КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
В боевой обстановке часто бывают критические моменты, когда жизнь лётчика буквально висит на волоске. Именно в эти минуты с наибольшей силой проявляются лучшие качества воздушного бойца. Клубов был смел, но не бесшабашен. Спокойный, хладнокровный, он умел в нужную минуту дерзнуть, пойти на риск больший, чем кто - либо. Очень трудный бой пришлось провести 13 Июля Александру Клубову и его ведомому Николаю Карпову. Они вылетели на "охоту" парой, а минут через 50 Клубов вернулся один, без ведомого. Его машина странно ковыляла в воздухе. С ней происходило что - то непонятное. Она вдруг резко клевала носом, и казалось, что вот - вот рухнет вниз. Потом так же неожиданно выравнивалась и даже слегка набирала высоту. Так повторилось несколько раз. Все поняли, что самолёт Клубова может в любую минуту камнем рухнуть на землю. Покрышкин приказал Клубову покинуть самолёт. Но его рация не работала и услышать это приказание он не мог. Клубов шёл на посадку. Было страшно смотреть, как, уже планируя, самолёт вдруг снова клюнул. Вот - вот врежется в землю. Клубов дал газом рывок. Машина чуть взмыла вверх. В тот же момент он прикрыл газ и мастерски приземлил самолёт на "живот". Клубов выбрался на плоскость. Разгорячённый, возбуждённый, машет кому - то рукой. Несколько человек сгрудились у хвостового оперения: что - то с интересом и удивлением рассматривают, щупают. Подошёл Покрышкин. Механик самолёта доложил ему: - Истребитель деформирован: на фюзеляже образовалась "гармошка", киль согнут, лючок сорван... Но пробоин нигде нет ! [ У Покрышкина этот эпизод описан несколько иначе - Клубов вёл бой с 6 Ме-109, а его машина получила десятки пробоин, даже тяги рулей глубины были перебиты... ] Клубов, весь мокрый, в гимнастёрке, расписанной солевыми разводами, спрыгнул с плоскости и тоже удивленно таращится на свой самолёт. - Ого, как скрутило заморскую технику ! - с улыбкой произнёс наконец Александр. - Да ты толком расскажи, что произошло, где Карпов ? - с нетерпением переспросил Покрышкин. И Клубов рассказал... В то время, когда наша восьмёрка выполняла разворот, он с высоты увидел ниже себя пару "Мессеров". И, что бы не пустить их в район нашего действия, стремительно ринулся на них. Ведомого зажёг сразу и уже намеревался перенести огонь на ведущего, но инстинктивно бросил взгляд назад. И вовремя ! Буквально на хвосте у них "сидели" 2 вражеских истребителя. Вначале Клубов опешил: странные какие - то "Мессера" - нигде ему до сих пор не приходилось встречать подобных. Первое, что он увидел, - это красную "змею", медленно вращающуюся на носу самолёта. Сам кок, как и весь самолёт, был окрашен в белый цвет... Это отпечатолось в сознании Клубова в одно мгновение. А в следующее, поняв, что находится уже в прицеле "Мессера" и тот вот - вот даст по нему очередь, Клубов рванул ручку на себя и, дав ногу, резко взмыл вверх, ввинчиваясь в небо крутой спиралью. При этом он успел нажать тангетку и предупредить о противнике Карпова, полагая, что ведомый повторит его маневр. Карпов повторил - вот он тоже крутит спираль, уходя на высоту. Выйдя из - под атаки, Клубов хорошо видел идущий свечой самолёт ведомого. Но он... горел ! Увидел Клубов и двух "блондинов", которые, как на параде - крыло к крылу, плавно разворачивались с набором высоты, явно любуясь результатами своей "работы". Карпов выпрыгнул, и Клубов нырнул вниз, выжидая, когда раскроется парашют. До земли было не больше 4000 метров, когда в небе распустился белый купол. Ветер сносил его на восток, к своим - и это немного успокоило Александра. Однако вскоре, пара белых "Мессеров" разделилась: один ещё издали открыл огонь по парашютисту, а второй стал заходить в атаку на Клубова. Метнув россыпь огней навстречу тому, который угрожал товарищу, Клубов нырнул под трассу второго "Мессера", вышел боевым разворотом вверх, спикировал, ещё раз отсёк огнём самолёт стремившийся расстрелять Карпова в воздухе, метнулся навстречу "своему", тот переворотом выскользнул из - под удара и тут же сам стал заходить Клубову в хвост. Как "крутились" - не передать словами ! Сколько ни пытался Клубов подловить "худого", тот неизменно изворачивался. Напротив, Клубову каждый раз приходилось резкими маневрами бросать свой истребитель то на "Мессера", то нырять вниз, уходя от вражеской трассы, то крутить "бочки" или имитировать беспорядочное падение. В общем, крутился он в таком темпе, как ещё никогда не использовал своё пилотажное мастерство. По всему было видно: очень уж опытные сидели в тех белых "Мессах" пилоты - асы из асов. Теперь стало ясно, почему такой вид у самолёта: фюзеляж деформировался, антену сорвало, передатчик со своего места сместился, от адской перегрузки срезало даже крепёжные болты... Так кто же на тех белых "Мессерах" летает ? Испытатели, прошедшие специальную подготовку ? Или лётчики - инструкторы школ тактической подготовки - вроде тех, что попадались нам на Кубани ? А может - асы из какой - то новой группы или эскадры, переброшенной с другого фронта или снятые с ПВО Берлина ?... Как бы то ни было, но факт остался фактом, и он настораживал всех: противник решил преподнести нам "сюрприз". По всему было видно - пилоты на этих "Мессерах" сидят вышколенные. |
Н а з а д
|
|
© 2000- Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |