Муравицкий Лука Захарович - военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Муравицкий Лука Захарович

Л.З.Муравицкий

Родился 31 Декабря 1917 года в деревне Долгое, ныне Солигорского района Минской области, в семье крестьянина. Вскоре переехал в Москву. Окончил 6 классов и школу ФЗУ, работал токарем. По путёвке комсомола пошёл на строительство метрополитена, без отрыва от производства окончил аэроклуб. С 1937 года в Красной Армии, год спустя окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.

Участник Великой Отечественной войны с Июля 1941 года. Свою боевую деятельность, Младший лейтенант Л. З. Муравицкий начал в составе 29-го истребительного авиационного полка. Сражался на Западном фронте, где сбил несколько самолётов. Затем был переброшен на Ленинградский фронт. Действуя в составе 127-го истребительного авиаполка сбил ещё 3 самолёта противника.

22 Октября 1941 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

30 Ноября 1941 года командир звена 127-го истребительного авиационного полка Старший лейтенант Л. З. Маравицкий погиб в неравном воздушном бою с вражескими истребителями, напавшими на караван наших транспортных самолётов.

Похоронен в деревне Капитоново Всеволожского района Ленинградской области. Его именем названа улица в деревне Долгое. Долгое время имя Героя носила пионерская дружина в Долговской средней школе.

*     *     *

Лука Муравицкий родился в 1916 году в семье крестьянина - бедняка в белорусской деревне Долгое. По нынешнему административному делению это в Солегорском районе Минской области. Детство Луки прошло в деревне. Отец батрачил на кулаков. Приходилось батрачить и детям, а их было 8 в семье. После окончания 6 классов сельской школы, в 1929 году отец послал Луку в Москву к дяде, Алексею Карповичу Левчику. На заводе "Динамо" его приняли учеником токаря. Окончив школу фабрично - заводского ученичества, работал слесарем на механическом заводе. После напряжённого трудового дня юноша спешил в аэроклуб, где занимался сначала в группе парашютистов, а затем планеристов.

Это были годы бурного развития авиации. Как и все советские люди, Лука восхищался подвигом наших лётчиков, спасших челюскинцев, мировыми рекордами лётчика - испытателя Владимира Коккинаки, замечательным полётом через Северный полюс в Америку В. П. Чкалова и М. М. Громова.

В начале 1937 года Лука перешёл работать в метрополитен, на станцию "Площадь Революции". Весной того же года получил в аэроклубе звание инструктора парашютного спорта. А осенью по путёвке столичной комсомольской организации Лука был направлен в Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.

Войну он встретил в составе 29-го Краснознамённого истребительного авиационного полка, охранявшего дальневосточные рубежи нашей Родины. Вскоре полк был переброшен на Западный фронт.

Войну Муравицкий начал на устаревшем истребителе И-153. Достаточно маневренная, "Чайка" уступала самолётам противника в скорости и огневой мощи. Анализируя первые воздушные схватки лётчики пришли к мнению, что им нужно отказаться от шаблона прямолинейных атак, а сражаться на виражах, в пикировании, на "горке", когда их И-153 набирали дополнительную скорость. Тогда же было решено перейти и на полёты "двойками", отказавшись от установленного официальным положением звена из трёх машин.

Первые же полёты "двоек" показали их явное преимущество. Так, в конце Июля, Александр Попов в паре с Лукой Муравицким, возвращаясь после сопровождения бомбардировщиков, встретились с шестёркой "Мессеров". Наши лётчики первыми бросились в атаку и сбили ведущего вражеской группы. Ошеломлённый внезапным ударом, противник поспешил убраться.

В одном из Июльских боёв в районе Могилёва Муравицкий был ранен. Врачи восстановили здоровье лётчика, он вернулся в родной полк и с ещё большей ненавистью дрался с врагом.

Истребитель И-153

Истребитель И-153.  На такой машине начал войну Лука Муравицкий.

На каждом своём самолёте Лука Муравицкий белой краской выводил по фюзеляжу надпись - "За Аню !". Лётчики поначалу посмеивались над ним, а начальство приказывало стереть надпись. Но перед каждым новым вылетом на фюзеляже самолёта по правому борту опять появлялось - "За Аню !"... Hикто не знал, кто же это такая Аня, о которой Лука помнит, даже идя в бой...

Однажды, прямо перед боевым вылетом, командир полка приказал Муравицкому немедленно стереть надпись и больше такое, чтобы не повторялось !  Тогда - то Лука и рассказал командиру, что это его любимая девушка, которая вместе с ним работала на Метрострое, училась в аэроклубе, что и она любила его, собирались пожениться, но... Она разбилась, прыгая с самолёта. Парашют не раскрылся... Пусть она не в бою погибла, продолжал Лука, но готовилась стать воздушным бойцом, защищать Родину. Командир смирился.

Участвуя в боях на Западном фронте, командир звена 29-го истребительного авиационного полка Лука Муравицкий добился блестящих результатов. Его отличали не только трезвый расчёт и храбрость, но и готовность идти на всё, чтобы одержать победу над врагом.

8 Августа 1941 года Лука Муравицкий участвовал в групповом воздушном бою. Шесть советских истребителей сражались против 12 "Юнкерсов" и "Мессершмиттов". Советские лётчики в этой схватке сбили 8 немецких машин. Две из них уничтожил Младший лейтенант Муравицкий.

В конце Августа создалась настолько напряжённая обстановка, что наши истребители, базировавшиеся на дальнем аэродроме, прилетали для отражения атаки немецкой авиации с некоторым опозданием. Было принято решение сделать засаду, расположив несколько истребителей у самой линии фронта.

На исходе дня, уже в сумерках, 3 самолёта из звена Лейтенанта Морозова приземлились на крохотной площадке буквально под носом противника. А на рассвете, едва противник появился над расположением советских войск, наши лётчики ринулись наперерез врагу. За день Морозов, Попов и Муравицкий 10 раз поднимались в воздух и сбили 4 бомбардировщика. А скольким воздушным пиратам помешали осуществить прицельное бомбометание !

Ещё через несколько дней, 3 Сентября 1941 года, Лука таранил вражеский самолёт - разведчик Не-111 и совершил благополучную посадку на повреждённом истребителе. В начале войны самолётов у нас было мало и в тот день Муравицкому пришлось лететь одному - прикрывать железнодорожную станцию, где шла разгрузка эшелона с боеприпасами. Истребители, как правило, летали парой, а тут - один...

Сначала всё шло спокойно. Лейтенант зорко следил за воздухом в районе станции, но как усмотришь, если над головой многослойные облака, дождь. Когда Муравицкий делал разворот над окраиной станции, в промежутке между ярусами облаков он увидел немецкий самолёт - разведчик. Лука резко увеличил обороты мотора и помчался наперерез "Хейнкелю-111". Атака Лейтенанта была неожиданной, на "Хейнкеле" ещё не успели открыть огонь, как пулемётная очередь прошила противника и тот, круто снижаясь, стал удирать. Муравицкий догнал "Хейнкель", вновь открыл по нему огонь и вдруг пулемёт замолчал. Лётчик сделал перезарядку, но, видимо, кончились боеприпасы. И тогда Муравицкий решил таранить врага.

Немецкий бомбардировщик Не-111.

Он увеличил скорость самолёта - "Хейнкель" всё ближе и ближе. Вот уже виден в кабине его экипаж... Не уменьшая скорости, Муравицкий приближается почти вплотную к вражескому самолёту и винтом ударяет по хвосту. Рывок и винт истребителя рассек хвостовое оперение Не-111... Самолёт противника врезался в землю за железнодорожным полотном на пустыре. Лука тоже сильно ударился головой о приборную доску, прицел и потерял сознание. Очнулся - самолёт падает к земле в штопоре. Собрав все силы, лётчик с трудом прекратил вращение машины и вывел её из крутого пикирования. Лететь дальше он не мог и пришлось ему посадить машину у станции...

Подлечившись, Муравицкий вернулся в свой полк. И снова бои. По несколько раз в день вылетал в бой командир звена. Он рвался в бой и опять, как до ранения, по фюзеляжу его истребителя было тщательно выведено: "За Аню !". К концу Сентября на счету отважного лётчика было уже более десятка воздушных побед, одержанных лично и в составе группы.

Несколько раз Муравицкому приходилось буквально "дотягивать" на избитой машине до своих войск. Так случилось и во время его последнего боевого вылета в 29-м авиполку. Хотя было только начало Сентября, погода стояла по - настоящему осенняя, дождливая.

В такую погоду лётчики звена Лейтенанта Хомусько вылетели на разведку места сосредоточения танков, которые немецкое командование намеревалось в ближайшее время ввести в бой. Обстоятельства сложились так, что лётчики возвращались порознь. Муравицкий приехал на машине поздно ночью с забинтованной головой.

- Летели на бреющем полёте вдоль дороги, - рассказывал он. - Видимость - хуже некуда. Но танки мы всё же разыскали. Стал считать, да сбился - очень много их было. Пришлось заходить снова. Насчитал около 200. Пошли дальше в тыл. В одной деревне ещё добрую сотню машин увидели. Все ясно: готовятся к наступлению. Развернулись на обратный курс. А погода улучшилась. Появились истребители. Увязались за нами. На мой самолёт насели трое "Мессеров". Одного сбил, от двух других еле отделался. Но тут забили зенитки. У самой кабины разорвался снаряд. Осколки попали в голову и в лицо. Досталось и двигателю !   Он забарахлил, а над самой линией фронта заглох. Пришлось идти на вынужденную.

Утром к месту вынужденной посадки выехали авиатехники. Когда через несколько дней поступил приказ о перебазировании эскадрильи под Ленинград, для усиления 127-го истребительного авиаполка, Лука Муравицкий не оказался "безлошадным". На новый участок фронта он прибыл со своим верным боевым другом - И-16.

В Сентябре 1941 года 127-й истребительный авиационный полк, с включённой в его состав эскадрильей 29-го ИАП, стал сопровождать транспортные самолёты в блокированный Ленинград и назад - на Большую землю.

Л.З.Муравицкий

Сопровождение транспортных самолётов - задача почётная и очень сложная. Истребители должны не просто отразить все атаки противника, но защитить своих подопечных, довести их до места назначения. Выполнение этой задачи требовало от наших лётчиков большого мужества. В воздухе, над кольцом вражеского окружения, не раз завязывались жестокие бои. Среди тех, кто открыл счёт сбитым вражеским самолётам при защите "воздушного моста", был и Лука Муравицкий. А произошло это так.

Однажды, когда истребители вылетели на сопровождение, "Юнкерсы" атаковали наш аэродром. Советские лётчики увидели уходящие после бомбометания вражеские самолёты и бросились вдогонку. Конечно, далеко преследовать противника они не могли. Но всё же Муравицкий, а вслед за ним и Путяков сбили по одному вражескому бомбардировщику.

В одном из полётов группу транспортных самолётов Ли-2 истребители прикрывали парами. Лука Муравицкий был ведущим. В районе Новой Ладоги на него и его ведомого напали три Ме-109. Заняв положение между транспортными самолётами и противником, Лука открыл огонь и меткой очередью сбил один "Мессер". С другим Ме-109 вёл бой ведомый. Третий "Мессер", атаковав Муравицкого сзади, огнём из пушки повредил самолёт, а лётчика ранил в лицо. Несмотря на ранение, Лука продолжал вести бой и заставил врага отступить.

Почти ежедневно лётчики полка встречались с вражескими истребителями, вступали с ними в жестокие схватки. Только в Сентябре 1941 года было совершено более 900 боевых вылетов. С такой же интенсивностью работали и в Октябре. И если в Сентябре обошлось без потерь, то Октябрь принёс немало огорчений. При отражении нападения вражеской авиации на наши транспортные самолёты погибли командир звена Лейтенант А. Хмелинин и Младший лейтенант Н. Евтеев. Был ранен Старший лейтенант Л. Муравицкий.

Но были у нас и свои радости. Радости побед над противником. Радость от сознания того, что мы с каждым днём становились крепче, что день ото дня сильнее становятся наши удары по врагу.

Л.З.Муравицкий

За период с 13 Июля по 22 Октября 1941 года Старший лейтенант Л. З. Муровицкий выполнил 109 боевых вылетов  (в том числе: 22 - на разведку, 10 - на штурмовку, 15 - на сопровождение, 62 - на прикрытие наземных войск); провёл 13 воздушных боёв, в которых сбил лично 7 и в группе 5 самолётов противника.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 Сентября 1941 года Старший лейтенант Муравицкий Лука Захарович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Столь высокой награды он был удостоен за подвиги, совершенные ещё на Западном фронте. Но и в небе Ленинграда он показал себя настоящим воздушным бойцом - сбил 3 вражеских самолёта. Поэтому, когда 23 Октября 1941 года однополчане услышали эту радостную весть, в полку не было лётчика, который не сказал бы: "Заслуженная награда !   Молодец, Лука !   Гордимся тобой !"

В те дни, в какой - то из армейских газет, были помещены стихи М. Матушевского в честь Луки Захаровича:

"Если быстро растворился вражеский клин,
пулемёты   теплы   от   стрельбы,
И от сбитых горящих фашистских машин
возникают   на   небе   столбы,
И в испуге меняющий курс "Мессершмитт"
не   вступает  в   решительный   бой,
А простроченный "Юнкерс" как свечка горит,
оставляя   дымок   за   собой,
И подстреленный "ворон" лежит вдалеке,
винт отрублен и корпус пробит, -
Значит, в первом звене на своём "ястребке"
Муравицкий   в   атаку   летит..."

В конце Октября обстановка под Ленинградом крайне осложнилась. Немецкие войска предпринимали отчаянные попытки сломить волю защитников города на Неве. Этим попыткам противостояли стойкость, мужество, отвага советских воинов, их любовь к Родине, ненависть к врагу, стремление выстоять и победить.

Напряжение боёв росло на земле и в воздухе. Рос боевой счёт лётчиков, охранявших "воздушный мост". Но каждая победа доставалась дорогой ценой. 30 Ноября 1941 года Лука Муравицкий - в который раз ! - поднялся в воздух. Напрасно ожидали его на родном аэродроме - это был последний вылет отважного воздушного бойца, мужественного защитника ленинградского неба.

В полку тяжело переживали утрату. Лётчики поклялись ещё яростнее драться с ненавистным врагом, ещё самоотверженнее защищать "воздушный мост" между городом на Неве и Большой землей. Они сдержали свою клятву. Об их ратной доблести неоднократно упоминалось в приказах командования. Она отмечена многими боевыми наградами. Героями Советского Союза стали лётчики - истребители Александр Савченко, Константин Трещёв, Фёдор Химич. Орденом Красного Знамени и наименованием "Варшавский" отмечена боевая доблесть 127-го истребительного авиаполка.

Общий итог боевой деятельности Луки Муравичкого, в различных источниках, оценивается по разному: от 11 до 47 воздушных побед. Вот что пишет в одной из своих статей бывший командир 127-го ИАП В. В. Пузейкин:

"Все мы остро переживали эту потерю. Муравицкого в полку искренне любили. Он был храбр и честен, этот 25-летний воин... За время Великой Отечественной войны Лука Захарович сбил 7 вражеских самолётов. Ему, первому из лётчиков полка, было присвоено звание Героя Советского Союза".

По другим источникам он имел 10 личных и от 7 до 37 групповых побед.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 3 личные и 7 групповых побед лётчика. ]  Точных данных, к сожалению, пока нет.

Идут годы. Многое забывается. Но никогда не изгладятся в нашей памяти подвиги героев Великой Отечественной войны, бесстрашных защитников Родины, их имена. Эти имена знают не только представители старшего поколения, но и люди, родившиеся и выросшие после войны. Скупы слова надписи на скромном обелиске в городе Всеволожске Ленинградской области: "Старший лейтенант Лука Захарович Муравицкий. 1916 - 1941". Биография короткая. А жизнь - яркая, наполненная подвигами во имя Родины.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

РетропланЪ: Авиация и воздухоплавание Первой мировой      © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz