Варчук Николай Изотович - военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Варчук Николай Изотович

Н.И.Варчук

Николай Варчук родился в 1912 году в селе Стецки, ныне Староконстантиновского района Хмельницкой области. Окончил неполную средней школу. С 1932 года в Красной Армии. В 1933 году с отличием окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.

Боевое крещение Старший лейтенант Н. И. Варчук получил в 1938 году, участвуя в боях с японскими захватчиками у озера Хасан, где получил свою первую награду - орден Красного Знамени.

С Июня 1941 года Капитан Н. И. Варчук на фронтах Великой Отечественной войны. Немецких оккупантов он встретил на Южном фронте, в составе 176-го истребительного авиаполка. В первые же дни войны сделал почин, сбив на истребителе И-16 неприятельский бомбардировщик.

В Сентябре 1942 года Майор Н. И. Варчук назначен командиром 737-го истребительного авиаполка. К тому времени грудь его украшали 2 ордена, а на боевом счету имелось 4 сбитых самолёта противника.

Приглядываясь к новому командиру, лётчики полка всё больше и больше проникались уважением к нему. Варчук серьёзно занимался боевой работой, вместе со штурманом полка Капитаном П. А. Пологовым помогал молодым лётчикам. Его интересовало всё: какое у людей настроение, как они проводят досуг, как накормлены и одеты. Незаметно деловитость и требовательность Варчука к себе и подчинённым снискали одобрение не только лётчиков, но и младших специалистов технического персонала, и солдат авиационного тыла.

К Июлю 1943 года командир 737-го истребительного авиационного полка  (291-я штурмовая авиационная дивизия, 2-я Воздушная армия, Воронежсий фронт)  Майор Н. И. Варчук совершил 279 боевых вылетов, в 51 воздушном бою сбил лично 8 самолётов противника и 9 в группе с товарищами. Все победы были одержаны им на истребителях И-16, МиГ-3, ЛаГГ-3 и Як-1.

С особенным напряжением он вместе с лётчиками своего полка бился на Курской дуге, сражался на Харьковском и Киевском направлениях. Заметим, что полк Варчука входил в штурмовую авиадивизию и выполнял задания по прикрытию штурмовиков Ил-2. Сопровождение относительно малоскоростных и тяжёлых машин было задачей тактически исключительно сложной. Оперативная одаренность Варчука поражает: на протяжении полугода ему удавалось неуклонно снижать потери среди вверенных защите его полка лётчиков - штурмовиков. Маршал авиации А. Красовский свидетельствует, что "лётчики полка Майора Н. И. Варчука делали в то время по 8 - 9 боевых вылетов в день". Только в боях под Харьковом ему удалось лично сбить 5 немецких самолётов.

Отличились лётчики 737-го ИАП и в период подхода советских войск к Днепру и его форсировании. Однажды Николай Изотович, во главе четвёрки истребителей, вылетел на сопровождение восьмёрки "Илов", которая получила задание нанести штурмовой удар по скоплению войск на опушке леса, близ Днепра.

Над линией фронта "Яки" поднялись несколько выше "Илов" и вдруг заметили восьмёрку Ме-109. Варчук передал по радио своему ведомому - штурману полка Калинину: "От штурмовиков не отходить !"

Спустя некоторое время экипажи "Илов" устремились на цель. И тут "Мессеры", разделившись на две группы, начали заходить справа и слева. Варчук приказал истребителям встать в круг и держаться над штурмовиками, не давая противнику возможности атаковать их. Благодаря его правильному решению задание было выполнено отлично. Все самолёты вернулись на свой аэродром без потерь.

Переправлявшиеся через Днепр воины наземных частей высоко оценивали действия наших лётчиков - истребителей. Полные благодарности письма и положительные отзывы приходили в те дни от штабов сухопутных войск, офицеров и солдат. Вот, например, письмо одного из участников боёв за Днепр рядового Черноморенко:

"Это было на днепровской переправе. Только наш плот оторвался от берега, как появились фашистские бомбардировщики. Они ещё не успели развернуться, а в лучах солнца уже сверкнули наши истребители. И когда, разваливаясь на ходу, в Днепр падал гитлеровский бомбовоз, мы аплодировали. Спасибо вам, истребители !".

Прикрывая наземные войска и сопровождая группы бомбардировщиков и штурмовиков на боевое задание, лётчики - истребители проявляли большое мастерство и героизм. Нередко они выходили победителями из боёв с численно превосходящим противником, пример отваги показал в те дни командир 737-го истребительного авиаполка Герой Советского Союза Подполковник Н. И. Варчук. Прикрывая штурмовиков, он встретил в районе цели 40 бомбардировщиков Ju-87 под прикрытием 15 истребителей. Приказав своему заместителю следовать с группой штурмовиков, отважный командир вместе с ведомым атаковал "Юнкерсы", направлявшиеся с бомбовым грузом в сторону наших войск. Сбив снайперской очередью одного бомбардировщика, он разогнал остальных, а затем вступил в бой с истребителями. Схватка была короткой, но фашисты недосчитались 2-х "Мессеров", которые были сбиты Варчуком на лобовых атаках.

21 Сентября 1943 года Подполковник Н. И. Варчук погиб в авиационной катастрофе. К тому времени он выполнил около 380 боевых вылетов и одержал 25 воздушных побед, 16 из которых - лично. Спустя всего неделю после гибели, 28 Сентября 1943 года, за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (дважды), Отечественной войны 1-й степени  (дважды); медалями. Похоронен в городе Ромны Сумской области.

*     *     *

Список всех известных побед Подполковника Н. И. Варчука:
(Из книги М. Ю. Быкова "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
110.07.1942 г.2  Ме-109ОстрожкаИ-16, МиГ-3,

ЛаГГ-3, Як-1.
210.07.1942 г.1  Ме-109Воронеж
302.10.1942 г.1  Не-111  (сбит тараном)Графская
427.01.1943 г.1  Не-111  (в группе - 1 / 3)зап. Подлесное
505.07.1943 г.1  Ме-109Бутово
606.07.1943 г.1  Ме-109юж. Быковка
715.07.1943 г.1  Ме-109р-н Прохоровки
816.07.1943 г.1  Ме-109Призрачное
916.07.1943 г.1  Ме-109р-н Прохоровки
1005.09.1943 г.1  Ju-87Молотово
1105.09.1943 г.2  Ме-109воcт. Малая Павловка

       Всего сбитых самолётов - 16 + 9  [ 12 + 1 ];  боевых вылетов - 380;  воздушных боёв - 87.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

РетропланЪ: Авиация и воздухоплавание Первой мировой      © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz