КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Полуновский Валерий Фёдорович |
Родился 15 Июня 1920 года в городе Прокопьевск, ныне Кемеровской области, в семье рабочего. Окончил Прокопьевское горнопромышленное училище в 1938 году. Работал на шахте в Прокопьевске. В Красной Армии с 1939 года. Окончил Батайское авиационное училище лётчиков в 1940 году. С Марта 1942 года на фронтах Великой Отечественной войны. В составе 691-го НБАП совершил около 400 боевых вылетов на У-2. Затем переучился на истребителя. Совершил ещё 129 боевых вылетов. К Марту 1944 года командир авиационной эскадрильи 845-го истребительного авиационного полка (269-я истребительная авиационная дивизия, 14-я Воздушная армия, Волховский фронт) Старший лейтенант В. Ф. Полуновский произвёл 479 боевых вылетов, из них 13 - ночью. В 46 воздушных боях сбил 13 самолётов противника и 1 аэростат. В Октябре 1943 года на Як-1 таранил самолёт Mе-110. 27 Марта 1944 года в воздушном бою был сбит и взят в плен. 9 Мая 1945 года освобождён наступающими советскими войсками. После войны продолжал службу в ВВС. В 1946 году Старший лейтенант В. Ф. Полуновский уволен в запас. Жил в городе Пермь. Работал художником - декоратором в драмтеатре. С 1958 года работал лётчиком - инструктором в Пермском аэроклубе. В 1965 году представлялся к званию Героя Советского Союза, которого удостоен лишь 11 Декабря 1990 года. Умер в Октябре 1998 года. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени; медалями. С 1999 года его имя носит Пермский авиаспортклуб. Пермский аэроклуб гордится своими Героями Советского Союза, которых сегодня насчитывается 22. Это высокое звание присвоено Валерию Фёдоровичу Полуновскому позднее всех, но именно его именем назван аэроклуб. Человек редкой по драматизму и преданности небу судьбы, Валерий Фёдорович родился 15 Июня 1920 года в сибирском шахтёрском городе Прокопьевске. В 1936 году, после окончания семилетки, поступил в горнопромышленное училище и в Прокопьевский аэроклуб ОСОАВИАХИМа. В Сентябре 1937 года поступил в Читинское (позднее Батайское) авиационное училище лётчиков. После прохождения курса обучения был оставлен там же инструктором. В 1940 - 1941 годах служил лётчиком - инструктором на И-16 в Пермском учебном полку. С началом Великой Отечественной войны Полуновский обратился с рапортом об отправке его на фронт. Был направлен в Киров, где формировался полк ночных бомбардировщиков У-2. На этой машине Валерий Фёдорович воевал в составе отдельной разведывательной эскадрильи 691-го авиаполка на Волховском фронте с 1941 по 1943 год. На У-2 выполнил около 400 боевых вылетов: летал к партизанам, на бомбёжки, на разведку. В дни прорыва блокады Ленинграда советские лётчики вели боевые действия с большим напряжением, проявляя массовый героизм. При выполнении боевого задания по уничтожению неприятельских складов боеприпасов самолёт лётчика И. Трубицына получил серьёзные повреждения и загорелся. Тогда отважный воин направил машину на одно из помещений склада и взорвал его ценой собственной жизни. Через несколько дней такой же подвиг совершил комсомолец Максимов. Эти и другие подвиги широко пропагандировались в 14-й Воздушной армии. В авиационных частях проводились митинги, на которых лётчики клялись отомстить за смерть героев. На одном из них Лейтенант В. Ф. Полуновский заявил, что бессмертный подвиг Трубицына и других товарищей вдохновляет бойцов на новые боевые подвиги. "Я даю клятву перед вами, - говорил он, - что буду бить врага не жалея своей жизни до полной победы !" Затем, по Март 1944 года, Валерий Полуновский был командиром эскадрильи 845-го истребительного авиаполка 269-й истребительной авиадивизии 14-й Воздушной армии. Летал на истребителях Як-1, Як-3, Як-7. Совершил ещё около 130 боевых вылетов, сбил 13 самолётов врага (один из них тараном) и аэростат. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 5 личных побед лётчика. ] Был награждён орденами Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 2-й степени. Представлялся к званию Героя Советского Союза. В публикации "День, когда родился герой", по воспоминаниям самого Валерия Фёдоровича, так описывается этот эпизод. Уже не в первый раз наведывался в расположение наших войск немецкий самолёт - разведчик Ме-110, фотографировал позиции и аэродромы а при малейшей опасности пускался наутёк. И в этот день, когда в авиационный истребительный полк приехал командующий 14-й Воздушной армией И. П. Журавлёв, снова появился назойливый "Мессер". - А этот что здесь делает ? - Вас фотографирует, товарищ Командующий, - сострил кто - то. Не слишком удачная вышла шутка. Это стало понятно спустя буквально секунды. Была поставлена задача: немедленно сбить Ме-110. И вот в состоянии боевой готовности начинают дежурство экипажи полка. Появление разведчика совпало с вахтой Валерия Полуновского и его ведомого. Взревели моторы, взвилась отброшенная винтами пыль. Противник немедленно юркнул в густую облачность, что покрывала озеро Ильмень. Полуновский с ведомым разошлись, стараясь взять противника в "клещи". Но получилось так, что первым вышел на вражеский самолёт Валерий. Несколько атак последовали одна за другой - безрезультатно. Кончился боезапас. Напрасно давил на гашетку Полуновский. Отстреливаясь, вражеский самолёт упорно тянул к своим. Одной удачной очередью воздушный стрелок Mе-110 изрешетил плоскости и фюзеляж "Яка". Тогда Валерий набрал высоту и в пике срезал своим крылом оперение "Мессершмитта". Ме-110 закончил свой путь, врезавшись в землю. Но ничуть не лучшим было положение и у советского пилота. Самолёт сорвался в штопор, и лётчики знают: вывести деформированную машину из него почти невозможно. Чудом у самой земли Полуновский вытащил машину из смертельной спирали, с большим креном, что называется, "не дыша", довел её до аэродрома и посадил. Спустя несколько дней перед строем полка командир 269-й авиационной дивизии Полковник В. Я. Дадонов объявил: Старший лейтенант Полуновский представлен к званию Героя... Но жизнь распорядилась по - иному. Не засверкала "Золотая Звезда" на гимнастёрке офицера. Более того, лишился он и других наград - орденов Красной Звезды, Александра Невского, Отечественной войны. Это произошло после того, как 27 Марта 1944 года при выполнении задания по сопровождению штурмовиков, вылетевших на бомбёжку одного из немецких аэродромов в Эстонии, лётчик - истребитель В. Ф. Полуновский в воздушном бою сбил 2 "Фокке - Вульфа" противника и был сбит сам над вражеской территорией. "Трое суток пробирался он лесами в сторону линии фронта, - пишет о нём ветеран войны и труда А. Г. Ермаков. - Достигнув её, дождался темноты и пополз в сторону наших окопов. Противник поднял тревогу, когда цель, казалось, была совсем близка. Вспышки ракет, автоматная стрельба... Когда раненый лётчик очнулся, вокруг стояли немецкие солдаты. Полуновского перебрасывали из лагеря в лагерь. Латвия, Германия, Польша, Чехословакия. Мысль о побеге не покидает. Попытка подкопа под стену барака - разоблачение. Зато в Чехословакии - удача. 14 суток пробирался Валерий на восток, питаясь травой, корой деревьев. Его схватили неподалеку от Вислы и после жестокого избиения снова отправили в лагерь. А война шла к концу. И вот однажды военнопленных вывели из лагеря и колонной отправили на запад. Но идти пришлось недолго. Когда на дороге показались советские танки, немецкий конвой открыл по пленным шквальный автоматный огонь..." В считанные минуты от 2000 человек остались в живых около 70. Валерию удалось невредимым упасть в лощинку, прикрытую кустами. Это было 9 Мая 1945 года - в День Победы, в день второго его рождения. Дома у Валерия Фёдоровича хранятся вырезки из газет военного времени. Газеты не скупились на эпитеты. Сам Полуновский вырезок не делал и очерки о себе не хранил. Они были отправлены в Пермь его будущей жене Нине девушками - оружейниками полка в тот год, когда о Валерии не было вестей. И вдруг, будто вспышка, письмо: "Здравствуй, Нина. Та ли ты Ниночка, что была ? Я под Уфой, прохожу спецпроверку..." На многое мы сейчас смотрим открытыми глазами. Уже не раз в подробностях описывались эти "запасные полки", в которых проверялись на благонадёжность люди, настрадавшиеся в плену. Одним из очень и очень немногих Валерий Полуновский был освобождён из "запасного полка" как ничем себя в плену не скомпрометировавший и даже был направлен в родную часть, которая в то время находилась в Германии. - Как встретили ? - переспрашивает Валерий Фёдорович. - Ну что вы, здорово, я и не ожидал ! Построили весь полк, поздравили с возвращением перед строем... По Август 1946 года он продолжал службу в своём полку. А затем... Полуновского уволили в запас "за невозможностью дальнейшего использования". Клеймо побывавшего в плену смыть оказалось невозможно. И начался мутный, тоскливый период его жизни. В Перми Полуновского на работу не приняли. Уехал в родной Прокопьевск, в Сибирь. Какая удача ! Создается аэроклуб, требуется лётчик - инструктор. Кадровик просмотрел заполненную анкету, извинился и сказал: "Принять не можем". В отчаянии написал письмо "великому вождю" с просьбой защитить "сталинского сокола". Через некоторое время его вызвали в горком. "Писали ?" - "Писал". - "Наш вам совет: не пытайтесь больше сделать так, чтобы письмо дошло до адресата". Вернулся Валерий Фёдорович в Пермь. Женился. Устроился художником в декоративный цех театра оперы и балета, затем драматического. Но не успокоился, нет: душа рвалась в небо. И только спустя 12 лет - в 1958 году - вновь начал летать в Пермском аэроклубе ДОСААФ лётчиком - инструктором на самолётах По-2, Як-18, Як-18А, Z-326, Як-12М. И летал ещё 20 лет, а когда вышел на пенсию, около десятка лет был методистом авиаспортклуба. Общий налёт Полуновского составил 3500 часов. Валерий Фёдорович дал путёвку в небо более 250 спортсменам - лётчикам. Многие из них стали военными и гражданскими пилотами. Но наступили другие времена. Прошёл XX съезд партии. Кто - то надоумил написать письмо в ЦК. Ив 1958 году вернулись к нему... награды. - Как это удалось ? - спрашиваю у него. - Мне так сообщили: где - то в Польше какой - то крестьянин на своём поле откопал мешок с советскими орденами. В их числе были и мои - установили по номерам. Видимо, при отступлении, в спешке фашисты их закопали... В том же году В. Ф. Полуновский был восстановлен во всех правах. Вскоре его приняли на работу в Пермский аэроклуб ДОСААФ. И это было третье рождение боевого лётчика. Как он летал ! Участвовал в соревнованиях. И даже бился за 1-е место со своим сыном Владимиром, которого сам подготовил в аэроклубе (сейчас он работает пилотом местных авиалиний в Пермском авиаотряде). Потом судьба свела Полуновского с человеком, которому, пожалуй, он обязан ещё одним своим рождением: как Героя. Речь об А. Г. Ермакове, боевом товарище Полуновского по Волховскому фронту. На одной из встреч ветеранов тот узнал, что в Перми живёт "прославленный лётчик" - именно так называл его в своих воспоминаниях бывший командующий 14-й Воздушной армией Генерал - лейтенант И. П. Журавлёв. Ермаков разыскал Полуновского, встретился с ним, и с тех пор уже не давала ему покоя мысль о величайшей несправедливости судьбы. Его не остановило то, что ходатайство о присвоении звания Героя прославленному асу, предпринятое командованием бывшей 269-й истребительной авиадивизии в 1970 году, успеха не имело. Ермаков обратился к военному комиссару области Полковнику А. Л. Самойлову с просьбой помочь восстановить справедливость. Разыскали личное дело, лётную книжку и возбудили ходатайство... Не зря всё же говорят, что судьба рано или поздно воздаёт каждому по заслугам - спустя 45 лет после войны, 11 Декабря 1990 года, Валерию Фёдоровичу Полуновскому было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Ему были вручены орден Ленина и медаль "Золотая Звезда" (№ 11636). ...Наш разговор происходил в машине. На заднем сиденье - два организатора торжества - ветеран и военный комиссар. Виновник торжества пока дома, ему предстоит ещё своими глазами прочесть переданный по каналам ТАСС Указ Президента СССР от 11 Декабря 1990 года. И через несколько минут я стану свидетелем рождения Героя. И слёз, связанных с этим. Но это уже слёзы счастья. А счастье заключается в том, чтобы дожить до торжества справедливости. 21 Января 1999 года состоялось решение законодательного собрания и администрации Пермской области, в котором записано: "В целях увековечения имени Героя Советского Союза Полуновского Валерия Фёдоровича, внесшего большой вклад в развитие авиационных видов спорта и подготовку молодых лётчиков... присвоить Пермскому авиационно - спортивному клубу РОСТО имя Героя Советского Союза Полуновского Валерия Фёдоровича". Список известных побед Старшего лейтенанта
В. Ф. Полуновского:
Уважаемые товарищи ! Посылаю письмо. То, о чём идёт речь, не выдумка, а действительность. Полуновский - герой нашего фронта. Летает на истребителе считанные месяцы, но сбил уже 7 немецких самолётов. Командир эскадрильи, молодой парень, будущий ас. Он не называл мне имени этой девушки на протяжении полутора лет нашего знакомства. Она студентка мединститута где-то в Сибири - это всё, что я о ней знаю. Но недавно Валя прочёл мне отрывок её письма. Зто было так непохоже на моего замкнутого и вечно молчаливого друга. Она пишет, что, листая газеты, не находит его имени. Ей хотелось бы прочитать о нём или увидеть его снимок. Она совсем не знает, как он воюет. А ведь ещё в аэроклубе товарищи предсказывали ему успехи в его лётной работе. Я понял, что на такую откровенность Валентин был способен только в минуту крайнего волнения. Ещё я понял, как сильно любит он эту девушку. И захотелось тут же рассказать ей - этой милой девушке - через газету обо всём, что совершил её товарищ, потому что имя и дела Валентина Полуновского ещё не успели попасть в блокноты военных корреспондентов. Если написал недостаточно хорошо, извините. Нет времени, сейчас улетаю на передовой аэродром. Девушка из Сибири ! Далеко - далеко от Вас, на берегах древнего Волхова, сражается Валентин. За доблесть он награждён орденом Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, медалью "За оборону Ленинграда", а за умелое руководство своей эскадрильей - орденом Александра Невского. Вам, не видавшей войны, трудно понять все его заслуги перед Родиной. Дерёмся мы с врагом сильным и хитрым и противопоставляем ему силу и русскую сметку, нашу хитрость, доблесть и выучку. А как это выглядит - послушайте. Их было двое над полем боя: Валентин - он летел ведущим - и младший лейтенант Тимофеев. Они прикрывали наземные войска на своих быстрокрылых "Яках". Ведомый, примостившись в хвост своему командиру, шёл на установленной дистанции. И вдруг в синей перспективе неба зарябили точки. Тотчас земля радировала: - Внимание ! В воздухе истребители противника ! Полуновский понял. Он дал сигнал ведомому, пошёл на сближение с противником и завязал бой сразу на лобовых атаках. Он нагнал ведущего четвёрки немецких "Фокке - Вульфов", и как тот ни стремился перевести бой на горизонтальные фигуры, Полуновский не давал ему сделать этого и снова шёл в лобовую. Он оглянулся. Тимофеев прочно "сидел" в хвосте, отбивая яростно наседавших стервятников. Весь замысел немцев сводился к тому, чтобы разъединить наших лётчиков и бить их по одному. Полуновский понял это. Он понял также, что ведущий немец - ас отвлекает его внимание. На 4-й атаке фриц приблизился настолько, что Валентин приготовился таранить его, но немец горкой проскочил вверх. На 5-й атаке этот маневр немецкому лётчику не удался. Полуновский несколькими очередями пробил мотор, и "Фокке - Вульф" загорелся. Валентин оглянулся. Тимофеева не было с ним. В стороне, атакуя с разных высот и сторон, его клевали 2 других "Фокке - Вульфа". Почему только 2 ?.. Потому, что 3-го Тимофеев сбил, и он горел теперь на болоте. Полуновский пошёл на выручку. Но в ту же минуту ещё 2 немецких истребителя свалились с высоты. Теперь их было снова четверо. Тимофеев пристроился в хвост одному и гнал его, решив таранить, так как кончились боеприпасы. Немецкий самолёт, дымя, уходил через линию фронта. Но и машина Тимофеева была повреждена. Полуновский увидел язычки пламени лишь в тот момент, когда наземная станция наведения приказала Тимофееву оставить машину и прыгать. Со злостью голодных псов набросились фрицы на парашютиста. Они хотели расстрелять его в воздухе. Одной пулей Тимофееву пробило кисть левой руки. Но тут Полуновский прикрыл ведомого своей машиной. Его "Як", кружа над парашютистом, вступал в бой то с одним, то с другим противником. Отвечая на атаку одного "Фокке - Вульфа", Полуновский прицельным огнем зажёг его, и тот врезался в землю. Валентин довёл боевого друга до самой земли и снова поднялся. На второй день Валентин снова дрался. И снова - на лобовых атаках. В полку их прозвали "атаками Полуновского". Он сбил снова "Фокке - Вульф", немецкий лётчик был взят плен. Теперь на самолёте Вашего друга 7 серебряных звёзд - по числу его воздушных побед. А теперь насчёт Ваших вопросов и опасений - они понятны. Может быть, здесь и виноваты наши корреспонденты: не всегда они поспевают за событиями. Но, говоря по чести, их винить нельзя,- так богата наша земля славными героями... Я не знаю, вызовет ли это письмо одобрение моего друга. Скорее всего - нет. Но я рискую его расположением ко мне ради Вас. Жму Вашу руку. Старший лейтенант Я. Захарович. опубликовано в газете "Комсомольская правда" от 26 Декабря 194З года.) |
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |
Н а з а д