КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Родился 2 января 1903 года в деревне Чирковичи, ныне Светлогорского района Гомельской области, в семье крестьянина. Окончил сельскую школу. Работал в сельском хозяйстве. С 1925 года в Красной Армии. В 1927 году окончил Ленинградскую военно - теоретическую школу, в 1928 году - 1-ю военную авиационную школу лётчиков имени Мясникова. В 1931 году переехал в Москву. Работал лётчиком - инструктором, затем лётчиком - испытателем НИИ ВВС. Участвовал в Первомайских воздушных парадах на Красной площади, где летал на самолёте И-16 тип 5 окрашенном в жёлтый цвет. Участник Великой Отечественной войны. Некоторое время командовал 402-м истребительным авиационным полком особого назначения. Совершил 150 успешных боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 4 самолёта противника. Затем командовал западным сектором ПВО Москвы. С мая 1942 года снова на лётно - испытательской работе. Был заместителем начальника отдела и заместителем начальника Управления НИИ ВВС. С 1944 года генерал - майор авиации. После окончания войны продолжил службу в ВВС. Провёл 238 испытаний, совершил 16 первых вылетов на новых типах самолётов. Первым в мире выполнил высший пилотаж на реактивном самолёте. Более чем за 30-летнюю службу в авиации освоил 317 типов крылатых машин, совершил 13500 полётов. 5 марта 1948 года земестителю начальника управления испытания самолётов генерал - майору авиации П. М. Стефановскому за освоение новой военной техники и проявленные при этом мужество и отвагу, было присвоено звание Героя Советского Союза. С 1954 года - в запасе. Жил и работал в Москве. Умер 23 февраля 1976 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Автор книги "Триста неизвестных". Награждён орденами: Ленина (трижды), Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й степени (дважды), Красной Звезды (трижды); мадалями. Телеграмму из штаба фронта командиру 402-го истребительного авиационного полка Подполковнику Петру Михайловичу Стефановскому передали на аэродроме под вечер, в час, когда он встречал возвращающихся из боя лётчиков. Прочитал и отвёл глаза, словно обжёг их. Его вызывали в Москву. Вызывали срочно, в самый разгар боёв. Зачем ? Что могло случиться ? О своём огорчении рассказал комиссару полка Сергею Федотовичу Пономарёву. - Надо ехать, командир, - посоветовал Пономарёв. - В Кремль зря не вызывают. Стефановский распорядился, чтобы ему подготовили самолёт к утру. Времени оставалось много, можно обо всём хорошо подумать. Совсем недавно, меньше месяца назад, было получено "добро" на формирование истребительного авиационного полка из лётчиков - испытателей. За эти дни удалось в основном подобрать лётчиков, инженеров, техников, мотористов, приступить к слётанности экипажей, групп, провести несколько жарких боёв с противником. И вдруг команда срочно прибыть в Кремль. Рано утром, передав полк майору К. А. Груздеву, Стефановский вылетел в Москву. В назначенный час прибыл в Кремль и вскоре был уже в кабинете Сталина. - Вы очень кстати, товарищ Стефановский, - сразу же заговорил Верховный. - Получено сообщение о том, что фашисты собираются бомбить Москву. У вас уже есть некоторый боевой опыт, и мы хотим, чтобы вы использовали его при обороне Москвы... Он расспросил Стефановского о настроении личного состава полка, приказал отличившихся лётчиков представить к награждению орденами. В заключение сказал: - У нас очень мало времени. Сделать же необходимо многое. Мы уже создали несколько секторов обороны столицы. Вы назначаетесь начальником западного сектора и заместителем командира авиакорпуса. Сегодня будет подписан приказ... Западный сектор, как вскоре узнал Стефановский, насчитывал 11 истребительных полков, расположенных в радиусе 120 километров с границами: Москва - Истра - Старица и далее: Москва - Наро-Фоминск - Мосальск. Это самый ответственный участок обороны. И в тот же день Стефановский начал спешную и скрупулезную работу по налаживанию связей с частями, повышению боевой готовности, подготовке экипажей к перехвату и уничтожению самолётов противника. Война не делит сутки на ночь и день, время для отдыха не отводит. Начальнику сектора хотелось побывать везде и лично удостовериться в готовности частей. Он осуществлял челночные полёты в Подмосковье - Кубинку, Чертаново, Тушино. Вопросы повсюду одни и те же: укомплектованность, мастерство, неповторяемость тактических приёмов, обученность личного состава. И митинг, краткий, эмоциональный, на котором выносили решение: - Умрём, но столицу защитим ! В те дни, когда над Москвой нависла реальная угроза, трепетное сердце патриота вобрало в себя и восхищение историческими памятниками столицы, и гордость за её обновлённую индустрию, и ответственность перед поколением за сохранность мировых шедевров. В ночь на 21 июля Государственный Комитет Обороны проверял боевую готовность штабов и командных пунктов Московской зоны ПВО. В Кремль были приглашены все ответственные за защиту Москвы. Руководил командно - штабным учением начальник генштаба Генерал армии Г. К. Жуков. Верховный, присутствовавший на учении, непрерывно усложнял вводные. Трудно было поверить в то, что эта штабная игра завтра окажется смертельной реальностью... В ночь на 22 июля, фашистская Германия осуществила свой коварный замысел. 250 самолётов 4-мя эшелонами, с временным интервалом 30 минут шли на Москву с западного направления. Стефановский встретил налёт в Кубинке, в полку Когрушева. Получив предупреждение о приближении вражеских самолётов, он объявил тревогу и поднял в воздух полки своего сектора. Имея резерв на каждом аэродроме, он несколько томительных минут находился на земле, получал информацию с постов ВНОС, передавал необходимые распоряжения. Оперативным планом предусматривалась встреча с вражескими самолётами на рубеже Ржев - Вязьма - Солнечногорск. По расчётному времени Стефановский знал: бой уже начался. Доложив командиру корпуса о начале воздушного боя, Стефановский повёл новую группу истребителей. Под крылом самолёта невидимо лежала родная земля. Было тихо в тревожном московском небе. Так трудно понималась реальность сегодняшней военной ночи, встречи с фашистами над лесами, где ещё совсем недавно отдыхали по воскресеньям ! Впереди по курсу в настойчивом поиске самолётов противника метались тонкие лезвия прожекторов. Виднелись зарницы взрывов, огненные трассы пулемётных очередей. Вражеские самолёты выплыли неожиданно, тяжело неся смертоносный груз к столице. Советские истребители врезались в боевые порядки врага, открыли огонь, вступили в воздушный бой. Встретиться со вторым эшелоном наших самолётов противник, видимо, не предполагал. Не защищённый истребителями строй бомбардировщиков начал редеть, бомбовозы разворачивались, освобождались от груза, огрызаясь огнём турелей, норовили укрыться в тёмном небе. Выйдя из боя, группа Стефановского направилась на аэродром. Разобравшись в обстановке, получив новые данные о движении самолётов противника, начальник западного сектора поднял в воздух новую группу истребителей и вывел её в район Голицына, в полосу световых прожекторных полей. Он приказал прорвавшуюся группу бомбардировщиков уничтожить. Капитан К. Титенков сбил ведущего, обезглавил строй и тем самым позволил лётчикам В. Бокачу, П. Еремееву, А. Лукьянову, А. Мазенину, С. Гошко сбить ещё несколько самолётов, а остальных обратить в бегство. Всего в ту ночь наши истребители, воздушные защитники московского неба, произвели 178 боевых вылетов, участвовали в 25 воздушных боях, сбили 12 вражеских самолётов. Однако несмотря на большие потери противника, многое надлежало пересмотреть и в своём секторе. Стефановский хорошо знал, что фашисты стремятся сравнять Москву с землёй. Допрос сбитых вражеских лётчиков подтвердил: немцы будут рваться к нашей столице. Отобранные у захваченных лётчиков карты Москвы имели конкретные цели бомбардировки: вокзалы, мосты, заводы, Кремль. Каждую ночь лётчики 6-го истребительного авиационного корпуса делали по нескольку боевых вылетов, летали с пробоинами в фюзеляже и плоскостях. Когда западный сектор пройти фашистам не удалось, они решили приблизиться к столице с севера и юга. 24 июля 1941 года немецкое командование снова бросило на Москву 180 самолётов. Они летели 10 эшелонами. Путь им преградили лётчики Московской зоны ПВО, и в их числе К. Титенков, Г. Григорьев, Б. Васильев, И. Калабушкин, показавшие замечательные образцы мужества и отваги. Врагам и на этот раз не удалось прорваться к столице. Стефановский тщательно анализировал всё новое, что рождалось творчеством лётчиков, техников и мотористов. Тут же всеми имеющимися средствами распространял его на другие части. Много внимания уделял Стефановский улучшению системы связи, оперативной информации с главного поста ВНОС, налаживанию взаимодействия с прожекторными подразделениями. Враг продолжал рваться к Москве. Лишь до 15 августа он произвёл 18 ночных налётов на столицу, в которых приняли участие 1700 самолётов. За это же время силами истребительной авиации и другими вспомогательными средствами было уничтожено около 200 самолётов противника. В августе немцы усилили дневные налёты на Москву. Западный сектор вновь стал направлением их главного удара. Но на пути врага непоколебимо стояли лётчики - истребители Московской зоны ПВО. Боевое мастерство советских авиаторов значительно возросло, гибкой и разнообразной стала тактика воздушного боя, усложнилась система наземной подготовки. Лётчики брали на вооружение таран как средство достижения победы над противником, как тактический боевой приём. 7 августа 1941 года таранным ударом сбил немецкий бомбардировщик Виктор Талалихин. 10 августа то же самое совершил Климов. А вскоре стало известно о смелых и решительных действиях лётчиков Алексея Катрича, Бориса Ковзана, также применивших таранные удары по врагу. Уже к тому времени несколько лётчиков за героические подвиги были удостоены звания Героя Советского Союза, многие награждены орденами и медалями. Ордена Красного Знамени удостоился и Пётр Стефановский. В октябре в связи с резким обострением положения на фронте Ставка поручила Стефановскому возглавить специальную авангардную авиагруппу, в состав которой входило более 100 самолётов, имевших мощное пушечное вооружение. Первый удар по наступающим войскам противника спецгруппе приказали нанести в районе города Белый. Собрав группу, взлетевшую с 4-х аэродромов, и построив её в боевом порядке, Стефановский нанёс сокрушительный удар по вражеской пехоте. В тот же день состоялся повторный вылет. Во время налёта на вражеские войска произошёл бой, в котором Стефановский сбил 2 самолёта противника. 14 ноября немецкая авиация снова направила на Москву 120 бомбардировщиков. Навстречу им поднялись 200 советских истребителей. Части сектора Стефановского, усиленные новыми истребителями, опытными лётчиками, бесстрашно встали на пути неприятеля. 43 вражеских бомбардировщика были сбиты в тот день. Всего же с июля по декабрь 1941 года вражеская авиация произвела на Москву 122 налёта, в которых приняло участие 8912 самолётов. Во время этих налётов советские лётчики сбили 1029 вражеских машин, в их числе было и несколько самолётов, уничтоженных Стефансквским. В мае 1942 года Стефановского так же неожиданно, как и назначили, освободили от должности начальника западного сектора Москвы и приказали вернуться на испытательную работу. 11 месяцев неимоверного напряжения сил были позади. Ещё шла война, кругом гремели взрывы артиллерийских снарядов и авиационных бомб, ещё были дни, когда из полётов не возвращались лётчики западного сектора. Можно ли заниматься иными делами, кроме фронтовых ? С присущей ему настойчивостью Стефановский попытался возразить начальству. Но вскоре, после того как присутствовал при обсуждении в ЦК КПСС вопроса об обеспечении фронта самолётами новых образцов, убедился в закономерности и целесообразности своего отзыва с фронта. И начались будни новой работы, связанной с военно - техническим направлением, работы, которой Стефановский отдал немалую часть своей жизни. Прошли годы. Февральским морозным днем 1976 года журналист встретился с Петром Михайловичем. Тогда, беседуя с выдающимся лётчиком, он не знал, что через несколько дней его жизнь внезапно оборвётся, и эта памятная встреча будет последней. Пётр Михайлович был полон творческих планов, говорил о завершении работы над новой книгой. Отвечая на вопрос, что он думает о героических профессиях, ответил: - Михаил Иванович Калинин сказал в свое время, что любая профессия может сделать человека героем. Я согласен с этим. Действительно, дело не в характере труда, а в отношении человека к своему занятию. Авиаторов много, но Чкаловым, Громовым, Покрышкиным становится лишь тот, кто самозабвенно любит свою работу, кто видит в ней творчество. Бытует мнение, что героическая слава авиации ушла в прошлое. Но так могут считать люди, плохо знающие авиацию. Авиация всегда пользовалась поистине всенародной любовью. По комсомольскому призыву в 1930 годы в неё пришли тысячи юношей, из которых впоследствии выросли всемирно известные асы, выдающиеся военачальники. В то время авиация только становилась, как говорится, на крыло. Каждое завоевание в воздухе вызывало у советских людей ликование, потому что это была победа не только научно - технической мысли, но и социалистического строя. В годы Великой Отечественной советские военные лётчики внесли немалый вклай в нашу общую победу. Родина по достоинству оценила их ратные подвиги. Никогда не забудут эти подвиги советские люди ! Наш народ никогда не забудет и ратный подвиг Петра Михайловича Стефановского, совершённый им в грозовом небе Москвы 1941 года. |
Н а з а д
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |