КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Амет - Хан Султан |
Родился 25 октября 1920 года в городе Алупка в рабочей семье. Мать - крымская татарка. Отец - лакец. Закончил в 1936 году 7 классов местной школы и в 1933 году железнодорожное ФЗУ. Начал свою трудовую деятельность слесарем, а затем подручным котельного мастера в железнодорожном депо, где комсомольцы избрали его своими вожаком. С 9-м Гвардейским истребительным полком Амет-Хан Султан прошёл боевой путь от Сталинграда до Берлина. За годы Великой Отечественной войны совершил 602 боевых вылета, провёл 150 воздушных боёв, лично сбил 30 и в группе с товарищами - 19 самолётов врага. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза, а 29 июня 1945 года награждён второй медалью "Золотая Звезда". После Великой Отечественной войны, став лётчиком - испытателем, Амет-Хан Султан испытал более 100 серийных и экспериментальных машин, став в ряд выдающихся лётчиков - испытателей СССР. В 1951 году Амет-Хану Султану было присвоено звание "Заслуженный лётчик - испытатель СССР", в 1963 году - лауреат Государственной премии СССР. 1 февраля 1971 года погиб при исполнении служебных обязанностей. Награждён орденами: Ленина ( трижды ), Красного Знамени ( пять ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, "Знак Почёта"; медалями. Когда он пришёл в 9-й Гвардейский авиационный волк, там уже знали о его подвиге - таране фашистского бомбардировщика. И ещё свежей была в памяти его неравная схватка с гитлеровцами, в которой самолёт Амет-Хана был прошит вражеской очередью. Мотор захлебнулся, и лётчику оставалось только одно: покинуть горящую машину на парашюте. Он приземлился на нейтральной полосе. Немцы, торопясь захватить живым советского лётчика, бросились к нему, и Амет-Хан уже готов был с ними вступить в сражение, чтобы как можно дороже - большим числом уничтоженных гитлеровцев - отдать свою жизнь на этом клочке "ничейной" земли. Но едва успел поставить свой пистолет на боевой взвод, когда до бегущих немцев оставалось 250 - 300 метров, как увидел поднявшихся в атаку со стороны наших позиции советских бойцов. "Они отбили охоту гитлеровцам, - рассказывал он, - поживиться Амет-Ханом". - Теперь я вижу, что не зря они меня отбили, - шутил уже в кругу своих новых однополчан Амет-Хан. - В хорошую, видно, компанию я попал, и спасибо им за это. А "компании" лётчиков полка тоже понравился живой, очень подвижный, с открытой улыбкой, с завидным чувством юмора и неподдельной сердечностью Аметка, как любовно прозвали его Гвардейцы. В начале Амет-Хана определили в 3-ю авиаэскадрилью Героя Советского Союза Ивана Королёва, но вскоре сам И. Г. Королёв рекомендовал его на должность командира этой эскадрильи в связи со своим назначением на должность штурмана полка. Несмотря на свою молодость, Амет-Хан был тогда самым молодым в полку комэском, он проявлял должную волю, настойчивость и незаурядные командирские способности, когда дело касалось выполнения боевого задания. Можно было лишь удивляться его способности видеть в воздухе всё и всех. Он был строг и точен в выполнении боевых приказов. Но в случае необходимости не боялся проявить инициативу. Как-то в районе Городища комэск повёл на сопровождение штурмовиков 7 истребителей. Когда стали штурмовать наземные войска противника, Амет-Хан заметил, что несколько "Юнкерсов" бомбят наш передний край. Оставив звено для прикрытия штурмовиков, Амет-Хан с остальными истребителями поспешил навстречу врагу и завязал с ним бой. В короткой ожесточённой схватке наши лётчики сбили 3 вражеские машины. После этого истребители во главе с Амет-Ханом вернулись к своим штурмовикам и благополучно довели их до своего аэродрома. Получив новые самолёты Як-1, Амет-Хан и лётчики его эскадрильи приняли участие в выполнении полком особо важной задачи - уничтожении транспортной авиации противника, поставляющей боеприпасы и продовольствие немецким войскам, окружённым в районе Сталинграда. С 10 октября 1942 года по 4 января 1943 года полк производил полёты с аэродромов Зеты и Трудолюбие. Амет-Хан участвовал в разгроме группы транспортных самолётов Ju-52, следовавших под прикрытием Ме-109 к Сталинграду. В тот день лётчики полка сбили 4 "Юнкерса" и 1 "Meссер", 2 из них сбил Амет-Хан. Через 2 дня Амет-Хан Султан сбил бомбардировщик противника Не-111. "Как лётчик, отлично владеющий самолётом Як-1, - писал командир полка Л. Л. Шестаков, - Амет-Хан не имеет себе равных. Как командир он требователен к себе и к подчинённым". "Товарищ Амет-Хан, - писал заместитель командира полка по политической части Н. А. Верховец, - только на Сталинградском фронте произвёл 110 боевых вылетов, участвовал в 51 воздушном бою и лично сбил 6 самолётов противника... Амет-Хан Султан является грозой фашистских воздушных пиратов. Одно имя "Амет-Хан Султан" приводит в смятение фашистов. Амет-Хан - яркое олицетворение советского аса". Амет-Хан восторженно встретил весть о ликвидации Сталинградской группировки немецких войск, а затем и о начавшемся наступлении наших армий Южного фронта. Мужество и отвагу проявил Амет-Хан в воздушном бою 25 марта 1943 года, когда уже развернулось сражение за освобождение Дона и Северного Кавказа. Комэск возглавил четвёрку "Яков", вылетевших на перехват бомбардировщиков противника. В районе Кейсу они встретили около 40 "Юнкерсов", которых прикрывали 6 "Мессеров". Впереди плотного строя самолётов противника шёл флагманский бомбардировщик, окрашенный в белый цвет. Амет-Хан сверху стремительно атаковал ведущего фашиста. Со 150 метров открыл огонь и стрелял до тех пор, пока не подошёл к нему почти вплотную. Удар был точным, "Юнкерс" загорелся, а спустя несколько секунд взорвался в воздухе. Увидев это, группа вражеских самолётов рассыпалась, стала беспорядочно уходить на запад. Сбросить бомбы на цель им так и не удалось. Когда Амет-Хан вышел из атаки и набрал высоту, то заметил 2 "Мессера". Не мешкая, вступил с ними в бой. Фашистские лётчики пытались подойти к "Яку" с разных сторон. Но Амет-Хан непрерывно маневрировал, не терял преимущества в высоте и дрался наступательно. Враги ушли ни с чем. Амет-Хан, возвращаясь на аэродром, старался держаться повыше. Он всегда учил своих лётчиков не забывать о том, что вражеские истребители можно встретить в любой момент. Так получилось и на сей раз. Недалеко от аэродрома он заметил 2 Ме-109, которые шли на встречном курсе ниже их группы. Спикировав на ведущий "Meссер", Амет-Хан поджёг его. Бессмертный подвиг в том бою совершил старший лейтенант Пётр Коровкин. Когда у него иссяк запас патронов, он вплотную подошёл к "Юнкерсу" и ударил его левой плоскостью своей машины. Бомбардировщик развалился на куски. Однако погиб и храбрый Коровкин. Его похоронили на аэродроме имени Фрунзе. Сейчас на том месте разбит сквер, в котором воздвигнут обелиск в честь героев - лётчиков 9-го Гвардейского полка: Ивана Сержантова, Петра Коровкина и Ивана Купавы, сражавшихся в огненном небе Ростова. "Высота - ключ к победе", - писал через 3 дня после боя в газетной статье Гвардии капитан Амет-Хан. - Тот, кто выше, может в любую минуту спикировать на вражеский самолёт и, развив большую скорость, достичь его. С высоты удобнее осматриваться и вести прицельный огонь". Фашистская авиация систематическими налётами на переправы через Дон грозила нарушить продвижение наших войск. Командующий фронтом требовал обеспечить бесперебойное действие переправы. Приказ Шестакова был лаконичен и краток: "Переправа должна действовать !" Таким же кратким был утвердительный ответ Амет-Хана: "Переправа будет действовать !" С рассветом группа из 10 "Аэрокобр", возглавляемая Амет-Ханом, вылетела в район переправы. Видимость в этот день была отличной - "миллион на миллион", как говорили лётчики. Набрали высоту 4500 метров и построились в боевой порядок. В воздухе находились уже около получаса, когда Амет-Хан заметил 3 группы вражеских самолётов, следующих к переправе со стороны Азовского моря. Шли словно на параде. Впереди 20 "Хейнкелей-111", за ними - столько же "Мессершмиттов-110", а замыкали строй ещё 20 "Хейнкелей". Истребителей прикрытия видно не было... Амет-Хан решил атаковать без промедления. Расстояние между нашими истребителями и фашистскими бомбардировщиками с каждой секундой сокращалось. Комэск, сделав разворот, скомандовал: "В атаку !" - и ринулся на врага. За ним устремились ведомые. Фашисты открыли заградительный огонь из пулемётов, установленных в хвостовой части самолётов. Подойдя на близкую дистанцию, Гвардейцы дали по врагам первую короткую очередь. Сразу вышли из строя 4 "Хейнкеля". Амет-Хан с набором высоты зашел ещё раз над группой бомбардировщиков, и после второго удара ещё 2 "Хейнкеля" пошли к земле. В третьей атаке один за другим были подбиты ещё 2 вражеских бомбардировщика. В большом замешательстве разворачивались самолёты противника и уходили в сторону моря, так и не сбросив на переправу ни одной бомбы. Наседая на замыкающий "Хейнкель", Амет-Хан почувствовал, как мотор его самолёта стал терять ритм нормальной работы, а затем и вовсе начал давать перебои. Одной мыслью был занят в эти секунды лётчик: только бы не заглох мотор, только бы достать удиравший самолёт. Это ему удалось. Длинная огненная стрела пронзила фашистский бомбардировщик. Амет-Хан вышел из боя, передав командование заместителю, но долететь до своего аэродрома уже не смог. Повреждённый мотор заглох, и комэск посадил машину в поле. К вечеру Амет-Хан был уже в своём полку и, рассказав друзьям о проведённом бое, тут же разрядил обойму своего пистолета в воздух традиционным салютом "За живых". В августе 1943 года в связи с переходом частей Южного фронта в наступление, полк принял участие в боях по прорыву обороны немцев на реке Молочной и освобождению Таганрога. 20 августа 1943 года Гвардии капитан Амет-Хан Султан в районе Калиновки сбил 2 вражеских бомбардировщика. А на следующий день, вылетев во главе 6 самолётов "Аэрокобра" на прикрытие своих войск в район Калиновка - Дмитриевка, Амет-Хан встретил в районе Успенской на высоте 4000 метров 12 бомбардировщиков Ju-88. Дав команду "Атаковать в лобовую !", Амет-Хан, Головачёв, Сафонов сбили по одному "Юнкерсу", остальные фашистские самолёты в замешательстве начали сбрасывать бомбы над своей территорией. В это время подошла вторая группа бомбардировщиков - 15 Не-111, - которую наши лётчики атаковали четвёркой сзади. В результате Амет-Хан и Головачёв сбили ещё по одному "Хейнкелю", которые загорелись и упали в районе Успенской... Сбив 6 самолётов противника и не имея своих потерь, группа Амет-Хана возвратилась на свой аэродром. Наблюдавший за этим боем командующий фронтом генерал - полковник Ф. И. Толбухин приказал наградить героя - лётчика и отважного командира Амет-Хана Султана орденом Красного Знамени. "На личном примере мужества и героизма, - указывалось в другом представлении командования, - он учил свой лётный состав беспощадно уничтожать врага". Потом были новые бои, тяжёлые и кровопролитные... 24 августа 1943 года в полк пришла радостная весть о присвоении командиру эскадрильи Гвардии капитану Амет-Хану Султану высокого звания Героя Советского Союза, а через неделю, 31 августа, в корреспонденции с Южного фронта, опубликованной в газете "Правда", в числе лучших героев воздушных боёв над Таганрогом было названо имя Героя Советского Союза Гвардии капитана Амет-Хана Султана. Удача всегда сопутствовала комэску, причём не только в воздушных схватках. Бывало, что Амет-Хан попадал в исключительные ситуации и с честью выходил из них. Один из таких случаев произошёл в районе Килигейских хуторов, что в низовьях Днепра. Вот как пишет о нём в своей книге В. Д. Лавриненков: "В тот день с моря дул штормовой ветер. Когда Амет-Хан с Борисовым, пройдя над аэродромом, направились дальше, мы подумали, что пилоты хотят лучше присмотреться к местности, всё учесть перед посадкой. Но через несколько минут увидели над собой уже не 2, а 3 самолёта, услышали перестрелку. Третьим оказался небольшой немецкий моноплан, он летел так низко, что нам было видно, как трудно ему бороться с сильным ветром. Амет-Хан наседал на моноплан, выпуская в его сторону короткие очереди. Прижимаемый огнём к земле, гитлеровский пилот пошёл на посадку, причём от испуга не заметил под собой аэродром и приземлился прямо в поле. В тот же миг "Аэрокобра" Амет-Хана развернулась в сторону аэродрома. А через несколько секунд она коснулась тремя колёсами грунта, погасила скорость и подрулила к штабному зданию. Радостно возбуждённый Амет-Хан спрыгнул с крыла и, улыбаясь, направился ко мне. - Принимай подарок, дружище ! Пилоту "Физлер - Шторха" и не снилось такое ! Летел, наверно, в Евпаторию, а я посадил его на полуострове Лавриненкова... - Везёт тебе, Амет-Хан ! Счастье не только идёт, но и летит тебе навстречу. - Ну это, Володя, ещё как сказать... Если б я не погнался за ним - чёрта с два был бы он здесь ! А впрочем - дело сделано. Поехали ! - уже спокойно закончил он, направляясь к машине, которая стояла невдалеке в укрытии". Еще в начале 1943 года командующий 8-й Воздушной армией ставил перед авиаторами задачи овладеть полётами на свободную охоту как одним из эффективных способов борьбы с противником. Гвардейцы единодушно откликнулись на этот призыв, с самой лучшей стороны проявил себя в свободной охоте Амет-Хан. "Коль хочешь, чтобы твоё имя стало таким же прославленным и почётным, каким является имя Амет-Хана, следуй его примеру, прислушивайся к советам, какие даёт он лётчикам - охотникам", - писала о нём армейская газета. Амет-Хан говорил: "Охота - моё любимое занятие. Есть где проявить свои способности, знания и опыт... о время "охоты" лётчик должен стараться видеть всё, а сам остаться незамеченным... Нападай на противника тогда, когда он меньше всего ожидает твоего нападения. При встрече с воздушным противником владей высотой и помни: кто выше, тот побеждает". Вот только несколько примеров выполнения Амет-Ханом полётов на свободную охоту. 24 января 1944 года, действуя на Никопольском направлении, 4 самолёта "аэрокобра" вылетели на охоту в район станции Туркаллы. Там они обнаружили эшелон, в котором было 18 цистерн с горючим. Атаку произвели по цистернам, в результате возникло 4 очага пожара. Повторный налёт совершили через 50 минут. Ведущим четвёрки был Амет-Хан. Эшелон оказался уже рассредоточенным. Тогда для большей безопасности Амет-Хан, растянув строй самолётов по фронту, предпринял 2 атаки по оставшимся цистернам, 6 из них загорелось. Действуя решительно, лётчики малыми средствами нанесли противнику большой ущерб. 8 февраля Амет-Хан во главе группы вылетел в район действия наших войск, преследовавших отступающего противника на правом берегу Днепра. В районе Борислава обнаружили 2 группы противника: 3 "Юнкерса" и 6 "Хейнкелей", с ходу атаковали. В результате короткой схватки Амет-Хан уничтожил один бомбардировщик. После этого полёт был продолжен, и лётчики обнаружили колонну вражеских войск, двигавшуюся по дороге. Во время штурмовки группа уничтожила свыше 20 солдат и офицеров. 19 марта 1944 года 2 "Аэрокобры" из эскадрильи Амет-Хана вылетели на свободную охоту в район севернее Одессы и обнаружили на вражеском аэродроме скопление самолётов. Комэск решил нанести по противнику штурмовой удар. Однако полёт на штурмовку аэродрома в тот же день из-за снегопада пришлось отложить. Утром следующего дня Амет-Хан для доразведки послал пару охотников, которые подтвердили ранее полученные сведения. И тогда 6 "Аэрокобр", во главе с Амет-Ханом вылетела на штурмовку. По его замыслу группа разделилась на две: ударную из 4 самолётов, которую возглавил он сам, и прикрывавшую пару Гвардии старшего лейтенанта Киреева. Удар был внезапным. Четвёрка Амет-Хана произвела несколько атак, пара Киреева, патрулировавшая на высоте 600 - 800 метров, надёжно прикрывала ударную группу. 3 самолёта Ju-52 и 3 He-111 были уничтожены. На аэродроме горели постройки и техника. Возвращаясь с задания, Амет-Хан зорко осматривал пространство. Заметив на железнодорожном перегоне паровоз, воздушный охотник атаковал и повредил его. 1944 год был памятен Амет-Хану тем, что полк участвовал преимущественно в наступательных операциях наших войск, а это накладывало особый отпечаток на боевые действия лётчиков. Уже не столь уверенно дрались в воздухе фашисты, а наши лётчики обрели опыт, решимость и силу. Амет-Хану и его "орлам" верили, на них надеялись и ими восхищались лучшие лётчики - штурмовики фронта. "...В Крыму у гитлеровцев, - пишет отважный штурмовик, дважды Герой Советского Союза М. Г. Гареев, - было много техники, артиллерии, в том числе зенитной, и самолётов. Без истребителей прикрытия появляться в небе было небезопасно. Чаще всего на выполнение боевых заданий мы вылетали под прикрытием эскадрильи Героя Советского Союза Амет-Хана Султана. Слава о ратных подвигах этого летчика гремела по всему фронту. О нём рассказывали истории, похожие на легенды. Наши им восхищались, а гитлеровцы боялись как огня. Летал Амет-Хан Султан мастерски, любил высоту, скорость и точный удар... И в бою и в жизни мне очень хотелось походить на этого замечательного человека". Не менее лестные отзывы о высоких боевых качествах Амет-Хана Султана и его лётчиков поступали в дни ожесточённых боев за Крым и от лётчиков - бомбардировщиков. Так, командование 6-й Гвардейской бомбардировочной авиационной Таганрогской дивизии писало на имя командира 6-й Гвардейской истребительной авиадивизии: "...Личный состав дивизии выражает свою признательность и благодарит Ваших истребителей за отличное обеспечение прикрытием наших бомбардировщиков - не допустили ни одной потери бомбардировщиков от истребителей противника, и особенно тогда, когда строй бомбардировщиков после бомбометания при противозенитных маневрах растягивался, а также отдельные отставшие самолёты, подбитые огнём зенитной артиллерии противника, надёжно обеспечивались прикрытием. Примером этого могут служить: Герой Советского Союза Гвардии майор Амет-Хан Султан отбил атаки ФВ-180 по отставшему Пе-2 Гвардии капитана Палия, сопровождал его до самой посадки..." В своих воспоминаниях о героях - однополчанах дважды Герой Советского Союза А. В. Алелюхин пишет: "Особенно известен был Амет-Хан Султан. Он был неутомим в работе, отважен в бою, смел в принятии решения. Из его боёв 1944 года мне запомнился один, когда шестёрка Амет-Хана прикрывала действия штурмовиков дважды Героя Советского Союза Мусы Гареева. Штурмовики выполнили второй заход на скопление фашистских танков. В это время над горизонтом появилось 12 тёмных точек. - Приготовиться к бою ! - подал команду Амет-Хан. Он верил в своих боевых друзей и смело пошёл на ведущего. Рядом неизменный друг - Иван Борисов. Ведущим фашистских истребителей оказался опытный лётчик. Он не только оборонялся, но и нападал. И всё-таки Амет-Хан сумел обмануть врага и поймать его в прицел. Немец сорвался в штопор и врезался в землю. Амет-Хан осмотрелся, сделал горку. Штурмовики продолжали своё дело. Фашистские истребители были связаны боем. Но что это ? Сердце похолодело: к хвосту машины Борисова пристроился гитлеровец. Амет-Хан бросил свой истребитель вниз. ...Фашист успел дать только одну очередь, как в ту же секунду сам задымил, получив порцию свинца от Амет-Хана. Жизнь друга была спасена". Летая в крымском небе, он не мог удержаться, чтобы не пройти над родной Алупкой. С воздуха курортный городок был как на ладони и казался совсем маленьким, какими и помнятся родные места взрослым, оставившим их ещё в детстве. Всё как будто бы было как прежде. Вот и узкая улочка. А вот и до боли знакомый домик со ступеньками, по которым он когда-то делал первые шаги, и показалось, что кто-то пробежал по двору, но разглядеть было трудно, хотя проходил Амет-Хан прямо над крышей родного дома. Через несколько дней, когда Крым уже был свободным, Амет-Хан пригласил всех однополчан к себе в Алупку. Приехали вместе с командиром полка Морозовым на 3-х машинах. Едва успела остановиться машина, как из неё выпрыгнул Амет-Хан и побежал навстречу отцу и спешившей за ним матери. Амет-Хан подхватил на руки рыдающую от радости мать и понёс в дом. Лётчики застыли, наблюдая эту трогательную и радостную картину. За расспросами и рассказами прошло это редкое для фронтовиков застолье. Но в общий радостный настрой врывались и нотки тяжких воспоминаний о днях, проведённых под гнётом фашистов. Отец всё порывался подробно рассказать об этом сыну, но мать сдерживала его: "Не о том, отец, говоришь, лучше послушаем сына". К дому потянулись родные, знакомые и незнакомые жители Алупки. Всем хотелось обнять героя - земляка. Когда гости вышли во двор, там их ждала восторженная толпа. Подхватили Амет-Хана на руки и со словами: "Слава ! Слава !" начали его качать. Потом так же славили его друзей - однополчан... Весной 1945 года Амет-Хан был назначен на должность помощника командира полка по воздушно - стрелковой службе. Когда шли ожесточённые бои на подступах к Берлину, Гвардии майор Амет-Хан Султан был представлен вторично к высокому званию Героя Советского Союза. Это был один из дней завершающих боев за Берлин, когда Амет-Хан совершил 603-й с начала войны боевой вылет. Под ним было пылающее в огне фашистское догово. Имея задачу блокировать взлётно - посадочную полосу парка Тиргартен, Амет-Хан во время полёта над аэродромом Темпельхоф ниже себя обнаружил 2 "Фокке-Вульфа", которые пытались штурмовать боевые порядки нашей дальнобойной артиллерии, обстреливавшей здание Рейхстага. Он имел преимущество в высоте и немедленно атаковал ведущий вражеский самолёт. Второй очередью ему удалось сбить "Фоккер". Самолёт упал в центре Темпельховского аэропорта. Фашистский лётчик, выбросившись с парашютом, приземлился в районе огневых позиций нашей батареи, где артиллеристами был взят в плен. Сбив врага, Амет-Хан сел на центральный берлинский аэродром в тот момент, когда ещё вокруг шла стрельба. - Захожу на посадку и ещё не уверен, - вспоминал Амет-Хан, - наши или немцы хозяйничают на аэродроме. Сел, но мотор на всякий случай не выключил. Смотрю, к самолёту бегут наши пехотинцы. Первый, едва подбежав к самолёту, радостно закричал: "Наш, наш !". Не успел я оглянуться, как оказался в объятиях наших бойцов, со слезами радости целовавших красные звёзды на моем самолёте. Это забыть невозможно... Амет-Хан не мыслил своей жизни без ощущений полёта и неба. И когда встал вопрос, как жить после долгих и тяжёлых лет войны, он выбрал небо и самолёты - стал летчиком-испытателем. Он действительно "учил летать самолёты", год за годом увеличивая число укрощённых им машин. К 15-летию испытательской работы им было испытано более 100 типов самолётов. За сравнительно короткий срок он выдвинулся в число ведущих лётчиков - испытателей страны. Он отдал испытательской работе четверть века. Сердечно отметили авиаторы страны, работники aвиaционной промышленности 50-летие замечательного лётчика. "Дорогой друг ! - писали его соратники, известные во всей стране лётчики - испытатели, - твоё имя по праву упоминается в первом десятке самых прославленных имен лётчиков - испытателей..." Обращаясь к юбиляру, руководители и сотрудники КБ имени А. Н. Туполева писали: "Мы знаем тебя не только как великого лётчика, твоя работа является примером для всех нас, мы знаем тебя как скромного, энергичного, юношески подвижного и отличного человека, и оттого, восхищаясь твоими профессиональными качествами, мы выражаем тебе свою искреннюю любовь". Генеральные и главные конструкторы, сотни инженеров, лётчиков, рабочих и инженерно - технических работников прислали свои приветствия юбиляру. Амет-Хан был в расцвете сил и энергии, когда смерть настигла его на боевом посту. В одном из своих обращений к бывшим однополчанам дважды Герой Советского Союза генерал - полковник авиации В. Д. Лавриненков писал: "Вспоминаю дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана - человека необычайного мужества. Он был для всех нас олицетворением лётчика, воплотившего в себе лучшие черты советского воздушного бойца. Он отличался необычайной любовью к лётному делу, ничто, как говорится, не могло его вышибить из "седла" - кабины самолёта. И все мы, его боевые друзья, как большое горе восприняли весть о том, что наш Амет-Хан Султан погиб при исполнении служебных обязанностей. Он до конца остался верен воинскому долгу, память о нём всегда будет жить в наших сердцах, она будет служить делу воспитания молодого поколения авиаторов". "По единодушному мнению авторитетов от авиации, - писала об Амет-Хане газета "Правда", - это имя значится в первом ряду испытателей: рядом с Чкаловым, Громовым, Анохиным, Владимиром Коккинаки, Рыбко, Гринчиком и Шияновым..." В Алупке и Махачкале установлены бюсты дважды Героя Советского Союза, лауреата Государственной премии и заслуженного лётчика - испытателя СССР Амет-Хана Султана. Его именем названы многие школы. А в подмосковном городе Жуковске улица - продолжение улицы В. П. Чкалова - названа его именем и ведёт она туда, откуда эти великие лётчики уходили в небо. |
Н а з а д
|
|
© 2000-
Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |