КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Ратников Пётр Петрович |
Родился в 1918 году с селе Головинщино, ныне Каменского района Пензенской области, в семье крестьянина. Окончив 7 классов сельской школы, работал в колхозе. В 1940 году призван в ряды Красной Армии Головинщинским (ныне Каменским) РВК. В том же году окончил Ульяновсккую военную авиационную школу пилотов. С Января 1942 года сержант П. П. Ратников в действующей армии. В составе 512-го ИАП (53-го Гвардейского ИАП) сражался на Донском и Центральном фронтах. Летал на самолётах ЛаГГ-3 и Як-1. К Июню 1943 года командир эскадрильи 53-го Гвардейского истребительного авиационного полка (1-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 16-я Воздушная армия, Центральный фронт) Гвардии лейтенант П. П. Ратников совершил 220 боевых вылетов, провёл 85 воздушных боёв, сбил лично 11 и в составе группы 4 самолёта противника. 24 Июля 1943 года Гвардии старший лейтенант П. П. Ратников погиб в воздушном бою, таранив в районе посёлка Ломовец самолёт - корректировщик FW-189. Место захоронения неизвестно. 24 Августа 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 2-й степени; медалью. Бюст Героя установлен на площади Победы в городе Каменка Пензенской области. Навечно зачислен в списки воинской части. После окончания авиационного училища Пётр Ратников в Январе 1942 года прибыл на фронт и участвовал в боях на подступах к Волге и на Курской дуге. С первых же вылетов летом 1942 года командир полка Подполковник Н. С. Герасимов подметил в пилоте те качества, которые отличают настоящего воздушного бойца. Ратников пришёл в авиацию ещё до войны. Молодой колхозник из Пензенской области поступил в Ульяновскую лётную школу и после её окончания неожиданно для себя попал в запасной полк в качестве инструктора. Это назначение он счёл самой большой обидой, которую, не сдерживаясь, высказывал всем своим начальникам. Но от каждого из них получал неизменный ответ: "Вы сейчас нужны для обучения кадров". Приказ есть приказ. Старший сержант старательно и добросовестно тренировал молодых пилотов, но мысль попасть на фронт не оставляла его ни на минуту. И он своего добился. В дни напряжённых боёв за Сталинград, делая в сутки по 5 - 6 вылетов, его эскадрилья уничтожала боевые и транспортные самолёты врага. Несколько эпизодов в подтверждение его воинской доблести могут показать славный боевой путь этого бойца. 26 Августа 1942 года в воздушной схватке 12 "Яков" с 70 самолётами противника разных типов, Ратников в яростном воздушном бою умелым вертикальным маневром сбил одного врага, затем второго, а свой истребитель вывел из боя без единой пробоины. В Октябре 1942 года 16-я Воздушная армия обеспечивала частные операции и контрудары общевойсковых армий. Нужно было измотать врага и отвлечь его силы от главных направлений. Одна из таких частных операций под кодовым названием "Дон" проводилась ударной группой Донского фронта в середине Октября. 16-я Воздушная армия в этой операции выполняла следующие задачи: вела борьбу с авиацией противника, уничтожала вражеские войска перед фронтом, содействовала войскам 24-й и 66-й армий в прорыве обороны противника, вела воздушную разведку и разрушала переправы через Дон. Об успешной борьбе наших лётчиков с вражеской авиацией над Сталинградом свидетельствуют воздушные бои 16 Октября, когда истребители одной лишь 220-й ИАД сбили 9 и подбили 4 немецких самолёта. Одну из побед записал на свой боевой счёт и Старший лейтенант П. П. Ратников. 17 Октября 1942 года он в паре сбивает вражеский истребитель Ме-109, а во время уничтожения окружённой вражеской группировки регулярно участвует в штурмовке неприятельских аэродромов. Только на аэродроме Большая Россошка штурмовыми действиями Пётр Ратников уничтожил лично 2 самолёта Ju-52 и ещё 3 - в группе с товарищами. К Июню 1943 года командир эскадрильи 53-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии лейтенант П. П. Ратников произвёл 220 успешных боевых вылетов, участвовал в 85 воздушных боях, в которых лично сбил 11 и в группе 4 самолёта противника. 21 раз участвовал он в штурмовке наземных войск и аэродромов противника, в ходе которых уничтожил 7 автомашин, 10 повозок, 5 самолётов, 1 зенитное орудие и 2 зенитные пулемётные точки. Представляет интерес письмо командования полка школьникам Республики Коми, приведённое ниже: "...Дорогие ребята ! Вы живёте глубоко в тылу, но мы знаем, что весь ваш день связан мыслями о фронте... К нам прислали самолёт "Пионер Коми", построенный на средства, собранные вами. Сообщаем, что на этом самолёте здесь, у Волги, лётчики сбили 4-х фашистских стервятников. Сейчас на нём летает лучший лётчик нашей части, дважды орденоносец Пётр Ратников. На его счету уже 11 сбитых немецких самолётов. Механиком на самолёте работает техник - лейтенант Крылов. За отличную работу он награждён медалью "За боевые заслуги". 5 Июля 1943 года началось знаменитое сражение на Курской дуге. При этом, ожесточённые бои разгорелись как на земле, так и в воздухе. В первый же день сражения, Старший лейтенант П. П. Ратников, летевший во главе восьмёрки истребителей, обнаружил во много раз превосходящую по численности группу вражеских самолётов. Командир и его подчинённые решительно устремились на врага. От их неотразимых атак немцы потеряли 3 машины, которые уничтожили Ратников и старший сержант Жигалов. А все наши лётчики благополучно вернулись на свой аэродром. 24 Июля 1943 года командир эскадрильи Старший лейтенант Ратников вылетел на разведку и у посёлка Ломовец (Орловская область) встретил FW-189, который корректировал огонь своей артиллерии и производил фотосъёмку переднего края наших войск. Пётр решил атаковать противника. Догнав "Раму" и зайдя ей в хвост, Ратников дал несколько очередей. Но самолёт противника ловким маневром стал уходить на свою территорию. У нашего лётчика кончились боеприпасы, и он решил идти на таран. Наземные войска, наблюдавшие за этим боем, видели как Пётр своим самолётом ударил в хвост врага. Немецкий разведчик - корректировщик развалился, но при таране смертью храбрых погиб и Ратников. Всего за период своего участия в Великой Отечественной войне отважный лётчик - истребитель совершил 255 боевых вылетов, проведя более 90 воздушных боёв, уничтожил 16 вражеских самолётов лично и 7 в группе с товарищами. 24 Августа 1943 года за воинское мастерство и успехи, достигнутые в боях с врагами, Петру Петровичу Ратникову посмертно было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Приказом Министра Обороны СССР его имя навечно занесено в списки личного состава воинской части. Список побед Гвардии старшего
лейтенанта П. П. Ратникова:
|
Н а з а д
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |