КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Михалёв Владимир Александрович |
Родился 15 июля 1914 года в посёлке Ртищево, ныне город Саратовской области, в семье рабочего. До войны несколько лет жил и учился в Москве. В 1936 году, после окончания 2-го курса Московского паровозного техникума имени Ф. Э. Дзержинского, по спецнабору ЦК ВЛКСМ был направлен на учёбу в Ейское военно - морское авиационное училище лётчиков, которое окончил в 1938 году. Служил пилотом в частях истребительной авиации. Рядовым лётчиком участвовал в Советско - Финляндской войне 1939 - 1940 годов. На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня. По январь 1942 года служил в составе 71-го ИАП Краснознамённого Балтийского Флота; в 1943 году - в 3-м ИАП Черноморского Флота; с июня 1944 года - в 25-м ИАП Черноморского Флота. Был командиром звена, заместителем командира, а затем командиром эскадрильи. Командир звена 71-го истребительного авиационного полка (61-я истребительная авиационная бригада, ВВС Краснознамённого Балтийского флота) лейтенант В. А. Михалёв в начале войны провёл ряд успешных боёв. 18 июля 1941 года в районе города Нарва (Эстония) таранил самолёт противника. 13 августа 1941 года за мужество и воинскую доблесть удостоен звания Героя Советского Союза. Всего выполнил около 300 боевых вылетов. В воздушных боях сбил 6 самолётов противника лично и 2 - в паре. После войны продолжал службу в ВМФ. Окончил в 1952 году Высшие лётно - тактические курсы офицерского состава. С 1954 года подполковник В. А. Михалёв - в запасе. Жил и работал в городе Сочи (Краснодарский край). Умер 31 мая 1990 года. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями. Самолёт, миновав пригородные ленинградские леса, резко снизился, и в стекло кабины ярко ударил блеск Балтийского моря. Оно выглядело необычно. Вокруг скованные морозом белые буруны. Они лежали неподвижно, как на фотографии, и только по вздыбленным ледяным гребням можно было судить о прежней ярости бегущего прибоя. "Здесь и чёрта не встретишь", - успел подумать Владимир Александрович, как вдруг на берегу Финского залива заметил автомашину, ползущую по узкой дороге. Потом пилот увидел маленькую пристань, одинокий финский домик с дымящейся трубой. - Да, - с досадой протянул разведчик, - такую цель военным объектом никак не назовёшь. Ну ладно, поищем в других местах. Вдруг самолёт основательно тряхнуло. Через несколько минут солнечный свет померк, закружились снежные хлопья, превращаясь в косматые султаны. Вскоре впереди выросла метельная стена. Что делать ? Возвращаться на аэродром ? Или менять маршрут полёта ? Ещё в военно - морском училище с первых же самостоятельных полётов Михалёв твёрдо усвоил азбучную истину: в воздухе лётчик - сам себе и командир, и подчинённый. Увидел цель - уничтожай, где бы она ни была обнаружена, на земле или в воздухе. Стало быть, и здесь во всём надо действовать по своему уразумению. Изменив заданный маршрут, лётчик повёл машину вдоль Финского залива. На "Чайку" лавина за лавиной продолжал обрушиваться снег: о стекло кабины бились тяжёлые хлопья. Казалось, крылья увязают в снежном крошеве разбушевавшейся стихии. Пришлось пойти на снижение. Вираж, ещё вираж, и вот он, долгожданный простор. "Чайка", вырвавшись из снежного плена, плавно понеслась восточнее острова Красноостровский. - Любопытное зрелище, - произнёс Михалёв вслух, следуя своей привычке разговаривать в небе с самим собой. - Каким образом такая уйма ветвей и деревьев попала на открытую площадку льда посреди залива ? Надо проверить, не начнёт ли этот терем - теремок огрызаться зенитками ? Три раза "Чайка" пронеслась над таинственным объектом, испытывая судьбу, по выстрелы не последовали. Тогда Михалев решил начать первым, полагая, что противник по причине конспирации, а вернее, с целью маскировки, скромничает. Однако на серию пулемётных залпов также никто не ответил. Воздушный разведчик задумался: "Хорошо, если там никого и ничего нет. А вдруг это замаскированный десантный объект ?" - Давай-ка ещё разок проштурмуем. Чем чёрт не шутит... В очередной атаке Владимир так увлёкся стрельбой, что едва успел вырвать "Чайку" на высоте 50 метров и избежать неприятностей. На этот раз из груды елей и сосен потянулся густой чёрный дымок. Снизившись до бреющего полёта, Михалёв наконец - то хорошо разглядел цель. Это был скованный льдом пароход. "Сдаётся мне, что здесь пахнет керосином, - подумал Владимир. - Горючее прячут. Вовремя не успели вывезти, а теперь вот ждут момента". Через 40 минут Михалёв рапортовал командиру полка: - У острова Красноостровский, 2 километра восточнее, обнаружен пароход, замаскированный елями и соснами. Объект без охраны. При обстреле заметили дым. Полагаю, что на пароходе бочки с горючим... Спустя 20 минут после этого Михалёв уже сопровождал к месту обнаруженного парохода группу скоростных бомбардировщиков. При подлёте к цели лётчики зафиксировали высокий столб дыма. Хороший ориентир. По нему и ударили. После первого же захода посредине залива раздался взрыв огромной силы. Пароход был уничтожен. На следующий день в 71-й истребительный авиационный полк прибыл командующий ВВС Балтийского флота. Он зачитал Указ о награждении группы военных лётчиков орденами Красного Знамени. Среди награждённых был и пилот Михалев. Слушая указ, Владимир вспомнил первый день войны с фашистами. Тогда в штаб полка было передано сообщение: - Курсом 90 градусов на ваш аэродром следует 8 бомбардировщиков "Юнкерс-87" без сопровождения истребителей. Командир полка немедленно отдал приказ: - Звену лейтенанта Михалёва вылететь на перехват и уничтожить противника. И вот звено в воздухе. Высота 3000 метров. Далеко впереди по курсу замаячили зловещие точки "Юнкерсов". Восьмёрка противника, обнаружив приближение наших самолётов, неожиданно отвернула в сторону. Михалев резко взял ручку управления на себя и бросил "Чайку" в боевой разворот. В считанные секунды он умело вошёл в зону противника, приблизился к одному из "Юнкерсов" и в упор расстрелял его. Чёрный шлейф дыма от вражеского самолёта потянулся к земле. "Юнкерс" несколько раз имитировал падение, пуская дымные шашки, но Михалёв не поддался обману и, улучив момент, поджёг и второй вражеский самолёт. Оставшаяся шестёрка Ju-87 в растерянности начала отходить в западном направлении. А когда советские истребители один за другим пошли на посадку, немцы снова легли на прежний курс - к нашему аэродрому. Лейтенант посмотрел на прибор: горючего в обрез. Но есть ещё воля и желание выполнить приказ. Михалёв сделал боевой разворот и ввёл машину в планирование. Противник немедленно набросился на одинокую "Чайку", открыв беспорядочную стрельбу. Пришлось скрыться в облаках. А затем, имея преимущество в высоте, Владимир атаковал из - за облаков "Юнкерс". Тот задымил, клюнул носом и, перевалившись через крыло, устремился к земле. Остальные 5 бомбардировщиков повернули в обратную сторону. Тогда Михалёву казалось, что такого трудного и ожесточённого боя у него уже никогда не будет. Но война по - своему вмешивалась в боевую судьбу молодого пилота, вносила неожиданные коррективы... Как - то раз, в середине июля 1941 года, Михалёва вызвал командир полка. Разговор был кратким. - Есть срочное, особой важности задание. К нам в гости частенько стал наведываться самолёт - разведчик "Хеншель-126". Нужно убрать его с неба, а то прогуливается как по бульвару. Беда от него большая. Так что действуй. Удачи тебе, - проговорил командир и улыбнулся. Об этом самолёте Михалев знал немногое и ему не терпелось увидеть своими глазами эту машину. Ему повезло: он первым из молодых пилотов полка встретился с "Хеншелем-126". В те дни, звено самолётов И-153 из 71-го истребительного авиаполка под командованием лейтенанта В. А. Михалёва охраняло один из мостов через реку Нарву. Лётчикам при ходилось делать по 5 - 6 вылетов в сутки. 18 июля Михалёв только что совершил посадку после отражения очередного вражеского налёта. Это был уже 8-й его вылет. Михалёв чувствовал себя совсем усталым. Выбравшись из кабины, он отошёл в сторону. Закурил, жадно глотая дым. Потом растянулся на траве и закрыл глаза. Хорошо бы полежать вот так хоть с полчасика, ни о чём не думая... Не успели механики пополнить боезапас, как поступило сообщение, что к мосту прорывается немецкий разведчик. Истребитель Михалёва одиноко стоял на поле. Дорога была каждая секунда. Не раздумывая, лейтенант снова взмыл в воздух. "Хеншель-126" был уже у цели. Ещё секунда - и он будет над мостом, обеспечивающим движение по основной магистрали Таллин - Ленинград... "Таран ! - мелькнуло в голове Михалёва. - Только таран !" "Чайка" на большой скорости стала приближаться к "Хеншелю". Михалёв скорректировал свою машину так, что застеклённая кабина вражеского самолёта появилась в самом центре перекрестия прицела. "Теперь на миллиметр в сторону", - сам себе приказал пилот. С "Хеншеля" открыли огонь. Но поздно. Михалёв действовал молниеносно. Винтом "Чайки" он обрубил хвост немецкого самолёта. Тот вошёл в плоский штопор, лётчики выбросились с парашютами. В районе приземления их уже ожидала наша группа захвата, выделенная от батальона аэродромного обслуживания и поднятая по тревоге оперативным дежурным полка. Мост был спасён. С болтающимся элероном, без верхней правой плоскости, с обломанными и погнутыми лопастями винта, Михалёв благополучно приземлил свою "Чайку" на аэродроме. Это был первый воздушный таран, совершённый лётчиками - истребителями Балтики в Великой Отечественной войне. За отвагу и мужество в борьбе с врагом Владимиру Александровичу Михалёву 13 августа 1941 года было присвоено звание Героя Советского Союза. После того поединка с "Хеншелем" у него было ещё несколько успешных боевых схваток, из которых он выходил победителем. Так, 12 февраля 1944 года во главе шестёрки истребителей он вступил в бой с 40 бомбардировщиками врага, летевшими под прикрытием 20 истребителей. В этом бою капитан В. А. Михалёв лично сбил 2 "Юнкерса". Несколько самолётов подожгли его ведомые. Бомбёжка была сорвана. Но произошло это уже не близ Ленинграда, а над Керченским проливом. Впрочем, и там боевые друзья называли Михалёва балтийцем... Всего за время Великой Отечественной воины он совершил 300 боевых вылетов, участвовал во многих воздушных боях, сбил 8 самолётов противника. А затем до 1954 года служил в морской авиации, передавая свой богатый боевой опыт молодым пилотам, воздушным стражам нашей Родины. Список всех известных побед
капитана В. А. Михалёва:
|
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |