КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Описание боёв, проведённых А. И. Покрышкиным |
В 1999 году "Издательский Дом "Сибирская горница" ( город Новосибирск ) выпустил книгу А. И. Покрышкина - "Тактика истребительной авиации". Причиной выхода этой книги стало вполне объяснимое стремление к изучению наследия А. И. Покрышкина. В данном издании приводится материал, который оставил Александр Иванович, по тактике истребительной авиации, проблемам воспитания и подготовки лётчика - аса. Большинство рисунков и схем, помещённых в книге, сделаны его рукой. В оформлении использованы документы центрального музея ВС РФ, фотографии из личных архивов В. В. Маслова, М. К. Покрышкиной, картины лётчика - покрышкинца А. С. Закалюка. На протяжении всей войны Александр Иванович совершенствовал теорию воздушного боя. Его фронтовые альбомы с рисунками и записями сохранились и находятся в Центральном музее Вооружённых Сил России. После войны Александр Иванович работал над книгой "Тактика истребительной авиации", но не успел её закончить. Ему не хватило времени... Рукопись книги была любезно предоставлена верной спутницей жизни Александра Ивановича - Марией Кузьминичной Покрышкиной. Материалы удалось обработать, убрать повторы, полностью сохранив последовательность и стиль изложения автора. Большинство рисунков и схем, помещённых в книге, сделаны рукой самого А. И. Покрышкина. Отдельные схемы взяты из фронтового альбома 9-й Гвардейской "покрышкинской" авиационной дивизии. Вашему вниманию предлагается одна из глав этой книги - "Описание воздушных боёв, проведённых лмчно А. И. Покрышкиным". Свои бои в 1943 - 1945 годах А. И. Покрышкин описать не успел. Они приводятся по его дневниковым записям. Описание воздушных боёв за 1941 год.
1. Бой в районе Унгены с 5 Ме-109.23 июня 1941 года при вылете на разведку переправ в районе Унгены - Стефанешты на реке Прут с ведомым Семёновым мы встретили 5 Ме-109, прикрывающих переправу в районе Унгены. Ниже была тройка Ме-109, выше пара. Я было ринулся на них, но потом, вспомнив, что мне запретили ввязываться в бой, а дать данные по разведке, я развернулся на север вдоль Прута. "Мессера" нас обнаружили и пошли на сближение с нами слева сзади. Чтобы не быть сбитыми, мы развернулись на них и атаковали 3 Ме-109 в лоб. После проскакивания я сделал вертикальную горку с перекладыванием на правое крыло, что мне позволило выйти сверху сзади трём ME-109. Я атаковал их. Но в это время увидел идущие правее меня трассы, меня атаковала верхняя пара. Снова сделал вертикальную горку с перекладыванием на спину вверху. Пара Mе-109 оказалась ниже и впереди меня, я пошёл в атаку на них, но в то же время внизу увидел самолёт Семёнова. Он был в перевороте, а за его "МиГом" хлопки белого дыма. Сзади к нему пристраивался Mе-109. Чтобы спасти ведомого, которого я уже считал подбитым, судя по белым хлопкам дыма, я спикировал на атакующего его Mе-109 и оказался ниже сзади его. После первой моей очереди Mе-109 несколько взмыл, а после второй загорелся. Тут я засмотрелся на горящего Mе-109 и забыл о противнике. Это был первый горящий самолёт, которого я видел. Пока я провожал его взглядом, услышал попадания пуль и взрывы снарядов в моём самолёте. Мой "МиГ" перевернулся на спину. Снарядом выбило звезду на правом крыле и разбило левый центроплан. Я, вывернув самолёт, продолжал бой, но вести его было трудно. При переходе на большую скорость самолёт стремился перевернуться. Прикинув, что Семёнов уже ушёл далеко, я решил выйти из боя. Mе-109 после потери своего товарища дрались не особенно активно, и я свободно пикированием вышел из боя. Семёнов не имел повреждений, а сделал ошибку: дал форсаж и не облегчил винт, из-за чего его мотор барахлил, и он вышел из боя. В этом бою я сбил Mе-109, который упал в районе Унгены - Пырлица. 2. Бой в районе Яссы - Стефанешты.В один из первых дней я вылетал звеном для штурмовки десанта в районе Пырлица. Никакого десанта мы не нашли, там спустились немецкие лётчики со сбитого бомбардировщика. Не израсходовав боеприпасы, мы не хотели идти домой. И я повёл звено на аэродром Яссы, где решил проштурмовать аэродром. Но там самолётов не было. Тогда я повёл звено в направлении Стефанешты для штурмовки наземных войск. По пути мы встретили 2 Mе-109. Я внезапно атаковал Mе-109 и сбил его. Мои ведомые, Дьяченко и Довбня, замешкались и второй Mе-109 пикированием сумел уйти в направлении Роман. В этом бою я сбил 1 Mе-109. 3. Бой северо - западнее Бельцы с 2 Hs-126.Возвращаясь на аэродром Маяки с аэродрома подскока Сынжерея, я повёл свою группу из 5 МиГ-3 в район боёв за Бельцы. Там при снижении на штурмовку обнаружил "Хеншель-126", которого внезапно атаковал снизу, маскируясь тёмным фоном земли. "Хеншель" стал падать крутой спиралью, но у самой земли вышел и, дымя пробитым мотором, потянул к Пруту. Я бросился его добивать. Во время атаки был в подбородок легко ранен зенитной пулей. После нескольких моих очередей Hs-126 ткнулся в землю и перевернулся. Проскакивая над ним боевым разворотом и переходя в набор, я увидел идущего с юго - запада второго корректировщика. Быстро сблизившись с ним, атаковал его снизу в живот. Он пошёл вниз штопором. Я, пикируя вертикально, пытался снова его расстрелять и чуть не врезался в землю. Вывел самолёт у самой земли, менее 10 метров. Повреждённый фонарь у меня сорвало. Выйдя боевым разворотом, сразу же стал искать, где "Хеншель-126", чтобы и этого добить. Он уже горел, врезавшись в землю. Оказывается, он был сбит с первой атаки, и я напрасно рисковал, атакуя его на штопоре, от чего чуть не столкнулся с землёй. В этом бою я сбил 2 Hs-126. Один упал недалеко от Прута южнее Стефанешты, второй юго - восточнее от первого. 4. Бой с группой Ме-109 при сопровождении СБ западнее Бельцы.2 июля 1941 года мы сопровождали группу СБ, и при возвращении домой при подходе к Днестру я увидел догоняющих нас более 10 Ме-109. Я выскочил к Соколову и, покачав крыльями, резко боевым разворотом развернулся на "Мессеров". За мной развернулся Ивачев, остальные продолжали идти с бомбардировщиками. После лобовой атаки я боевым разворотом вышел в тыл к Ме-109 и стал их догонять. Они уже начали атаковать СБ и "МиГов". МиГ-3 шли на той же скорости, что и СБ ( 250 - 260 км/час ), и поэтому атаки отражали вяло. Атакой сзади я сбил 1 Ме-109 и в то время увидел, как из горящего СБ выбросились парашютисты, на них бросился Ме-109. Я трассой его отпугнул и бросился за ним. Он стал уходить с набором в сторону запада. Я бросил его преследовать и снова направился к парашютистам, прикрывая их до земли. В этом бою был ранен Комлев. 5. Бой с группой Ме-109 при штурмовки южнее Бельцы.Ещё до этого боя ( до прибытия Соколова ), когда я командовал авиаэскадрильей под командованием командира полка Иванова мы группой вышли на штурмовку южнее Бельцы на дорогу Унгены - Бельцы. Над целью встретили Hs-126, которого атаковал Иванов, а после и мы. По уже горящему "Хеншелю" у земли произвёл атаку и Семёнов, но при резком выходе перевернулся и разбился. Во время штурмовки немецкой колонны после 3-го захода ( 2 раза провели штурмовку огнём бортового оружия и 1 раз бомбами ), я увидел подходящую с направления Яссы группу Ме-109. Я, покачав крыльями, пошёл на них в атаку и завязал бой с четвёркой над облаками. На вертикальном маневре, на горке поймал Ме-109 в прицел и прошил его очередью. Ме-109 задымил и с полосой чёрно - белого дыма потянул на запад. Я бросился добить его, но меня самого атаковали и сорвали мою атаку. Дальнейший бой Ме-109 вели неактивно. В этом бою я подбил 1 Ме-109. 6. Бой с группой Ме-109, при сопровождении Су-2 на переправе под Могилёв - Подольским.При ударе бомбардировщиков по переправам прямым попаданием зенитного снаряда был сбит 1 Су-2. Группа Су-2, рассыпавшись по звеньям, стала уходить. Я звеном, простреляв зенитки, пошёл за тройкой, уходящей с уклонением на восток. В это время появились Mе-109. С ними завязали бой 1 МиГ-3 и 2 И-16 из Котовска, непосредственного прикрытия. Пара Mе-109 снизилась к паре наших Су-2 и пошла к ним наперерез. Один И-16, спикировав, стал уходить из боя и шёл справа наперерез нам. За ним погнался Mе-109. Шедший правее Дьяченко подвернул на него и сбил его. Через некоторое время я пристроился в хвост паре Ме-109, которые атаковали пару Су-2. С первой длинной очереди зажёг заднего Mе-109 и после атаковал второго. После моей очереди Mе-109, задымив, резко вышел из прицела влево с набором высоты. В это время снизу в мой мотор попал зенитный снаряд МЗА и мотор сразу же остановился, захлебнувшись дымом от разорвавшегося снаряда во всасывающем сопле, через некоторое время мотор резко заработал, и я, воспрянув духом, пристроился сзади к 4 Су-2, стал сопровождать. Слева подошло ещё 3 Су-2. Тот же Су-2, по которому в момент моей атаки успел пострелять Mе-109, сел в рожь, между двух дорог, по которым двигались колонны немцев, и, быстро устранив повреждение, успел взлететь. В этом бою я сбил 1 Mе-109 и подбил 1 Mе-109. 7. Бой с Шияном против пары Ме-109 под Котовском.При прорыве немцев с севера и выхода их на Днестр нам была поставлена задача шестёркой прикрыть группу "Чаек", вылетающих с другого аэродрома на штурмовку в районе Кодыма. Ввиду позднего времени задание "Чайкам" изменили - они должны были идти без прикрытия в район Дубоссары. Нам вылет отменили. В то время, как "эмка" объезжала самолёты моей группы ( для сообщения об изменении задания ), над аэродромом появилась группа "Чаек". Меня ещё не успели предупредить, и я взлетел с Шияном. "Чайки" уже скрылись из поля видимости. Не зная об изменении их задания, я пошёл на север. В районе Котовска мы встретились с парой Ме-109, с которыми завязали бой. Когда я атаковывал одного Ме-109, другой атаковал Шияна. Он, сделав переворот, не учёл высоту, врезался в трубу кирпичного завода и погиб. Я при атаке подбил одного Ме-109, но второй, атаковав меня, сорвал мою атаку по добитию первого, который сумел скрыться в северном направлении на тёмном фоне земли. После этого и второй также вышел из боя, используя темноту. В этом бою я подбил 1 Ме-109 и потерял ведомого. 8. Бой с Ju-88 при разведке на Дубоссарах и в Молдавии.При выполнении разведки из Котовска в районе Дубоссары я сбросил бомбы по машинам и прострелял их. После этого, идя в направлении Кишинева, увидел идущего ко мне навстречу Ju-88, видимо, разведчика. При сближении он меня также обнаружил и развернулся на запад. Я догнал его и стал обстреливать. Однако ШКАСы после штурмовки заклинило, и, расстреляв все патроны БСа, я прекратил бой. Подбитый "Юнкерс" ушёл на запад. В этом бою я подбил 1 Ju-88. 9. Бой под Балтой звеном с 4 Ме-109 при сопровождении на штурмовку "Чаек".С аэродрома Котовск мы звеном с Лукашевичем и Карповичем сопровождали группу "Чаек". Перед началом штурмовки сверху сзади нас атаковала 4 Ме-109. Я резко развернулся влево с набором высоты в сторону Лукашевича. Он тоже, резко разворачиваясь, сорвался в штопор и выбросился с парашютом. В момент атаки 1 Ме-109 я увидел, как один Ме-109 атакует Карповича, который разворачивался вправо мелким виражом. Он был в смертельной опасности и я, бросив атакованного мной Mе-109, ринулся на другого, который атаковал Карповича. Справа длинной очередью по кабине и мотору я его сбил. Карпович, получив несколько пробоин, ушел на аэродром. Я же вступил в бой с остальными Mе-109. После подхода ко мне на помощь "Чаек" Mе-109 ушли на северо - запад. В этом бою я сбил 1 Mе-109. 10. Бой у Котовска.В конце июня 1941 года 9 Ju-88 бомбили Котовск. Услышав взрывы бомб, по ракете взлетело более 10 МиГ-3. Взлёт был неорганизованным, и поэтому шли на Котовск кучей. У Котовска атаковали группу Ju-88. Яковлев во время атаки был убит, и его самолёт врезался в строй Ju-88. Они рассыпались и их стали атаковать по одиночке. Последнего сбил Меметов за Днестром. После боя я зашёл посмотреть на станцию Котовск и за своё любопытство поплатился пулевой пробоиной от наших зенитчиков, не разобравшихся после бомбёжки в моей принадлежности. В этом бою мною сбит 1 Ju-88. Зачтён как общая победа. 11. Бой с Hs-126 и Ме-109 восточнее Балты.При вылете на разведку в направлении Вознесенска я обнаружил Hs-126, которого внезапно атаковал. Результат проследить не смог, так как при расстреливании его, сами чуть не были сбиты 4 Ме-109. В момент, когда я добивал дымящего Hs-126, круто идущего к земле, увидел выскочившего левее впереди меня моего ведомого, резко качающего крыльями. Я глянул назад и увидел в хвосте у нас 4 Ме-109. Резким разворотом мы вышли из-под огня и завязали бой, оттягивая на юг. Проследить судьбу Hs-126 не смогли, и считаю его подбитым. 12. Бой с 3 Ju-88 с аэродрома Тузлы.При базировании на аэродроме Тузлы самостоятельно взлетел по зрячему на звено Ju-88, заходящих с моря через сушу для бомбёжки плавучего дока, гружённого паровозами из Одессы. Пока Ju-88 развернулись на док я атаковал левого "Юнкерса". После трёх очередей Ju-88 загорелся и из него выбросились парашютисты. 2 "Юнкерса" сразу же сбросили бомбы в море и с пикированием к воде развернулись на юго - запад. Преследуя их, я подбил ещё одного Ju-88. Но добить не было сил, так как кончились патроны в БС, а ШКАСы заклинило ещё при расстреле первого Ju-88. Пришлось прекратить преследование. В этом бою сбил 1 Ju-88 и 1 Ju-88 подбил. 13. Бой с Hs-126 севернее Николаева при вылете на разведку в район Одессы.При полёте на разведку севернее Николаева встретили одиночного Hs-126. После нескольких очередей "Хеншель-126" упал недалеко от дороги, идущей с севера. Когда мы с Лукашевичем делали круг, чтобы точно определить место падения Hs-126, нас начала обстреливать МЗА. Мы, считая, что это территория пока наша, были удивлены, но вскоре, просматривая на дороге колонны, увидели, что это немцы, идущие на Николаев. Понимая, какая опасность грозит Николаеву, мы вернулись на аэродром и доложили о прорыве с севера немцев. Нас за такое сообщение отругали и не поверили, а во второй половине дня немцы ворвались в город. В этом бою я сбил 1 Hs-126. 14. Бой с 3 Ju-88 в районе переправ Каховки.При прикрытии переправ ( я на МиГ-3 и пара "Чаек" ) при уходе на свой аэродром увидели тройку подходящих с востока Ju-88. Покачав "Чайкам" крыльями, я бросился на звено Ju-88 и перед Днепром начал атаки. "Чайки" отстали и не оказали мне помощи. Заставив сбросить бомбы неприцельно, я преследовал группу "Юнкерсов", уходящих на север. Один подбитый Ju-88 со снижением оторвался от группы, но добить мне его было уже нечем. Боеприпасы были израсходованы полностью. Место его приземления проследить не удалось, так как оставалось мало горючего, и мне пришлось вернуться на аэродром в Чаплинку. В этом бою был подбит 1 Ju-88. 15. Бой с группой Ме-109 при штурмовке в районе Весёлое западнее Мелитополя.При вылете на штурмовку группой: тройка МиГ-3 под командованием Фигичева и моей пары МиГ-3, одной "Чайки" и одного И-16, перед штурмовкой сзади сверху были атакованы около 10 Ме-109. Фигичев находился в пикировании и их не заметил. Я, подав команду своей четвёрке, сбросил неприцельно бомбы, резко развернулся в лоб группе Ме-109. После лобовой атаки на боевом развороте увидел, что 2 Ме-109 атакуют Гросула, оторвавшегося от нашей группы. Я бросился ему на помощь и в упор расстрелял ведущего Ме-109. После этого меня обстрелял его ведомый и попал вскользь в мою левую плоскость. Разворотом под него со снижением я ушёл из-под огня. Дальнейший бой мы вели с отходом на восток. Перед Мелитополем Ме-109 от нас отстали, кроме одного, видимо, ведомого сбитого нами, он нас преследовал попытками атаковать до самого Мелитополя. В этом бою я сбил 1 Ме-109. 16. Бой с Hs-126 и 4 Ме-109 в районе Весёлое ( западнее Мелитополя ).При полёте на штурмовку в район Весёлое парой МиГ-3 и четвёркой "Чаек" встретили идущего навстречу Hs-126. Стреляя по нему двумя РСами, я не попал и атаковал его пулемётным огнём. Подбитый Hs-126, дымя пробитым мотором, потянул на запад, а нас атаковали 4 Mе-109, выскочившме из облаков. Завязав бой с ними и отбивая их атаки на молодых лётчиков на "Чайках", я не смог преследовать Hs-126, и он ушёл со снижением на запад. В этом бою я подбил 1 Hs-126. 17. Бой под Орехово с 4 Ме-109.При вылете 4 - 5 октября 1941 года на разведку по уточнению прорвавшихся с севера 1-й танковой армии немцев с ведомым Комлевым мы в момент моего захода на обратном пути на штурмовку немецкой колонны были атакованы 4 Ме-109. В момент пикирования я глянул на Комлева, находящегося выше меня, и увидел, что его атакует пара Ме-109. Комлев от них уходил на восток. Левее меня и сзади был ещё один Ме-109. Я атаковал пару Ме-109, атакующих Комлева. Стреляя PC, я промазал, но одного отпугнул, он вышел левым боевым разворотом. Догнав ведомого Ме-109, я длинной очередью зажёг его, и он, падая, пошёл под меня. Я не успел осмотреться, как услышал попадание в мой самолёт четвертого Ме-109, находящегося правее меня. На подбитом самолёте, под непрерывными атаками 3 Ме-109, я перетянул линию фронта и приземлился на нашей территории в 400 метрах от окопов. На земле "Мессера" простреляли мой самолёт и ушли на запад. В этом бою я сбил 1 Mе-109. 18. Кроме сбитых и подбитых в воздушных боях 1941 года:
- я сжёг 1 Ju-87 при штурмовке аэродрома в Кишинёве; Описание воздушных боёв за 1942 год.
1. Бой с Hs-126 восточнее Сталино ( Донецк ).В начале зимы, выполняя разведку на аэродроме Сталино, в районе Чистякова встретил Hs-126, идущий с линии фронта. Внезапно сверху атаковал двумя снарядами PC и обоими не попал. Расстрелял очередями пулемётов. Самолёт упал восточнее Чистяково. В этом бою мною сбит 1 Hs-126. 2. Бой над аэродромом в районе Дебальцево при прикрытии Су-2 в районе Сталино.При сопровождении группы Су-2, бомбардирующих аэродром, нас атаковало над ним несколько Mе-109 и "Макки-200". Отбивая атаку, сбил 1 Mе-109. 3. Бой в районе Изюма при сопровождении 9 Су-2 ( первый вылет после полётов на Ме-109 ).После возвращения в полк вылетал на первое задание в составе 4 Як-1 ( ударную группу вёл Фёдоров ) и группы непосредственного прикрытия, которую должен был вести Комоса. Я попросил лететь ведомой парой, так как не летал в этом районе. Комоса не взлетел, и группа непосредственного прикрытия осталась только из моей пары ( я и Бережной ). После бомбометания бомбардировщики развернулись домой и, растянувшись, вылетели под облака. С ними под облака вышел я парой. Четвёрка же почему-то осталась за облаками и ушла домой. После выхода под облака на нас напали 6 Ме-109. С трудом приходилось их отбивать, тем более что Су-2 растянулись, нарушив боевой порядок. После того, как я сбил 1 Ме-109, остальные прекратили атаки и ушли на запад. Своих потерь не было. Всех Су-2 привёл в целости на аэродром. В этом бою я сбил 1 Mе-109. 4. Бой восточнее Изюма при сопровождении 12 Ил-2.
Сопровождая группы Ил-2, вылетели: тройка МиГ-3 ( ударная группа под командованием Фигичева ) и моя группа непосредственного прикрытия ( на Як-1 ). Должны были вылетать четвёркой, но пара Комосы, как всегда, не взлетела. Во время штурмовки, в конце, МиГ-3 перешли в пикирование, чтобы сбросить бомбы. В это время нас атаковала 4 Mе-109. Пара пошла в атаку на Ил-2 и пара на МиГ-3. Мой ведомый Науменко атаковал пару, атаковавшую "МиГи", и отогнал её. Я же атаковал пару, прорывавшихся к Ил-2. Они прекратили атаку и пошли вверх, я пошёл за ними. Это были Ме-109F, я, не дотянувшись до них, вывел самолёт в горизонт, и попытался догнать нашу группу "Илов" и "МиГов", с которыми шёл Науменко, но Ме-109F меня атаковали, пришлось развернуться им в лоб. Не принимая лобовой атаки, они ушли вверх на солнце. В последующем, как только я направлялся с курсом на восток, Mе-109F шли в атаку на меня в хвост. Таким образом, они меня сковали, не давая уходить. Положение было пиковое, горючего оставалось в обрез. Тогда я решил применить хитрость, используя лучшие маневренные качества Як-1. Развернулся на восток и допустил атакующих Mе-109F на дистанцию огня, сразу же через спину перевёл самолёт на пикирование. Сперва Ме-109F несколько отстали, но вскоре снова вышли на дистанцию огня. Я делаю резкую горку и перевожу самолёт в восходящую спираль. При выходе на горизонт из восходящей спирали увидел перед собой выходящих из горки Ме-109F. Они проскочили вперёд меня, и сейчас ведущий завис в верхней точке горки, застыв у меня в прицеле, на расстоянии 40 - 50 метров. Сам влез в прицел. С короткой дистанции я расстрелял его и сразу же после проскакивания развернулся на проскочившего сбоку ведомого Ме-109F. Он с небольшим разворотом отходил на запад. Ниже себя увидел штопорящий Ме-109F ( ведущий ). После того, как ведущий врезался в землю и взорвался, ведомый Ме-109F развернулся и ушёл в западном направлении. Я также направился домой. В этом бою сбил 1 Ме-109F. 5. Бой с группой Ju-88 при полёте на штурмовку на Як-1 в районе севернее Изюма.Выполняя полёт в район севернее Изюма, обнаружили группу Ju-88, идущих на бомбежку в район Купянска, я решил не выполнять штурмовку, а атаковать бомбардировщики. Не доходя до Купянска, мы атаковали группу Ju-88, заставили их сбросить в поле бомбы, в этом бою я сбил 1 Ju-88. 6. Бой с Ме-110 северо - восточнее Изюма.При полёте на разведку парой с Бережным северо - восточнее Изюма обнаружили 1 Ме-110, видимо разведчика. Сверху, сзади атаковал его и сбил. Во время атаки он выбросил бомбы ( оборонительные авиагранаты ). 7. Бой в районе Изюма с 6 Mе-109 при сопровождении 18 Ил-2.Группа Ил-2 имела задание в районе Чистяковских лесов сжечь фосфорным составом обнаруженные немецкие танки. Группу должны были сопровождать восьмёркой. Я четвёркой Як-1, но моя вторая пара не взлетела. Вторую четвёрку возглавлял комиссар нашей авиаэскадрильи, это была ударная группа. При подходе к цели впереди на фоне кучевых облаков я увидел 8 идущих к нам истребителей. Покачав крыльями и трассой, я показал на них. Ударная группа сразу же ушла за облака, бросив нас. Когда группа истребителей идущих на нас сблизилась, то это оказались И-16, возвращающиеся с задания. После выливания фосфорной смеси Ил-2 развернулись домой, и в это время нас начали атаковать Ме-109. Отбивая их атаки от "Илов", я сбил 1 Mе-109. После этого Mе-109 прекратили атаки и ушли, видимо, был сбит командир группы. Мы потерь не имели. 8. Бой с Ме-109 западнее Ворошиловограда, вылет с аэродрома с-з им. Шмидта.Патрулируя группой западнее Ворошиловограда шестёркой Як-1, встретили группу 9 Mе-110, идущих на бомбометание. В этом бою мной сбит 1 Mе-110. Впервые увидел, как Ме-110 сбрасывали противоистребительные гранаты, сперва я их принял за разрывы зениток. В этом бою мною сбит 1 Ме-110 и подбит ещё 1 Mе-110. 9. Бой с группой Ме-110 при перелёте в Ростов-на-Дону.При перелёте в Ростов-на-Дону с аэродрома Шмидта шестёркой Як-1, следуя ведомым у командира полка Иванова, я заметил справа выше 9 бомбардировщиков. Вышел вперед и, покачав крыльями, развернулся на них. Сближаясь, определил, что это Ме-110. Зная нецелесообразность атаки их в лоб, стал набирать с отворотом вправо высоту, чтобы атаковать сзади. Остальная группа Як-1 пошла в лоб и, встретив мощный огонь Mе-110, отвернула и ушла на Ростов. Набрав превышение, я атаковал Ме-110 в хвост. Mе-110, сбросив в поле бомбы, стали в круг. Атакуя сверху, я подбил 1 Ме-110. Тогда Ме-110 с разных сторон стали атаковывать меня, и мне пришлось уже самому отбиваться и маневрировать. Израсходовав боеприпасы, я вышел из боя и ушёл на Ростов. В этом бою я подбил 1 Mе-110. 10. Бой в районе Аксайская с группой Ju-88 и Ме-109 при вылете на штурмовку.При вылете на штурмовку в район Новочеркасска в районе Аксайская встретили группу Ju-88, заходящих на бомбардировку переправы через Дон. Я навёл свою шестёрку Як-1 на противника. Во время атак нас самих атаковали Mе-109 и сорвали дальнейшие атаки по "Юнкерсам". В этом бою я подбил 1 Ju-88. 11. Бой с четвёркой Ме-109 при штурмовке на Маныче в районе Весёлый.Группой "Яков", в которую входило 5 Як-1 из полка Белова, и я, а также пара Як-1 из нашего полка ( пара прикрытия ) вылетели с аэродрома Кущевка на штурмовку переправы в районе Весёлый на Манычевской плотине. При подходе к Весёлому встретили пару Mе-109. Прикрывающая пара завязала с ними бой, а мы пошли дальше на штурмовку. Ожидая вызова истребителей противника, я своей группой, сделав 3 захода, построил группу и пошёл домой. После отхода от Весёлого я увидел догоняющих нас 4 Mе-109. Покачав крыльями ( дав сигнал: внимание, противник ), я с набором развернулся навстречу Mе-109. Мои же ведомые, молодые и необстрелянные лётчики, не развернулись за мной, а продолжали идти с курсом на Кущевку. "Мессера", проскочив мимо меня, стали атаковать пятёрку Як-1. Я же своими атаками отбивал атаки Mе-109, но они не обращали на меня внимания и пытались сбить уходящих моих ведомых. В один момент я удачно атаковал одного Mе-109 слева сзади и сбил его. Тогда Mе-109 бросили атаковать пятёрку Як-1 и набросились на меня. Несколько минут мне пришлось вести одному бой с 3 Mе-109. Было трудно, так как кончились боеприпасы, и горючего оставалось мало. Однако Mе-109, убедившись, видимо, что меня непросто сбить, развернулись и ушли на север. В этом бою я сбил 1 Mе-109. 12. Бой под Кропоткиной с двумя группами Ме-110 и Ju-88.При перелёте из Кущевки с попутной штурмовкой на Маныче ( в районе южнее Весёлой ) мы сели на новом нашем аэродроме недалеко от Кропоткина. Авиационный технический батальон ещё не прибыл и не прибыли наши техники. Мы поставили наши самолёты в капониры и находились у них. В это время на станцию Кропоткина произвела налёт девятка Ju-88, по моей команде моя шестёрка взлетела и стала атаковывать уходящих Ju-88. Результаты наших атак мы не смогли проследить. Долго преследовать Ju-88 мы не могли, так как мало было горючего, и мы, расстреляв все боеприпасы ( остатки их ), вернулись на аэродром. После этого у местных жителей я узнал, что на станции Кропоткина немцы делают налёты каждое утро. К вечеру прибыл батальон и техники. Самолёты были заряжены. Я сообщил командиру полка Исаеву об обстановке и предложил завтра организовать дежурство. Исаев мне ответил: "Это не наше дело, пусть этим занимается ПВО". ( Северо - западнее Кропоткина сидел полк ПВО на "Чайках". ) Я самовольно организовал дежурство 5 Як-1 своей эскадрильи. Рано утром на наш аэродром и на соседний аэродром ПВО произвели налёт 2 группы Ju-88 и Ме-110. Одна - 18 и вторая - 15 самолётов. Я с двумя лётчиками, Науменко и Бережным, дрались с 18 самолётами. Фёдоров с Вербицким. В этом бою мы сбили 4 самолёта ( я сбил 2 Ju-88 и 1 Ме-110, в Фёдоров - 1 Mе-110 ) и 1 подбили, он сел на нашей территории севернее Кропоткина. В связи с тем, что мы дрались пятёркой и сбитых оказалось 5 самолётов противника, то я предложил лётчикам разделить сбитые каждому по одному самолёту. Таким образом мне засчитали 1 Ju-88. Описание воздушных боёв за 1943 год.
Воздушные бои на Кубани.
1. Бой под Абинской с группой из 12 Ме-109, которые гоняли 5 ЛаГГ-3. Сбил 1 Ме-109. 2. Бой с группой Ju-88 и Ме-109 над Абинской, когда удрал Паскеев и погиб Голубев. Подбил 2 Ju-88. 3. Бой с двумя группами Ме-109 по пути к фронту и над Абинской. Сбил 3 Ме-109. 4. Бой над морем у Мысхако. Сбил 1 FW-190. 5. Бой при сопровождении бомбардировщиков на Мысхако, когда был подбит бомбардировщик. Сбил 1 Mе-109. 6. Бой при сопровождении Ил-2, когда мне пробили плоскость. Сбил 1 Mе-109. 7. Бой при патрулировании на Мысхако по дороге западнее Геленджика. Сбил 1 Mе-109. 8. Бой при патрулировании над Абинской. Сбил 1 Mе-109. 9. Бой над Крымской, когда атаковали Речкалова. Сбил 1 Mе-109. 10. Бой с группой Ju-88 и Mе-109, когда группа бросила меня. Сбил 1 Ju-88. 11. Бой над Крымской с группой Ju-87 и Mе-109, когда погиб Фадеев. Сбил 1 Mе-109 и 1 Ju-87. 12. Бой с группой Mе-109, преследующих наших бомбардировщиков. Сбил 1 Mе-109. 13. Бой с группой Ju-87 ( 81 бомбардировщик ) и Mе-109. Сбил 4 Ju-87. 14. Бой с группой Ju-88 и Mе-109, когда вылетали с наращиванием звеньями. Подбил 1 Ju-88. 15. Бой с 3 группами Ju-88, район Абинская - Варениковская. Сбил 1 Ju-88. 16. Бой с Табаченко ( ранен Табаченко ). Сбил 1 Mе-109. 17. Бой при вводе в бой Клубова. Сбил 1 Mе-109. 18. Бой при вводе в бой Сухова. Сбил 1 Ме-109. 19. Бой при очистке воздуха при вводе в бой Трофимова. Сбил 2 Ме-109. Воздушные бои под Изюмом.
20. Бой с разведчиком Ju-88. Сбил 1 Ju-88. 21. Бой с Ме-109, прикрывающими разведчика. Подбил 1 Ме-109. Воздушные бои под Таганрогом.
22. Бой с Ме-109, на уходе домой. Сбил 1 Ме-109. 23. Бой в прорыве с Ju-87 ( когда сбили Голубева ). Сбил 1 Ju-87. 24. Бой с группой Ju-87 и Me-109 севернее Бердянска. Сбил 1 Ju-87. Воздушные бои над Мелитополем.
25. Бой с бомбардировщиками, когда взорвался бомбардировщик. Сбил 2 Ju-88. 26. Бой с бомбардировщиками и Mе-109, когда они шли в сплошной дымке. Сбил 1 Ju-88. 27. Бой при вылете на охоту с группой Ju-87. Сбил 1 Ju-87. 28. Бой с разведчиком на высоте 2000 метров. Сбил 1 Ju-88. 29. Бой с Me-109 ( из облаков заход в хвост ). Сбил 1 Me-109. 30. Бой с бомбардировщиками и Mе-109, когда прикрывал Клубов. Сбил 1 Ju-88. 31. Бой с группой Ju-88, налетевших на соседний аэродром. Подбил 1 Ju-88. 32. Бой с Ме-110 при патрулировании. Сбил 1 Ме-110. Воздушные бои у Крыма и над морем.
33. Бой с группой Ju-87 над Сивашем. Сбил 2 Ju-87. 34. Бой над морем с Ju-52 ( 1-й вылет ). Сбил 2 Ju-52. 35. Бой с Ju-52 ( один ). Сбил 1 Ju-52. 36. Бой с Ju-52, с Речкаловым. Сбил 1 Ju-52. 37. Бой с "Фюзелер - Шторьхом". Сбил 1 "Фюзелер - Шторьх". 28 ноября 1943 года в период 10:55 - 11:50, прикрывая переправы, наземные войска в районе Коса острова Русский, 6 "Аэрокобр" под командованием А. И. Покрышкина ( в составе: Покрышкин, Голубев, Олефиренко, Берёзкин, Жердёв, Душанин ) в районе Ашкадан на высоте 3500 метров встретили 18 Ju-87, прикрываемых 4 Mе-109. В результате воздушного боя было сбито 4 Ju-87 и 1 Ме-109 ( сбили: Покрышкин, Голубев, Жердёв по Ju-87, Олефиренко - Ju-87 и Mе-109 ). Бомбардировщики бомбы сбросили в море. Описание воздушных боёв 1944 года.
1. Бой с 40 Ju-87 и Hs-129 у Броды. Сбил 2 Ju-87, 1 Hs-129. 2. Бой над Сапом с Ju-87. Сбил 3 Ju-87. 3. Бой над Яссами. Сбил 1 FW-190. 16 июля 1944 года в 19:40 на прикрытие войск конно - механизированной группы генерала Баранова вылетела группа из 12 "Аэрокобр" 16-го Гвардейского ИАП во главе командира дивизии дважды Героя Советского Союза Гвардии полковника А. И. Покрышкина ( в составе: Покрышкин, Голубев, Жердёв, Сухов, Речкалов, Вахненко, Гурченко, Руденко, Клубов, Иванков, Труд, Душанин ). Боевой порядок патруля состоял из 3-х групп по 4 самолёта в каждой. Ударная группа, ведущий Гвардии капитан Речкалов, с превышением над ней 400 - 500 метров группа прикрытия, ведущий Гвардии полковник Покрышкин, и группа поддержки с превышением над группой прикрытия 600 - 700 метров, ведущий Гвардии старший лейтенант Труд. В конце патрулирования около 20:10 в районе Сушно на высоте 1500 метров патруль обнаружил подходящую группу до 35 Ju-87 и 4 Hs-129, под прикрытием до 8 FW-190. Заметив наших истребителей, Ju-87 перестроясь в колонну по одному, стали в круг, беспорядочно сбрасывая бомбы. Истребители противника, прикрывающие бомбардировщиков, ходили над ними попарно с превышением 700 - 800 метров. Имея превышение, наша ударная и превышающая группа патруля одновременно пошла в атаку на бомбардировщиков противника, а группа поддержки - на прикрывающих их истребителей. Гвардии полковник Покрышкин четвёркой атаковал Ju-87, ставших в круг, сверху в лоб с внутренней стороны круга, перенеся огонь по 2 - 3 бомбардировщикам, с выходом боевым разворотом и повторением захода. Всего произведено 4 атаки. В результате первой атаки Покрышкин с дистанции 70 - 50 метров сбил 1 Hs-129. На 3-й атаке пара FW-190 пыталась атаковать ударную группу, но лейтенант Турченко отбил атаку, подбив при этом 1 FW-190. На последней атаке Покрышкин, атакуя с дистанции 100 - 70 метров под ракурсом 1/4, сбил второй Ju-87. Ударная группа Гвардии капитана Речкалова атаковала Ju-87, ставших в круг, снизу сзади, с выходом из атаки боевым разворотом и повторением захода. Атакуя бомбардировщиков с близких дистанций, с открытием огня изо всех огневых точек. Речкалов, Вахненко, Клубов и Иванов сбили по 1 Ju-87. На последней атаке, выходя из неё горкой вверх, Клубов сзади снизу атаковал FW-190 и сбил его. Четвёрка поддержки, ведущий Гвардии старший лейтенант Труд, вела бой с прикрывающими FW-190, не допуская их к ударной группе и группе прикрытия, атакующих бомбардировщиков противника. Бой вели попарно, оказывая друг другу поддержку. Труд, ведя бой со своим напарником, с верхней парой FW-190 на высоте 2000 - 2500 метров, атаковал ведущего сзади сбоку и сбил его. Таким образом, благодаря решительным и организованным действиям в этом бою сбито 9 самолётов противника, из них: 6 Ju-87 и 1 Hs-129, 2 FW-190 и подбит 1 FW-190. Все самолёты упали в районе Сушно, а 2 из них в самом населённом пункте. Все сбитые самолёты подтверждаются экипажами, ведущими бой, наблюдением с земли и осмотром сбитых самолётов на месте. Своих потерь наш патруль в этом бою не имел. |
Н а з а д
|
|
© 2000- Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |