Моторный Иван Порфирьевич - военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Моторный Иван Порфирьевич

Моторный Иван Порфирьевич

Родился 29 августа 1918 года в селе Мешково - Погорелово, ныне Жовтневого района Николаевской области, в семье рабочего. Окончил 8 классов, работал токарем на заводе, учился в аэроклубе. С 1937 года в Красной Армии, год спустя окончил Одесскую военную авиационную школу пилотов.

С началом Великой Отечественной войны лейтенант И. П. Моторный в действующей армии. С октября 1941 года по октябрь 1944 года служил в составе 512-го ИАП  (53-го ГвИАП); затем, по май 1945 года - в Управлении 185-й ИАД. Отличился в период Сталинградской битвы.

К концу 1942 года командир 512-го истребительного авиационного полка  (220-я истребительная авиационная дивизия, 16-я Воздушная армия, Донской фронт)  капитан И. П. Моторный совершил 453 боевых вылета, участвовал в 117 воздушных боях, сбил 15 самолётов противника.

28 января 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

С 1946 года майор И. П. Моторный - в запасе. Жил и работал в Риге. Умер 11 июля 1973 года.

Награждён орденами: Ленина  (дважды), Красного Знамени   (дважды), Отечественной войны 1-й степени; медалями.

*     *     *

В Великую Отечественную войну Иван Моторный вступил командиром звена 512-го истребительного авиационного полка, в котором вырос до командира полка. Проявил себя бесстрашным лётчиком, умелым командиром. До конца 1941 года одержал 4 победы.

Осенью 1941 года лётчики 512-го авиаполка прикрывали действия частей 38-й армии. В частности, в начале октября успешно штурмовали скопления самолётов противника на аэродроме близ Полтавы. При этом наиболее эффективными были удыры эскадрилий во главе с командиром лейтенантом И. П. Моторным и военкомом лейтенантом Г. Я. Кузнецовым.

К середине июня 1942 года героическими усилиями войска 38-й армии сорвали операцию "Вильгельм". Враг был остановлен на рубеже, проходившем по реке Великий Бурлук до Ново - Николаевки и далее через станцию Булацеловку до Богодаровки, а 81-я стрелковая дивизия удержала плацдарм за Северным Донцом южнее села Савинцы. И это вопреки огромному превосходству противника в силах и средствах, и несмотря на то что группировка и пехотные дивизии врага имели непрерывную поддержку своей авиации, господствовавшей в воздухе и совершавшей в среднем ежедневно по 1500 - 1800 самолёто - вылетов.

Следует отметить, что и в условиях подавляющего превосходства воздушных сил противника наша авиация оказала большую помощь войскам армии. Её воины с уважением и благодарностью говорили об отважных лётчиках 512-го истребительного авиаполка лейтенантах Петре Дзюбе, Геннадии Дубенке, Василии Сироштане, старшем политруке Г. Я. Кузнецове, старших лейтенантах В. Н. Макарове и И. П. Моторном, неизменно выходивших победителями из воздушных схваток с врагом.

Особенно широкую известность приобрел бой пары И. Моторного и В. Макарова с четвёркой новейших Ме-109G-2, когда наши лётчики, возвращаясь из Саратова на свой аэродром под Сталинградом на только что полученных облегчённых Як-1, сбили 2 "Мессершмитта". Это стало наглядным свидетельством высоких боевых качеств нового истребителя, и потому неудивительны десятки описаний этого боя в листовках, фронтовых и центральных газетах.

Немало блестящих побед одержал он в небе Сталинграда. Так, 23 августа 1942 года капитан И. П. Моторный, следуя во главе 6 "Яков" 512-го ИАП, в районе хутора Вертячий встретил более 60 самолётов противника и, несмотря на численное превосходство, смело вступил с ними в бой, сбил 2 вражеских истребителя.

На фронте у Моторного было много боевых побратимов, но особенно он ценил дружбу с Героями Советского Союза В. Макаровым и З. Семенюком. Слава об этой неразлучной троице гремела по всему фронту. У каждого на счету было по два десятка воздушных побед. Только в небе Сталинграда они уничтожили 44 вражеских самолёта.

И.Моторный с товарищами.

В октябре 1942 года 16-я Воздушная армия обеспечивала частные операции и контрудары общевойсковых армий. Нужно было измотать врага и отвлечь его силы от главных направлений. Одна из таких частных операций под кодовым названием "Дон" проводилась ударной группой Донского фронта в середине Октября. Воздушная армия в этой операции выполняла следующие задачи: вела борьбу с авиацией противника, уничтожала вражеские войска перед фронтом, содействовала войскам 24-й и 66-й армий в прорыве обороны противника, вела воздушную разведку и разрушала переправы через Дон.

Об успешной борьбе с вражеской авиацией свидетельствуют воздушные бои 16 октября, когда истребители одной лишь 220-й истребительной авиационной дивизии сбили 9 и подбили 4 вражеских самолёта. Победителями этих боёв были лейтенант В. И. Иванов  (сбил 2 Ме-109), сержант Логачев, батальонный комиссар И. М. Мамыкин, капитаны И. П. Моторный и З. В. Семенюк, старшие лейтенанты В. Н. Макаров и П. П. Ратников, младшие лейтенанты Мартынов и Б. М. Ривкин.

В ноябре 1942 года Моторный был назначен командиром 512-го авиаполка  (в январе 1943 года ставший 53-м Гвардейским ИАП)  и, продолжая активно вести боевую работу, одержал ещё несколько воздушных побед.

В.Н.Макаров с товарищами.

За боевое мастерство и мужество капитан И. П. Моторный в 1942 году был награждён орденом Ленина и двумя орденами Красного Знамени. К началу 1943 года выполнил 453 боевых вылета, провёл 117 воздушных боёв, в которых сбил 15 вражеских самолётов. В последующем этот счёт был увеличен.

Летом 1943 года лётчики 53-го Гвардейского ИАП участвовали в боях на Орловско - Белгородском направлении.

8 июля шестёрка Як-1 и пара Р-39 из 1-й ГвИАД  (ведущий - командир 53-го ГвИАП Герой Советского Союза Гвардии майор И. П. Моторный)  вылетела на прикрытие войск. Лишь один младший лейтенант Березин считался новичком, а остальные были испытанными бойцами, одержали по несколько побед над Сталинградом. В районе Поныри - Ольховатка они обнаружили большую группу Ме-110, уже бомбивших наши позиции. Облачность вынудила советских лётчиков рассредоточиться попарно и помешала всей группой обрушиться на врага. При этом пара Героя Советского Союза Гвардии майора В. Н. Макарова сначала атаковала "Мессеры", а затем помешала подходившим "Юнкерсам" прицельно сбросить бомбы.

Немецкие истребители прикрытия быстро оправились от неожиданности. Первыми под их удар попала пара Моторный - Пасечник, выходившая из атаки на Ме-110. "Аэрокобра" Гвардии капитана И. С. Пасечника от залпов "Фоккеров" и разрушилась в воздухе. Вскоре такая же участь постигла Як-1 младшего лейтенанта Никитина. Он преследовал одного FW-190, но не заметил, как другой противник зашёл в хвост его машины. По неизвестной причине ведущий пары не реагировал на предупреждение по рации и также погиб. Ещё 2 лётчика, в том числе командир полка Гвардии майор И. П. Моторный, посадили подбитые "Яки" на ближайшем полевом аэродроме.

13 июля 1944 года воздушная разведка обнаружила па аэродроме Сала до 30 самолётов противника разных типов. В этот же день на их уничтожение вылетели 8 Як-9 под командованием Героя Советского Союза капитана М. П. Моторного. Дня вывода их на цель и в качестве лидеров была придана пара разведчиков, обнаруживших этот объект. Для отражения возможных атак воздушного противника и подавления зенитного огня из состава группы была выделена четвёрка истребителей.

Выйдя на аэродром Сала, на высоте 1400 - 1500 метров группа, растянув попарно свой боевой порядок, начала атаку цели. Первой цель атаковала пара лидеров, вслед за которой удар произвела четвёрка капитана Моторного. Четвёрка Як-9 под командованием лейтенанта Задворных в это время встала в круг над аэродромом, прикрывая действия остальных. После первой атаки четвёрка капитана Моторного с набором высоты ушла от цели и заняла место четвёрки лейтенанта Задворных, которая, в свою очередь, начала атаку цели. В дальнейшем, последовательно чередуясь, каждая из этих четвёрок произвела по 4 захода, поражая вражеские самолёты с высоты 150 - 100 метров огнём пушек и пулемётов.

Противодействие со стороны воздушного противника отсутствовало; появившиеся в период атаки 2 FW-190 никакого сопротивления не оказали. Истребители полностью использовали свои боевые возможности и в течение 30 минут держали противника под воздействием своего огня. В результате удара на аэродроме Сала было выведено из строя и частично сожжено до 12 самолётов противника. Наши истребители потерь не имели.

Указом Президиума Верховного Совета СССР в августе - октябре 1943 года особо отличившиеся авиационные полки 16-й Воздушной армии были награждены орденом Ленина. Был среди них и 53-й Гвардейский Донской истребительный авиационный полк Гвардии майора И. П. Моторного.

К концу войны Иван Порфирьевич Моторный совершил более 600 успешных боевых вылетов. Участвуя в 150 воздушных боях, уничтожил 21 самолёт противника лично и 9 в группе с товарищами.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 17 личных и 9 групповых побед лётчика. В его данных отсутствуют сведения о 4 победах, одержанных в 1941 году. ]

Сразу после окончания войны демобилизовался. Жил в Риге, работал главным механиком одного из крупных комбинатов. Умер 11 июля 1973 года.

*     *     *

Список известных побед Гвардии майора И. П. Моторного:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
115.05.1942 г.1  Hs-126НепокрытаяЛаГГ-3, Як-1,

"Аэрокобра", Як-9.
220.05.1942 г.1  Ju-88Непокрытая
310.06.1942 г.1  Ме-109Гетмановка
422.06.1942 г.1  Ме-109  (в группе - 1 / 4)Нижний Бурлук
51  Ме-109  (в паре - 1 / 2)Нижний Бурлук
627.06.1942 г.1  Ме-109Новый Хутор - Огибное
730.06.1942 г.1  Ме-109Новый Хутор
801.07.1942 г.1  FW-189Огибное - Варваровка
907.08.1942 г.1  Ме-109  (в паре - 1 / 2)зап. Кошары
1012.08.1942 г.4  Ме-109  (в группе - 4 / ?)аэр. Ольховский
1122.08.1942 г.1  Ме-109сер. - зап. Ерзовка
1223.08.1942 г.1  Ju-88Калачкин
131  Ме-110Вертячий
1424.08.1942 г.1  Ju-88Песковатка
1514.10.1942 г.1  Ме-109Котлубань
1616.10.1942 г.1  Ju-87Сталинград
171  Ju-88Сталинград
181  Ju-87  (в группе - 1 / 4)Сталинград
1927.12.1942 г.1  Ме-109  (в паре - 1 / 2)сев. аэр. Большая Россошка
2010.01.1943 г.1  Ме-109р-н Сталинграда
2108.07.1943 г.1  Ме-110сев. Поныри
2227.08.1943 г.1  FW-190юго - зап. Севск
2320.07.1944 г.1  FW-190Радзехув

      Всего сбитых самолётов - 17 + 9;  боевых вылетов - более 600;   воздушных боёв - 130.


Возврат

Н а з а д


Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

РетропланЪ: Авиация и воздухоплавание Первой мировой      © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz