КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Как уже упомяналось выше, 270-й истребительный полк часто вылетал на сопровождение штурмовиков. Об одном из таких вылетов рассказывает в своей книге "Битва в небе", дважды Герой Советского Союза, лётчик - штурмовик, Талгат Бегельдинов: "Шли напряжённые жестокие бои на Орловско - Курской Дуге. Немцы ввели в дело огромное количество танков. В эти дни на штурмовую авиацию легла двойная задача: мы непрерывно совершали налёты на танковые колонны врага, а кроме того, вели разведку и непосредственно с воздуха докладывали командованию о передвижении противника, не давая ему возможности скрытно сосредоточиться для контратаки. Однажды утром я получил задание вылететь на разведку в район Белгорода. В прикрытие мне был дан один истребитель, который вёл Герой Советского Союза Николай Шутт из эскадрильи Сергея Луганского. Интересным и довольно своеобразным человеком был Николай. На земле, и в воздухе он ни единой секунды не оставался спокойным. И если на земле его шутки веселили ребят и делали всеобщим любимцем, то в воздухе "беспокойство" Шутта доставляло массу неприятностей противнику. Он одним из первых в эскадрильи такого аса, как Сергей, был удостоен звания Героя и имел на своём счету сбитых самолётов, пожалуй, не меньше, чем прославленный лётчик Александр Покрышкин. Была у Николая одна странность, но о ней я расскажу немного позже. Итак, мы вылетели на разведку парой. Без всяких приключений миновали линию фронта, вышли к объектам и сфотографировали их. Затем полетели домой. На свою территорию вышли неподалёку от посёлка Шляхово. Шли над облачностью на высоте около 1500 метров. В редкие окна хорошо была видна земля. Вдруг слышу взволнованный голос Николая - "Талгат, смотри - "Лапотники" ! Ишь, гады, что творят ! И я увидел несколько Ju-87, в боевом порядке "круг", пикировавших на наши войска возле села Шляхово. Отбомбившись, они уходили под облачность. - Иди домой, - резко сказал мне Шутт, - Я ими сейчас подзаймусь немного. - Смотри Николай... - Порядок, - крикнул он, - аллюр три креста... Николай набрал высоту, выпустил шасси и нырнул в облака. Едва Ju-87 вывалился из облаков в пике, он пристроился к нему сзади и короткой очередью сбил фашиста. Тут же вновь ушёл в облака. Повторил такой же маневр и вогнал в землю второй самолёт, затем третий, четвёртый... Пять "Лапотников" сбил Шутт в течении нескольких минут. Я не успел приблизиться к своему аэродрому, а Николай уже догнал меня. На земле он скромно доложил, что, выполняя задание по прикрытию разведчика, попутно сбил 5 самолётов противника. Так и сказал "попутно". Вот каким был Николай Шутт ! Немецкий пикировщик - штурмовик "Юнкерс" Ju-87 - знаменитый "Лапотник". А теперь относительно его странности. В годы войны немецкие лётчики любили размалевывать свои самолёты разными бубновыми тузами, пиковыми дамами, драконами, брали с собой в полёт всякую чертовщину в качестве амулетов. Мы тоже украшали фюзеляжи своих самолётов, как правило, звездами - каждая означала сбитый самолёт врага. Реже - различными надписями и рисунками. Что же касается амулетов, то были они и у нас. В эскадрильи Луганского лётчики поочередно брали с собой, в воздух, небольшую собачку - общую любимицу. У нас в полку один лётчик - штурмовик всё время летал с котёнком. И я не вижу в этом ничего страшного. Некоторые лётчики ни за что не брились перед боевым вылетом, некоторые обязательно садились на землю, прежде чем сесть в кабину самолёта. А вот Николай Шутт перед каждым вылетом непременно ломал тарелку. Да-да - самую обыкновенную тарелку. Не сломает - не полетит. Официантки в столовой вначале сердились, а потом привыкли. Да и каждый из нас старался припасти для друга одну - две тарелочки. Ломал он их очень ловко. Возьмёт в руки - трах и пополам, потом ещё и ещё. Смотришь, одни осколки. Пытались и интенданты воздействовать на Николая рублем. За каждую тарелку взыскивали в 10-кратном размере. Если учесть, что боевых вылетов бывало по 5 - 6 в день, то станет ясным - от оклада у Николая ничего не оставалось. Уже в Германии, незадолго до окончания войны, Шутт обнаружил неподалёку от аэродрома склад посуды. Он отыскал лошадь с телегой, нагрузил полный воз тарелок и торжественно подъехал к столовой. Получайте, мол, должок и аванс на будущее. Смеялись мы, конечно, от души". Теперь немного о авторе этих строк. Бегельдинов Талгат Якубекович родился 5 Августа 1922 года. Лётчик - штурмовик, дважды Герой Советского Союза, Полковник ( 1975 год ). Участник Великой Отечественной войны с Января 1943 года. Прошёл путь от рядового лётчика до командира эскадрильи 144-го штурмового авиаполка. За 2 года войны совершил более 300 боевых вылетов, проведя в них в общей сложности без малого 500 часов, в воздушных боях сбил 7 самолётов противника. Войну закончил в Праге. После войны до 1956 года находился на командных должностях в ВВС. Автор книг: "Илы атакуют", "305 рейдов" и других. |
Н а з а д
|
|
© 2000- Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |