Схватка с союзниками - Красные соколы. Советские летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Схватка с союзниками

"В ходе боёв за Югославию часть сил 37-й Армии выдвигалась на север, и её соединения днём и ночью следовали сплошными колоннами по шоссейной дороге через город Ниш на Белград. Наш аэродром находился севернее этого города, и дорога огибала его северо - западную окраину. Там размещался КП 866-го авиаполка.

7 Ноября 1944 года, примерно в 13 часов, одна из боевых колонн 37-й Армии двигалась по шоссе. Головные машины её проходили уже траверз полкового КП, когда дежурный офицер доложил начальнику штаба 866-го ИАП Майору А. А. Сигорскому о том, что курсом на аэродром, с запада, на высоте 1500 - 2000 метров летят 2 большие группы немецких самолётов.

Со стоянки дежурной эскадрильи взлетела восьмёрка истребителей, возглавляемая Героем Советского Союза Капитаном А. И. Колдуновым. Ему было передано указание Командарма, сделать всё возможное, чтобы привлечь внимание американцев   ( к тому времени уже определили чьи это самолёты ), дать им понять, что мы - союзники. Сделать это было трудно - нам была неизвестна радиоволна их обмена.

Истребитель Р-38
Дальний истребитель Р-38 "Лайтнинг".

А тем временем 2 группы, по 25 - 30 машин каждая, уже подходили к западной окраине аэродрома. Верхняя, встав в круг, готовилась прикрыть действия нижней группы. Нижняя же разделилась ещё на 2 равные части. Одна из них начала штурмовать колонну наших войск на дороге, обстреливая её пулемётно - пушечным огнём с малых высот, а другая атаковала наши взлетающие истребители. В результате завязавшегося боя было сбито 4 американских истребителя типа "Лайтнинг"   ( один уничтожили зенитчики ). Наши потери - 2 экипажа. Погибли в бою Лейтенанты Кривоногих и Шипулин. Самолёт Лейтенанта Жестовского оказался подбитым, и лётчик выпрыгнул с парашютом. При штурмовке американцами наземных частей были убиты командир Гвардейского корпуса Генерал Г. П. Котов и много наших бойцов.

С каждой минутой обстановка накалялась до предела...

Капитан Колдунов решил рискнуть - он устремился навстречу ведущему американской группы. Можно было подумать, что этот маневр закончится атакой. Но Колдунов не стрелял, а "Лайтнинги" открыли по нему огонь... Колдунов упорно приближался к намеченной цели. Вот его самолёт смешался с машинами союзников, ещё секунда - и Александр, оттеснив ведомого от командира американской группы, притёрся к нему вплотную.

"Лайтнинги" уже не могли вести по нему огонь, боясь одновременно поразить и своего командира. Всё это произошло в считанные секунды. Вскоре американские лётчики прекратили огонь и повернули назад...

Дальний истребитель Р-38L 'Лайтнинг'

Воздушный бой с союзниками, по оценке наших пилотов, был для них самым памятным и самым каверзным. Капитан Панин назвал его игрой в кошки - мышки: "Они гоняются за нами, а мы увёртываемся, и непонятно, почему на их пулемётные очереди мы должны были отвечать реверансами..."   Когда наши самолёты приземлились, все бросились к машине Колдунова. Пилотам хотелось узнать, как это ему удалось прекратить атаки "Лайтнингов". Капитан Панин - тот прямо спросил: "Колдун !   Ты английский знаешь ?   Как ты с ними разговаривал ?"

"Очень просто, - ответил Александр, - на лётном языке. Зажал ручку управления между колен, поднял руки, соединил ладони в рукопожатии, а потом постучал кулаком по лбу - намекнул, что мы союзники. Вот и всё..."

Панин прервал Колдунова: "Подожди. Уточним перевод твоего лётного языка. Значит, ты сказал приблизительно так - Босс, ты дурак !   Соображать надо !"

"Ну...примерно, - улыбнувшись, согласился Колдунов, - жить то и ему охота !..."

С тех пор прошло много лет. Оценим по достоинству подвиг Александра Колдунова. Представим себе такую ситуацию - нашим лётчикам не удалось разъяснить американцам ситуацию и они продолжили бы штурмовать наши войска. Тогда нам пришлось бы поднять в воздух весь полк, а то и 2 - 3, и тогда доброй половины "Лайтнингов" на авиабазе близ города Бари союзники не досчитались бы...

После расследования этого происшествия представитель американской стороны принёс командованию фронта извенения за инцидент, выразил соболезнования по поводу погибших. Он пояснил, что ведущий "Лайтнингов" спутал в полёте ориентиры и принял колонну нашего корпуса за немецкую  ( город Приштина, ещё занятый немцами, находился в 84 км от города Ниш ). Однако обследовав обломки одного из "Лайтнингов", упавшего неподалёку от аэродрома, мы нашли полётную карту. Оба города, и Приштина и Ниш, были обведены на ней красным кружком - так лётчики обычно отмечают свои цели. Так что версия о простой потере ориентировки звучит не очень убедительно.

Колдунова, проявившего смелость и находчивость в сложившейся обстановке, командование наградило орденом Красного Знамени. А кто из наших пилотов сбил те "Лайтнинги", так и не удалось установить. Лётчики как воды в рот набрали..." [ Примечание: по некоторым источникам один из "Лайтнингов" был сбит Александром Колдуновым ].

( Из книги Б. А. Смирнова - "Небо моей молодости" )


Возврат

Н а з а д

Серийное производство деталей читать дальше.


Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-  Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz