Степаненко Иван Никифорович - советский военный летчик, дважды Герой Советского Союза - Красные соколы: советские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Иван Степаненко: Повергая фашистских асов...

И.Н.Степаненко

Под Сталинград наш истребительный авиаполк прибыл в конце августа 1942 года. Здесь шли ожесточённые бои. Противник стремился стереть с лица земли город на Волге. Для нанесения максимальных потерь советской авиации противник бросил под Сталинград своих лучших лётчиков. Поэтому нашим ребятам приходилось довольно туго. Воздушные схватки обычно начинались с рассветом, а заканчивались поздно вечером. Иногда приходилось по 8 - 10 раз в день подниматься на отражение налётов противника.

Цвет Люфтваффе втягивался в сражение за Сталинград - от правнука "железного канцлера", родовитого Отто Бисмарка, лейтенанта, который одним своим появлением над русской матушкой - рекой в "Мессере", раскарашенном геральдическими знаками, как бы посрамлял наивные, отброшенные Фюрером представления прадеда, будто война на два фронта пагубна для Германии, до капитана Брэндле, сына кочегара и прачки, наци. На боевом счету чистокровного арийца Курта Ганса Фридриха Брэндле было уже более 100 заявленных побед над представителями низших, неарийских рас...

Для устрашения наших пилотов враг разбрасывал над аэродромами листовки с изображением своих лучших асов, описанием их "подвигов" и надписями о количестве сбитых ими самолётов. В этих же листовках указывались и аэродромы, куда нам можно было садиться, сдаваясь в плен - Гумрак и Ворополово.

Надо признать, многие немецкие лётчики действительно имели хорошую лётно - тактическую подготовку. Они искусно вели воздушные бои, дрались упорно и ожесточённо. При этом, в отличии от многих наших пилотов, строго соблюдали в воздухе дисциплину радиопереговоров. Они редко позволяли себе пустую болтовню, различные шутки и прочие, совершенно ненужные в небе, развлечения.


Даже во время боя, немцы были не болтливы. К вниманию   ( "Achtung !" )  призывать не любили, обмен вели короткий, деловой: "Schies den Rechten ab !" - "Пришей правого !", "Knall den Linken ab !" - "Сними левого !". Ведущий не командовал: "Feuer !" - "Огонь !". Он бросал своего напарника вперёд, восклицая: "Hol ihn runter !" - "Врежь !". Конечно, жаргонная лексика, и возгласы, исторгавшиеся из глубин души, иногда пополняли словарный запас, как, например, заклятье: "Ich komme schon weg !" - "Уйду !", прогремевшее на всё Заволжье, когда командир "Юнкерса", протараненного и потерявшего консоль крыла над Эльтоном, потянул домой. Все виды оружия, включая и личное, сопровождали дымившийся немецкий бомбардировщик, пока он, теряя высоту, вот-вот готовый грохнуться, шкандыбал от Эльтона до Волги. Посты ВНОС упреждали зенитчиков о его появлении, два "Яка" из Ленинска стремительно взмыли за ним вдогон. "Ich gehe weg !" - хрипел лётчик, могучим усилием воли не давая самолёту завалиться, выдерживая курс на свой аэродром. Прогромыхав над КП командующего фронтом, он всё - таки ушёл, плюхнувшись на брюхо в расположении своих войск...

Спустя некоторое время, под Сталинградом стали появляться и первые немецкие асы - "охотники". Как правило, они летали парами, реже - четвёрками. Атаковали наши самолёты при полёте к цели, над аэродромами и особенно при посадке, используя солнце и облака. Встречая группу наших самолётов они, при невыгодных для себя условиях, в бой не вступали, а уходили с набором высоты и, выбрав удобный момент, атаковали. Если такого момента не было - вообще скрывались.

Для борьбы с такими "охотниками", командование 8-й Воздушной армии создало небольшую группу опытных истребителей и посадило её на аэродром подскока. В эту группу вошли лётчики В. Лавриненко, А. Рязанов, Б. Бугарчев, Амет-Хан Султан, И. Борисов и я. Основная задача группы - вылетая из засады, по команде с передового КП, перехватывать и уничтожать врага.

Впервые мы вылетели из засады 7 сентября 1942 года. Амет-Хан Султан и я поднялись на перехват FW-189. Этот разведчик был очень коварен. По тем местам, над которыми летала "Рама", артиллерия или авиация противника обязательно наносила удары. Уничтожение такого самолёта - большая удача для любого лётчика. Но добиться победы над "рамой" было нелегко: она хорошо маневрировала, уходя из - под удара и была чрезвычайно живучей. Зачастую разведчика прикрывали истребители.

Вот и на этот раз "Раму" сопровождала пара "Мессеров". Мы поднялись выше противника и распределили обязанности: я атаковал "Мессеров", а Амет-Хан Султан занялся "Рамой". Враг такого не ожидал. Буквально за несколько секунд камнем свалился "Мессер". Вскоре и "Рама" тоже вспыхнула, круто понеслась к земле. Оставшийся "Мессер" покинул поле боя...

Поединок...

Мы благополучно вернулись домой. Но противник, видимо, не мог простить нам победы. Два других "Мессера" на малой высоте вихрем пронеслись над аэродромом подскока. Сперва они дали очереди по солдату, который находился у посадочного знака. Затем ударили по капониру. Самолёт, стоявший там, вспыхнул и взорвался. А противник с набором высоты ушёл в направлении солнца.

- Вот это да !.. - не удержавшись, выругался Амет-Хан Султан. Он погрозил кулаком вслед немецким самолётам: - Однако же мы вам, "Тузы - Пик", обламаем зубы. Обязательно обламаем !

Вечером мы долго говорили с Амет-Ханом о наших сильных и слабых сторонах и пришли к выводу, что сегодня нам повезло потому, что мы использовали большие скорости и высоту. Свалились на противника как снег на голову. А ведь мы порой экономим горючее. Возможно ли при этом подняться на большую высоту и разогнать скорость ?   Конечно нет. "Сбережём центнер, потеряем тонну. Вместе с самолётом. Может и больше. Жизнью своей заплатим", - подумалось мне.

Не стали мы больше без надобности экономить горючее. Смело шли на высоту, потом развивали скорость. Как правило, вылетев, разворачивались в сторону солнца. После этого появлялись над линией фронта и с пикирования внезапно бросались на вражеские самолёты. Сбивали их и так же внезапно исчезали.

Тяжело приходилось и нам. Сядем после боя и только удивляемся, взглянув на свои машины. Кроме пробоин, которых бывало больше десятка, нарост льда на радиаторе. Откуда он ?   Раньше такого никогда не было. Инженеры пояснили: лед образуется при большой скорости снижения из - за перепада температуры.

Первые успехи в уничтожении "Мессеров" вселяли уверенность, что мы своего добьёмся. Но при этом, мы понимали, что победа не придёт сама. Её требуется добывать в очень тяжёлых боях. Асов голыми руками не возьмёшь. И мы добились своего: к концу Сталинградской битвы наши лётчики повсеместно перешли к наступательной тактике. Были уничтожены сотни вражеских самолётов из, так называемых, "золотых" и "бриллиантовых" эскадр Люфтваффе. Многие вражеские частей по несколько раз сменили свой лётный состав и самолётный парк. Потери отдельных групп составлял до 300% и более. Это было начало нашей великой Победы...

( Из воспоминаний дважды Героя Советского Союза И. Н. Степаненко )


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-  Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz