КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Ольховский Николай Иванович |
Родился 10 Октября 1909 года в деревне Межево, ныне Оршанскоро района Витебской области, в семье крестьянина. Окончил среднюю школу и 1 курс педагогического техникума в городе Орша. С 1927 года в Красной Армии. В 1928 году окончил Ленинградскую военно - теоретическую школу лётчиков, в 1930 году - Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков и летнабов, в 1936 году успешно окончил Военно - Воздушную академию имени Жуковского. С Января 1943 года на фронтах Великой Отечественной войны. Служил в 297-м ИАП, летал на Ла-5. Позже, до Ноября 1943 года - 193-м ИАП. С Декабря 1943 года по Май 1945 года - в 240-м ИАП (178-м Гвардейском ИАП). Сражался на Брянском, Воронежском, Степном, 2-м Украинском фронтах. Участник боёв на Курской дуге, освобождения Украины, Молдавии, Румынии, Венгрии, Чехословакии. К Сентябрю 1943 года командир эскадрильи 193-го истребительного авиационного полка (302-я истребительная авиационная дивизия, 4-й истребительный авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, Степной фронт) Майор Н. И. Ольховский совершил 84 боевых вылета, в 17 воздушных боях сбил 12 самолётов противника. 4 Февраля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. К концу войны Гвардии подполковник Н. И. Ольховский совершил 191 боевой вылет. Участвуя в 41 воздушном бою, лично сбил 19 самолётов противника. После окончания войны продолжал служить в Военно - Воздушных Силах. С 1953 года Гвардии подполковник Н. И. Ольховский - в запасе. Жил в Москве, работал инженером на одном из предприятий. Умер 26 Августа 1978 года. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (четырежды), Александра Невского, Красной Звезды; медалями. "Интереснейший человек Коля Ольховский. Титан по мужеству, храбрости - один может броситься на десяток вражеских истребителей; титан по дружбе и верности фронтовому товариществу - в огонь и на смерть пойдёт за товарища, будь то его заместитель или лётчик другого полка, которого даже не знает; титан по своей неуемности, по размаху души - любит широко отметить победу, награды, присвоение воинских званий, на чём однажды, как говорится, и погорел". Эти строки принадлежат известному советскому лётчику - истребителю, Герою Советского Союза, Антону Дмитриевичу Якименко. Начав войну командиром истребительной эскадрильи, Майор Н. И. Ольховский показывал образцы ведения воздушного боя. Николай Иванович был одним из лучших командиров эскадрилий 193-го истребительного авиаполка. Кавалер двух орденов Красного Знамени, он личным примером учил лётчиков искусству побеждать. 10 Августа 1943 года группа из 10 истребителей под командованием Ольховского в районе населённого пункта Липцы встретила 14 Ме-109, прикрывавших свои войска. В разгоревшемся воздушном бою опытный офицер умело распределил силы своей эскадрильи. Он лично сбил в этот день 3 истребителя противника, и все - с первой атаки. Командир звена А. Ф. Мухин, летевший с ним в одной паре, несколько раз отражал атаки "Мессеров", не допускал их к самолёту ведущего, при этом лично сбил Ме-109. Ольховский быстро продвинулся по служебной лестнице. Уже вскоре он принял под командование авиационный полк. Успешно руководил им. Но однажды Николай попал в беду, вернее допустил ошибку... Вспоминает А. Д. Якименко: "Разгулялся он однажды со своими орлами - дым коромыслом, и в самый разгар заходит начальник штаба. Пришёл передать приказ командира дивизии: сопроводить бомбардировщиков за линию, обеспечить удар по скоплению вражеских войск. - Начальник штаба ! - кричит Ольховский. - Садись. Отметим нашу победу ! - Товарищ командир, - упирается тот, - я по делу. - Дела потом ! - возражает Ольховский. - Садись ! Сегодня знаменательный день - мы сбили 15 немецких машин. И пошло... А с рассвета над точкой Ольховского загудели наши Пе-2. Вспомнил начальник штаба боевую задачу полка, да поздно - "Петляковы", сделав два круга, ушли без истребительного прикрытия. Ольховский не искал оправданий, ни ссылался на объективные трудности. "Виноват, - доложил он командованию, - приказ не выполнил, готов понести любое наказание". Не выполнить приказ командира - это преступление. Даже в мирное время виновные караются строго, а тем более во время войны. Над Ольховским нависла гроза. - От руководства полком отстраняю ! - сказал командир авиакорпуса. - Пойдете под суд трибунала. Сдав дела своему заместителю, Ольховский сказал: - Пока суд да дело, я полетал бы как рядовой лётчик. Разреши. - И не дав ему поразмыслить, сразу пошёл в атаку: - Что ты задумался ? Чем ты рискуешь ? Ничем. Поругают, и всё. А я - жизнью. Рискни для старого друга. Одним словом, уговорил бывшего подчинённого. Летает. Через несколько дней в полк приезжают командир корпуса и судьи. - Где майор Ольховский ? - Вылетел на боевое задание, скоро вернётся. Генерал ждал его прямо на старте. Во время войны всё было прямо на старте, на самолётной стоянке. И митинги, и собрания, и разборы воздушных боёв. Здесь же и наказывали, здесь и награждали. Ольховский прилетел на избитой до предела машине. Шасси не выпускались. Мотор перед посадкой заглох. При толчке о землю хвост самолёта отвалился. Из обломков вылез Николай, потный, злой. Сплюнул кровь, выдохнул: - Горючее кончилось... - И вдруг, очевидно забыв о том, что он сейчас рядовой пилот, закричал: - Инженер, срочно другую машину ! - И побежал на стоянку. Оказалось, что в этом бою он сбил 3 вражеских самолёта". Судьи махнули рукой и уехали... О чём думал в эту минуту командир корпуса, догадаться нетрудно. Отстранить от должности командира полка - не значит снять его окончательно. Это может сделать только старший начальник. А он вдруг возьмёт да и переведёт снятого командира в другой авиационный корпус. Кому же хочется отдавать такого героя ? Так Николай Ольховский снова стал командиром своего полка. Но в дисциплинарном порядке, вполне вероятно, был наказан. Иначе нельзя. Хотя с бомбардировщиками ничего не случилось, задание они успешно выполнили, но факт есть факт, проступок был допущен серьёзный. Вскоре Майор Н. И. Ольховский получил новое назначение - стал инспектором по технике пилотирования 302-й истребительной авиационной дивизии. В Декабре 1943 года, Николай Иванович был назначен командиром 240-го истребительного авиационного полка. О тех днях вспоминает известный советский лётчик - истребитель, дважды Герой Советского Союза, Кирилл Алексеевич Евстигнеев: "После трагической гибели Подполковника С. И. Подорожного заместитель командира дивизии предложил нам самим выбрать нового командира полка. Из 3-х кандидатов наш выбор пал на Ольховского. Инспектор дивизии по технике пилотирования Николай Иванович Ольховский имел академическое образование и ранее уже командовал полком. Человек богатырской комплекции, с простым русским лицом, он держался спокойно и уверенно. Лётчик он бывалый и людьми управлять может. На церимонии представления личному составу части Николай Иванович не без волнения обратился к нам: - Представим себе невозможное: Сергей Иванович среди нас и сдаёт мне полк. Передовой полк в корпусе - бесстрашные, мужественные лётчики. Трудолюбивые, самоотвержённые техники и механики. Воюй да радуйся ! Совсем иное дело, когда принимаешь осиротевшую часть. Очень горько всем нам, знавшим Подорожного. За ошибки мы расплачиваемся дорогой ценой - жизнью. И я готов разделить с вами горести и радости, что выпадут на нашу фронтовую долю. Обещаю быть справедливым. Ваши надежды постараюсь оправдать на совесть..." Вступив в новую должность Майор Н. И. Ольховский личным примером воодушевлял боевых товарищей, как и прежде лично водил группы истребителей, сбивал вражеские самолёты. 4 Февраля 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. А 240-й истребительный авиационный полк в Августе 1944 года был преобразован в 178-й Гвардейский. В том же месяце, командир 178-го Гвардейского истребительного авиационного полка (14-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 3-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт) Гвардии майор Н. И. Ольховский в воздушном бою в районе переправы через реку Прут у села Унгены (Молдавия) на истребителе Ла-5 таранил бомбардировщик противника Ju-87 и благополучно совершил посадку на своём аэродроме. К концу войны Гвардии подполковник Н. И. Ольховский выполнил 191 успешный боевой вылет. Проведя 41 воздушный бой, он записал на свой боевой счёт 19 воздушных побед. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 18 личных побед лётчика. ] После окончания войны Николай Иванович ещё долго служил в Вооружённых Силах, передавая свой богатый фронтовой опыт молодому поколению авиаторов. Список известных побед Гвардии
подполковника Н. И. Ольховского:
|
Н а з а д
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |