Шилков Александр Анфимович - военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Шилков Александр Анфимович

Шилков Александр Анфимович

Родился в деревне Бурохино Ярославской губернии  (ныне Большесольского района Ярославской области)  в многодетной крестьянской семье. В 1934 году окончил 2 курса строительного техникума в городе Иваново. Работал бухгалтером. С 28 октября 1936 года в Красной Армии. В 1937 году окончил школу младших авиационных специалистов в городе Севастополе. С мая 1938 года служил стрелком - радистом в 5-й авиационной эскадрильи 40-го авиационного полка ВВС Черноморского Флота.

В августе 1940 года поступил в Военно - морское авиационное училище им. Леваневского  (город Николаев), с ноября 1940 года курсант Военно - морского авиационного училища им. И. В. Сталина  (город Ейск). После окончания курса пилота с 7 февраля 1942 года был пилотом - инструктором в этом же училище.

С 13 января 1943 года пилот 2-й эскадрильи 3-го Гвардейского ИАП ВВС КБФ, сержант  (7.02.1943), старший сержант  (29.03.1943). Командир звена  (с 4.08.1943), младший лейтенант  (5.07.1943), лейтенант   (17.02.1944), заместитель командира 2-й эскадрильи, старший лейтенант   (17.05.1944), с 1 ноября 1944 года - командир эскадрильи, капитан.

22 июля 1944 года за 141 успешный боевой вылет и участие в 32 воздушных боях, в которых лично сбил 14 и в составе группы 3 самолёта, Гвардии лейтенант Шилков Александр Анфимович удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжил службу в ВВС ВМФ. Окончил командное отделение Высших офицерских курсов авиации ВМС в 1947 году. Командир 4-й эскадрильи   (с 17.10.1947), начальник штаба и 1-й заместитель командира 78-го ИАП   (с 6.04.1948), майор  (13.01.1949), начальник Воздушно - стрелковой службы 91-й ИАД ВВС Северного Флота  (с 15.12.1949), заместитель командира и инспектор - лётчик по технике пилотирования и теории полёта 124-го ГвИАП СФ   (с 19.04.1951), подполковник  (22.12.1951). Военный лётчик 2-го класса   (26.11.1952), 1-го класса  (27.03.1953).

Окончил авиационный факультет Военно - Морской Академии в Ленинграде   (31.10.1956), Заместитель начальника штаба 14-й армии ПВО ЧФ  (с 31.10.1956); помощник начальника штаба по КП ВВС ЧФ  (с 18.10.1956); начальник оперативно - разведывательного отделения и заместитель начальника штаба 4-й ИАД ВВС ЧФ   (с 25.05.1957), полковник  (28.02.1957).

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (19.01.1943, 02.10.1943, 10.04.1944, 30.04.1945, 1956 гг.), Красной Звезды  (1951 г.); 5-ю медалями, в том числе "За боевые заслуги"  (1946 г.), "За оборону Ленинграда"  (1943 г.), знаком "Отличник ВМФ".

27 августа 1960 года уволен в запас по служебному несоответствию, выразившемуся в совершении проступков, порочащих звание военнослужащего. 10 сентября 1960 года осуждён за изнасилование несовершеннолетней. 19 января 1961 года лишён звания Героя Советского Союза. В 1961 году был освобождён, восстановлен в воинском звании. Жил в городе Саки. Умер 9 апреля 1972 года.

*     *     *

В октябре 1942 года группа молодых лётчиков - выпускников Ейского ВМАУ была направлена в расположение командующего ВВС КБФ. Незадолго перед этим 3-й ГвИАП, сражаясь на "Харрикейнах", понёс наибольшие за период войны потери, и большую часть пилотов распределили в этот полк. Алексей Баранов, Виктор Головко, Николай Мокшин, Александр Пархоменко, Александр Потёмкин, Пётр Прасолов, Николай Шестопалов, Юрий Шорин попали во 2-ю эскадрилью этого полка, которой командовал в то время Михаил Львов. В этой же группе находился и лётчик - инструктор училища сержант Александр Шилков.

Новичков предстояло ввести в строй. Опытные лётчики - асы полка Львов, Каберов, Татаренко, Минаев и Цапов поочередно летали с каждым лётчиком, проверяли их подготовку. Как вспоминал, в то время командир звена И. И. Цапов: "Держится за ведущим, не отстает - значит, можно брать в полёт". Боевая страда для лётчиков полка наступила очень скоро.

12 января, в первый день наступления наших войск с целью прорыва блокады Ленинграда, авиация в воздух с утра не поднялась - погода была нелётной. В 11 часов состоялся митинг личного состава 3-го ГвИАП в связи с полученным приказом о наступлении войск Ленинградского фронта. На митинге от имени молодых лётчиков выступил Александр Шилков. Он заявил: "У меня погиб брат, защищая Москву, второй брат погиб, защищая Сталинград, и вот клянусь вам, что я не пожалею сил и самой жизни на защиту города Ленина".

К полудню, несмотря на прескверную погоду, в воздух поднялась восьмёрка ЛаГГ-3 из 2-й эскадрильи. Группу повёл командир эскадрильи С. Львов. Её состав был смешанным. Кроме комэска, до этого в боях побывали Татаренко и Щеголев. Для Лобко, Рябушкина, Потёмкина, Шестопалова и Шилкова это был первый боевой вылет. Самолёты поднялись в воздух в 12:10 с задачей прикрыть наши войска в районе Марьино - Манушкино - Пески и не допустить бомбардировщиков противника на правобережье Невы.

Произошедший затем бой довольно красочно описал в своём очерке "Молодые истребители" писатель Н. Чуковский:

"ЛаГГ-3 шли над артиллерийскими вспышками, над ползущей в снегу пехотой. Воздух между землёй и облаками был пустынен. Внезапно с земли передали по радио:

- Сзади два "Мессера".

Истребители развернулись, но "Мессеры" не приняли боя. Они пошли вверх и скрылись в облаках. "ЛаГГи" пошли за ними. Пробив облака, справа, чуть повыше заметили ту же пару. Шилков оказался к ним ближе всех. Он развернулся на ведущего немца и пошёл на него в лоб. "Мессер" вновь не принял боя. Он рванулся вниз, стараясь зайти под самолёт Шилкова. Александр лёг на спину - "вверх колёсами" и устремился за ним. Mе-109 вновь нырнул в облака, Шилков - за ним. Увидев, что советский лётчик не отстаёт, немец отвесно полез вверх и снова пробил облака.

Выскочив из облаков, Шилков оказался совсем близко от "Мессера" и дал 2 очереди. Из самолёта врага повалил дым, опустив левое крыло, он пошёл вниз в облака.

Лётчик Ме-109 хитрил, почти коснувшись земли, он опять полез вверх. Шилков, который неотступно преследовал свою жертву, снова поймал его в прицел и дал по нему ещё одну очередь. Левое крыло "Мессера" совсем свисло, однако он всё ещё держался в воздухе и кружил под облаками на 200-метровой высоте. Шилков поймал его на вираже и дал новую очередь. Пылая, Me-109 упал в лес, на северном берегу Невы, возле наших траншей. Шилков прошёл над ним совсем низко. Красноармейцы махали нашему самолёту руками, подкидывали в воздух шапки".

Нетрудно понять чувства, обуревавшие в этот момент пилота. Это был первый воздушный бой сержанта и первый сбитый им самолёт противника. Этот самолёт также открыл боевой счёт мести лётчиков - балтийцев в начавшихся боях по прорыву блокады Ленинграда !   Победа окрыляет !   Тем более победа в первом бою !

В официальном же рапорте о проведённом бое эмоции почти не видны. Из донесения Гвардии сержанта А. А. Шилкова:

"После 20 минут барража из облаков вышли 2 Mе-109 и хотели атаковать снизу сзади. Разворотом "все вдруг" атаку отбили. Mе-109 ушли вверх за облака. Через 20 - 25 минут в 12:40 - 12:45 было приказано с земли пробить облака и принять бой с Mе-109. Станция наведения передала: "Справа сзади 2 истребителя противника". Мы развернулись и энергично пошли в лоб. Я отбил одного в сторону, зашёл ему в хвост и начал преследовать его. Второго Me-109 атаковала оставшаяся группа. Me-109 сделал боевой разворот, я тоже, таким, образом, мы очутились с ним на одной высоте. Ме-109 лобовую атаку не принял, а пошёл вниз, я за ним и зашёл ему в хвост. Он горкой ушёл за облака, в конце горки я дал по нему очередь. Он задымил и пошёл вниз со снижением по прямой. Я дал ещё одну очередь, он ещё больше задымил, потом резко дал горку, затем пошёл со снижением на малой скорости. Добавил ещё одну очередь, и он, горящий, врезался в лес в 3 - 4 км восточнее Манушкино. Я развернулся вправо и пошёл с набором высоты, пристроился к Як-1 и над Ленинградом ушёл от них, сел на аэродроме Капитилово, так как горючее было на исходе.

Вывод: Противник был неопытный, лётчик маневрировал слабо, поэтому был сбит. Я, увлекшись преследованием самолёта противника, оторвался от группы, и ведомый меня потерял. Меня могли сбить".

Несмотря на победный стиль донесения, в нём явно ощущается проработка старших товарищей. Ведь буквально через час после успешного боя Шилкова, при охране войск в районе Шлиссельбург - Невская Дубровка, тройка Каберова приняла бой с 2 FW-190. Самолёт, который пилотировал молодой лётчик А. Пархоменко, оторвался от Каберова и один пошёл вверх. Там его неожиданно сбили прежде, чем товарищи успели прийти к нему на помощь. ЛаГГ-З упал на нашей территории, и лётчик погиб. Каберов попал в отчаянное положение. Почти 15 минут пришлось ему драться одному с четвёркой FW-190. На помощь пришла пара Цапов - Шилков. Со стороны солнца, набрав высоту, они атаковали "Фоккеры". Через минуту задымил один из ведущих. Оставшись втроем, "Фоккеры" ушли восвояси.

Необходимость железной воинской дисциплины в бою новички поняли не сразу. Несомненно, что победа в бою придала уверенность Шилкову и другим молодым пилотам. Ободрённые успехами в первых боевых вылетах, заражённые примером старших товарищей, которые успешно, и, как им казалось, легко сбивали самолёты врага, новички стали слишком полагаться на себя. С нетерпением они ждали следующего боя.

14 января 1943 года шестёрку ЛаГГ-3 ведёт в бой Игорь Каберов. Ведомым у него новичок Н. Шестопалов. Ведущий второй пары опытный лётчик Агеев с новичком А. Потёмкиным, а ведущий третьей - Шилков с П. Прасоловым. Район прикрытия войск тот же: Шлиссельбург - Дубровка - Манушкино. Придя в район барража, лётчики получили сигнал по радио с земли: "В районе Синявино ходят 2 Me-109 выше вас". Пошли туда с набором высоты. За отходящими штурмовиками устремляется пара Me-109. Оставив четвёрку с Шилковым наверху, Каберов вдвоём с ведомым, атакует ведущего Me-109 и двумя очередями сбивает его.

Н.Шестопалов.
Николай Шестопалов.

Четвёрка ЛаГГ-3 вступает в бой со второй парой Me-109. Поравнявшись в высотах с ведомым Me-109, Шилков и Прасолов пошли с ним на сближение. Они следуют за ним в район Мга - Тосно. Чувствуя, что это может плохо кончиться, Каберов приказывает:

- Шилков, ко мне !

Но куда там !   Увлекшись преследованием, лётчики забыли обо всём на свете и ушли за линию фронта. В своём донесении Шилков писал:

"Я резким боевым разворотом зашёл в хвост Me-109. Он переворотом пошёл вниз, потом резко дал горку в сторону солнца - я за ним. Дистанция была 200 - 250 метров. На горке дал 2 очереди, Me-109 свалился на левое крыло и начал отвесно пикировать. Я за ним с высоты 2500 метров пикировал до 1000 метров.

В это время был атакован справа другим Me-109. Я резко развернул самолёт на него. Me-109 ушёл горкой, а первый продолжал пикировать. Я пошёл за ним и отстал. Сделав левый вираж, я увидел Ме-109, который меня атаковывал. Он пошёл в сторону Кириши, а я пошёл в свой район барража и пристроился к своим".

Подбитый "Мессер" удачно уходит под защиту своих зенитных орудий, и самолёту Прасолова серьёзно достается, а сам он получает осколок зенитного снаряда в палец.

- Не сбил, товарищ капитан, - огорчённо передает Каберову по радио Шилков. - Подбил, но не сбил.

На аэродроме Прасолов снимает порванную перчатку, и врач тщательно бинтует ему палец. Для новичков это хороший урою нужно быть осмотрительнее. Больше в этот день они не летали, а вечером вылетевшая тройка в составе Каберова, Цапова и Потёмкина вела бой. В ходе боя ЛаГГ-3 Потёмкина подбили, и он вынужден был выпрыгнуть с парашютом. Хорошо, что оставшаяся пара охраняла его посадку, благодаря чему Потёмкин не был расстрелян вражескими пилотами в воздухе. Лётчик приземлился на своей территории.

Молодые лётчики доставляют "старикам" немало хлопот, и постепенного их ввода в строй не получается. Почти в каждом вылете лётчики 3-го Гвардейского ИАП встречают врага.

15 января лётчики полка в течение дня снова ведут нелёгкие бои.

16 января командование 3-го ГвИАП представляет Шилкова к ордену Красного Знамени. В представлении к награде отмечается: "12 января сбил Me-109 и первым открыл счёт мести полка на 1943 год. В 4-х воздушных боях смело бросался на выручку своих товарищей и в 4-х случаях спасал жизнь лётчиков".

ЛаГГ-3 Гвардейского ИАП.

23 января в 12:35 шестёрка ЛаГГ-3 во главе с Каберовым вылетела на прикрытие наших войск в районе Синявино - Дубровка. Из донесения Гвардии капитана И. И. Каберова:

"После 10 минут барража внизу заметили одиночный Ме-110 на высоте 1000 метров шедший курсом через Мгу на деревню Липка. Четвёрка ЛаГГ-3 осталась наверху, прикрывая нашу атаку, а я в паре с Шилковым атаковал Ме-110. Заметив нашу атаку, Ме-110 беспорядочно с виража начал бросать бомбы. Сблизившись с ним до дистанции 200 - 100 метров, я дал по нему длинную очередь строго в хвост. Самолёт противника задымил. Набрав скорость, я произвёл по Ме-110 вторую атаку. Огонь открывал с дистанции 40 метров. Стрелок уже не стрелял. Приблизившись, дал по нему ещё 3 очереди, сзади справа и сзади слева. Ме-110, резко снижаясь, с дымом, на малой скорости пошёл к земле. Врезался в лес в 2-х км юго - западнее станции Мга.

На бреющем вышли к Неве и соединились с группой капитана Львова. После сбора завязался бой с двумя Me-109. Я обстрелял одного Me-109 с положения на спирали. Результатов не наблюдал. Львов атаковал сверху сзади второго Me-109 и сбил его".

Из донесения Гвардии капитана С. Львова:

"В это время к району боя подошли 6 Me-109 и 2 FW-190, барражировавшие в дымке и, по всей вероятности, поджидавшие наши самолёты на выходе из атаки. Шестёрка ЛаГГ-3 стала в вираж. Ме-109, не приняв боя, ушли на юг, а пара FW-190 пыталась нас преследовать. Мы с боем уходили на свой аэродром, так как время нахождения над целью истекало".

На следующий день воздушные бои в районе Синявино - Дубровка не утихают весь день. На прикрытие наших войск в районе Синявино - Дубровка пятерку ЛаГГ-3 ведёт на прикрытие заместитель командира 2-й эскадрильи Каберов.

Из донесения Гвардии капитана И. А. Каберова:

"В 14:30 в районе Синявино на высоте 4500 метров, сделав управляемый переворот, атаковали сверху сзади одиночный Ме-110 тремя ЛаГГ-3  (Каберов, Прасолов и Шилков). Произвели по самолёту противника 2 длинных очереди с дистанции 50 метров, и правый мотор Ме-110 задымил. Самолёты ЛаГГ-3 продолжали производить атаки сзади сверху, сзади слева, сзади справа, ведя огонь с дистанции 50 - 160 метров. Ме-110 упал в лес в 2 - 3 км юго - западнее города Мга.

Два ЛаГГ-3  (Цапов и Шестопалов)  в 15:00 на высоте 3000 - 4000 метров вели бой с двумя Ме-109, которые пытались атаковать нас. Атаки производили на горизонтальном маневре, огонь открывали с дистанции 100 - 200 метров, один Ме-109, предположительно, сбит. Место падения не наблюдали. Во время боя один Ме-109 пытался произвести атаку сзади по ЛаГГ-3 Цапова. Шилков резким разворотом, спасая товарища, пошёл в атаку и дал заградительную очередь".

Увлекшись воздушной "каруселью", лётчик не заметил, как второй Ме-109 стрелял, зайдя в хвост его самолёту, сзади сверху.

- Сашка, хвост ! - предупреждает Каберов и бросается наперерез вражеским самолётам. Немцы "горкой" уходят вверх и попадают под огонь истребителя Цапова. В результате вражеской атаки самолёт Шилкова получил повреждения: перебито хвостовое оперение, плоскость и бензобак. Лётчик вышел из боя и сел на своём аэродроме благополучно.

Взаимовыручка, хорошее взаимодействие в бою не раз отводили беду от лётчиков эскадрильи Каберова. Для молодых лётчиков, в том числе и Шилкова, не имевшего большого опыта воздушных боёв, поддержка более опытных пилотов, готовых исправить их ошибки, была просто неоценима.

25 января Шилков в составе 6 ЛаГГ-3, которые ведёт Каберов, вылетает на охрану войск в район Дубровка - Синявино. В этом бою Шилков и его ведомый Белоус доказали свою высокую дисциплинированность. Каберов приказал им по радио сковать боем охранявших "Юнкерсов" истребителей: "Держитесь !   Не выходите из боя без моей команды !"

Как поздцее вспоминал Каберов: "Мне нужно было во что бы то ни стало связать боем эту восьмёрку. И Шилков с Белоусом продержались почти 20 минут. Они вели бой до тех пор, пока я не приказал выйти из боя".

В своём донесении Шилков писал:

"В 11:50 капитан Каберов четвёркой атаковал пикированием находящиеся там самолёты противника. Моя задача была прикрывать их от истребителей противника. Я начал ходить змейкой и следить за ними. Со стороны солнца, выше меня заметил 6 FW-190. Быстро развернулся правым боевым разворотом на них. Они встали компактно в левый вираж и начали кружиться выше меня на 100 - 150 метров. Я левым виражом пошёл набирать высоту. Со стороны Синявино подошли ещё 2 Me-109 старого типа и тоже встали в левый вираж. В результате моя пара оказалась в плотном кольце. Два Me-109 пытались атаковать меня. Я резко развернулся, и они ушли вверх, не приняв боя. В каком бы положении я ни находился, всегда сзади меня самолёты противника. Нас снова пытались атаковать 2 самолёта противника, и я резким боевым разворотом пошёл влево. После этого Me-109 резко пошли вниз, а FW-190 остались на прежнем месще. На 10-й минуте боя моему ведомому зашли в хвост сперва один, а затем другой FW-190.

Я резко развернулся, чтобы отбить их атаку. Первый FW-190 отвалил, но второй произвел очередь с дистанции 150 - 100 метров и повредил самолёт Белоуса. Его самолёт резко пошёл вниз. В это время сверху его атакует Me-109. Заметив атаку противника, я пошёл на него и, когда очутился в хвосте, дал очередь. В это время один FW-190 атаковал меня сзади, дал одну очередь и повредил радиатор, фюзеляж. Я резкими эволюциями со скольжением пристроился к остальной группе ЛаГГ-3 и пошёл вместе с ними на свой аэродром".

Шилкова пробит радиатор и бензобак, у самолёта Белоуса - разбито хвостовое оперение и правый элерон, Прасолова - разбит стабилизатор, руль глубины, сектор газа. Все повреждённые самолёты произвели посадку на своём аэродроме благополучно.

На аэродроме Каберов объясняет молодым пилотам, что в бою они действовали неправильно:

- Для того, чтобы сбить "Юнкерс", достаточно одного истребителя. В следующий раз на фашистских бомбардировщиков буду нападать я, а вы охраняйте меня от истребителей противника.

- А если истребителей не будет ?

П.Прасолов.
Пётр Прасолов.

Пришлось Каберову растолковывать, что только точнейшее распределение обязанностей гарантирует в бою успех и безопасность. Это понимание приходило к новичкам вместе с опытом боёв. Больше никто из них не отрывался, и все приказания командира выполнялись точно.

26 января в 15:00 шестёрка ЛаГГ-З под командованием С. Львова при прикрытии наших войск в районе Синявино - Дубровка вела бой с 2 Me-109 и 4 FW-190. Бой проходил на вертикальном и горизонтальном маневре. Львов трижды атаковал Me-109 и сбил его. Затем несколько раз атаковал самолёты противника, выбивая их из хвоста товарищей и при преследовании удирающих FW-190 и Ме-109...

В этом бою Львов вместе с Шилковым подбили по одному FW-190, но падение самолётов проследить не смогли. С задания не возвратился Прасолов, самолёт которого упал в районе Ириновка. Раненый лётчик был найден и отправлен в госпиталь. С задания не возвратился ещё один новичок сержант Степанов.

27 января четвёрку ЛаГГ-3, которую вёл Игорпь Каберов, с земли навели на тройку бомбардировщиков Ju-88, шедших под прикрытием пары истребителей Me-109. Два лётчика группы, Нагорный и Шестопалов, пошли в атаку на эти самолёты, а Каберов и Шилков остались их прикрывать. С высоты 2500 метров Каберов снизился до 1000 метров и обнаружил, что над Шлиссельбургом неожиданно из облачности вывалилась ещё 5 бомбардировщиков "Юнкерс-88", которыя сразу начала бомбардировку наших наземных войск.

Дав по радио ведомой паре сигнал о присоединении, Каберов пошёл в атаку на пикирующих "Юнкерсов". Подойдя к заднему Ju-88, снизу сзади с дистанции 15 - 20 метров дал очередь. У Ju-88 задымил левый мотор. Нижний стрелок открыл по нему огонь, сорвал с истребителя часть обшивки и пробил масляную и гидравлическую системы. В любой момент мотор могло заклинить. Тем не менее Каберов повторил атаку: зайдя чуть правее, с этой же дистанции произвёл очередь по второму мотору. Третьей очередью он поджёг уже подбитый левый мотор. "Юнкерс" начал скользить вправо, загорелся и врезался в лес. В это же время Шилков атаковал второй Ju-88 сверху сзади, поджёг ему мотор, и он с дымом пошёл вниз.

После атаки Каберов увидел 2 Me-109. Вместе с Шилковым он резко развернулся влево. Ведомый чётко повторил маневр комэска. Мимо них, выписывая замысловатые фигуры, кувыркался Me-109. Его сбил Шестопалов в момент захода "Мессера" в атаку на Каберова. Однако тут обнаруживается, что число истребителей врага нисколько не уменьшилось и даже возросло. Сразу 4 истребителя противника навалились на Шилкова. Один из них пытался зайти ему в хвост. Каберов резко сделал "горку" и "иммельманом" вывернул на врага. Комэск отбил атаку Me-109, а затем с дистанции 50 метров дал очередь. Стрелял в дыму, почти вслепую, но один из "Мессеров" пошёл к земле. С чёрным дымом он упал в районе Синявино.

Итог боя: Каберов и Шилков сбили по одному Ju-88, Нагорный и Шестопалов атакой сзади подбили один "Юнкерс". Сами были атакованы 4 Me-109. Одновременной атакой наши лётчики в паре сбили Ме-109. Шестопалов атаковал на развороте второй Ме-109 и сбил его. Сержант Ф. Белоус не вернулся с боевого задания.

За первые 20 дней боёв Александр Шилков лично сбил 1 Ju-88, 2 Me-109, и 1 Me-110 совместно с Каберовым и Прасоловым.

После небольшого перерыва, вызванного нелётной погодой, бои возобновляются.

15 февраля 1943 года 8 ЛаГГ-3  (Каберов, Шестопалов, Шилков и Потёмкин; Агеев, Рябушкин, Минаев и Андрющенко)  вылетали на прикрытие войск в район Красного Бора. В 16:45 при подходе к району барража на высоте 3500 метров получили приказание по радио: "Держите высоту 4500 метров". В это время на высоте 3500 метров появились 2 Me-109 и 2 FW-190.

Из донесения Гвардии старшего сержанта Шилкова:

"В 16:45 - 16:50 один Me-109 зашёл в хвост Андрющенко. Заметив его атаку и видя, что никто эту атаку не отбивает, я решил оторваться от своей группы и атаковать противника. Но я опоздал, и Me-109 дал длинную очередь по самолёту Андрющенко. Он сильно задымил, падения его я не проследил. Зайдя в хвост Me-109, я дал по нему 2 очереди. Me-109 с дымом пошёл в сторону Слуцка. После этого развернулся влево и пошёл к своей группе, но был атакован FW-190 сверху справа на встречном. Заметив атаку противника, я боевым разворотом резко развернулся влево, так как FW-190 пошёл правым виражом. Я зашёл ему в хвост и с дистанции 70 -150 метров дал 3 очереди. FW-190 с резким снижением и дымом пошёл на свою территорию. Преследовать его я не стал и падения не наблюдал.

Второй FW-190 был вверху, но атаки по мне не производил. Я стал искать свою группу, спустился на 2000 метров. Увидев со стороны солнца выше меня 8 Ju-88 на высоте 3000 метров, я резко перешёл на горку и пошёл им в лоб. "Юнкерсы" с пикирования бросили бомбы и, выходя из пикирования выше меня, с правым разворотом ушли на свою территорию. Имея меньшую высоту, догнать я их не мог".

Из донесения Гвардии капитана И. Е. Минаева:

"Самолет Андрющенко с дымам пошёл вниз. Я резко развернулся на Me-109, но Шилков атаковал Me-109 сверху и зажёг его. Me-109 со снижением пошёл в сторону Пушкина. На высоте 1000 метров южнее Колпина наблюдали парашютиста".

Подбитый Шилковым Me-109 горящим упал восточнее города Пушкина. Андрющенко выбросится на парашюте в районе Колпино над территорией противника. Как станет известно уже после войны, лётчик попал в плен. Так Шилков спас жизнь ещё одному товарищу. Вскоре после этого боя из сводок исчезает и имя А. Шилкова.

21 февраля 1943 года 6 ЛаГГ-3, которые вёл комиссар эскадрильи Громодвинников вылетали на прикрытие войск в районе Красный Бор - Никольское. Ведомым у комиссара Шилков, остальные пары Минаев - Лобко, Агеев - Шестопалов. В 12:15 на высоте 4500 метров со стороны Пушкина показалось 2 FW-190, которые со стороны солнца пытались атаковать. Минаев заметил атаку и парой развернулся на них. Громодвинников сделал то же самое. FW-190 друг за другом пошли в атаку на четвёрку, но Минаев, который был выше всех, дал заградительную очередь, а затем с дистанции 100 метров ещё одну, и самолёт противника задымил и стал беспорядочно падать.

В этом бою самолёт Громодвинникова получил серьёзные повреждения, а Шилков в тот же день вылетал ещё раз в район Колпина. Восьмёрку возглавлял капитан Д. Татаренко. В 16:25 на высоте 4500 метров со стороны солнца "ЛаГГи" были атакованы парой FW-190. В бой вступили ещё 2 FW-190. Татаренко сверху спереди с дистанции 100 - 150 метров атаковал и подбил "Фоккер", который дымящим с резким снижением ушёл в сторону города Пушкина. В этом бою был повреждён и ЛаГГ-3 А. Шилкова. Раненый лётчик произвёл вынужденную посадку в районе Овцина.

В своих воспоминаниях Герой Советского Союза Иван Иванович Цапов писал о Шилкове:

"В январских и февральских боях 1943 года он быстро освоился и стал смелым и умелым воздушным бойцом. В одном из боёв Александру пришлось сражаться одному с 4-мя истребителями противника. В этом бою лётчик был ранен в левое плечо. У него оказалась раздробленной лопатка, и он месяц пролежал в госпитале. Позже, вспоминая этот тяжёлый бой, он рассказывал, что, пытаясь уйти от прицельного огня врага, выделывал на своём самолёте такие эволюции, которые ни в одном наставлении не были описаны. Да и сам лётчик детально не мог их описать. Друзья метко прозвали такую фигуру "шилкманом". С тех пор, часто, рассказывая о подобных ситуациях, лётчики говорили: "Из боя вышел "шилкманом".

Неудачу свою в воздушном бою Саша перенёс стойко. Возвратился из госпиталя и снова встал в строй. Ему присвоили офицерское звание, он очень быстро стал ведущим, а затем командиром звена. В бою первым замечал противника, пытался навязать ему свой излюбленный бой на вертикалях. Лётчики его уважали за смелость, решительность, рассудительность. Он был хорошим спортсменом: высокий, атлетически сложен, с виду богатырь. В бою внимательные глаза лётчика подмечали все. После возвращения из полёта указывал каждому на его ошибки, горячился: "Вот здесь ты должен бил сделать так, а ты пошёл туда... Это нельзя так..."   За словом в карман не лез, но бузотёром не был. Мог, "принять на грудь" изрядно, но рассудка не терял. Он был уже семейным человеком, часто вспоминал жену и дочь. Вот почему не принимал он участия и в ночных бдениях лётчиков, когда те резались в "очко". Саша по натуре был прирожденным лидером".

Когда на острове Сейскар построили аэродром с весьма ограниченными размерами, то И. Цапов, ставший к тому времени командиром эскадрильи, отобрал для работы с него лишь 6 лётчиков, обладавших хорошей техникой пилотирования. Среди них был и А. Шилков. За сравнительно короткий срок, всего за неделю, с 7 по 15 Июля он успешно осваивает Ла-5 и 18 Июля прибывает на Сейскар. Скоро его имя вновь встречается в журнале боевых действий дивизии в числе отличившихся в боях лётчиков.

27 июля 1943 года 4 Як-1 и 4 Ла-5 из 3-го ГвИАП прикрывали Ил-2 в районе острова Большой Тютерс. В 06:35 в районе цели вели бой с 3 FW-190 и 2 из них сбили. Один "Фоккер" записали на счёт Шилкова, который был ведущим четвёрки Ла-5.

2 августа 4 Ла-5  (ведущий А. Шилков)  и 2 Ла-5   (ведущий Т. Жучков)  вылетали на сопровождение Ил-2 в район острова Большой Тютерс. С 11:05 по 11:32 в районе острова Сейскар пары Жучкова и Шилкова вели бой с 6 "Брюстерами" финских ВВС и сбили 2 из них. На счёт Шилкова записан один из них. В этом бою самолёт Шилкова получил повреждения - было перебито управление элеронами. Лётчик самолёт не покинул, а сумел посадить его на ограниченную по величине площадку острова Сейскар.

31 августа в 16:48 пара Ла-5  (Шилков - Головко)  вылетали на прикрытие катеров, выходивших на поиск экипажа Ил-2 в район острова Сейскар. Экипаж не нашли. Вдвоём вели бой с 4 FW-190 и один из них сбили. В этом бою лётчики неоднократно приходили на выручку друг другу.

К этому времени Шилков совершил 33 боевых вылета на самолёте Ла-5. На его счету было 7 лично сбитых самолётов противника и 1 в группе.

В начале октября 1943 года его награждают вторым орденом Красного Знамени.

Ла-5 из 3-го Гвардейского ИАП КБФ.

В осень и зиму на Балтике, как правило, из-за сложных погодных условий, бои в воздухе носили ограниченный характер. Активные боевые действия возобновились в феврале 1944 года, когда авиация флота была брошена на прикрытие наших наступающих войск в районе Нарвы.

14 февраля с 10:50 по 11:55 на прикрытие войск вылетали 4 Ла-5 под командованием капитана И. Цапова. В 10:55 "Редут" засёк появление большой группы бомбардировщиков противника, идущих от Чудского озера курсом на север. Офицер связи авиации, получивший данные "Редута", передал их по радио группе Цапова. В 11:05 на береговой черте в районе Каннука - Тойла 4 Ла-5 встретили на высоте 600 - 700 метров группу из 18 Ju-87 в сопровождении 4 FW-190. Наши истребители хорошо использовали метеоусловия  (облачность 10 баллов, дымка)  для скрытного подхода. В 11:28 решительной и неожиданной атакой "все вдруг" ударили по бомбардировщикам противника. "Юнкерсы" после первой же нашей атаки беспорядочно сбросили бомбы и пикированием до бреющего полёта ушли на запад, не оказывая организованного сопротивления. Наши истребители завязали бой с истребителями противника. В результате последовательных комбинированных атак сбито 4 самолёта, из них 2 Ju-87 и FW-190 лично И. Цаповым. Пара Шилков - Головко сбила Ju-87.

15 февраля с 12:33 до 13:35 четвёрка Ла-5, которую возглавлял Шилков, вела свободную охоту в районе Нарва - Кохтла. В районе Кохтла группой был уничтожен аэростат заграждения. В 12:50 по дороге Неве - Ярви лётчики штурмовали колонну и уничтожили 5 автомашин, в 13:10 по дороге Валастэ - Тойла - 2 автомашины.

7 марта 1944 года 4 Ла-5, ведомыя Шилковым, в 14:30 на высоте 1500 - 3000 метров вели неравный бой с 10 Ju-87 и 6 FW-190. Шилков сбил 2 FW-190, которые упали в районе Крекси. Не обошлось без потерь и с нашей стороны. Был сбит самолёт Г. Васильева, который упал в районе боя на территории противника. Лётчик попадёт в плен и останется жив.

И.И.Цапов.
И. И. Цапов.

На следующий день, 8 марта, Шилков снова поднимает 4 Ла-5 в воздух. В 16:25 на высоте 2000 метров в районе города Нарва наши лётчики вели бой на этот раз с 6 FW-190. Шилков сзади сверху с дистанции 100 - 50 метров сбил один "Фоккер". В этом же бою лётчик Баранов сзади сверху был атакован FW-190 и сбит.

26 марта за 105 боевых вылетов, 25 проведённых воздушных боёв, сбитие 11 самолётов противника лично и 3 в группе командир звена 2-й эскадрильи 3-го Гвардейского ИАП КБФ Гвардии младший лейтенант А. А. Шилков был представлен к ордену Ленина. Но командование решает немного "подождать", чтобы лётчик добрал необходимое количество сбитых для представления к званию Героя. Ему вручают 3-й орден Красного Знамени.

Новых побед аса не пришлось долго ждать. 1 апреля 12 Ла-5, которых ведёт командир 1-й эскадрильи Володин, сопровождали группу Пе-2 при налёте на вражеские корабли севернее Азери. В 18:00 - 18:05 шестёрка Ла-5   (ведущий Цапов)  на высоте 4000 метров вела бой с 6 FW-190. Шилков вовремя заметил пару FW-190, идущих со стороны солнца. Ведущий группы И. Цапов, не замечая этой пары, начал разворот, тем самым подставляя свой хвост самолётам противника. Один "Фоккер" пошёл в атаку на ведущего пары.

Шилков устремился ему наперерез и заградительным огнём заставил отвернуть атакующий FW-190. Его ведомый Жучков смело врезался между ними и атакой сверху с дистанции 100 метров сбил одного FW-190, тем самым спас комэска от явной гибели. Шилков 3-мя последовательными атаками сбил второго "Фоккера".

2 апреля вновь 4 Ла-5  (ведущий Шилков)  и 6 Ла-5   (ведущий Володин)  прикрывали Пе-2, наносившие бомбово - штурмовой удар по кораблям противника в районе Азери. В 17:35 группа Шилкова на высоте 3000 метров вела бой с 4 FW-190. Шилков атакой сверху сзади с дистанции 200 - 215 метров сбил первый "Фоккер". Мокшин атакой сзади сверху сбил второго FW-190.

24 апреля Шилков ведёт 6 Ла-5 с задачей выметания авиации противника из района Кунда - Азери. В 18:22 на высоте 2000 метров в 15 км юго - восточнее острова Большой Тютерс лётчики вели бой на вертикальном маневре с 4 FW-190. Кравцов атакой сверху сзади с дистанции 50 метров сбил одного "Фоккера". Мокшин и Морозов сзади сверху с дистанции 60 - 20 метров атаковали 2 FW-190 и сбили одного из них.

13 мая восьмёрка Ла-5  (ведущий Цапов)  вылетала на выметание истребительной авиации противника из района Азери. В 09:12 на высоте 800 метров вели бой с 8 FW-190, которые пытались атаковать Ил-2. Шилков сзади сверху с дистанции 70 метров сбил одного "Фоккера". Один подбитый FW-190 с дымом ушёл на юго - запад.

И.С.Кравцов.
И. С. Кравцов.

7 июля 1944 года звено Ла-5 под командованием Шилкова вылетало на прикрытие десанта и кораблей в районе Койвисто. В 08:25 на высоте 3000 метров завязался бой с 8 FW-190, которые бомбили острова. Бой шёл на виражах на встречных курсах. В результате боя Шилков двумя атаками с дистанции 100 метров сбил одного "Фоккера".

В начале июля за 141 успешный боевой вылет и участие в 32 воздушных боях, в которых он лично сбил 14 и в группе 3 самолёта противника, Гвардии лейтенант А. А. Шилков представлен к званию Героя Советского Союза. 22 июля выходит Указ, а "Золотую Звезду" лётчику вручат в начале сентября.

6 августа 1944 года при отражении налёта авиации на корабли был сбит самолёт лётчика Серого. Вылетавшие на поиск лётчики на траверзе Кохтла в 10 - 12 км северо - западнее Тойла и в 5 - 6 км от берега заметили в шлюпке человека. Шлюпку тянуло к берегу, занятому немцами. Самолёт КОР-2 из-за большой волны посадку произвести не мог и только сбросил продукты. В этот район поспешили 2 катера БМО  ("Большой морской охотник). В течение этого периода лётчики 3-го ГвИАП непрерывно висели в районе и наводили катера на шлюпку. Дважды вылетал с этой задачей и Шилков. Лётчик Серый был спасён.

На следующий день, 7 августа, четвёрка Ла-5, которую повёл Шилков на прикрытие кораблей в Нарвском заливе, в районе банки Вигрунд на высоте 3000 метров вела бой с 2 FW-190. Шилков сзади сверху с дистанции 50 метров сбил одного "Фоккера". Из самолёта выпрыгнул парашютист. Лётчик Шылков сзади сверху с дистанции 75 метров сбил второго FW-190.

Когда командир 2-й эскадрильи Иван Цапов в конце октября убыл на учёбу в город Моздок, на его место был назначен А. Шилков, а более опытный лётчик И. Кравцов стал командиром 1-й эскадрильи.

Капитан Шилков и лётчики, которых он водил в бой, отличились в Ноябре при освобождении острова Церель.

Особо удачный бой провела группа Шилкова 23 ноября. Юго - восточнее острова Церель наши лётчики вели бой с 8 FW-190. Шилков атакой сзади сверху с дистанции 200 - 50 метров сбил "Фоккер". Морозов сверху сбил второй FW-190. Затем Шилков атаками сзади сверху с дистанции 150 - 50 метров сбил 3-й "Фоккер".

В заключительных боях победного 1945 года Шилков сбивает свой последний, 19-й самолёт. 17 февраля на Ла-7 при прикрытии корректировщика Ил-2 в районе Либава его восьмёрка вступает в бой с 12 FW-190. Результат боя: 4 сбитых "Фоккера". По одному самолёту противника, кроме него, сбили Рябушкин, Першин и Попов.

Ещё один бой в составе восьмёрки при выполнении аналогичной задачи в том же районе группа Шилкова проводит 7 марта 1945 года. Самолётов противника на этот раз меньше - 6, но итог боя ничуть не хуже - 3 поверженных на землю FW-190 без потерь с нашей стороны. Их сбили Рябушкин, Лоншаков и Дырин. Это был один из последних боёв, которые провёл командир 2-й эскадрильи 3-го Гвардейского ИАП А. Шилков за войну.

За время его командования эскадрильей лётчики сбили 33 самолёта. Последней наградой лётчику, сделавшему после присвоения ему звания Героя, 46 боевых вылета и проведшему 9 воздушных боёв, в которых он сбил 5 самолётов противника, стал 4-й орден Красного Знамени.

Всего за войну Александр Шилков совершил 164 боевых вылета на ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7, из них 7 на разведку, 31 - на прикрытие кораблей флота, в 40 воздушных боях лично сбил 19 и в группе 3 самолёта противника. По количеству личных воздушных побед он находится в числе первых асов 3-го ГвИАП  (1-я ГвМАД)  и всей истребительной авиации ВВС КБФ.

В боевой характеристике комэска отмечалось:

"Волевой, грамотный командир, обладающий отличными организаторскими способностями. Прекрасный лётчик - истребитель с отличной техникой пилотирования, он сочетает героизм и мужество с трезвым расчётом. Он непрерывно совершенствуется сам и учит молодой лётный состав, как надо бить врага... Любимец лётчиков, в его лице лётчики видят воплощение советского аса. Не было воздушного боя, чтобы Шилков не вышел победителем, несмотря на превосходство врага. Не только в воздухе, но и на земле он всегда среди лётчиков, что-то объясняет, что-то доказывает, причём как в воздухе, так и на земле от него дышит напористостью, убедительностью, настойчивостью. Он учит молодых лётчиков, что в бою надо иметь горячее сердце патриота и холодный рассудок. Врага надо бить умением, перехитрить его, навязать ему свою волю. Для него воздух - это родная стихия, и кто его окружает стремится быть на него похожим".

После войны Шилков продолжил службу. Командовал эскадрильей на Северном флоте. Освоил МиГ-15 и МиГ-17. Как бы навёрстывая упущенное, его военная карьера набирала обороты. В то время как многих лётчиков увольняли по возрасту, по ранению, за пребывание в плену, он уверенно продолжал службу. Окончил Высшие офицерские курсы в городе Моздоке, затем поступил в Военно - Морскую академию в Ленинграде.

Его боевой товарищ И. И. Цапов вспоминает:

"Наши пути - дороги с ним разошлись ещё во время войны, но я вновь встретил его во время академической стажировки в 1954 году. Это было в Калининградской области на аэродроме Нивинское   (близ Багратионовска). Саша проходил стажировку в должности начальника штаба полка. Я был очень рад, что мой бывший подчинённый так уверенно идёт вверх. Однако в поведении его наметились и поступки, не красящие его как офицера. В выходные дни с гарнизона Нивинское мы часто ездили в город Багратионовск. Как-то Саша при возвращении на автобусной остановке познакомился с девушками и в часть в тот день не приехал. Прошло 3 дня. Мы, как могли, на построении скрывали его отсутствие от вышестоящих командиров. За такой проступок он вполне мог "вылететь" и из Академии и из армии. Он появился на 4-й день, и у нас с ним состоялся серьёзный разговор. Я надеялся, что сказанное нами вразумит его и что он сделает правильные выводы.

В 1956 году Александр окончил Военно - Морскую Академию и продолжил службу в авиации Черноморского флота. Потом до меня дошло известие, что с ним в 1960 году произошла нехорошая история, подробностей которой я до сих пор не знаю, но в деле фигурировала женщина. Саша был осуждён, лишён звания Героя. В моей же памяти он остался солдатом - Героем, внесшим достойный вклад в нашу победу".

А.А.Шилков.
А. А. Шилков.

Накануне 60-летия Победы Герой Советского Союза, генерал - лейтенант авиации в отставке Иван Иванович Цапов, который активно работает в Клубе Героев Москвы и Московской области, стал инициатором письма в адрес Главной военной прокуратуры с целью выяснить обстоятельства осуждения своего боевого товарища. В письме, в частности, говорилось:

"Обстоятельств, приведших к осуждению... мы не знаем... Предположительно, его осудил военный трибунал Черноморского флота в Сентябре 1960 года. На основании приговора военного трибунала Указом Президиума Верховного Совета от 19 января 1961 года он был лишён правительственных наград, в там числе и звания Героя Советского Союза и вскоре, по некоторым данным, умер   (или погиб)  в тюрьме.

Убедительно просим Вас проверить законность приговора военного трибунала, по которому осуждён Шилков А. А. и принять соответствующее решение. Просим также выяснить обстоятельства его смерти и сообщить подпадает ли Шилков А. А. под действие акта об амнистии, учитывая его заслуги перед Родиной в период Великой Отечественной войны".

Из прокуратуры пришёл ответ, что это письмо отправлено в Краснодар по месту предполагаемого нахождения дела по осуждению А. Шилкова, что оно взято на контроль. Дело найти не удалось.

Однако в архиве ЦАМО РФ писателю А А. Симонову вскоре удалось разыскать документ, из которого явствовало, что из 10 лет, на которые был осуждён заключенный Шилков, он отбыл всего один год. Скорее всего, он был освобождён по амнистии в связи с 20-й годовщиной начала Великой Отечественной войны. Шилков был восстановлен в воинском звании и поселился в городе Саки в Крыму.


Возврат

Н а з а д


Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz