КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Воронько Александр Григорьевич |
Родился 18 Июля 1917 года в селе Соколово, ныне Готвальдовского района Харьковской области, в семье рабочего. В 1933 году окончил школу ФЗУ по специальности слесаря при Харьковском паровозостроительном заводе (ныне ордена Трудового Красного Знамени СПТУ № 6). Работал токарем. С 1936 года в Красной Армии. В 1939 году окончил Чугуевское военное авиационное училище и служил в нём лётчиком - инструктором. С Июня 1943 года Лейтенант А. Г. Воронько в действующей армии. По Январь 1945 года служил в составе 63-го Гвардейского ИАП, затем - в 137-м Гвардейском ИАП. К 1945 году командир эскадрильи 63-го Гвардейского истребительного авиационного полка (3-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 3-я Воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт) Гвардии майор А. Г. Воронько совершил 133 боевых вылета, в воздушных боях сбил 17 самолётов противника. 23 Февраля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. Всего произвёл около 160 успешных боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 20 вражеских самолётов. После войны продолжал служить в ВВС. В 1952 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы усовершенствования командиров частей. Освоил многие типы реактивных самолётов. С 1960 года Гвардии полковник А. Г. Воронько - в запасе. Жил и работал в Харькове. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (трижды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени (дважды), Красной Звезды (дважды); медалями. В авиацию Саша Воронько пришёл тем же путем, что и тысячи его сверстников. Окончив в Мерефе 7 классов, он поступил в школу ФЗУ при Харьковском паровозостроительном заводе. Год ходил в фабзайчатах, а затем с большим увлечением на протяжении 3-х лет работал на этом же заводе слесарем. В свободное время Саша посещал авиакружок, а в 1936 году по комсомольской путёвке пришёл в Чугуевское военное авиационное училище. Любовь к технике и трудовые навыки, приобретённые на заводе, пригодились Александру в лётном училище, которое он успешно окончил в 1939 году. Молодого лётчика оставили в училище инструктором, а затем назначили командиром звена. На фронт Капитан А. Г. Воронько прибыл уже опытным лётчиком и был назначен на должность заместителя командира эскадрильи 63-го Гвардейского истребительного авиационного полка. Боевое крещение получил в Курской битве летом 1943 года. 12 Июля 1943 года части Красной Армии Брянского фронта перешли в контрнаступление в районе Залегощ Новосиль - Мценск в общем направлении на город Орёл. Немцы пытались введением большой массы танков, артиллерии, самоходных пушек, а особенно авиации остановить наши войска. Но тщетно. Истребители - Гвардейцы надёжно прикрыли с воздуха боевые порядки наступающих войск. О большой напряжённости воздушных боёв можно судить по следующим фактам: в течение первого дня наступления на участке патрулирования 63-го ГвИАП было зафиксировано 150 самолёто - вылетов противника. В многочисленных воздушных боях со стороны немцев участвовало 90 самолётов, с нашей стороны - 57 самолётов. Зачастую бои происходили со значительным численным превосходством противника. Но наши лётчики ни одного раза не уступили в бою. В первый день наступления полком было сбито 11 самолётов противника: 9 истребителей и 2 бомбардировщика. 12 Июля в жаркой схватке в районе Мценска Капитан А. Г. Воронько открыл личный счёт сбитых самолётов врага. В тот же день истребитель Воронько был подбит, а он выбросился на парашюте из горящей машины. "Схватка с противником в этот день, - рассказывает А. Г. Воронько, - закончилась вничью: один - один". Второй день был ещё более напряжённым и принёс новый заслуженный успех Гвардейцам. И в последующие дни напряжение в воздухе не ослабевало. Несмотря на громадные потери, понесённые немецкой авиацией, противник продолжал активные боевые действия. Так, например, 19 Июля 1943 года во время выполнения боевого задания группа из 6 Ла-5, ведомая Гвардии капитаном Числовым вела воздушный бой с 20 Ju-87, 8 FW-190 и 12 Ме-110. Не испугались наши лётчики численного превосходства противника. Смело вся шестёрка врезалась в строй врагов, расстроила его боевые порядки. Действуя дерзко, навязывая свою волю врагу, не выпуская из рук инициативу, Гвардейцы в жестоком, неравном бою вышли победителями. Они сбили 6 самолётов противника. Гвардии капитан Числов сбил Ju-87 и Ме-110, его ведомый Гвардии старший сержант Макаров - 2 FW-190. Гвардии старший лейтенант Маресьев сбил Ju-87. Гвардии капитан Воронько - многоцелевой Ме-110. Вскоре в воздушных боях А. Г. Воронько одерживает новые победы. 23 и 23 Июля 1943 года после его разящих атак загораются в воздухе сразу по 3 немецких самолёта. В эти горячие дни грудь Гвардии майора А. Г. Воронько украсила первая боевая награда - орден Красного Знамени. Это радостное событие совпало с назначением его на должность командира эскадрильи. Александр Воронько вместе с боевыми товарищами не раз участвовал в воздушных схватках с превосходящим по численности противником и одерживал победу. В 1944 году лётчики 63-го ГвИАП воевали уже на 1-м Прибалтийском фронте. В середине Августа, закончив перевооружение на новейшие истребители Ла-7, они вновь добились больших успехов, в боях за освобождение Прибалтики. Первыми, 24 Августа встретились с противником лётчики эскадрильи Гвардии майора Пашкевича. Прикрывая свои войска в районе Жагаре - Ауце, они заметили группу немецких истребителей из 4 Ме-109 и 8 FW-190. В результате завязавшегося воздушного боя враг потерял 3 машины. В последующих вылетах преимущество Ла-7 было доказано со всей очевидностью. Так, 6 наших самолётов, ведомые Гвардии майором Воронько, встретили в районе цели 6 FW-190 и 4 Ме-109. Было сбито 5 самолётов противника: 2 Ме-109 и 3 FW-190. Один из "Мессеров" записал на свой боевой счёт Гвардии майор Воронько. Наша группа потерь не имела. Однако наиболее удачным был полёт 25 Августа на расчистку воздуха от авиации противника и прикрытие наземных войск в районе Ауце. Общей группой в составе 22 самолётов командовал командир полка Герой Советского Союза Гвардии подполковник Горбатюк. Западнее Ауце они встретили 12 FW-190, количество которых наращивалось в процессе боя парами и четвёрками. Всего в этой схватке участвовали 20 FW-190 и 10 Ме-109. Было сбито 8 FW-190 и 1 Ме-109. При этом, Гвардии майором Воронько - сразу 3 FW-190. Самолёт Ла-7 одного из Гвардейских истребительных авиационных полков. Последующие полёты на этом направлении проводились без всякого противодействия со стороны авиации противника, которая перешла от открытого боя к действию из - за "угла", да и то изредка. Немецкое командование, для того, чтобы сорвать или хотя бы несколько ослабить нажим наших войск на северном направлении Иелгава - Рига, предприняло в районе Ауце частное наступление, сосредоточив для этого значительное количество живой силы и техники. 29 Августа группа Ла-7, в количестве 6 самолётов, ведомая Гвардии майором Воронько, в районе прикрытия на высоте 2000 метров встретила 14 FW-190. Противник ходил четвёрками. Весь бой проходил на вертикалях. Гвардии майор Воронько сбил 2 "Фоккера" из 5 FW-190 уничтоженных в этом бою. Однако и наша группа понесла потери: были сбиты 2 "Лавочкина" (оба лётчика выпрыгнули на парашютах и на следующий день вернулись в часть). В лётной биографии Александра Воронько в период войны большое место занимает воздушная разведка. Он летал в глубокий тыл противника, снижаясь до бреющего полёта, смело и хладнокровно отражал атаки немецких истребителей. Благодаря его разведывательным данным был разгадан не один маневр врага. К началу 1945 года командир эскадрильи 63-го Гвардейского истребительного авиационного полка (3-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 3-я Воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт) Гвардии майор А. Г. Воронько совершил 133 боевых вылета, в воздушных боях сбил 17 самолётов противника. Самоотверженные действия отважного воздушного бойца были высоко оценены командованием. Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 23 Февраля 1945 года ему присвоено звание Героя Советского Союза. К концу войны, летая на истребителях Ла-5 и Ла-7, Гвардии майор А. Г. Воронько произвёл 159 успешных боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 20 вражеских самолётов. На счету его эскадрильи - более 800 боевых вылетов, во время которых было сбито 59 фашистских самолётов. Свою последнюю победу одержал 16 Апреля 1945 года над Берлином. В тот день лётчики 63-го ГвИАП сопровождали полки 113-й бомбардировочной авиационной дивизии, летевшие на высоте 4000 - 5000 метров. В районе цели 4 немецких истребителя FW-190 с высоты 5500 метров попытались атаковать одну из девяток 113-й БАД. Одна пара со снижением пошла в атаку на бомбардировщиков, а вторая осталась на своей высоте. Это своевременно заметил Герой Советского Союза Гвардии майор А. Г. Воронько и немедленно устремился на врага. Воронько открыл огонь по атакующим "Фоккерам" с дистанции 400 - 500 метров. Заметив впереди себя трассу, атакующая пара FW-190 ушла вверх. Воронько, используя преимущество самолёта Ла-7 в скорости, стал преследовать противника. Сблизившись на дистанцию 100 - 150 метров, он атаковал ведущего вражеской пары и сбил его. Александр Воронько стал первым пилотом 1-го Гвардейского истребительного авиационного корпуса, сбившим неприятельский самолёт под Берлином. После окончания войны Александр Григорьевич продолжал служить в ВВС. В 1952 году успешно окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы усовершенствования командиров частей. Освоив многие типы реактивных самолётов, на которых летал до самой демобилизации. С 1960 года Гвардии полковник А. Г. Воронько - в запасе. Более четверти века отдал Александр Григорьевич службе в Советской Армии. Затем работал в системе Гражданской Обороны города Харькова и вёл активную военно - патриотическую работу среди трудящихся. Список известных побед Гвардии
майора А. Г. Воронько:
|
Н а з а д
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |