наступавшим с Юго - Запада вражеским войскам. В этот день лётчики 1-го Гвардейского истребительного авиационного корпуса провели 20 групповых воздушных боёв, в которых уничтожили 17 бомбардировщиков и 21 истребитель противника. Особенно большого успеха в этот день добились лётчики 32-го Гвардейского истребительного авиаполка, сбившие 17 вражеских самолётов. Героями дня стали И. М. Холодов, М. А. Гарам, А. С. Макаров, А. Д. Анискин, Ф. Ф. Прокопенко, А. П. Шишкин и другие пилоты. В конце Февраля 1943 года войска Северо - Западного фронта нанесли очередной мощный удар по врагу. Наступающие части 1-й ударной армии поддерживала авиация. Противник группами от 4 до 8 истребителей активно противодействовал нашим штурмовикам. Поэтому в воздухе то и дело завязывались воздушные схватки. Напряжение для наших лётчиков было довольно высоким. Так 27 Февраля большинство из них выполнили по 4 - 5 боевых вылетов. В течение дня лётчики 1-го Гвардейского истребительного авиационного корпуса провели 8 воздушных боёв и уничтожили 14 самолётов противника. Одну из побед записал на свой личный счёт Гвардии Лейтенант А. С. Макаров. Летом 1943 года Гвардейцы 32-го авиаполка участвовали в воздушных схватках на Курской дуге. 20 Июля 1943 года лётчики провели очень напряжённый бой. В тот день 10 истребителей Ла-5, ведомые штурманом полка Гвардии Майором И. М. Холодовым, прикрывали боевые порядки 3-й Танковой армии. В районе Спасское - Сомово, наша группа встретила 12 FW-190 и вступила с ними в бой. Вскоре подоспела ещё одна группа вражеских истребителей. Гвардейцам пришлось нелегко. Противник, пользуясь значительным численным преимуществом, наседал. Но наши лётчики не только выстояли, но и сумели сбить 5 "Фоккеров". Майор И. М. Холодов, Старший лейтенант А. Я. Фёдоров и Младший лейтенант В. К. Боровик сбили по одному, а Лейтенант А. С. Макаров два самолёта противника. Правда, противнику удалось поджечь самолёт Старшего лейтенанта А. Я. Фёдорова, так же одержавшего одну победу. Наш пилот, тяжело раненый, спасся на парашюте. ...С начала Января 1944 года враг предпринимал отчаянные попытки восстановить утраченное положение. Его авиация активно поддерживала свои войска, пытавшиеся перейти в наступление. Поэтому в воздухе не прекращались жаркие бои. В отдельные дни напряжение достигало таких размеров, когда в воздухе одновременно патрулировало над полем боя до 30 - 40 наших истребителей. На подступах к Витебску, в начале 1944 года нашло широкое применение радиолокационных станций "Редут", которые стали уверенно выдавать данные о полётах авиации противника. 8 Января одна из станций обнаружила приближение к линии фронта группы самолётов врага. Командир 3-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии Гвардии Полковник В. П. Ухов немедленно дал сигнал на вылет дежурной группы. Восьмёрка Ла-5 из 32-го ГвИАП во главе с Героем Советского Союза Гвардии Майором И. М. Холодовым быстро взлетела и была наведена на бомбардировщики противника. Имея точную информацию о месте и боевом порядке вражеских самолётов, Холодов сумел набрать большую высоту и незаметно атаковать неприятеля. Завязался скоротечный бой, в результате которого нашими лётчиками было сбито 4 вражеских самолёта. Два Ju-87 сбил Холодов, ещё по одному "Юнкерсу" сбили Герои Советского Союза А. С. Макаров и А. П. Шишкин. 3 Марта 1944 года командир 32-го Гвардейского истребительного авиационого полка Гвардии Подполковник А. Ф. Семёнов вылетел на боевое задание со своим заместителем Гвардии Майором В. А. Луцким, Гвардии Капитаном А. С. Макаровым и Гвардии Старшим лейтенантом Ю. Я. Келейниковым. Истребители углубились за линию фронта на 40 - 50 км и стали ходить парралельно линии фронта на повышенной скорости. Через несколько минут Луцкий доложил о замеченной им группе вражеских бомбардировщиков. Семёнов повёл свою четвёрку с набором высоты на сближение с "Юнкерсами", которых было около двух десятков. Бомбардировщики шли без истребительного прикрытия. Семёнов принял решение немедленно атаковать врага. После первой атаки нашего звена запылали 2 Ju-87. Остальные, нарушив строй, расползлись в разные стороны. Группа Семёнова использовала замешательство противника. Ещё 2 пикировщика рухнули на землю. В это время с запада показалась группа истребителей противника, но наша четвёрка со снижением ушла на свою территорию. К концу войны Аркадий Макаров совершил 286 успешных боевых вылетов, сбил 22 самолёта противника. Среди них: Не-111, FW-189, по нескольку Ju-87, Ме-109, FW-190. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 16 личных побед лётчика. ] При этом, всего один единственный раз Макаров был подбит при атаке Ju-88 очередью стрелка. Тогда он посадил свой повреждённый "МиГ" на брюхо. Список всех известных побед
Гвардии майора А. С. Макарова:
И вот, наконец, наступил долгожданный День Победы. Но Аркадий Сергеевич Макаров ещё много лет не расставался с авиацией. С 1948 по 1951 год был участником всех воздушных парадов, проводимых над Красной площадью и в дни Воздушного флота СССР на аэродроме Тушино. В 1951 году за воздушный парад в Тушино получил благодарность Министра обороны Маршала Советского Союза А. М. Василевского. До 1957 года летал на различных типах истребителей: МиГ-15, МиГ-17, Як-15, Ла-15, Як-17. Имеет квалификацию: "Военного лётчика 1-го класса". Довелось ему выполнять и интернациональный долг во время войны в Корее. В Ноябре 1953 года откомандирован в Китайскую Народную Республику военным советником. Обучал лётному искусству китайских лётчиков. Вернулся из спецкомандировки кавалером 3-х китайских орденов. Ратный труд Гвардии полковника Аркадия Сергеевича Макарова в годы войны и при испытаниях реактивных самолётов в мирное время отмечен "Золотой Звездой" Героя Советского Союза, орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденами Александра Невского и Красной Звезды, медалями "За боевые заслуги", "За взятие Берлина" и многими памятными медалями, в том числе медалью "Дружба" (КНР). В Апреле 1957 года ушёл в запас в звании Полковника. Расставшись с небом, с авиацией, А. С. Макаров много лет занимался с молодёжью. До Декабря 1963 года работал заведующим учебной частью по производственному обучению в 144-й московской школе, после - в НИИ АП. Ему присвоено звание "Ударник коммунистического труда" и "Ветеран труда". Прославленный лётчик умер в 1996 году. По завещанию Аркадия Сергеевича Макарова урна с его прахом захоронена на Озёрском кладбище. На центральной улице города Озёры - улице Ленина у Вечного огня, зажжённого у памятника землякам, погибшим в Великую Отечественную войну, несколько лет назад открыта Аллея славы, на которой установлены стелы с фамилиями кавалеров Золотой Звезды. На одной из них золотом на чёрном мраморе написано: "Герой Советского Союза Макаров Аркадий Сергеевич". |
Н а з а д
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |