КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Осадчиев Александр Дмитриевич |
Родился 25 Апреля 1919 года в городе Борисоглебске, ныне Воронежской области, в семье рабочего - железнодорожника. Окончил 9 классов средней школы № 5. В Августе 1936 года по комсомольской путёвке был направлен на учёбу в Качинское военное авиационное училище лётчиков имени Мясникова. По окончании его служил в строевых частях ВВС в Сибири и на Дальнем Востоке. С Апреля 1943 года Лейтенант А. Д. Осадчиев в действующей армии. В составе 43-го ИАП сражался на Воронежском, Северо - Кавказском, Южном, 2-м и 1-м Белорусском фронтах, участвовал в обороне Кубани, освобождении Донбасса, Крыма, Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии, Польши, разгроме врага на территории Германии. Летал на "Яках". К Сентябрю 1944 года командир эскадрильи 43-го истребительного авиационного полка (278-я истребительная авиационная дивизия, 3-й истребительный авиационный корпус, 1-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт) Старший лейтенант А. Д. Осадчиев совершил 230 боевых вылетов, в 70 воздушных боях лично сбил 18 и в составе группы 6 самолётов противника. 15 Мая 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. После войны продолжал служить в ВВС. В 1950 году он окончил Военно - Воздушную академию, был начальником штаба Оренбургского высшего военного авиационного училища лётчиков. В 1959 году окончил Военную академию Генерального штаба, где позднее преподавал. С 1981 года Генерал - майор авиации А. Д. Осадчиев - в отставке. Жил в Москве. Умер 21 Марта 2001 года. Похоронен на Троекуровском кладбище. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени (трижды), Красной Звезды (дважды); 15 медалями. Когда началась Великая Отечественная война, Осадчиев был уже опытным лётчиком - истребителем. Но на фронт попал только в 1943 году. К боевой работе на истребителе Як-7Б в составе 43-го истребительного авиаполка он приступил на Воронежском фронте. Боевое крещение получил в районе города Короча, где группа наших истребителей встретилась с 14 многоцелевыми самолётами Ме-110 и вела воздушный бой при 5-кратном численном преимуществе на стороне противника. Стрелял Осадчиев без промаха и с первой атаки сбил ведущего вражеской группы. Строй Ме-110 нарушился, но они продолжали бой. В это время начали взлетать советские истребители, и немцы, заметив их, стали освобождаться от бомб и уходить на запад. Потом были многие воздушные бои, а их на счету у Осадчиева - 86. Отважный лётчик воевал на Як-1, Як-7 и Як-9, сбил 31 самолёт противника. Он сражался в небе Кубани, Украины, Белоруссии, Прибалтики, Польши. Закончил войну в Берлине. Часто летал ведущим в паре с Ф. М. Костиковым, впоследствии Героем Советского Союза. Вспоминает сам Александр Дмитриевич Осадчиев: "С первых дней Отечественной войны я рвался всей душой на фронт, на запад, но... место своей службы военный человек не выбирает. И на фронт я попал только в Апреле 1943 года, зато участвовал в боевых действиях на родном Воронежском, на Северо - Кавказском, Южном, 4-м Украинском фронтах, на 1-м и 3-м Белорусских. Служил командиром эскадрильи 43-го истребительного авиационного полка 278-й истребительной авиационной дивизии". Служба шла нормально. С задачами справлялся. И твёрдо помнил истину: как бы ни приходилось круто, не теряй голову - работай. Лётчик должен очень много работать, чтобы победить врага, спасти свою подбитую машину и, следовательно, жизнь..." 29 Мая 1943 года с аэродрома в Абинской лётчик 43-го ИАП В. П. Сигарев вылетел на задание. Вернулся без боеприпасов, горючее было на исходе. Самолёт заправили и пополнили боезапас. Через непродолжительное время Сигарев повёл группу лётчиков для отражения налёта на Краснодар. Встретил группу Ju-88, пошёл напролом. В схватке подбил один бомбардировщик. "Юнкерсы" навалились на него и подбили самолёт. Сигарев с трудом вёл израненную машину на свой аэродром. За ним погнались "Юнкерсы". Осадчиев со своим ведомым заставил "Юнкерс" идти на наш аэродром, хотели посадить его. Подходя к аэродрому, "Юнкерс" выпустил шасси, но потом убрал их. Следом за ним на посадку заходил Сигарев. Очередь стрелка с "Юнкерса" попала в плоскость его "Яка" и отбила её. Сигарев методом срыва раскрыл парашют, но высота была низкой, парашют не успел наполниться и зацепился за хвостовое оперение. Сигарев погиб. "Юнкерс", не идя на посадку, попытался улететь, но его добили Осадчиев с ведомым. Истребитель Як-7Б одного из полков 3-го ИАК. Кубань, весна 1943 года. За время войны лётчику - истребителю Осадчиеву приходилось выполнять самые различные боевые задачи: сопровождать и прикрывать наших бомбардировщиков и штурмовиков, вести воздушную разведку, прикрывать наземные войска от ударов вражеской авиации, охранять города и железнодорожные станции, делать налёты на вражеские аэродромы, вылетать на перехват и свободную "охоту". 23 Июня 1944 года 1-й, 2-й и 3-й Белорусские фронты пошли в наступление. В составе 3-го Белорусского фронта была и 278-я Краснознамённая Сибирская Сталинская истребительная авиадивизия. Она в составе 3-го Никопольского корпуса вошла в состав 1-й Воздушной армии. Перелетев на аэродром Сморгонь, сразу включились в боевую работу. Прикрывали с воздуха действия конно - механизированного корпуса Генерала Н. С. Осликовского, прикрывали переправу на реке Березина. Войска фронта продолжали стремительное наступление на запад. Впереди была граница нашей Родины. Все понимали, что недалёк час, когда наша земля будет очищена от захватчиков. Люди рвались в бой, чтобы приблизить час победы. Вместе с частями Красной Армии партизанские отряды участвовали в штурме городов и населённых пунктов. Во многих случаях они захватывали города, райцентры, населённые пункты, железнодорожные станции и удерживали их до прихода частей Красной Армии. По мере освобождения территории, партизаны выходили из лесов. Часть из них была направлена на восстановление народного хозяйства, другие - в ряды Красной Армии и продолжали бить врага. Генерал Е. Я. Савицкий получил из штаба 1-й Воздушной армии задание подготовить эскадрилью самолётов Як-9Д к боевому вылету в Инстенбург (Восточная Пруссия). Машины снарядить бомбами, полным боекомплектом и... листовками. Выполнить эту задачу поручили 43-му истребительному авиаполку. Ведущим группы назначили А. Д. Осадчиева, имевшего большой боевой опыт и не раз летавшего на задания с Генералом. Рассчитали расход горючего и продумали способ разбрасывания листовок. В 6 часов 20 минут группа в составе 8 самолётов вылетела на задание. Все самолёты вернулись на базу невредимыми. Вспоминает Александр Дмитриевич Осадчиев: "Боями нас тогда было не удивить. И сбитыми самолётами - тоже. А вспоминаются ярче всего ситуации нештатные, как тот случай, о каком мне хочется рассказать сейчас. Когда конец войны был уже близок, мы получили приказ, в котором значилось: срочно подготовить эскадрилью истребителей Як-9Д к боевому вылету на Инстербург и сбросить на вражеский город бомбы и большой груз листовок. Это было важно в ходе Инстербургско - Кёнигсбергской и Восточно - Прусской операций не только в военном, но и в политическом отношении. Но от места базирования (аэродрома Сморгонь в Белоруссии) до Инстербурга (потом - Черняховск Калининградской области) - 300 км, а радиус действия Як-9Д с бомбовой загрузкой и сотнями пачек листовок - всего 330 км. Выполнить задание в таких условиях было крайне сложно. Горючего, что называется, берёшь в обрез. Всё высчитано до грамма. Командир корпуса назначил ведущим эскадрильи меня. На взлётной полосе "Яки" встали в линию, баки дозаправлялись тут же, самолёты взлетали с места и собирались в группу не над аэродромом, как это было принято, а прямо на маршруте, чтобы не жечь лишнего горючего. Я понимал, что если горючего не хватит, предстоит посадка на фюзеляж. На вопрос Савицкого, кто прежде садился на фюзеляж, ответили положительно лишь 3 из 8 лётчиков. Самолёты шли на самом экономном режиме полёта, а при подлёте к цели зашли на Инстербург с севера, что сбило с толку вражеских зенитчиков. Затем - пологое пикирование до высоты 500 метров, бомбовый удар, штурмовка до последнего снаряда в стволе. И наконец - сброс листовок на выходе из атаки. На обратном пути последним приземлился я. Если первые машины кое - как дотянули до полосы, то мне довелось заходить на посадку поперёк аэродрома. Когда шасси коснулись грунта, мотор уже не работал. Когда же ребята с командиром подъехажи на "Виллисе" к моему самолёту, я стоял на земле. - Где восьмой самолёт ? Сбили ?! - с тревогой спросил Савицкий. - Товарищ Генерал ! Боевое задание выполнено, - доложил я, - а 8-й самолёт сел неподалёку - на вынужденную. Не хватило ему чуток горючего... Эскадрилья жаша выполнила боевое задание. В Восточной Пруссии были сброшены листовки на немецком языке, в которых в том числе сообщалось: "Истребители с красными звёздами - над Инстербургом". Все это выглядело бы вполне обыденно - рядовая работа, если бы целью не был далёкий от линии фронта, тогда - немецкий город в цитадели фашистского рейха - Восточной Пруссии. Именно последнее обстоятельство и послужило причиной того, что радиостанция имени Коминтерна передала через 2 часа сообщение о результатах боевого вылети группы Капитана А. Д. Осадчиева, Весь мир узнал о том, что 8 советских истребителей бомбили среди бела дня Инстербург, предоставив фашистам возможность узнать о подробностях налёта из сброшенных на город листовок. Потом, уже в небе над Севастополем, я совершил ещё много боевых вылетов. И сбил 7 самолётов противника. К Маю 1945 года совершил уже 250 боевых вылетов, в 86 воздушных боях лично сбил 24 и в составе группы - 7 самолётов противника". Летом 1944 года лётчики 43-го авиаполка вели напряжённые воздушные бои над Вильнюсом. Об одном из боевых вылетов, с участием А. Д. Осадчиева, вспоминает бывший командующий 3-м истребительным авиационным корпусом дважды Герой Советского Союза Маршал авиации Е. Я. Савицкий: "В Июне - Июле 1944 года лётчики нашего корпуса, прикрывая танковые соединения Генерала Обухова и части 5-й армии Генерала Крылова, вели воздушные бои над подступами к Вильнюсу. 6 Июля 1944 года комэску 43-го ИАП Капитану А. Д. Осадчиеву удалось создать пробку на перегоне железной дороги, по которой немцы перебрасывали в Вильнюс боеприпасы и горючее для танков. Спикировав на эшелон, Осадчиев с первого же захода поджёг цистерну с бензином. Состав быстро охватило пламенем, вагоны с боеприпасами, взрываясь, налетали друг на друга, и железнодорожный путь надолго вышел из строя. На другой день группа Осадчиева перехватила 8 вражеских истребителей. Бой разгорелся над центральными кварталами Вильнюса. Капитан Осадчиев был ранен осколками снаряда в лицо. Но, зная, что у немцев и без того значительное численное преимущество, отказался выйти из боя и продолжал участвовать в схватке до самого конца. Истекая кровью и превозмогая боль, он сумел зайти "Фокке - Вульфу" в хвост и не отпускал его до тех пор, пока тот, объятый пламенем, не рухнул на крыши городских зданий. После этого у Осадчиева хватило сил дотянуть до аэродрома, где после посадки он потерял сознание от большой потери крови. Однако в госпитале Осадчиев пробыл недолго. Не закончив лечения - ещё в бинтах и наклейках, - он вернулся в полк, чтобы продолжать бить врага". Вспоминает Александр Дмитриевич Осадчиев: "Тут я не могу не сказать о том, как внимательно относился наш тогдашний комкор Савицкий к раненым. Тогда он сам прибыл на место моего приземления, подъехал на "Виллисе" к самолёту и приказал переоборудовать другой истребитель и доставить меня на тыловой аэродром, где уже подготовили санитарный автомобиль. У меня тогда было, вдобавок ко всему, и ранение глаза, из которого пришлось удалять осколки бронестекла". Слева направо: И. Ф. Черненков, А. Д. Осадчиев, М. И. Дыдыгин. К концу войны командир эскадрильи 43-го истребительного Севастопольского Краснознамённого ордена Кутузова авиационного полка Капитан А. Д. Осадчиев произвёл 250 успешных боевых вылетов, в 86 воздушных боях сбил лично 24 и в группе с товарищами 7 самолётов противника. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 15 личных и 7 групповых побед лётчика. ] Сам ни разу сбит не был, хотя несколько раз был легко ранен, сажал самолёт с повреждениями. Однажды механик насчитал в его "Яке" 176 пробоин. За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 Мая 1945 года Осадчиев Александр Дмитриевич удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 8994). После войны Александр Дмитриевич окончил Военно - Воздушную академию и Академию Генерального штаба, продолжал службу на руководящих должностях. Был начальником штаба Оренбургского высшего военного авиационного училища лётчиков, с 1971 года - преподаватель Военной академии Генерального штаба. Выйдя в отставку, Генерал - майор авиации А. Д. Осадчиев жил в Москве, вёл большую военно - патриотическую работу с молодёжью. Умер 23 Марта 2001 года. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище (участок 4). Список всех известных побед
Капитана А. Д. Осадчиева:
|
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |