![]() |
КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
![]() |
Мариинский Евгений Пахомович |
![]() Родился 27 Января 1923 года в городе Балта Одесской области, в семье служащего. Окончил 10 классов средней школы. До войны жил в Москве, где окончил Центральный аэроклуб. Учился в Московском геологоразведочном институте. С 1941 года в Красной Армии. В 1942 году окончил Вязниковскую военную авиационную школу пилотов. С Октября 1943 года Младший лейтенант Е. П. Мариинский в действующей армии. Принимал участие в боях у Днепра, над территорией Молдавии, Румынии, Польши, Германии. К Январю 1945 года командир звена 129-го истребительного авиационного полка (22-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 6-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт) Гвардии лейтенант Е. П. Мариинский совершил 156 боевых вылетов, в 48 воздушных боях лично сбил 17 самолётов противника. К концу войны Гвардии старший лейтенант Е. П. Мариинский выполнил 210 успешных боевых вылетов, участвуя в 60 воздушных боях, лично сбил 20 самолётов противника. 27 Июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. После войны продолжал служить в ВВС. Демобилизовался в 1954 году в звании Гвардии подполковника. Поступил на факультет журналистики МГУ, который окончил в 1961 году. Живя в Москве, работал в издательстве "Молодая гвардия", редактировал альманах "Подвиг" (1961 - 1980 годы). Автор книг: "Внизу - передний край", "До земли 15 сантиметров", "Жаркое лето боёв", "Военно - Воздушные Силы" (в соавторстве с Лебедевым А. Г.), "Тропой подвига", "Подвиг на Висле", "Я дрался на "Аэрокобре". Умер 22 Марта 1993 года. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 2-й степени (дважды), Красной Звезды; медалями. Среди ценных документов Евгений Пахомович Мариинский хранит маленькую, отпечатанную на плохой бумаге книжечку с незамысловатым рисунком, который символизирует власть трудового народа в молодой Республике Советов и его готовность отстоять эту власть от посягательств врагов. Эта книжечка: учётно - воинский билет отца. Он был одним из тех, кто, не щадя себя, сражался с белогвардейцами на фронтах Гражданской войны. Его назначили начальником дивизии, и он успешно справлялся со своими нелёгкими обязанностями. Комиссаром у отца был старый большевик, впоследствии председатель ЦК союза металлистов Иван Иванович Лепсе. Судьба отца Мариинского сложилась так, что с армией ему пришлось после Гражданской войны расстаться. Здоровье подвело, и уже о любой ответственной работе речи быть не могло. Жили тогда Мариинские большой семьёй в городке Ананьеве, что в Одесской области. Особо сложной и ответственной работы у бывшего красного командира не было, но какое бы дело ему ни поручали, скажем, в МТС, когда они были созданы, выполнял с душой, не давая себе даже самых безобидных поблажек. Вспоминает Евгений Мариинский. - Вот таким был отец. Примером для всех нас - пяти братьев. Давно уже нет его в живых, а думается о нём тепло, видишь его вечно чем - то занятым, никогда не теряющим присутствия духа, свято верящим в наше великое дело. Отца мы любили. На него равнялись всю жизнь, и, кажется, все пятеро оправдали его надежды. В предвоенном, 1940 году Мариинский окончил среднюю школу и сразу же подался в Москву. Почему в столицу ? Потому что был, да и сейчас есть, в столице известный геологоразведочный институт, а у Мариинского была мечта, за несколько последних школьных лет она не потускнела, стать геологом. Само собой, не обошлось без юношеской романтики: горы, тайга, все атрибуты вольной, под открытым небом кочевой жизни. Все это так. Но была и серьёзность, было вынесенное из прочитанного, из изученного уважение к труду геолога. Словом, экзамены в институт Мариинский сдал, получил заветный студенческий билет и место в общежитии у Киевского вокзала, откуда совсем недавно впервые ступил на московскую землю. ![]() Но судьбе не угодно было сделать Мариинского геологом. Страна нуждалась в грамотных боевых защитниках, умелых военных кадрах. А Евгений был к тому времени крепким парнем со средним образованием, комсомольцем, вполне подходящим для спецнабора в авиационные училища. - 1940 год. Нас, несколько человек, вызывают в комитет комсомола. Комсомолец - на самолёт ! Стране нужны лётчики. Ранним утром через всю Москву добираемся до Центрального аэроклуба СССР имени В. П. Чкалова. Теоретические занятия, изучение материальной части, потом полёты. Наш инструктор Любушкин был самозабвенно влюблён в небо. Лично знал Чкалова, много о нём рассказывал. Учил нас летать, быть смелыми и честными людьми. В Феврале 1941-го я закончил аэроклуб, был направлен в военную авиационную школу лётчиков - истребителей. А вскоре грянула война. В общем, с институтом ему пришлось расстаться. Стал Мариинский курсантом лётной школы. Принял присягу - клятву Родине, что будет верен ей всегда. Но на фронт Евгений попал только в 1943 году - до этого служил в запасном авиаполку. Первые памятные воздушные бои - у Днепра, потом в Ясско - Кишиневской операции, Румынии, Польше и наконец - небе Берлина. Какие это были напряжённые, полные опасностей дни ! Воевал Мариинский в 205-й истребительной авиационной дивизии, вместе с отважными лётчиками, надёжными друзьями в небе и на земле, по соседству с полком выдающегося советского аса Александра Покрышкина.
Мариинскому повезло - ему довелось сражаться в составе 129-го Гвардейского истребительного авиационного полка. О самоотверженности и мужестве лётчиков этой части, воевавших под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге, вo время Львовско - Сандомирской операции, под Берлином и Прагой, можно судить хотя бы по такому факту: они сбили 546 вражеских самолётов, уничтожили немало живой силы и техники, 10 воздушных бойцов полка стали Героями Советского Союза. Почти всю войну Евгений летал на самолёте Р-39 "Аэрокобра" с бортовым номером "4". Бессменным механиком, обслуживающим машину, стал Николай Волков. - В жизни каждого человека есть незабываемые события, Одним из них для меня стало боевое крещение 6 Января 1944 года под Кривым Рогом. С пункта наведения доложили , что в небе появился немецкий разведчик - корректировщик FW-189. Группе лётчиков во главе с командиром эскадрильи Старшим лейтенантом Фёдором Архипенко было приказано уничтожить вражеский самолёт. Мы взлетели, и вскоре в полукилометре выше нашего строя увидели разрисованный полосами и пятнами для маскировки особенно ненавистный для наземных войск корректировщик артиллерийского огня и наводчик вражеских бомбардировщиков FW-189 - "раму", как называли его за двухбалочный фюзеляж. - Мариинский, атакуйте ! - приказал мне комэск.
Даю максимальные обороты мотору и передо мной совсем близко возникает вражеская машина. Неожиданно навстречу полоснула пулемётная очередь - огонь вёл вражеский стрелок. Момент трудный, но знаю, рядом товарищи, надо доказать, что способен выполнить приказ командира - сбить врага. А сбить его необходимо во что бы то ни стало. Ведь вражеский корректировщик фотографирует нашу линию обороны, направляет огонь по нашим войскам, и там, на земле, надеются на нас. Вспоминая советы товарищей, подхожу к "раме" снизу сзади, жму на гашетки и вижу, как дернулся у своей турели вражеский стрелок, убитый прямым попаданием снаряда; от ясного крыла корректировщика, крошась, отлетела белая консоль, загорелся правый мотор, "рама" резко нырнула вниз. Еле успеваю развернуться вслед за ней. Добить ! От второй очереди вражеская машина камнем идёт к земле. Чувство неудержимой радости охватывает меня. Открыт мой боевой счёт. ![]() Потом я собью лично ещё 18 фашистских самолётов, будут ситуации и намного потрудней, но не изгладится из памяти этот день. Буду всегда помнить о нём ещё и потому, что после этой первой победы написал заявление в нашу партийную организацию с просьбой принять меня в ряды коммунистов. О том, как сражался Мариинский в годы Великой Отечественной войны, обстоятельно поведал в своих воспоминаниях Герой Советского Союза бывший командир 205-й истребительной авиационной дивизии Генерал - майор Леонид Иванович Горегляд. - Евгений Пахомович Мариинский, - рассказывает он, - служил в моём подчинении в звании Младшего лейтенанта. Как он воевал ? Сильно, смело, с полной отдачей - иначе не быть бы ему Героем. Ну, про много боёв не расскажешь - долгий это будет рассказ и несколько однообразный, поскольку все они в чём - то схожи. Так что остановлюсь на одном - единственном, но, как мне кажется, самом примечательном бое Евгения Пахомовича, самом его результативном - он сбил тогда 3 самолёта. Было это в Марте 1944 года, а точнее 21 числа, в районе Днестра, у Ямполя. Обстановка здесь складывалась такая: авиация противника весьма активна, бомбит и бомбит переправы. Получили мы от командования приказ прикрыть в очередной раз важную переправу. Посылаем на это дело четвёрку истребителей под началом Старшего лейтенанта Архипенко. Ещё трое - это Мариинский, Лусто и Королёв - молодые лётчики, но не новички, с уверенной авиационной хваткой. Началось патрулирование. В небе - только наши, всё вроде спокойно. И вдруг - не совсем, конечно, вдруг, ожидать такого поворота событий можно было в любую минуту - появились немцы, большая группа пикирующих бомбардировщиков Ju-87. Я в это время находился на КП дивизии. Всё видно великолепно. Так вот, насчитали мы около 80 машин. Сила грозная. Дрогнут наши, и противник навяжет им свою тактику. Архипенко прекрасно понимает, что надо встретить "Юнкерсы" минимум в 4 - 5 километрах от переправы, заставить там отбомбиться. Напоминаю об этом по радио Старшему лейтенанту. Тот подтверждает: будет сделано ! Словом, заставили фашистов встать в три оборонительных круга на подступах к переправе и ринулись в атаку. Только в атаке - залог успеха ! Все четверо действовали решительно и грамотно. А Мариинский сразу же отличился: в первой атаке сбил "Юнкерс". Ещё две атаки - и ещё 2 уничтоженных самолёта. Но его машина получила серьёзные повреждения, из - за утечки бензина загорелась. Надо было садиться, и он выполнил посадку мастерски, на незнакомой местности, в поле, не выпустив при этом шасси. С трудом выбрался из горящей машины - обессиленный после невероятного напряжения, обожжённый, но живой, спасшийся. К счастью, наш КП оказался поблизости. ![]() Общий итог действий нашей четвёрки был отличный: 8 вражеских самолётов сбито, остальные разрозненными группами удалились. Удар по переправе не состоялся, она уцелела, продолжала пропускать войска. Этот скоротечный и ожесточённый бой ещё раз подтвердил высокие профессиональные качества всей четвёрки, а Мариинского - особенно. Под профессиональными качествами подразумеваю не только умение пилотировать, мгновенную реакцию, маневр, точный огонь, но и хладнокровие, выдержку, мужество. А что до его человеческих качеств, то и тут всё в норме. Как мы в таких случаях выражались, контактный был парень, общительный, товарищей не подводил. И ведомые, и все, кто в одно звено с ним входил, знали отлично: никогда Женя Мариинский в беде не оставит. Запомнился и воздушный бой 30 Мая 1944 года в районе Тыргу - Фрумос. Запомнился не только тем, что тогда Мариинскому удалось точной очередью сбить истребитель Ме-109, зашедший в хвост "Аэрокобры" Фёдора Архипенко. Запомнился и тем, что в этом бою погиб Виктор Королёв - один из его ближайших друзей... К последних числах Мая 1944 года лётчики 129-го ГвИАП впервые столкнулись с новыми немецкими двухмоторными штурмовиками Hs-129. В одном из вылетов, встретив группу таких машин, Мариинский и Бургонов сбили по одному истребителю Ме-109 из группы прикрытия. А Фёдор Архипенко "завалил" штурмовика.
Истребитель Bell P-39Q Airacobra из состава 129-го ГвИАП, на котором весной 1945 года летал Гвардии старший лейтенант Е. П. Мариинский. В конце 1944 - 1945 годов Евгений сражался в Румынии, Польше, участвовал в Берлинской операции. Всего он выполнил 210 успешных боевых вылетов, провёл 60 воздушных боёв. ![]() 27 Июня 1945 года за 20 сбитых самолётов Мариинский удостоился звания Героя Советского Союза. Правда, на самом деле он сбил не 20, а 24 самолёта. Однако ничего не попишешь. В годы войны был такой порядок, и в сущности справедливый: что пехота не зафиксировала, в счёт лётчикам не шло. Не видела она упавший самолёт, значит, нельзя его официально признавать уничтоженным. Но вот пришла победа с её радостями и скорбью. Как же было не скорбеть, когда столько дорогих товарищей ты потерял, совсем молодых, жить бы им и жить, трудиться славно, семьями бы обзавестись, детей растить. Говорят, всё познается в сравнении. Последний самолёт, на котором Мариинскому довелось летать, был МиГ-15, по существу первый массовый серийный реактивный истребитель. В те годы все гордились этой машиной, её отличными боевыми качествами. Но война не прошла бесследно для Евгения Мариинского. Он был весь изранен и потому не мог долго оставаться в армии. Пришлось круто менять жизнь, начинать её по - новому. ![]() Как и отцу, здоровье не позволило Евгению Мариинскому продолжать службу в военной авиации. Но и стать геологом, как мечталось когда - то, не смог по той же причине. Поскольку пописывал, решил к журналистике пристать. Поступил в Московский университет, закончил его, начал печататься. От очерков - к книгам. О фронтовой молодости, о героях, с которыми свела боевая работа, о себе, только в третьем лице, скромность не разрешала живописать свой тяжкий ратный труд. Названия его книг сами за себя говорят: "Внизу - передний край", "До земли - 15 сантиметров", "Жаркое лето боёв" и так далее... Вскоре, он был назначен редактором альманаха "Подвиг", который выпускался издательством "Молодая гвардия". Много лет вёл этот альманах, для которого всегда был характерен поиск малоизвестных или совсем неизвестных героев. ![]() В 2005 году вышла в свет очередная книга Е. П. Мариинского: "Я дрался на "Аэрокобре" (серия "Война и мы", издательства "Яуза", "ЭКСМО"). Нового в ней, в принципе, ничего нет. Разве только то, что повествование (в отличии от некоторых предыдущих книг) ведётся уже от первого лица. Но вот что меня лично удивило: в ней проглядывается какое - то неприязненное отношение к одному из командиров полка - Владимиру Ивановичу Боброву. И самолёты он, дескать, себе приписывал, которых не сбивал. И награды зажимал: пока, мол, сам Героем не стану, и вам ничего не дам. И даже свой самолёт умудрился сбить (Мариинского), при этом - записал его на свой личный счёт. Прямо не командир полка, а монстр какой - то. Интересно, что в книгах других лётчиков, лично знавших В. И. Боброва (Фёдора Архипенко, Михаила Девятаева, Георгия Голубева, Константина Сухова, Григория Дольникова, Ивана Бабака) нет ни малейшего худого слова о нём. Да и сам Мариинский написал обо всём этом только в последней книге. А почему не написал всё это при жизни В. И. Боброва ? Невольно вспоминаются слова сказанные однажды Александром Ивановичем Покрышкиным: "Когда умирают последние свидетели - начинают рождаться легенды и вымыслы..." Кстати, судя по этой книге, к концу войны Мариинский имел 18 личных побед, одержанных официально. Ещё несколько - ему не записали, поскольку он сам не докладывал о них (не был уверен в победе). Некоторые источники (например сборник "Герои огненных лет, том 8) указывают на 24 сбитых им самолёта. Возможно, в их число включены как неучтённые, так и групповые победы. Список известных побед Старшего
лейтенанта Е. П. Мариинского:
|
Н а з а д
![]() |
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |