Покрышкин Александр Иванович - советский военный летчик, трижды Герой Советского Союза - Красные соколы: советские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Первая "победа" Александра Покрышкина

А.И.Покрышкин, 1940 г.

Александр Покрышкин встретил войну в составе 55-го истребительного авиаполка, одним из первых в Советских ВВС, вооруженного новыми истребителями МиГ-3. Несмотря на неоднозначное отношение лётчиков к этой машине, Александру она пришлась по душе:

"Истребитель МиГ-3, на котором наш полк встретил войну, потребовал от лётчика немало новых навыков, дополнительных усилий в обучении. Эта машина мне понравилась сразу. Её можно было сравнить со строгим, горячим скакуном: в руках волевого наездника он мчит стрелой; потерявший над ним власть окажется у него под копытами...

Конструкторам вообще редко удается с одинаковым эффектом воплотить свои мысли в лётные и огневые качества самолёта. В любой конструкции всегда найдется слабое место. Отличные боевые качества МиГ-3 были как бы скрыты за некоторыми его недостатками. Достоинства этой машины становились доступны только тем лётчикам, которые умели находить их и правильно использовать.

МиГ-3 легко пикировал, набирая скорость свыше 500 км, делая после этого горку в 600 - 700 метров  ( И-16 мог дать горку значительно меньшую ). Такая большая вертикаль - это высота, а высота - это запас скорости. В полёте МиГ-3 был лёгок и послушен. Одно движение ручки управления изменяло его положение, бросало в переворот. Мне понравилась эта машина, качества и рисунок которой как бы подтверждали её назначение - атака !"

МиГ-3

Истребитель МиГ-3.  На такой машине А. И. Покрышкин встретил войну.

В совершенстве овладев новой машиной, Александр был готов к боям, но... войну он начал крайне неудачно - в первый же день сбил советский легкий бомбардировщик Су-2. Вот как он сам описывает этот эпизод в книге "Небо войны":

"Мы дежурим у самолётов, готовые в любую минуту взлететь... Из штаба передали по телефону: готовность номер один !   По данным постов воздушного наблюдения, к нашему аэродрому идут три девятки вражеских бомбардировщиков... Запускаю мотор и выруливаю... Бомбардировщики проходят клином чуть в стороне от аэродрома. Хоть солнце бьёт прямо в глаза, я замечаю, что самолёты какие - то незнакомые, даже странные: одномоторные, выкрашены в чёрно - зелёные и жёлтые пятна, кабины пилота и штурмана - стрелка соединены вместе.

Бомбардировщик Су-2

Я быстро иду на сближение с крайним бомбардировщиком и даю короткую очередь. Чувствую, что попал. Разворачиваю самолёт вправо, вверх и оказываюсь выше бомбардировщиков. Смотрю на них с высоты и - о ужас ! - вижу на крыльях красные звёзды. Наши !   Я обстрелял своего... Атакованный мной самолёт начал отставать, пошёл вниз и сел в поле на "живот"... Что с ним ?... Об этом я узнаю лишь через несколько лет, уже после войны, когда встретится мне лётчик - бомбардировщик и расскажет о первых вылетах своей эскадрильи, о нашем истребителе, напавшем на него..."

И.И.Пстыго

Этим лётчиком был Иван Иванович Пстыго - Герой Советского Союза, будущий Маршал авиации, начавший войну лейтенантом в 211-м ближнебомбардировочном авиаполку, а закончивший её майором, командиром 893-го штурмового авиаполка. Вот как он описывает этот эпизод в своей книге "На боевом курсе":

"Осенью 1940 года наш полк был перевооружён на новые самолёты Су-2. Эта машина проектировалась как ближний бомбардировщик, брала на борт до 400 кг бомб, имела 4 пулемёта ШКАС для стрельбы вперёд и 1 назад. Все машины имели два штурвала, то есть двойное управление. Мне довелось именно на Су-2 встретить войну и сделать 21 боевой вылет...

Использовали мы их и в качестве штурмовика. Конечно, слабоваты они оказался для этой цели. Не было ракет и оборонительного вооружения снизу. Отсутствие бронезащиты у штурмана приводило к их большим потерям - от атак противника они были совершенно не защищены. На отдельных машинах, в ремонтных мастерских "врезали" в корпус пулемёт, направленный вниз. Прицеливались из него "на глазок". Чтобы открыть огонь, нажимали ногой на тангетку.

Однако, как разведчик Су-2 показал себя неплохо - вертлявый, маловысотный и очень живучий самолёт  ( фюзеляж изготовлялся из древесины обработанной специальным расствором, а крыло из дюралюминия со стальными полками лонжеронов ), он никогда не вспыхивал сразу и в этом было наше спасение. 21 июля 1941 года меня сбили и 100 км "тянул" на горящей машине.

В первый же день войны мы совершили несколько боевых вылетов. Эти вылеты учили нас не только на ошибках врага - на наших тоже. Выполняя одно из заданий, мы вышли в место встречи с нашими истребителями и тут же опознали их - это были МиГ-3. На душе стало легче: есть истребители прикрытия !   Они, как нам казалось, занимают свое место в общем боевом порядке, но вдруг, видим, один "МиГ" бросается на нашу эскадрилью и открывает огонь. В чём дело ?...

Самолёт Су-2 из состава 211-го ББАП

Самолёт ведущего, командира эскадрильи капитана Гудзенко, задымил и пошёл на снижение. Я попросил штурмана Дамешкина проследить, где он упадёт или сядет, а лётчик - истребитель, который подбил Гудзенко, увидев, что атаковал своих, начал энергично делать своей боевой машиной различные эволюции, обозначая, что летят свои бомбардировщики. Истребители успокоились и сопровождали нас до цели.

По возвращении домой меня вызвал командир полка Родякин - Видел, где сел Гудзенко ?

Я докладываю - Видел мой штурман, а я хорошо знаю этот район.

Родякин говорит - Срочно бери У-2 и привези экипаж домой.

Без особого труда я вышел в этот район и нашёл самолёт командира эскадрильи. Быстро отыскал подходящую ровную площадку и произвел посадку рядом с Су-2. Смотрю, ко мне идет Гудзенко. Вид у него более чем грустный. Оказывается, он сам цел и невредим, не считая синяков, а штурман эскадрильи Семёнов убит...

У самолёта собралось много народа - местные жители. Копают могилу. Мы с Гудзенко осмотрели самолёт - он изрядно покалечен при посадке. Похоронили друга, попечалились, погрустили - первая жертва в нашей эскадрилье. Да, очень уж мы засекретили свои самолёты. Советские лётчики - истребители не знали нашего бомбардировщика, а мы не всегда знали силуэты своих истребителей. Вот и случилась беда. Местные жители натаскали нам прошлогодней соломы, обложили самолёт, и мы подожгли его. Вскоре я благополучно вернулся с Гудзенко в полк..."

Так начали войну Александр Покрышкин и Иван Пстыго. Своего первого настоящего врага - немецкий истребитель Ме-109, Александ Иванович сбил на следующий день - 23 июня 1941 года, но горький урок первого дня войны запомнился ему на всю жизнь.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-  Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz