Пилипенко Иван Маркович - советский военный летчик дважды Герой Советского Союза - Красные соколы: советские летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Пилипенко Иван Маркович

И.М.Пилипенко

Родился 15 Августа 1912 года в селе Щербиновка Горловского района Донецкой области, в семье крестьянина. Окончил 4 класса неполной школы в 1929 году. Работал в сельском хозяйстве, затем на шахте № 11 - 12, позже - на заводе имени Фрунзе в городе Константиновка. В 1933 году по комсомольской путёвке направлен в авиацию. В 1937 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов. Служил лётчиком, командиром звена и эскадрильи в истребительных авиационных частях.

Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов.

С Августа 1941 года Старший лейтенант И. Д. Пилипенко на фронтах Великой Отечественной войны.

К Сентябрю 1942 года командир эскадрильи 40-го истребительного авиационного полка  ( 215-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Закавказский фронт )  Капитан И. М. Пилипенко совершил 470 боевых вылетов, в 76 воздушных боях лично сбил 10 и в группе 28 самолётов врага.

2 Октября 1942 года погиб в воздушном бою при штурмовке аэродрома противника.

13 Декабря 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Награждён орденами: Ленина  ( дважды ), Красного Знамени   ( дважды ); медалями.

Именем Героя названы центральная улица в станице Солдатской Прохладненского района Кабардино - Балкарии, улица в городе Дзержинске, а также Дзержинская 8-летняя школа, где он учился. На стене дома, в котором он родился, установлена мемориальная доска.

*     *     *

К устремлённому в небо серебристому "МиГу", стартующему с пьедестала, идёт аллея Героев - воспитанников авиационного полка. Здесь есть портрет и Гвардии капитана Ивана Пилипенко, который в самый трудный, начальный период Великой Отечественной войны совершил 520 беевых вылетов, лично сбил 13 и в составе группы 29 самолётов противника. И это несмотря на то, что пришлось ему воевать уже на устаревшем к тому времени истребителе И-16.

Ветераны полка, те, кто шёл в бой вместе с Иваном Марковичем крылом к крылу, кого он вёл за собой в атаку на армады вражеских самолётов, рассыпая их строй, увлекал безмерной храбростью на штурмовки колонн врага, вспоминают: в бою комэск был решительным и отважным, и все рядом с ним забывали, что такое страх. Его всегда отличили кипучая энергия, целеустремленность. К подчинённом же всегда был пннмательным, заботливым. Лётчики души в нём не чаяли.

Чем же заслужил вечную память и добрую славу о себе легендарный Капитан !   Для начала можно ответить предельно кратко: почти все молодые лётчики в полку, получившие звание Героя Советского Союза - Лобанов, Павлов, Клепиков, Шлепов и другие - в начале войны набирались опыта и мастерства в эскадрилье Капитана И. М. Пилипенко. Среди документов, с которыми можно познакомиться в комнате боевом славы, есть и письмо матери героя. Вот оно:

"Прошло так много лет с тьл пор, как закончилась война с проклятыми фашистами, а раны душевные до сих пор болят. Троих сыновей у меня унесла война, Ваню, Петю и Фёдора. Нет их в живых. Но живут они в памяти нашей... Ваня погиб в 1942 году геройском смертью. От всей души благодарю вас за то, что вы свято храните в сердцах своих имя моего дорогого сыночка и других героев войны. Берегите пуще прежнего родное небо от врага !   С материнским приветом к вам - Мария Пилипенко".

Воевать с фашистами Старший лейтенант И. М. Пилипенко начал в Августе 1941 года на Закавказском фронте в составе 40-го истребительного авиационного полка. Трудное это было время. На юге страны сложилась напряжённая обстановка. В ожесточённых боях на Левобережной Украине войска Юго - Западного и Южного фронтов понесли большие потери и отступили. Противник, имея превосходство на данном направлении в живой силе и технике, 21 Ноября 1941 года овладел Ростовом-на-Дону. Однако, уже 29 Ноября под ударами наших войск и авиации, фашисты оставили город и отошли на 60 - 80 километров. Так были сорваны планы немецкого командования по прорыву на Кавказ. До лета 1942 года советские войска сдерживали продвижение противника. Авиация фронта активно прикрывала пехоту, вела воздушные бои, наносила массированные удары по боевым порядкам, аэродромам, транспортным узлам и коммуникациям.

В этот период в полную силу проявились опыт и мастерство Ивана Пилипенко. С первых же боёв ведомые доверяли своему командиру. Он был старше по возрасту всех пилотов экадрильи; войну встретил в 29 лет, до этого 8 лет прослужил ни Дальнем Востоке, имел немалый опыт. Это и способствовало удачам в боях.

В те дни авиация фронта активно поддерживала наземные войска с воздуха, вела воздушные бои, наносила массированные удары по скоплениям вражеских войск. Однажды в районе Барвенково, слетав на разведку, Пилипенко обнаружил замаскированный аэродром противника, затем, возглавив группу из самолётов И-16 и Ил-2, атаковал его, уничтожив и повредив при этом много вражеской техники.

Затем полк участвовал в воздушных схватках на Южном и Северо - Кавказском фронтах. Отличаясь исключительным спокойствием и выдержкой, Иван Пилипенко был дерзок и бесстрашен в бою. Его ведомым некоторое время летал Александр Васильевич Лобанов  ( будущий Герой Советского Союза ).

Сотни раз водил Пилипенко лётчиков своей эскадрильи на боевые задания, вступал с врагом в неравные поединки и с победой возвращался на свой аэродром. Он был дерзок и бесстрашен в бою. Так, 26 Мая 1942 года ведомая им шестёрка истребителей вылетела на прикрытие переправы через Северный Донец. В районе города Изюма  ( Харьковская область )  встретили 4 девятки бомбардировщиков противника в сопровождении истребителей. Комэск принимает решение - атаковать врага. В течение 20-минутного боя наши лётчики сбили 2 и повредили 4 вражеские машины, не потеряв при этом ни одного своего самолёта.

С началом Июля 1942 года всё жарче становилось на земле и в воздухе. В ходе предпринятого наступления противник захватил Донбасс, вышел к большой излучине Дона и непосредственно угрожал Кавказу и Сталинграду. Войска Южного фронта из-за возможного окружения вынуждены были вторично оставить Ростов-на-Дону. Но за каждую пядь советской земли враг расплачивался кровью.

22 Июля восьмёрка истребителей под командованием Пилипенко, прикрывая переправу наших войск под Ростовом, вступили в бой с 14 Ме-109. В напряжённом бою враг потерял 6 самолётов. Наша группа потерь не имела.

В Августе и Сентябре 1942 года бронированные колонны противника настойчиво рвались к грозненской нефти. На перевалах и горных дорогах день и ночь не утихали ожесточённые бои. Воины Закавказского фронта стойко защищали каждую пядь родной земли. Лётчикам приходилось иногда в день делать 5 - 6 вылетов на штурмовку вражеских войск, аэродромов, баз, переправ.

Благодаря активной поддержке авиации нашим наземным войскам удалось на склонах Кавказского хребта окончательно остановить наступление противника. Роль авиации в условиях Кавказа приобрела особое значение, так как на высокогорных участках фронта наземные войска не могли применить танки, тяжёлую артиллерию. Их с успехом заменяла авиация. К тому же устаревшие, малоскоростные, но высокоманевренные самолёты - истребители И-16 и И-153, находившиеся на вооружении 4-й Воздушной армии, были незаменимы в горных условиях. Обладая отменным маневром, они буквально выкуривали противника из лощин и ущелий. Они же оказались исключительно эффективным средством для штурмовых ударов по мотомехчастям и аэродромам противника.

Бывший Командующий 4-й Воздушной армией Главный маршал авиации К. Вершинин в своих воспоминаниях отмечал:

И.М.Пилипенко

"В эти тяжёлые дни обороны большую роль сыграли наши воздушные разведчики. Они непрерывно следили за движением резервов противника, за строительством новых и восстановлением старых переправ, добывали сведения о неприятельских аэродромах и количестве сосредоточенных на них самолётов, выполняли боевые задачи в тылу врага. С 20 Сентября по 5 Октября на 16 аэродромах противника была вскрыта группировка авиации, насчитывающая до 175 самолётов".

В станице Солдатской Прохладненского района Кабардино - Балкарской АССР, на северной окраине которой фашисты построили крупный аэродром, наша воздушная разведка обнаружила более 30 самолётов противника различных типов.

Командование 4-й Воздушной армии решило нанести ряд штурмовых ударов по скоплению авиации противника. Один из них - по аэродрому Солдатская - было приказано произвести лётчикам 40-го истребительного авиационного полка.

2 Октября 1942 года группа истребителей в составе 6 И-153 и 15 И-16 во главе с Капитаном И. Пилипенко совершила внезапный налёт на аэродром Солдатская. При подходе к цели ведущий заметил, как от земли отрываются 2 взлетающих самолёта. В паре со своим ведомым - лётчиком П. Додоновым - он кинулся на них. С первой же атаки оба Ме-109 были сбиты. Попытавшаяся взлететь вторая пара вражеских самолётов в панике столкнулась на взлёте и рухнула на землю. Проштурмовав аэродром, Пилипенко зажёг ещё 2 истребителя Me-109 на земле.

Число горящих фашистских самолётов на лётном поле под штурмовыми ударами лётчиков Пилипенко непрерывно увеличивалось. Противник, не имея возможности поднять в воздух свои истребители, вызвал подкрепление с соседнего аэродрома. Вскоре около 20 "Мессеров" атаковали наши "Ишачки", завязалась ожесточённая схватка.

Умело сманеврировав, Пилипенко срезал круг одному из Ме-109 и меткой очередью сразил его. Только вышел иэ атаки - прямо на него шёл новый "Мессер". Вот с ним комэск и сошёлся в лобовой атаке. Додонов видел, как командир решительно подворачивает тупой нос своего "ишачка", целясь в Ме-109. Понял - командир не свернёт с намеченного курса, не откажется от принятого решения. У немца же наверняка не выдержат нервы: в последний момент рванёт штурвал на себя, чтобы уйти вверх, вот тогда комэск и ударит из всех стволов...

Стремительно сближаясь, машины неслись навстречу друг другу. Все ждали, что немецкий лётчик в последний момент отвернёт, как обычно и происходило. Но... немец не отвернул. Истребители столкнулись на лобовых курсах. Их суммарная скорость была более 1000 километров. Огромное облако взрыва потрясло воздух. Веером разлетелись куски дюраля, осколки плекса и клубящиеся в огне и дыму искорёженные конструкции самолётов, переворачиваясь и вращаясь, устремились к земле... Потрясённый гибелью своего командира противник ослабил натиск, чем и воспользовались наши лётчики, сбив ещё несколько машин.

В результате этого налёта на земле было уничтожено 24 вражеских самолёта, ещё несколько - в воздухе. Однако, и наши потери оказались немалыми - только 40-й истребительный авиаполк потерял 4 машины  ( все наши лётчики погибли ).

Долго в те дни говорили и вспоминали об Иване Марковиче и его подвиге. Одним из участников этой схватки был молодой пилот Георгий Гордеевич Голубев, будущий Герой Советского Союза, один из последних ведомых Александра Покрышкина, довольно подробно описавший этот эпизод в своей книге "В паре с Сотым":

"В память врезалось: навстречу друг другу несутся два истребителя - наш и фашистский. Длится это мгновение. Кто первый отвернёт, кто не выдержит !   Огненное облако, оглушительный взрыв - и, кувыркаясь, летят к земле пылающие обломки, льётся огненный дождь бензина, ещё секунду назад наполнявшего самолетные баки..."

И.М.Пилипенко

Ночью жительницы станицы, члены колхоза "Заветы Ленина" Анна Сушко, Татьяна Горожанкина и Екатерина Марченко, несмотря на грозившую опасность, пробрались к обломкам самолёта, нашли и захоронили останки лётчика.

К моменту своего последнего подвига командир эскадрильи 40-го истребительного авиационного полка Капитан И. М. Пилипенко совершил 520 боевых вылетов. В 83 воздушных боях лично сбил 13 и в составе группы - 29 самолётов противника, ещё 3 самолёта уничтожил на земле.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 10 личных и 33 групповые победы лётчика. ]  Штурмовыми действиями уничтожил около 180 автомашин с пехотой и военными грузами, свыше 30 артиллерийских орудий, более 150 повозок, несколько паровозов, свыше 1000 солдат и офицеров.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 Декабря 1942 года Пилипенко Иван Маркович посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

После освобождения станицы Солдатской в Январе 1943 года И. М. Пилипенко был поставлен памятник. Приказом Военного совета фронта патриотки А. Сушко, Т. Горожанкина и Е. Марченко были награждены медалью "За отвагу".

Приказом Министра обороны СССР от 8 Мая 1965 года Герой Советского Союза И. М. Пилипенко зачислен навечно в списки личного состава Н-ской авиационной части.

Именем Героя названы центральная улица в станице Солдатской Прохладненского района Кабардино - Балкарии, улица в городе Дзержинске, а также Дзержинская 8-летняя школа, где он учился. На стене дома, в котором он родился, установлена мемориальная доска.

Свято чтут память о Герое молодые авиаторы. Накануне полётов, посвящённых памятным датам, они прослушивают письма, магнитофонные записи с наказами Героев - однополчан, обращения. Лётчикам, техникам, младшим авиационным специалистам, лучше других выполнившим задания лётной смены, посвящаются специальные выпуски фотобюллетеней, боевых листков, листков - молний, которые помещаются под рубрикой "Традициям верны" и вывешиваются рядом с рассказом о боевом подвиге, памяти которого были посвящены полёты.

В составе 1-й эскадрильи полка есть самолёт имени Героя Советского Союза И. М. Пилипенко. За право летать на истребителе с бортовым номером "23" и обслуживать его в подразделении проводится соревнование. За успешно выполненные боевые стрельбы и отличную подготовку самолёта, в честь Героя - однополчанина экипажам вручаются специальные памятные Свидетельства. В эскадрилье это стало традицией.

*     *     *

Список всех известных побед Капитана И. М. Пилипенко:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )



п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
116.11.1941 г.1  Ме-109Крутой ЯрИ-16
227.11.1941 г.1  Не-111  ( в группе - 1 / 5 )Чистополье
328.12.1941 г.1  "Не-113"  ( в паре - 1 / 2 )Михайловка
423.05.1942 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / 7 )Чепель
525.05.1942 г.1  Ме-109Протопоповка
626.05.1942 г.1  Ju-87  ( в группе - 1 / 6 )Петровская - Дмитриевка
71  Ju-88  ( в группе - 1 / 6 )Петровская - Дмитриевка
827.05.1942 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 8 )юж. Иванчуковка
902.06.1942 г.1  Hs-126  ( в группе - 1 / 8 )Вольвенково
1009.06.1942 г.1  Ме-109Новодмитриевка
1109.07.1942 г.1  Ме-109Васильевка-2
121  Ме-110  ( в группе - 1 / 7 )юж. Берестовая
131  Ме-109  ( в группе - 1 / 7 )Серебрянка
1418.07.1942 г.1  Ju-88юго - зап. Каменск
151  Ме-109  ( в группе - 1 / 8 )Шахты - Волчанский
161  Ju-88  ( в группе - 1 / 8 )Шахты - Волчанский
1722.07.1942 г.1  Ме-109Генеральское
1822.08.1942 г.1  Ме-109юж. Привольный
1904.09.1942 г.1  Ме-109юж. Раздельная
2012.09.1942 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )вост. Малгобек
211  FW-189сев. Малгобек
2228.09.1942 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )сев. ст. Баксан
2302.10.1942 г.1  Ме-109аэродром Солдатская

       Сбитых самолётов - 10 + 33  [ 10 + 13 ]  боевых вылетов - более 500;  воздушных боёв - более 80.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-  Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz