Лавриненков Владимир Дмитриевич - позывной Сокол-17 - Красные соколы: советские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Его позывной - "Сокол-17"

В.Д.Лавриненков

17 мая 1999 года исполнилось 80 лет со дня рождения одного из самых известных советских лётчиков - асов Великой Отечественной войны, дважды Героя Советского Союза, генерал - полковника авиации Владимира Дмитриевича Лавриненкова. Имя этого человека стало легендой ещё в те далёкие огненные годы. Не забыто оно и сегодня.

Рассказать о прославленном лётчике - асе согласился заслуженный журналист Украины, полковник в отставке Николай Николаевич Беловол, который много лет был близко знаком с Владимиром Дмитриевичем и написал в соавторстве с ним 5 книг.


*     *     *

Лётная биография Владимира Лавриненкова началась в аэроклубе города Смоленска. Далее - Чугуевское военное авиационное училище, куда он поступил в феврале 1940 года и где проявил себя с наилучшей стороны. В выпускной характеристике на курсанта Лавриненкова написано:

"...Летает смело и уверенно. Из стрелкового оружия стреляет отлично. Целесообразно использовать лётчиком в истребительной авиации".

Однако, в строевую часть после окончания училища сержант Лавриненков не попал. С 31 января 1941 года он - инструктор на И-15бис в Черниговской военной авиашколе.

С первых дней войны молодой лётчик рвётся в бой, но на его неоднократные рапорты командование отвечает отказом. В августе, когда фронт приблизился к Чернигову, авиашколу эвакуировали в район Ростова-на-Дону. Там в один из ноябрьских дней впервые встретился Лавриненков с воздушным противником. Находясь в воздухе, он заметил одиночный Ju-88 и попытался его перехватить, но "Юнкерс" без труда ушёл от тихоходного И-15бис. Владимир сильно расстроился и, приземлившись, с нескрываемым раздражением охарактеризовал боевые возможности своего истребителя. В результате он был отправлен в Батайск на гауптвахту.

Но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. В Батайске, вывозя на тележке мусор, Лавриненков познакомился с майором Горбачёвым, который в то время занимался формированием в составе 651-го истребительного авиаполка отдельной эскадрильи для защиты Ростова. Поговорили, и майор предложил Владимиру перейти в эту эскадрилью, на что тот с радостью согласился. Горбачёв быстро уладил все вопросы, связанные с переводом, и с 30 ноября 1941 года сержант Лавриненков - пилот 651-го ИАП 102-й ИАД ПВО Южного фронта. Он уезжает в авиашколу, чтобы перегнать в Батайск свой И-15бис. Этот перелёт едва не закончился трагически. Волею случая его истребитель оказался в центре воздушного боя "Яков" с "Мессерами" и был сильно повреждён. Владимиру чудом удалось посадить машину в Батайске на одну стойку шасси. Больше воевать на И-15бис ему не пришлось, он первым из рядовых лётчиков эскадрильи освоил Як-1.

Вскоре в Саратове, куда прибыли для получения новой матчасти, Лавриненков выбрал Як-1 с бортовым номером "17" по дню своего рождения. С тех пор все истребители, на которых сражался Владимир Дмитриевич, несли этот номер, а "Сокол-17" стал впоследствии позывным прославленного лётчика.

Летом 1942 года Лавриненков был переведён в 753-й ИАП на должность командира звена 1-й эскадрильи. Полк, входивший в состав 288-й ИАД Воронежского фронта, базировался у посёлка Горнавы.

30 июня пара Як-1  ( ведущий - командир звена Тильченко, ведомый - Лавриненков )  вылетела на сопровождение группы Ил-2. В районе цели к штурмовикам пытались приблизиться Ме-109, но, умело маневрируя и ведя заградительный огонь, "Яки" этого не допустили. Группа выполнила задачу и легла на обратный курс. Уже перед самой посадкой Владимир услышал в наушниках приказ ведущего: "Разворачивайся !   Атакуй !". Осмотревшись, увидел сверху 2 Ме-109 и рванул ручку на себя. Лавриненков и следом за ним Тильченко круто набрали высоту и с пикирования атаковали противника. Сблизившись с "Мессером", Владимир дал длинную очередь. Немецкий истребитель перевернулся, несколько секунд летел в таком положении, а затем рухнул на землю. Второй "Мессер" покинул район боя. Первая победа !..

К середине июля на счету сержанта Лавриненкова - уже 4 вражеских самолёта, а 10 августа он был удостоен и первой боевой награды - ордена Красного Знамени. К тому моменту в его лётной книжке значилось 215 боевых вылетов и 29 проведённых боёв.

13 августа Владимир направляется на Сталинградский фронт заместителем командира эскадрильи 4-го ИАП 288-й ИАД. Освоив новый истребитель Як-7Б, старшина Лавриненков активно включился в боевые действия: в августе он сбил 4 "Мессершмитта", а 3 сентября - "Юнкерс". В тот же день он в составе группы сопровождения бомбардировщиков вступил в ожесточённую схватку с истребителями противника и был ранен 4 осколками в ногу, но из боя не вышел. Выполнив задание, Владимир сумел посадить серьёзно повреждённый "Як" на свой аэродром. Через 2 дня, ещё не оправившись от ранения, он настоял на включении в специальную группу по уничтожению вражеских бомбардировщиков над центром Сталинграда. При выполнении этой задачи, умело взаимодействуя с ведущим группы командиром 288-й ИАД подполковником С. Ф. Коноваловым, сбил Ju-88, за что получил благодарность от Командующего армией.


В составе 4-го авиаполка Лавриненков за неполные 2 месяца произвёл 88 боевых вылетов, участвовал в 40 воздушных боях и довёл общий счёт уничтоженных самолетов до 16, из которых 9 сбил лично и 7 в группе.

228-я авиадивизия входила в состав 8-й Воздушной армии, которой командовал Герой Советского Союза генерал - майор авиации Т. Т. Хрюкин, участник боёв в Испании, Китае и Советско - Финляндской войны. Молодой командарм был опытным лётчиком и военачальником, прекрасно понимающим значение авиации в Сталинградской битве. В приказе от 13.09.1942 года он писал:

"Наша задача - сбить уверенность и наглость у противника, стать хозяином воздуха: от истребителя зависит наша победа в воздухе над немцем и обеспечение действий войск на земле... Категорически запрещаю истребителям вести оборонительный бой. Драться только наступательно. Искать врага, нападать на него первым, внезапно и уничтожать..."

Добиться господства в небе над Сталинградом было крайне сложно. Здесь действовали истребительные эскадры JG 3 Udet, JG 52, JG 53 Pik-As, одни из лучших в Люфтваффе. Хрюкин принял решение для борьбы с немецкими асами собрать в 9-м Гвардейскои ИАП, которым командовал Герой Советского Союза подполковник Л. Л. Шестаков, лучших лётчиков - истребителей своей армии. Заместителем к Шестакову был переведён из 183-го ИАП Герой Советского Союза майор М. Д. Баранов, наиболее известный в то время ас Сталинградского фронта, имевший 24 победы. Из 4-го ИАП в элитный полк направили Амет-хана, Борисова, Лавриненкова и Степаненко.

С 12 октября Владимир - заместитель командира эскадрильи 9-го Гвардейского ИАП. Вскоре ему присвоили звание младшего лейтенанта и наградили вторым орденом Красного Знамени. К концу года "Сокол-17" прибавил на свой личный счёт ещё 5 побед. Так, 17 декабря, вылетев на перехват одиночного самолёта противника, он в районе населённого пункта Зеты встретил 3 многоцелевых Ме-110. Лавриненков внезапно атаковал их со стороны солнца и сбил один "Мессершмитт". Через 9 дней в том же районе Владимир вновь вступил в неравный бой, на этот раз с группой Не-111 и, продемонстрировав высочайшее мастерство, уничтожил 2 бомбардировщика. Остальные "Хейнкели", освободившись от бомб, повернули обратно. 11 февраля 1943 года Лавриненков сбил очередной Ме-109 и довёл счёт уничтоженных самолётов до 27  ( 16 - лично и 11 - в группе ). Это был результат 78 боёв, проведённых им за 322 боевых вылета.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года лейтенанту Лавриненкову в числе 12 наиболее отличившихся лётчиков 8-й Воздушной армии было присвоено звание Героя Советского Союза.

В развернувшемся зимнем наступлении Красная Армия отбросила врага от Волги более чем на 200 км. С января 1943 года 8-я Воздушная армия действовала уже в небе Ростовской области, базируясь на полевых аэродромах в Сальских степях. 18 февраля 9-й ГвИАП перелетел в только что освобожденный Ростов-на-Дону, получив задание прикрывать город с воздуха. В марте - апреле полк участвовал в отражении массированных налётов немецкой авиации на Ростов и Батайск. Владимир в это время был откомандирован в Москву, где совместно с корреспондентом "Красной звезды" написал для газеты серию статей о своей методике воздушного боя.

В мае 9-й Гвардейский ИАП, который возглавил подполковник А. А. Морозов, перебазировался на аэродром у хутора Гривенный, ближе к переднему краю, проходившему по реке Миус. Первые победы на "Миус-фронте" Лавриненков одержал 29 июня. В тот день ведомое им звено "Яков" встретило над Матвеев - Курганом 3 Ju-88 в сопровождении 3 Ме-109. Используя преимущество в высоте, "Сокол-17" внезапно атаковал один из бомбардировщиков и первой же очередью сбил его. Набрав высоту, он повторил атаку и с короткой дистанции уничтожил второй "Юнкерс". Оба вражеских самолёта упали у станицы Большая Кременская.

6 июля Владимиру присваивают звание старшего лейтенанта. В его активе - 368 боевых вылетов и 83 воздушных боя. К концу месяца на личном счету Лавриненкова значатся уже 22 победы. 29 июля полк убыл в тыловой город Зимовники для кратковременного отдыха и переучивания на американские Р-39 Airacobra.

На "Миус-фронт" 9-й Гвардейский ИАП возвратился 17 августа. В последующие 2 дня "Сокол-17" одерживает ещё 3 победы. Однако вылет 24 августа едва не стал для него роковым. В то утро на машине Лавриненкова механики устраняли повреждения, а Владимир играл в волейбол. Вдруг его вызвал командир полка и передал личный приказ Командарма - немедленно уничтожить разведчик FW-189, барражирующий над передовым КП 8-й Воздушной армии. Сбить живучую и очень маневренную "раму" было весьма не просто, поэтому на перехват вылетели звеном: первыми взлетели Лавриненков на "единице" Морозова и его ведомый Плотников, затем - пара Тарасова. Сблизившись с противником, Владимир открыл огонь, но FW-189 в вираже со скольжением легко ушёл из-под удара. Атаки его ведомого и второй пары также оказались безрезультатными. Противник, умело маневрируя, уходил за линию фронта.

"Семнадцатый, не узнаю Вас !" - передал со своего командного пункта генерал Хрюкин, недовольный затягивающимся воздушным боем, тем более что за событиями в небе наблюдали и члены Военного Совета фронта. "Я - "Сокол-17". Сейчас узнаете !" - ответил Лавриненков и вновь пошёл в атаку. Старательно повторяя извилистую траекторию "рамы", он сблизился с ним на предельно малую дистанцию и расстрелял из всех огневых точек. Однако вывести истребитель из атаки не удалось: "Кобра" крылом ударила по хвостовому оперению "рамы", и оба самолёта, разрушаясь, устремились к земле. Очнувшись после столкновения, Владимир покинул кувыркающийся без одной консоли истребитель и воспользовался парашютом. Опустился, к сожалению, во вторую траншею неприятеля и, едва коснувшись земли, был взят в плен...

Анатолий Плотников несколько раз пролетел над местом приземления Лавриненкова и видел его пленение, но помочь командиру не мог. Буквально через день, когда войска фронта продвинулись вперёд, по инициативе Хрюкина для поиска "Сокола-17" была создана специальная группа под командованием Дроздова. Были найдены и опрошены местные жители, видевшие Владимира в плену, но обнаружить его самого не удалось. В это время Лавриненков находился уже в городе Сталино   ( ныне Донецк ).

Противнику установить личность пленного лётчика не составило большого труда - в кармане его гимнастёрки они нашли адресованное старшему лейтенанту Лавриненкову поздравление с недавним награждением четвертым орденом Красного Знамени. Оказалось, что немцам он заочно хорошо знаком, как, впрочем, и Алелюхин, Амет-хан, другие асы полка. Вопреки бытовавшему ранее мнению, отнеслись к лётчику в плену неплохо, даже оставили именные часы, подарок командующего Воронежским фронтом генерала Н. Ф. Ватутина.

Немцы, по мнению Владимира Дмитриевича, планировали использовать его в качестве эксперта по тактике советской истребительной авиации. Из Сталино его самолётом доставили в Днепродзержинск в лагерь для военнопленных лётчиков, а через 5 дней пассажирским поездом отправили в Берлин. В одном купе 2 немецких офицера - охранника везли Лавриненкова и капитана Корюкина, разведчика одной из советских авиадивизий. Следующим вечером в районе Фастова, когда поезд замедлил скорость на ремонтируемом участке дороги, Лавриненкову и Корюкину удалось бежать. В немалой степени этому способствовало то, что советские офицеры "путешествовали" в вагоне еврообразца, в котором каждое купе имело выход наружу.

Почти неделю пробирались они ночами и пришли в деревню Комаровка, расположенную на юго - востоке Киевской области. Здесь местные жители помогли им связаться с партизанами, и 9 сентября Лавриненков и Корюкин стали бойцами отряда им. Чапаева. В качестве партизана Владимир участвовал лишь в одном сражении, которое отряд провёл 22 сентября в районе Букринской излучины Днепра, поддерживая переправу передовых частей Воронежского фронта. За этот бой он был награждён медалью "Партизану Великой Отечественной войны". На следующий день отряд соединился с войсками фронта, и Лавриненков был отправлен за Днепр в штаб 2-й Воздушной армии. Оттуда его доставили в 8-ю Воздушную армию, которая базировалась в тот момент уже в районе Мелитополя. Генерал - майор А. И. Вихорев, военком 8-й Воздушной армии, вернул ему документы и боевые награды, и после беседы с командармом Владимир убыл на хутор Чаривный - место дислокации 9-го Гвардейского ИАП.

30 сентября 1943 года Лавриненков вернулся в свой полк. Он стал командиром эскадрильи, в тот же день приказом по Южному фронту ему присваивают звание капитана. С позиций сегодняшнего дня это может показаться неправдоподобным: офицер, только что вернувшийся из плена, был повышен в должности и звании. Однако следует помнить, что генерал Т. Т. Хрюкин и командующий фронтом генерал армии Ф. И. Толбухин хорошо знали и очень уважали Владимира Дмитриевича. Они, вероятно, сделали всё, чтобы непродолжительный плен не отразился на боевой карьере лётчика - аса. После вынужденного бездействия, связанного с тем, что особый отдел фронта уточнял обстоятельства его пребывания в плену и партизанском отряде, "Сокол-17" вновь включился в боевую работу и уже 24 октября сбил очередной Не-111.

Общее количество его боевых вылетов к началу февраля 1944 года возросло до 450, а проведённых воздушных боёв - до 120. 13 февраля на Лавриненкова было подписано наградное представление, в котором говорилось: "...За проявленный героизм и отвагу в борьбе с немецкими захватчиками, за лично сбитые 29 и 11 в группе самолётов противника и умелое руководство личным составом достоин присвоения звания дважды Героя Советского Союза". Через полтора месяца он стал майором, а второй Звезды Героя был удостоен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года.

В феврале 1944 года войска генерала Толбухина приступили к подготовке операции по освобождению Крыма. Перед истребителями 8-й Воздушной армии были поставлены задачи прикрыть готовящиеся к наступлению советские войска и блокировать с воздуха противника, находящегося на полуострове. Для этого 9-й Гвардейский ИАП широко применял метод "свободной охоты". 25 Февраля Лавриненков вылетел на "охоту" в район Николаева и уже в воздухе получил команду следовать к Херсону, где была замечена группа штурмовиков FW-190 под прикрытием Ме-109. Он обнаружил и атаковал противника. В завязавшемся воздушном бою Владимир поджёг один "Мессер", который врезался в землю у города Голая Пристань.

18 апреля, через 10 дней после начала освобождения Крыма, полк перебазировался на полуостров к совхозу Китай и приступил к боям в небе Севастополя. За время крымской наступательной операции майор Лавриненков сбил 3 FW-190 и довёл свой личный счёт до 33 побед. 12 мая Крым полностью освободили, и вскоре 9-й Гвардейский ИАП убыл с фронта в резерв командования ВВС.

В.Д.Лавриненков

С 25 мая по 25 октября 1944 года полк дислоцировался под Москвой на аэродроме Чкаловский, где лётный и технический состав освоил новейший истребитель Ла-7.

Летом 1944 года трагически погиб командир полка Герой Советского Союза А. А. Морозов. 17 августа Лавриненкова вызвал в Москву командующий ВВС Красной Армии Главный маршал авиации А. А. Новиков. "Примите на себя командование 9-м Гвардейским ИАП, - тоном, не терпящим возражений, приказал маршал. - Вы воспитанник Льва Шестакова - продолжите его дело"...

С тяжёлым чувством возвращался Владимир Дмитриевич в полк. Он понимал, что это назначение вызовет негативную реакцию его боевого товарища Аркадия Ковачевича, который в то время занимал должность заместителя командира полка. Так оно и случилось. Вскоре Ковачевич, по его личной просьбе, был направлен на учёбу в Академию ВВС  ( Монино ).

В конце октября 1944 года 9-й Гвардейский ИАП перебазируется в Литву на аэродром Рудкишки и входит в 303-ю ИАД, которой командовал генерал - майор Г. Н. Захаров. Эта дивизия, как и все соединения 3-го Белорусского фронта, готовилась к разгрому врага в Восточной Пруссии. 12 декабря Владимир Дмитриевич сбивает над аэродромом полка разведчик Не-111 - уже 6-й самолёт противника, уничтоженный им в 1944 году. Всего за год он произвёл 67 боевых вылетов и провёл 13 воздушных боёв. Общий налёт майора Лавриненкова на всех типах самолётов к тому времени составил 1178 часов, из них ночью - 43 часа.

В 1944 году и в личной жизни "Сокола-17" произошло знаменательное событие. Осенью, отдыхая в подмосковном санатории "Архангельское", он познакомился с дочерью генерала Ратова, советского дипломата и разведчика. Летом они поженились, и Евдокия Петровна стала для Владимира Дмитриевича надёжным и любящим спутником на всю оставшуюся жизнь.

Ла-7 В.Д.Лавриненкова

В составе 303-й авиадивизии 9-й Гвардейский ИАП взаимодействовал с 1-м отдельным истребительным полком "Нормандия - Неман". Очень скоро между Лавриненковым и французским майором Луи Дельфино, назначенным в Декабре командиром "Нормандии", установились дружеские отношения. Впрочем, однажды им пришлось "скрестить оружие". Когда дискуссия о том, какой истребитель лучше - Ла-7 или недавно поступивший на вооружение "Нормандии" Як-3, затянулась, мастера воздушного боя решили доказать свою правоту на практике. На следующее утро пара Лавриненкова   ( ведомый - Николай Остапченко )  провела учебный бой с парой Дельфино. Однозначного ответа бой не дал, хотя показал, что на вертикалях "Лавочкин" лучше, но проигрывает "Яку" в горизонтальной маневренности. К сожалению, Владимир Дмитриевич был вынужден прекратить этот бой, потому что у него случился первый приступ пароксизмальной тахикардии - болезни, причиной которой явилась травма груди при столкновении со злосчастной "рамой".

13 января 1945 года войска 3-го Белорусского фронта начали наступление, и через 5 дней, прорвав немецкую оборону, вступили в Восточную Пруссию. Вскоре 9-й Гвардейский ИАП перелетел на аэродром Заалау и продолжил работу уже с Прусской территории. Всего за время этой операции полк произвёл 1815 боевых вылетов с налётом 1605 часов. Было проведено 58 воздушных боёв и сбито 66 самолётов противника  ( из них 2 - Лавриненковым ), а также 60 штурмовок, в ходе которых уничтожено на земле 13 самолётов, 9 паровозов, более 30 автомашин, до 50 повозок и 60 лошадей, до 150 солдат и офицеров. Последний воздушный бой в составе 303-й ИАД полк провёл 12 апреля. Из сбитых дивизией в тот день 13 самолётов противника 5 FW-190 - на счету 9-го Гвардейского ИАП. За бои в небе Восточной Пруссии Лавриненков награждается пятым орденом Красного Знамени, вскоре ему присваивают звание подполковника.

20 апреля полк был переброшен на Берлинское направление и вошёл в состав 13-го ИАК 16-й Воздушной армии 1-го Белорусского фронта. День Победы Владимир Дмитриевич встретил на аэродроме Шенефельд в пригороде Берлина.

Началась мирная жизнь. Владимир Дмитриевич мечтает демобилизоваться из армии и вернуться в родной дом под Смоленском, но уже в августе по распоряжению маршала Новикова его направляют учиться в Военную академию им. М. В. Фрунзе. После окончания академии его назначают... заместителем командира мотострелковой дивизии. Только после вмешательства командующего ИА ПВО страны Е. Я. Савицкого назначение было изменено, и с 7 марта 1949 года Лавриненков стал командиром 2-й Гвардейской ИАД ПВО в Ростове. Вскоре он получил звание полковника и освоил реактивный истребитель МиГ-9.

Реактивный истребитель МиГ-9.

Через год напряжённой работы Ростовская дивизия стала одной из лучших в войсках ПВО. Однако в жарком климате у Владимира Дмитриевича обостряется тахикардия, и его переводят в Горький: с февраля 1950 года по июль 1951 года он возглавляет 142-ю ИАД ПВО, затем по ноябрь 1952 года - Учебный центр ночной подготовки и боевого применения ИА ПВО. Он много летает на Як-17 и МиГ-15, но болезнь всё чаще напоминает о себе, и в 1953 году его отстраняют от полётов на реактивных самолётах.

В.Д.Лавриненков

1 ноября 1954 года Владимир Дмитриевич окончил авиафакультет Академии Генерального штаба и в течение последующих 20 лет генерал Лавриненков занимал командные должности в армиях ПВО в Киеве, Риге, Минске. В 1966 году он вновь возвращается в Киев на должность командующего 8-й армии ПВО.

В 1974 году состояние здоровья Владимира Дмитриевича резко ухудшилось. Проведя обследование в госпитале Киевского военного округа, обнаружили в его грудной клетке очень большую опухоль. Лавриненков отправляется в Москву, где в Центральном военном госпитале хирург полковник В. Маслов удалил у него опухоль весом 600 граммов !   Операция прошла успешно, и Владимир Дмитриевич прожил ещё 14 лет, работая начальником штаба, заместителем командующего ГО УССР, а позже - консультантом Киевского высшего военного училища ПВО.

Сердце этого легендарного, мужественного и благородного человека, любимого всеми, кто его знал, перестало биться 14 января 1988 года.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-  Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz