КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Манукян Акоп Балабекович |
Родился 16 Августа 1916 года в городе Армавире, ныне Краснодарского края, в семье крестьянина. Окончил 6 классов и школу ФЗУ в Ереване. Работал мастером на хлебозаводе. С 1935 года в Красной Армии. В 1937 году окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов. Служил на Дальнем Востоке. Участник боевых действиях против японских милитаристов в районе озера Хасан в 1938 году. С Апреля 1943 года Лейтенант А. Б. Манукян в действующей армии. Воевал заместителем и командиром эскадрильи, помощником командира 402-го ИАП по воздушно - стрелковой. Сражался на Северо - Кавказском, Южном, 4-м Украинском, 3-м и 1-м Белорусских фронтах. Участвовал в боях на Кубани, в освобождении Донбасса, Мелитополя, Крыма, в Белорусской операции. В Декабре 1944 года и Январе 1945 года прикрывал плацдарм на западном берегу Вислы, позднее сражался под Кюстрином и Берлином. В боях дважды ранен. К Февралю 1945 года помощник командира 402-го Севастопольского истребительного авиационного полка по воздушно - стрелковой службе (265-я Мелитопольская истребительная авиационная дивизия, 3-й истребительный авиационный корпус, 16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт) Капитан А. Б. Манукян совершил 207 боевых вылетов, в 55 воздушных боях лично сбил 22 самолёта противника. 15 Мая 1946 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. Всего выполнил около 300 успешных боевых вылетов. В 60 воздушных боях лично сбил 26 самолётов противника. После войны продолжал служить в ВВС. В 1949 году Майор А. Б. Манукян демобилизовался. Окончил институт пищевой промышленности. Жил и работал в Ереване, затем в Харькове. Умер 15 Декабря 1981 года. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (трижды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени; медалями. Он родился в 1916 году в Армавире, учился в армянской школе. После окончания 6 классов учился в школе ФЗУ при "Армхлеботресте". В 1933 году вместе с семьёй переехал в Ереван. Трудовую жизнь начал лаборантом хлебозавода, потом стал мастером. В 1935 - 1937 годах учился в Качинской военной авиашколе пилотов. После выпуска был направлен на Дальний Восток. В составе 402-го истребительного авиаполка молодой лётчик совершенствовал технику пилотирования и изучал боевые возможности истребителя. В 1938 году в районе озера Хасан участвовал в боевых действиях против японских милитаристов. Вскоре Акоп был назначен командиром звена, а затем заместителем командира эскадрильи. С первых дней войны Манукян просился в действующую армию, но лишь в Апреле 1943 года прибыл на Северо - Кавказский фронт и расположился на аэродроме в Багай - Барановке. Боевые действия предстояло вести над прославленной Малой Землёй - плацдармом Мысхако. 20 Апреля 1943 года, в день рождения Гитлера, немецкое командование поставило на карту всё, чтобы окончательно сломить сопротивление советской авиации, и подняло в воздух лучшие эскадры Люфтваффе. В этот же день 16 Як-1 из 402-го ИАП совершали свой первый боевой вылет на сопровождение наших штурмовиков и были встречены 25 Ме-109. Первый "Мессер" в полку в 11:00 сбил Лейтенант А. Б. Манукян, второй через 15 минут воздушной круговерти - Старший лейтенант А. Е. Рубахин, третий в 16:15 (во время 3-го вылета за день) - Младший лейтенант В. Скорняков. Всего же за день боевого крещения лётчиками полка было выполнено 4 боевых вылета. На аэродроме станицы Пашковской Манукяну была вручена первая награда - орден Красного Знамени. Такую же награду получил и А. Е. Рубахин. Несколько лётчиков получили ордена Отечественной войны 1-й степени. Бои на Кубани и в районе Новороссийска продолжались с не меньшим драматизмом. Лётчикам приходилось не только одерживать победы, но и терять боевых товарищей. В бою 27 Апреля 1943 года Манукян получил лёгкое ранение в правую ногу, но, несмотря на него, продолжал участвовать в боевой работе полка. К середине Июня 1943 года Акоп Манукян совершил 30 боевых вылетов, провёл 23 воздушных боя и сбил 6 вражеских самолетов. В числе первых 6 лётчиков он был представлен к званию Героя Советского Союза, но командование пока ограничилось только орденом Отечественной войны 1-й степени. Всего за войну Манукян представлялся к этому званию 4 раза, и лишь последнее было реализовано... После боёв на Кубани в Июне 1943 года 402-й авиаполк был выведен на отдых и пополнение в город Липецк. Здесь лётчики пробыли до начала Сентября. В этот период Манукяну было присвоено звание Старшего лейтенанта, и он был назначен командиром эскадрильи. В Сентябре 1943 года А. Б. Манукян в составе полка перебазировался в район города Новошахтинск на Южный фронт. Здесь началось изгнание оккупантов из Донбасса, и немецкое командование для препятствования этому увеличило свою авиационную группировку до 750 самолётов. Манукяну и его товарищам предстояло обеспечивать надёжное прикрытие с воздуха боевые действия 5-й Ударной и 2-й Гвардейской армий, а также 4-го Кубанского кавалерийского корпуса. 25 Сентября 1943 года шестёрка "Яков" под командованием Старшего лейтенанта А. Б. Манукяна патрулированием на высоте 2000 - 2500 метров прикрывала боевые порядки наземных войск в районе Большого Токмака. Через 10 минут лётчики заметили на высоте 3000 метров вражеский самолёт FW-189, корректировавшего артиллерийский огонь. Манукян приказал лейтенанту Г. Новикову атаковать самолёт противника, и тот сбил "раму". Одновременно была замечена группа бомбардировщиков Не-111 в составе 9 самолётов, следовавшая на северо - запад. Манукян отдал по радио приказ атаковать и сам первым бросился на врага. Меткой очередью он сбил один "Хейнкель". Второй Не-111 сбил Лейтенант Г. Новиков, третий - Младший лейтенант С. Шпуняков. Таким образом, сбив в воздушном бою 3 Не-111 и 1 FW-189, группа без потерь возвратилась на аэродром. Спустя 2 дня эта же группа лётчиков, произведя штурмовку вражеского аэродрома, уничтожила на земле ещё 11 самолётов. В Октябре 1943 года разгорелись бои за город Мелитополь, превращённый противником в форпост своей обороны выхода в Крым через неглубокий Сиваш и единственный перешеек. 7 Октября 1943 года группа А. Рубахина встретила 12 Не-111, и командир сбил одного из них. В это время по радио передали информацию о появлении 3-х девяток бомбардировщиков, держащих курс в район восточнее Мелитополя к нашему переднему краю. Группа Рубахина "занялась" первой девяткой, группа Манукяна - второй. Третью девятку атаковала пара наших истребителей Н. Павлушкин - Ш. Абдрашитов. Совместными усилиями наши лётчики в этот день сбили 4 вражеских бомбардировщика и 1 истребитель. 23 Октября 1943 года наши войска полностью овладели городом Мелитополь. За отличие в боях за него 265-я ИАД получила почётное наименование "Мелитопольская". В следующем месяце войска 4-го Украинского фронта вышли к низовьям Днепра и Перекопу, неожиданно для врага форсировав Сиваш и захватив при этом плацдарм уже на Крымском берегу. Для защиты этого плацдарма 402-й ИАП перебазировался в Северную Таврию на аэродром в заповеднике Аскания - Нова. Здесь комэск Манукян получил звание Капитана и за отличие в осенних боях был награждён вторым орденом Красного Знамени. Переправа, наведённая нашими войсками на Сивашский плацдарм, стала объектом почти 2-месячной охоты немецкой авиации, и, разумеется, лётчики 402-го ИАП ежедневно вылетали на её прикрытие. 25 Февраля 1944 года Капитан А. Манукян в паре со Старшим лейтенантом Н. Куликовым вылетел на поиск не вернувшегося самолёта капитана Рудченко. В 13:25 в районе переправы через Сиваш на высоте 2500 метров лётчики встретили 18 Ju-87 под прикрытием 10 Ме-109 и, несмотря на такое численное превосходство, вступили с ними в бой. Из группы бомбардировщиков только несколько самолётов сбросили бомбы, но попадания в переправу не было. Манукян атакой сверху сзади с дистанции 60 метров сбил "Юнкерс", Куликов сбил второй бомбардировщик. После этого лётчики вели бой с истребителями прикрытия, в результате которого Манукян атакой сзади с дистанции 50 метров сбил Ме-109, а Куликов атакой на встречных курсах сбил второй Ме-109. Вражеские самолёты развалились в воздухе и упали в Сиваш, остальные поспешно ретировались в сторону Крыма, а наши лётчики благополучно вернулись на свой аэродром. 11 Марта 1944 года прошёл ещё один знаменательный бой над Сивашской переправой. Шестёрка "Яков" в составе А. Манукяна, Н. Куликова, П. Гаврилина, С. Шпунякова, Н. Конукоева и А. Малашина встретилась с большой группой Ju-87 в сопровождении более 10 истребителей. При виде наших самолётов вражеские бомбардировщики стали поспешно сбрасывать бомбы. Манукян прорезал огненной очередью ведущий "Юнкерс", и тот упал в Сиваш. Гаврилин точно попал в бензобак второго и чуть сам не пострадал от его взрыва в воздухе. В это время происходил бой с истребителями прикрытия, и Конукоев, Шпуняков и Малашин сбили по одному FW-190. Неожиданно один из "Фоккеров" пристроился в хвост к Шпунякову, и спасая товарища, Малашин таранил его, а при пламенном падении ещё и направил свой самолёт во вражескую зенитную батарею... Так за геройскую гибель младшего лейтенанта Малашина фашисты заплатили 6 сбитыми самолётами. За бои над Сивашом Капитан А. Б. Манукян был награждён третьим орденом Красного Знамени. А с 8 Апреля 1944 года он участвовал в боях по полному освобождению Крыма, в которых увеличил свой счёт ещё на 5 сбитых самолётов. Лётчики 402-го ИАП поддерживали прорыв 19-го танкового корпуса и освобождение нашими войсками Севастополя, за что полк получил почётное наименование "Севастопольский". Но, несмотря на успехи и близкую победу в Крыму, дни 4 и 5 Мая 1944 года стали "чёрными" в боевой биографии Капитана А. Б. Манукяна и всего полка. На исходе 4 Мая в воздушном бою над Чёрным морем был сбит друг Акопа - Шамиль Абдрашитов. Связанный боем с вражескими истребителями Манукян не смог помешать этому, как и увидеть, куда упал самолёт товарища (он упал в море). А на следующий день Манукян вылетел на поиски Абдрашитова, но так его и не нашёл, зато встретил 4 Ме-109 и, мстя за погибшего друга, ввязался в бой, в котором получил тяжёлые ранения в левое бедро и обе руки. Несмотря на большую потерю крови, превозмогая боль, он всё - таки привёл свой самолёт на аэродром, после чего был направлен в госпиталь. Пока Манукян лечился, 402-й ИАП перебазировался на 3-й Белорусский фронт, и лётчики занялись прикрытием от налётов вражеской авиации железнодорожных узлов восточнее Витебска. А когда он вернулся, как раз началась операция "Багратион". В ней Капитан А. Б. Манукян с боевыми товарищами сначала поддерживал 3-й Гвардейский механизированный корпус и конно - механизированную группу, а затем - стрелковые подразделения, ведущие бои за города Вильнюс и Каунас. Участвуя в боях в районе переправ через Неман, Манукян и другие лётчики полка неоднократно выполняли боевые задания совместно с французскими лётчиками из авиаполка "Нормандия". В конце Сентября 1944 года 402-й ИАП вошёл в состав 6-й Воздушной армии 1-го Белорусского фронта и перелетел в район города Владимир - Волынский. Но после непродолжительного пребывания в резерве 17 Ноября 1944 года 402-й ИАП в составе 45 лётчиков и 48 самолётов Як-3 и Як-9 вошёл в состав 16-й Воздушной армии того же фронта и перебазировался на польский аэродром Вышницы. Здесь Манукян выполнял боевые вылеты на прикрытие наземных войск на Магнушевском плацдарме на западном берегу Вислы. В Январе 1945 года началась Висло - Одерская операция, в которой лётчики полка "сопровождали" войска 5-й Ударной армии. Много боевых вылетов Капитану А. Б. Манукяну, ставшему к тому времени помощником командира 402-го ИАП по воздушно - стрелковой службе, пришлось провести над Кюстринским плацдармом. В разгар этих боёв в Феврале 1945 года командование уже в 4-й раз написало представление на Манукяна к званию Героя Советского Союза. Вот скупые строчки его боевой работы: "За время боевых действий на Кубани совершил 30 успешных боевых вылетов, провёл 23 воздушных боя, в которых лично сбил 6 самолётов противника. Боевые задания выполнял на Як-1. На 4-м Украинском фронте совершил 125 боевых вылетов, провёл 28 воздушных боёв, в которых лично сбил 16 самолётов. Боевые задания выполнял на Як-1 и Як-9. На 3-м Белорусском фронте совершил 25 боевых вылетов, провёл 4 воздушных боя и 12 успешных штурмовок. На 1-м Белорусском фронте с 14.01 по 5.02.1945 года совершил 27 боевых вылетов на Як-3. Всего выполнил 207 боевых вылетов, из них: 120 - на прикрытие своих войск, 9 - на сопровождение своих бомбардировщиков, 23 - на свободную охоту, 13 - на разведку войск противника, 42 - на штурмовку войск и аэродромов; из общего числа 17 - ночью. Провёл 55 воздушных боёв, в которых лично сбил 22 самолёта: Хе-111 - 4, Ю-87 - 6, Савои - 1, ФВ-190 - 2, Ме-109 - 9, один сбит ночью. Кроме того на штурмовках уничтожил: самолётов - 4, паровоз - 1, автомашин - 17, подвод - 5, солдат - до 40. Будучи командиром эскадрильи, умело руководил подразделением, в результате за время его командования эскадрилья совершила 1092 боевых вылета, в воздушных боях сбито 69 самолётов противника. Свои потери на всех фронтах - 9 лётчиков и 12 самолётов". Этот, ушедший "в верхи" список, Капитан А. Б. Манукян ещё увеличил в последней, Берлинской операции. Он участвовал в прикрытии прорыва войсками 5-й Ударной армии обороны противника. Уже в первый день наступления, 16 Апреля 1945 года, 2 четвёрки "Яков" встретили 9 "Юнкерсов", причём первым их увидел и передал по радио Манукян. Он же сбил и первый из 4 сбитых бомбардировщиков. Вечером того же дня командир 3-го ИАК Генерал Е. Савицкий получил от командующего 5-й Ударной армии Генерала Н. Берзарина благодарность лётчикам за хорошую работу. В последующие дни лётчики 402-го ИАП участвовали в воздушных боях непосредственно на подступах к Берлину и в уничтожении окружённых немецких войск в районе гитлеровской столицы. В самом последнем бою войны 2 Мая 1945 года Акоп Манукян потерял ещё одного своего друга, с которым в далёком 1943 году приехал с Дальнего Востока на Кубань и прошёл всю войну - Николая Дугина... За отличие в битве за Берлин Капитан А. Б. Манукян был награждён орденом Александра Невского. Ко времени капитуляции фашистской Германии он совершил около 300 успешных боевых вылетов, в 60 воздушных боях лично сбил 26 самолётов противника. Во время штурмовых ударов уничтожил на земле ещё 13 самолётов, 17 автомашин, паровоз, 15 повозок, порядка сотни вражеских солдат и офицеров. За годы войны участвовал в воздушном сражении на Малой Земле и Кубани, в освобождении Донбасса, в боях за город Мелитополь, на реке Молочная, в Северной Таврии - в 1943 году; в боях над Сивашским плацдармом, в освобождении Крыма, Белоруссии, Литвы, в воздушных боях над Магнушевским плацдармом на Висле - в 1944 году; - в Висло - Одерской операции, в боях над Кюстринским плацдармом на Одере, в Берлинской операции - в 1945 году. Представления на звания Героя Советского Союза целому ряду лётчиков 402-го авиаполка, в том числе и Акопу Манукяну, "проходили" по инстанциям ещё целый год. Несмотря на свою высочайшую результативность (881 уничтоженный за войну самолёт), в полку были дисциплинарные нарушения, и его не очень жаловало командование. Он так и не стал Гвардейским... За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 Мая 1946 Манукян Акоп Балабекович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 7017). После войны ветеран служил командиром эскадрильи своего 402-го ИАП в Группе Советских Войск в Германии, стал Майором. Однако ранения и перенесённые операции дали о себе знать - в 1949 году Манукян вышел в запас. На "гражданке" Акоп Балабекович вернулся к своей довоенной "хлебной" профессии. Жил в Ереване, затем в Харькове. Окончил институт пищевой промышленности, работал директором хлебозавода. Хлеб и сдоба, произведённые на его предприятии, были такими же мягкими и добрыми, как и заслуженный ветеран войны. Последние годы возглавлял Харьковскую фабрику вторсырья. Скончался 15 Декабря 1981 года. Похоронен в Харькове на кладбище № 2. Список всех известных побед Майора
А. Б. Манукяна:
|
Н а з а д
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |