КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Мариинский Евгений Пахомович |
Родился 27 Января 1923 года в городе Балта Одесской области, в семье служащего. Окончил 10 классов средней школы. До войны жил в Москве, где окончил Центральный аэроклуб. Учился в Московском геологоразведочном институте. С 1941 года в Красной Армии. В 1942 году окончил Вязниковскую военную авиационную школу пилотов. С Октября 1943 года Младший лейтенант Е. П. Мариинский в действующей армии. Принимал участие в боях у Днепра, над территорией Молдавии, Румынии, Польши, Германии. К Январю 1945 года командир звена 129-го истребительного авиационного полка (22-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 6-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт) Гвардии лейтенант Е. П. Мариинский совершил 156 боевых вылетов, в 48 воздушных боях лично сбил 17 самолётов противника. К концу войны Гвардии старший лейтенант Е. П. Мариинский выполнил 210 успешных боевых вылетов, участвуя в 60 воздушных боях, лично сбил 20 самолётов противника. 27 Июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. После войны продолжал служить в ВВС. Демобилизовался в 1954 году в звании Гвардии подполковника. Поступил на факультет журналистики МГУ, который окончил в 1961 году. Живя в Москве, работал в издательстве "Молодая гвардия", редактировал альманах "Подвиг" (1961 - 1980 годы). Автор книг: "Внизу - передний край", "До земли 15 сантиметров", "Жаркое лето боёв", "Военно - Воздушные Силы" (в соавторстве с Лебедевым А. Г.), "Тропой подвига", "Подвиг на Висле", "Я дрался на "Аэрокобре". Умер 22 Марта 1993 года. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 2-й степени (дважды), Красной Звезды; медалями. Среди ценных документов Евгений Пахомович Мариинский хранит маленькую, отпечатанную на плохой бумаге книжечку с незамысловатым рисунком, который символизирует власть трудового народа в молодой Республике Советов и его готовность отстоять эту власть от посягательств врагов. Эта книжечка: учётно - воинский билет отца. Он был одним из тех, кто, не щадя себя, сражался с белогвардейцами на фронтах Гражданской войны. Его назначили начальником дивизии, и он успешно справлялся со своими нелёгкими обязанностями. Комиссаром у отца был старый большевик, впоследствии председатель ЦК союза металлистов Иван Иванович Лепсе. Судьба отца Мариинского сложилась так, что с армией ему пришлось после Гражданской войны расстаться. Здоровье подвело, и уже о любой ответственной работе речи быть не могло. Жили тогда Мариинские большой семьёй в городке Ананьеве, что в Одесской области. Особо сложной и ответственной работы у бывшего красного командира не было, но какое бы дело ему ни поручали, скажем, в МТС, когда они были созданы, выполнял с душой, не давая себе даже самых безобидных поблажек. Вспоминает Евгений Мариинский. - Вот таким был отец. Примером для всех нас - пяти братьев. Давно уже нет его в живых, а думается о нём тепло, видишь его вечно чем - то занятым, никогда не теряющим присутствия духа, свято верящим в наше великое дело. Отца мы любили. На него равнялись всю жизнь, и, кажется, все пятеро оправдали его надежды. В предвоенном, 1940 году Мариинский окончил среднюю школу и сразу же подался в Москву. Почему в столицу ? Потому что был, да и сейчас есть, в столице известный геологоразведочный институт, а у Мариинского была мечта, за несколько последних школьных лет она не потускнела, стать геологом. Само собой, не обошлось без юношеской романтики: горы, тайга, все атрибуты вольной, под открытым небом кочевой жизни. Все это так. Но была и серьёзность, было вынесенное из прочитанного, из изученного уважение к труду геолога. Словом, экзамены в институт Мариинский сдал, получил заветный студенческий билет и место в общежитии у Киевского вокзала, откуда совсем недавно впервые ступил на московскую землю. Но судьбе не угодно было сделать Мариинского геологом. Страна нуждалась в грамотных боевых защитниках, умелых военных кадрах. А Евгений был к тому времени крепким парнем со средним образованием, комсомольцем, вполне подходящим для спецнабора в авиационные училища. - 1940 год. Нас, несколько человек, вызывают в комитет комсомола. Комсомолец - на самолёт ! Стране нужны лётчики. Ранним утром через всю Москву добираемся до Центрального аэроклуба СССР имени В. П. Чкалова. Теоретические занятия, изучение материальной части, потом полёты. Наш инструктор Любушкин был самозабвенно влюблён в небо. Лично знал Чкалова, много о нём рассказывал. Учил нас летать, быть смелыми и честными людьми. В Феврале 1941-го я закончил аэроклуб, был направлен в военную авиационную школу лётчиков - истребителей. А вскоре грянула война. В общем, с институтом ему пришлось расстаться. Стал Мариинский курсантом лётной школы. Принял присягу - клятву Родине, что будет верен ей всегда. Но на фронт Евгений попал только в 1943 году - до этого служил в запасном авиаполку. Первые памятные воздушные бои - у Днепра, потом в Ясско - Кишиневской операции, Румынии, Польше и наконец - небе Берлина. Какие это были напряжённые, полные опасностей дни ! Воевал Мариинский в 205-й истребительной авиационной дивизии, вместе с отважными лётчиками, надёжными друзьями в небе и на земле, по соседству с полком выдающегося советского аса Александра Покрышкина. Мариинскому повезло - ему довелось сражаться в составе 129-го Гвардейского истребительного авиационного полка. О самоотверженности и мужестве лётчиков этой части, воевавших под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге, вo время Львовско - Сандомирской операции, под Берлином и Прагой, можно судить хотя бы по такому факту: они сбили 546 вражеских самолётов, уничтожили немало живой силы и техники, 10 воздушных бойцов полка стали Героями Советского Союза. Почти всю войну Евгений летал на самолёте Р-39 "Аэрокобра" с бортовым номером "4". Бессменным механиком, обслуживающим машину, стал Николай Волков. - В жизни каждого человека есть незабываемые события, Одним из них для меня стало боевое крещение 6 Января 1944 года под Кривым Рогом. С пункта наведения доложили , что в небе появился немецкий разведчик - корректировщик FW-189. Группе лётчиков во главе с командиром эскадрильи Старшим лейтенантом Фёдором Архипенко было приказано уничтожить вражеский самолёт. Мы взлетели, и вскоре в полукилометре выше нашего строя увидели разрисованный полосами и пятнами для маскировки особенно ненавистный для наземных войск корректировщик артиллерийского огня и наводчик вражеских бомбардировщиков FW-189 - "раму", как называли его за двухбалочный фюзеляж. - Мариинский, атакуйте ! - приказал мне комэск. Даю максимальные обороты мотору и передо мной совсем близко возникает вражеская машина. Неожиданно навстречу полоснула пулемётная очередь - огонь вёл вражеский стрелок. Момент трудный, но знаю, рядом товарищи, надо доказать, что способен выполнить приказ командира - сбить врага. А сбить его необходимо во что бы то ни стало. Ведь вражеский корректировщик фотографирует нашу линию обороны, направляет огонь по нашим войскам, и там, на земле, надеются на нас. Вспоминая советы товарищей, подхожу к "раме" снизу сзади, жму на гашетки и вижу, как дернулся у своей турели вражеский стрелок, убитый прямым попаданием снаряда; от ясного крыла корректировщика, крошась, отлетела белая консоль, загорелся правый мотор, "рама" резко нырнула вниз. Еле успеваю развернуться вслед за ней. Добить ! От второй очереди вражеская машина камнем идёт к земле. Чувство неудержимой радости охватывает меня. Открыт мой боевой счёт. Потом я собью лично ещё 18 фашистских самолётов, будут ситуации и намного потрудней, но не изгладится из памяти этот день. Буду всегда помнить о нём ещё и потому, что после этой первой победы написал заявление в нашу партийную организацию с просьбой принять меня в ряды коммунистов. О том, как сражался Мариинский в годы Великой Отечественной войны, обстоятельно поведал в своих воспоминаниях Герой Советского Союза бывший командир 205-й истребительной авиационной дивизии Генерал - майор Леонид Иванович Горегляд. - Евгений Пахомович Мариинский, - рассказывает он, - служил в моём подчинении в звании Младшего лейтенанта. Как он воевал ? Сильно, смело, с полной отдачей - иначе не быть бы ему Героем. Ну, про много боёв не расскажешь - долгий это будет рассказ и несколько однообразный, поскольку все они в чём - то схожи. Так что остановлюсь на одном - единственном, но, как мне кажется, самом примечательном бое Евгения Пахомовича, самом его результативном - он сбил тогда 3 самолёта. Было это в Марте 1944 года, а точнее 21 числа, в районе Днестра, у Ямполя. Обстановка здесь складывалась такая: авиация противника весьма активна, бомбит и бомбит переправы. Получили мы от командования приказ прикрыть в очередной раз важную переправу. Посылаем на это дело четвёрку истребителей под началом Старшего лейтенанта Архипенко. Ещё трое - это Мариинский, Лусто и Королёв - молодые лётчики, но не новички, с уверенной авиационной хваткой. Началось патрулирование. В небе - только наши, всё вроде спокойно. И вдруг - не совсем, конечно, вдруг, ожидать такого поворота событий можно было в любую минуту - появились немцы, большая группа пикирующих бомбардировщиков Ju-87. Я в это время находился на КП дивизии. Всё видно великолепно. Так вот, насчитали мы около 80 машин. Сила грозная. Дрогнут наши, и противник навяжет им свою тактику. Архипенко прекрасно понимает, что надо встретить "Юнкерсы" минимум в 4 - 5 километрах от переправы, заставить там отбомбиться. Напоминаю об этом по радио Старшему лейтенанту. Тот подтверждает: будет сделано ! Словом, заставили фашистов встать в три оборонительных круга на подступах к переправе и ринулись в атаку. Только в атаке - залог успеха ! Все четверо действовали решительно и грамотно. А Мариинский сразу же отличился: в первой атаке сбил "Юнкерс". Ещё две атаки - и ещё 2 уничтоженных самолёта. Но его машина получила серьёзные повреждения, из - за утечки бензина загорелась. Надо было садиться, и он выполнил посадку мастерски, на незнакомой местности, в поле, не выпустив при этом шасси. С трудом выбрался из горящей машины - обессиленный после невероятного напряжения, обожжённый, но живой, спасшийся. К счастью, наш КП оказался поблизости. Общий итог действий нашей четвёрки был отличный: 8 вражеских самолётов сбито, остальные разрозненными группами удалились. Удар по переправе не состоялся, она уцелела, продолжала пропускать войска. Этот скоротечный и ожесточённый бой ещё раз подтвердил высокие профессиональные качества всей четвёрки, а Мариинского - особенно. Под профессиональными качествами подразумеваю не только умение пилотировать, мгновенную реакцию, маневр, точный огонь, но и хладнокровие, выдержку, мужество. А что до его человеческих качеств, то и тут всё в норме. Как мы в таких случаях выражались, контактный был парень, общительный, товарищей не подводил. И ведомые, и все, кто в одно звено с ним входил, знали отлично: никогда Женя Мариинский в беде не оставит. Запомнился и воздушный бой 30 Мая 1944 года в районе Тыргу - Фрумос. Запомнился не только тем, что тогда Мариинскому удалось точной очередью сбить истребитель Ме-109, зашедший в хвост "Аэрокобры" Фёдора Архипенко. Запомнился и тем, что в этом бою погиб Виктор Королёв - один из его ближайших друзей... К последних числах Мая 1944 года лётчики 129-го ГвИАП впервые столкнулись с новыми немецкими двухмоторными штурмовиками Hs-129. В одном из вылетов, встретив группу таких машин, Мариинский и Бургонов сбили по одному истребителю Ме-109 из группы прикрытия. А Фёдор Архипенко "завалил" штурмовика. Истребитель Bell P-39Q Airacobra из состава 129-го ГвИАП, на котором весной 1945 года летал Гвардии старший лейтенант Е. П. Мариинский. В конце 1944 - 1945 годов Евгений сражался в Румынии, Польше, участвовал в Берлинской операции. Всего он выполнил 210 успешных боевых вылетов, провёл 60 воздушных боёв. 27 Июня 1945 года за 20 сбитых самолётов Мариинский удостоился звания Героя Советского Союза. Правда, на самом деле он сбил не 20, а 24 самолёта. Однако ничего не попишешь. В годы войны был такой порядок, и в сущности справедливый: что пехота не зафиксировала, в счёт лётчикам не шло. Не видела она упавший самолёт, значит, нельзя его официально признавать уничтоженным. Но вот пришла победа с её радостями и скорбью. Как же было не скорбеть, когда столько дорогих товарищей ты потерял, совсем молодых, жить бы им и жить, трудиться славно, семьями бы обзавестись, детей растить. Говорят, всё познается в сравнении. Последний самолёт, на котором Мариинскому довелось летать, был МиГ-15, по существу первый массовый серийный реактивный истребитель. В те годы все гордились этой машиной, её отличными боевыми качествами. Но война не прошла бесследно для Евгения Мариинского. Он был весь изранен и потому не мог долго оставаться в армии. Пришлось круто менять жизнь, начинать её по - новому. Как и отцу, здоровье не позволило Евгению Мариинскому продолжать службу в военной авиации. Но и стать геологом, как мечталось когда - то, не смог по той же причине. Поскольку пописывал, решил к журналистике пристать. Поступил в Московский университет, закончил его, начал печататься. От очерков - к книгам. О фронтовой молодости, о героях, с которыми свела боевая работа, о себе, только в третьем лице, скромность не разрешала живописать свой тяжкий ратный труд. Названия его книг сами за себя говорят: "Внизу - передний край", "До земли - 15 сантиметров", "Жаркое лето боёв" и так далее... Вскоре, он был назначен редактором альманаха "Подвиг", который выпускался издательством "Молодая гвардия". Много лет вёл этот альманах, для которого всегда был характерен поиск малоизвестных или совсем неизвестных героев. В 2005 году вышла в свет очередная книга Е. П. Мариинского: "Я дрался на "Аэрокобре" (серия "Война и мы", издательства "Яуза", "ЭКСМО"). Нового в ней, в принципе, ничего нет. Разве только то, что повествование (в отличии от некоторых предыдущих книг) ведётся уже от первого лица. Но вот что меня лично удивило: в ней проглядывается какое - то неприязненное отношение к одному из командиров полка - Владимиру Ивановичу Боброву. И самолёты он, дескать, себе приписывал, которых не сбивал. И награды зажимал: пока, мол, сам Героем не стану, и вам ничего не дам. И даже свой самолёт умудрился сбить (Мариинского), при этом - записал его на свой личный счёт. Прямо не командир полка, а монстр какой - то. Интересно, что в книгах других лётчиков, лично знавших В. И. Боброва (Фёдора Архипенко, Михаила Девятаева, Георгия Голубева, Константина Сухова, Григория Дольникова, Ивана Бабака) нет ни малейшего худого слова о нём. Да и сам Мариинский написал обо всём этом только в последней книге. А почему не написал всё это при жизни В. И. Боброва ? Невольно вспоминаются слова сказанные однажды Александром Ивановичем Покрышкиным: "Когда умирают последние свидетели - начинают рождаться легенды и вымыслы..." Кстати, судя по этой книге, к концу войны Мариинский имел 18 личных побед, одержанных официально. Ещё несколько - ему не записали, поскольку он сам не докладывал о них (не был уверен в победе). Некоторые источники (например сборник "Герои огненных лет, том 8) указывают на 24 сбитых им самолёта. Возможно, в их число включены как неучтённые, так и групповые победы. Список известных побед Старшего
лейтенанта Е. П. Мариинского:
|
Н а з а д
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |