КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Вопрос о том, сколько же вражеских самолётов уничтожил Николай Гулаев в группе с товарищями, в различных источниках освещается по - разному. В одних, указывется 3 победы, в других - 4, в третьих - 5. При этом, если Вы откроете известный двухтомник "Герои Советского Союза", то несомненно обратите внимание на следующее обстоятельство: звание Героя Советского Союза ему было присвоено за 13 личных и 5 групповых побед, а Дважды Героя - уже за 42 лично и только 3 групповые... Это как понимать ? Опечатка ? Или что - то другое ? Я долго искал ответ на этот вопрос, пока мне не попалась в руки книга С. А. Андреева "Свершённое ими - бессмертно". Она интересна тем, что в ней приводится выписка из наградного листа на присвоение Николаю Гулаеву звания Героя Советского Союза. И в этом документе, составленным командиром 27-го ИАП Подполковником В. И. Бобровым, указано не только число групповых побед, равное 5, но и конкретные типы вражеских самолётов, входивших в эту пятёрку. Фрагмент текста из этой статьи и предлагается Вашему вниманию: "За период участия на Сталинградском и Воронежском фронтах тов. Гулаев произвёл 95 боевых самолёто - вылетов, в результате которых сбил лично 13 самолётов противника: Хе-111 - 1, Ю-87 - 6, Ме-109Ф - 4, Ме-109Г - 1, ФВ-190 - 1 и в групповом бою 5 самолётов: Хш-126 - 1, ФВ-189 - 1, Ю-87 - 2 и Ме-109Ф - 1, потеряв при этом один его самолёт Як-1 ( при таране ). Работая в должности заместителя командира эскадрильи, он же штурман, на Воронежском фронте с 11 Мая по 11 Июня 1943 года тов. Гулаев, имея большой практический опыт ведения воздушного боя и отличную технику пилотирования, умело передаёт его всему лётному составу, в результате чего эскадрилья не имела ни одного случая потери ориентировки. За это время эскадрилья произвела 452 самолёто - вылета, из них 141 боевой самолёто - вылет, провела 74 воздушных боя, в результате которых было сбито 36 самолётов противника типа: Ю-87 - 12, Ю-88 - 5, Ме-109Ф - 13, До-217 - 1, Ме-110 - 1, ФВ-190 - 2, Хш-126 - 2, потеряв при этом 5 своих самолётов Як-1 и двух лётчиков. Участвуя в боях на Сталинградском фронте ВОВ, тов. Гулаев произвёл 27 боевых самолёто - вылетов и в воздушных боях сбил 1 самолёт противника типа Хе-111 ( ночью ). 22 Мая 1943 года при отражении налёта немецких бомбардировщиков под прикрытием Ме-109Ф на аэродром Грязное тов. Гулаев сбил лично 1 немецкий бомбардировщик типа Ю-88 и в этом же бою спас жизнь своего товарища, выбив из - под хвоста истребитель противника Ме-109Ф, которого в группе с другими лётчиками сбили над этим аэродромом. В воздушных боях 29 Мая и 8 Июня 1943 года сбил лично 2 истребителя противника типа Ме-109Ф. 25 Июня 1943 года при ведении разведки на территории, занятой противником, в районе Томаровка в воздушном бою сбил 1 самолёт противника типа Ме-109Ф. 5 Июля 1943 года в 4 часа 10 минут группа в составе 12 экипажей - командир группы Старший лейтенант Гулаев - имела задачу: отсекать истребители противника, преследующих наших штурмовиков и бомбардировщиков. В 4 часа 20 минут группа прибыла в район патрулирования, где в 4 часа 38 минут встретила группу бомбардировщиков Ю-88 - 9 самолётов под прикрытием четырёх Ме-109Ф. Тов. Гулаев по радио передал команду сковывающей группе в количестве 4 самолётов Як-1 - командир звена Младший лейтенант Масланов - атаковать истребителей противника, ударной группе в составе 8 самолётов атаковать группу бомбардировщиков, что и было выполнено обеими группами. В результате решительных действий группы Гулаева в этом воздушном бою было сбито 3 бомбардировщика и 1 истребитель противника без своих потерь, вражеским бомбардировщикам не удалось прицельно сбросить бомбовый груз на боевые порядки наших войск. После первых двух воздушных боёв с группой бомбардировщиков и прикрывающих их истребителей противника, группа тов. Гулаева продолжала оставаться в районе патрулирования. В 5 часов 10 минут группа Гулаева вступила в бой с группой истребителей противника в составе 8 самолётов, преследовавших наших штурмовиков. Одновременно звено тов. Кармина атаковало группу бомбардировщиков противника. И в этом, третьем воздушном бою группа Гулаева вышла победителем, сбив одного бомбардировщика и одного истребителя, не потеряв при этом ни одного своего самолёта и выполнив основную задачу - атаки истребителей противника по нашим штурмовикам были пресечены. Итак, в этот вылет группа тов. Гулаева сбила 6 самолётов противника, не имея своих потерь. В этот напряжённый день тов. Гулаев 6 раз вылетал на уничтожение воздушных пиратов, из них 4 раза был командиром группы. Группа, ведомая им, за 5 Июля 1943 года в воздушных боях сбила 15 самолётов противника типа: Ме-109Ф - 9, Ю-88 - 4, Ю-87 - 2. Лично сам Гулаев сбил 4 самолёта противника: Ю-87 - 2 и Ме-109Ф - 2. 6 Июля 1943 года во время прикрытия наземных войск при отражении налёта бомбардировщиков противника тов. Гулаев в воздушном бою в районе Верхопенье сбил самолёт противника типа ФВ-190. 7 Июля 1943 года при прикрытии наших наземных войск в районе Беленихино сбил лично самолёт противника типа Ю-87 и в групповом бою Хш-126 и ФВ-189. Старший лейтенант Гулаев кроме качеств отличного воздушного бойца обладает ещё и данными хорошего разведчика войск и аэродромов противника. Всего на Воронежском фронте произвёл 16 вылетов на разведку, и каждый раз выполнял её точно и в срок, несмотря на плохие метеоусловия, заградительный огонь зенитной артиллерии и истребителей противника. В бои тов. Гулаев летает охотно и самолёты противника атакует дерзко, с минимальных дистанций. Среди лётного состава вызывает боевой задор, вдохновляющий пилотов на боевые подвиги". К сожалению, текста второго наградного листа ( на присвоение Николаю Гулаеву звания дважды Героя ) мне пока найти не удалось. Следует отметить, что этот документ был составлен уже другим человеком ( к тому времени 129-м Гвардейским ИАП командовал Герой Советского Союза Гвардии подполковник В. А. Фигичев ). И именно в этом документе указывается уже на 3 групповые победы Николая Гулаева. Довольно часто в пользу этого приводят и такой аргумент: мол на фотографии, представленной выше, надпись "53 победы", на борту истребителя Гулаева, указывает на лично сбитые им самолёты противника, а 3 маленькие звёздочки под кабиной - соответственно, в группе. Однако если внимательно приглядеться, то сразу за открытой дверью "Аэрокобры" достаточно хорошо проглядывает фрагмент ещё одной звезды точно такого же размера ! Выходит, что групповых побед было, по - меньшей мере, 4... Возможно именно этим можно обьяснить тот факт, что в некоторых изданиях число воздушных побед Гулаева трактуется как 53 личные и 4 групповые, те есть 57 сбитых всего. Так сколько же их было, этих самых групповых побед ?.. В любом случае, рисунок "Аэрокобры" Николая Гулаева, представленный ниже, не совсем верен: красных звёздочек, расположенных слева от надписи "53 победы", должно быть не менее 4 ! В заключении мне хочется привести строки из книги воспоминаний известного советского лётчика - истребителя Героя Советского Союза Ф. Ф. Архипенко, относящиеся к Николаю Гулаеву: "...Подрулив к стоянке 1-й эскадрильи своего нового полка, я вылез из кабины, увидел строй авиаторов. От него отделился Старший лейтенант Николай Гулаев, доложил: - Личный состав вверенной вам эскадрильи построен ! ...Чувствую, что он в обиде: Герой Советского Союза, Старший лейтенант, а командиром эскадрильи ставят варяга. Но, будучи человеком добрым, он старался этого не показывать. Новое назначение и у меня вызвало противоречивые чувства... В этот же день мы вылетели на боевой задание. В районе Пятихаток немецкие пикировщики Ju-87 бомбили наши войска. С ходу я перешёл в атаку на "Юнкерсов" и сбил одного из них. Остальные немедленно стали сбрасывать бомбы и разворачиваться вспять. На выходе из атаки, я увидел как истребитель Николая Гулаева сблизился с "Мессером" из группы прикрытия, открыл огонь с короткой дистанции и короткой очередью сбил его. Этот бой оставил у меня о Гулаеве приятное впечатление. Он показал себя истинным мастером снайперского огня, тонким и изощрённым тактиком. Забегая вперёд, замечу, что к Августу 1944 года, когда Гвардии майор Н. Д. Гулаев был отправлен на учёбу в Академию, на его счету было 57 личных и 3 групповые победы. В то время он уступал лишь А. И. Покрышкину и если бы не это направление он, вполне возможно, стал бы самым результативным среди советских лётчиков - истребителей. Однажды он взял с собой в пару лётчика, не отличавшегося, мягко говоря, решительностью в атаках. Встретив группу вражеских бомбардировщиков, Николай активными действиями смешал их боевые порядки, по радио приказал ведомому выйти вперёд и атаковать замыкающий бомбардировщик. Тот послушно вышел вперёд и метров с 200 открыл огонь. - Ближе, ближе подходи ! - передал ему Гулаев и для большей убедительности грохотнул из пушки так, что трасса прошла в нескольких метрах от кабины его ведомого. Тот был парень сообразительный, учтя решительность своего командира, сблизился до 50 метров и длинной очередью сбил вражескую машину. Таким вот необычным образом снял Гулаев страх со своего ведомого, так называемый "мандраж" перед смертоносными шнурами, тянувшимися к нему от пулемётных установок вражеского бомбардировщика. Урок пошёл в прок. Впоследствии этот лётчик одержал немало воздушных побед и был в полку на хорошем счету..." И ещё один эпизод, связанный с деятельностью Николая Гулаева. Он отражает и героизм наших лётчиков и трагизм отдельных боевых вылетов. Словом, на войне, как на войне... "30 Мая 1944 года в районе западнее Ясс командир 2-й эскадрильи Николай Гулаев со своей группой вёл тяжёлый воздушный бой. В воздухе вначале я слышал голос Гулаева, а затем всё стихло и на мои запросы ответа уже не последовало... Подлетая к аэродрому, сразу увидел с воздуха, что стоянка самолёта Гулаева пуста. Сердце ёкнуло в груди, предчувствуя непоправимое. После посадки мне сообщили - всю шестёрку Гулаева сбили ! Сам Николай сел раненый на аэродром к штурмовикам, а об остальных лётчиках ничего не известно. Спустя некоторое время с передовой сообщили: двое выпрыгнули с самолётов и приземлились в расположении наших войск, судьба ещё троих неизвестна. В этом бою погиб Сергей Акиншин - весёлый, неунывающий и добрый парень, надёжный воздушный боец, имевший на своём счету уже 7 побед. Как позднее выяснилось ещё один участник того боя В. Чесноков, для которого он был первым, был легко ранен и приземлил свою машину на нашей территории. Через день он вновь участвовал в бою и вновь был сбит ! И сегодня, спустя много лет, главную ошибку Н. Д. Гулаева, допущенную тогда, вижу в том, что взял он с собой в боевой вылет сразу трёх молодых, вовсе необстрелянных лётчиков, которые и были сбиты в первом же своём бою. Правда, и сам Гулаев одержал в тот день сразу 4 воздушные победы, сбив 2 Ме-109, Ю-87 и "Хеншель". Тот вылет - ещё одно подтверждение тому, что нельзя брать в бой ещё необстрелянных лётчиков. Подтверждение это не стоило той цены, которую за него заплатили..." Однако, вернёмся к количеству побед Николая Гулаева. В книге М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов" ( Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. ) указывается на 55 личных и 5 групповых побед лётчика. При этом, 2 победы были одержаны в паре. Видимо, при составлении наградного материала для представления лётчика ко второй "Золотой Звезде", эти 2 групповые победы были отнесены в разряд личных. Таким образом, 55 + 5 превратилось в 57 + 3... Это, конечно, лишь предположение. Возможно, я и не прав. |
Н а з а д
|
|
© 2000- Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |