Турыгин Валерьян Михайлович - советский военный летчик Герой Советского Союза. Советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая звезда Героя Советского Союза

Турыгин Валерьян Михайлович

Турыгин Валерьян Михайлович

Родился 1 июня 1914 года в городе Смоленске в семье служащего. Окончил 7 классов средней школы, в 1929 году - один курс сельскохозяйственного техникума в городе Дорогобуже Смоленской области. Работал грузчиком, камнебоем, трактористом, шофёром, заведующим гаражом, в 1939 году учился в Смоленском аэроклубе. С 1939 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Одесскую военно - авиационную школу пилотов.

С ноября 1941 года старший лейтенант В. М. Турыгин на фронтах Великой Отечественной войны. По июль 1942 года сражался в составе 653-го ИАП; с октября 1942 года по 1943 год - в 269-м ИАП; по декабрь 1944 года - в 149-м ИАП; по март 1945 года - в 813-м ИАП (с 25 декабря 1944 года командовал этим полком); по май 1945 года - в Управлении 8-го ИАК.

К концу войны майор В. М. Турыгин совершил 347 успешных боевых вылетов. В 88 воздушных боях сбил 13 самолётов противника лично, 4 - в группе с товарищами и 7 уничтожил на аэродромах. Выполнил 80 штурмовок войск противника, при этом уничтожил 42 автомашины, 21 полевое орудие, 28 зенитных орудий, 17 танков, 32 железнодорожных вагона, 24 зенитно - пулемётных точки, 23 блиндажа, до 700 вражеских солдат и офицеров.

После войны продолжал службу в ВВС СССР. В 1952 году окончил Липецкие высшие офицерские лётно - тактические курсы. С 1960 года полковник В. М. Турыгин - в запасе. Жил и работал в Ленинграде  (Санкт - Петербурге). Умер 6 ноября 2000 года.

20 марта 1991 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в годы Великой Отечественной войны, удостоен звания Героя Советского Союза.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (четырежды), Отечественной войны 1-й степени  (дважды), Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды  (дважды); медалями и памятными знаками.

*     *     *

...Конец октября и начало ноября 1942 года характеризовалось наивысшим накалом воздушной борьбы на Туапсинском направлении. Немецкая авиация делала ежедневно до 300 боевых вылетов.

23 октября в Адлере приземлились 20 новеньких "ЛаГГов" 269-го истребительного авиаполка  (командир майор М. И. Третьяков). Этому полку уже пришлось повоевать с Адлерского аэродрома в августе 1942 года. Затем он был направлен в тыл на переформирование. Пополнившись людьми и техникой, полк вернулся на старый аэродром, где влился в состав 236-й истребительной авиадивизии 5-й Воздушная армии.

Костяк полка составляли опытные, успевшие повоевать лётчики. Штурман полка 25-летний капитан Валентин Дмитриевич Афанасьев имел репутацию отличного разведчика и воздушного бойца. Ветеран полка, он произвёл 156 боевых вылетов на самолёте И-153, лично сбил 2 вражеских самолёта и 5 в групповых схватках. За мужество и отвагу в феврале 1942 года был награждён орденом Красного Знамени. За образцовое выполнение боевых заданий орденом Красной Звезды был награждён и командир 1-й эскадрильи капитан Григорий Игнатьевич Гроховецкий.

Командир 2-й эскадрильи капитан Павел Александрович Бычков прежде воевал в 653-м истребительном авиаполку на самолёте И-15бис. Устаревшие истребители - бипланы И-15бис использовались, в основном, как лёгкие штурмовики. Тихоходные и слабо вооружённые, эти самолёты часто становились лёгкой добычей немецких истребителей. Уцелеть и вернуться из боя на таком самолёте было уже подвигом, а Бычков произвёл на нём 80 боевых вылетов, в том числе 13 на штурмовку. Его боевые заслуги были отмечены орденом Красного Знамени.

Заместитель Гроховецкого 28-летний капитан Валерьян Михайлович Турыгин раньше так же воевал на И-15бис. Произвёл 140 боевых вылетов, из них 48 на штурмовку. Был награждён орденами Красного Знамени и Красной Звезды, в 269-м авиаполку он считался лучшим специалистом по применению средств радиосвязи.

Вместе с Бычковым и Турыгиным из 653-го авиаполка пришли и лейтенанты Г. В. Бессонов, М. И. Поджары, И. Ф. Симанович, чьи ратные заслуги также были отмечены боевыми наградами.

С такими лётчиками нестрашно было воевать с любым врагом. Но в полку было немало и молодых пилотов, почти не имеющих опыта. Лётчикам майора Третьякова пришлось включаться в боевую работу с ходу, без освоения района действий, что сразу привело к значительным потерям. Первый воздушный бой в Туапсинском небе окончился для лётчиков 269-го ИАП катастрофой. В одном только вылете полк лишился 20% своих боевых машин...

Во второй половине дня 29 октября 1942 года произошло несколько воздушных боёв, один из которых стал самым крупным и напряжённым за всё время боевых действий 236-й истребительной авиадивизии на Туапсинском направлении. Перипетии этого воздушного боя, умелые и решительные действия советских лётчиков подробно описаны в отчёте о боевых действиях 236-й ИАД за октябрь 1942 года, хранящемся в Центральном архиве Министерства обороны.

В 16 часов 10 минут для нанесения штурмового удара по войскам противника в районе хутора Перевальный с Адлерского аэродрома взлетели 6 "Илов" 502-го штурмового авиаполка. Группу вёл младший лейтенант Н. И. Назаров. Следом за ними взлетели истребители прикрытия - 9 ЛаГГ-3, ведомые капитаном В. М. Турыгиным. При необходимости они могли быть усилены с Лазаревского аэродрома находящимся в готовности № 1 дежурным звеном 518-го истребительного авиаполка.

ЛаГГ-3 из состава ВВС Южного фронта.

Штурмовики шли парами на высоте 1400 - 1500 метров. На одной высоте с ними попарно слева и сзади летели истребители группы непосредственного, прикрытия во главе с капитаном Турыгиным. С превышением в 400 - 500 метров над основной группой шла тройка "ЛаГГов" младшего лейтенанта Е. Ф. Руденко, а ещё на 500 - 700 метров выше - пара ЛаГГ-3, пилотируемых лейтенантом М. И. Поджары и Г. В. Бессоновым  (группа свободного маневра).

Радиосвязь между группами и землёй была установлена сразу же после взлёта. С земли сообщили, что в районе Сочи замечена пара вражеских истребителей - "охотников". На подлёте к Лазаревскому 2 Ме-109 попытались приблизиться к основной группе, но после атаки сержантом В. Н. Молчановым скрылись в облака. Они, повидимому, предупредили своих по радио, так как когда советские самолёты перевалили через горы и вышли в заданный район, их там встретили 4 истребителя Ме-109. Имея преимущество в высоте, вражеские самолёты зашли в атаку на звено Руденко, но советские лётчики ускользнули из - под удара и, в свою очередь, контратаковали врага.

Пока истребители среднего яруса прикрытия сражались с противником, штурмовики, снизившись до 600 - 500 метров, с дистанции 1500 - 1000 метров выпустили "эресы" и уже на высоте 350 - 250 метров, выходя из пикирования, сбросили бомбы, одновременно обстреливая вражеские позиции из пушек и пулемётов.

В момент штурмовки к линии фронта подошла большая группа немецких самолётов: 13 Ju-87, 8 Ме-110 и несколько прикрывающих их истребителей Ме-109. Руденко и его ведомые, прекратив бой с Ме-109, устремились в лобовую атаку на заходящие для бомбометания "Юнкерсы". После первой же атаки, в которой было сбито 2 Ю-87, боевой порядок бомбардировщиков противника рассыпался на одиночные самолёты, которые атаковывались нашими лётчиками на разных высотах, вплоть до бреющего полёта. Только нескольким "Юнкерсам" удалось прорваться к нашим войскам, но бомбили они в спешке неприцельно. Уже в течение нескольких минут было сбито 6 Ju-87. Остальные, развернувшись, ушли на север. Ме-110 попытались, в свою очередь, атаковать советские штурмовики. Молчанов, заметив, что в хвост одному из "Илов" заходит Ме-110, сблизился с вражеским самолётом и с дистанции 200 - 250 метров сбил его.

В разгар воздушного боя к противнику подошло ещё 9 вызванных по радио с Майкопского аэродрома истребителей Ме-109. Воздушный бой принял характер беспорядочной свалки. Каждый наш лётчик действовал самостоятельно, независимо от товарищей. Самолеты гонялись друг за другом, описывали замысловато кривые.

Один из Ме-109 зашёл в хвост "ЛаГГа" старшего сержанта В. Т. Воронцова. На выручку ведомому немедленно бросился Турыгин, атаковав врага с задней полусферы. Немецкий истребитель попытался переворотом уйти вниз, но капитан, продолжая преследование, сблизился с ним и с дистанции 200 метров вновь открыл огонь. "Мессер" был подбит, но в этот момент на Турыгина в атаку устремились сразу 4 Ме-109. Сделав переворот, он сблизился с другим ЛаГГ-3 и уже в паре с ним продолжал бой.

Пока "ЛаГГи" сражались с немецкими самолётами, группа Назарова завершила штурмовку и взяла курс на свой аэродром. Следом за "Илами", прикрывая их, пошёл Турыгин со своими ведомыми. Остальные, действуя отдельными парами, продолжали вести воздушный бой. Взаимно прикрывая друг друга и отражая пикирующие на них со всех сторон немецкие истребители, они постепенно увлекали противника в сторону побережья.

Нарушив порядок, наши лётчики совершили ошибку. Противник, который и так имел численное превосходство  (18 Ме-109 против 9 ЛаГГ-3)  теперь мог атаковать нашу группу по частям. На каждый ЛаГГ-3 нападало одновременно до 4 немецких истребителей. Выбросился из горящего самолёта на парашюте над Анастасиевкой Молчанов, с трудом посадил на склон высоты 1036,9 свою подбитую машину Руденко. На Бессонова и Поджары навалились 9 Ме-109 !

Лишь блестящее владение техникой пилотирования спасло наших лётчиков. Особенно тяжело пришлось молодым пилотам, не имевшим ни соответствующих лётных навыков, ни опыта ведения группового воздушного боя. Истребители противника продолжали преследование и над морем. Четвёрка Турыгина снизилась до бреющего полёта. Это была вторая ошибка. "Мессеры", имевшие преимущество в высоте, а следовательно, в скорости и маневренности, получили свободу действий. Три ЛаГГ-3 были сбиты...

Командование дивизии, получив по рации сообщение о начавшемся воздушном бое, немедленно подняло в воздух дежурное звено 518-го истребительного авиаполка - 2 ЛаГГ-3 и 2 Як-1. В 16 часов 50 минут на высоте 1500 метров пару лейтенанта С. М. Колесникова внезапно из - за облаков атаковали 2 Ме-109. Зашедший в хвост самолёту младшего лейтенанта С. С. Кемарского немецкий "охотник" открыл огонь. Горящий ЛаГГ-3 рухнул в море недалеко от Чемитоквадже. Колесников, потеряв ведомого, сразу же ушел на посадку. Вторая пара продолжала полёт, но из - за облачности обнаружить группу Турыгина не смогла и в воздушном бою участия не принимала.

Проведённый воздушный бой оказался рекордным по количеству участвовавших в нём самолётов: 15 советских и 39 немецких. Длился он 20 - 25 минут и, несмотря на численное превосходство противника, закончился в общем - то в пользу нашей авиации. Наши штурмовики успешно выполнили поставленную боевую задачу и удар немецких бомбардировщиков был сорван. Советские истребители записали на свой боевой счёт 11 побед. Три вражеских самолета  (один Ме-110 и два Ju-87)  сбил младший лейтенант Е. Ф. Руденко, один Ме-110 - сержант В. Н. Молчанов, по одному Ме-109 - лейтенант М. И. Поджары и сержант Н. П. Ворганов.

Достаточно велики были и потери советской стороны. Не нернулось 6 самолётов, 1 получил значительное повреждение. Погибли 3 лётчика: старшина А. Н. Ганженко и сержанты В. Ф. Борисов и Н. П. Ворганов. Потери могли быть и меньше, если бы не ошибки, допущенные на заключительном этапе ведения боя. Все наши самолёты были сбиты в оборонительном бою, при отходе.

Сложная воздушная обстановка сложилась на Туапсинском направлении и 3 ноября 1942 года. В этот день немецкая авиация произвела 394 вылета, из них 276 на участке хутор Перевальный - гора Индюк - гора Семашхо против наступающих здесь войск 18-й армии. 5-я Воздушная армия выполнила в этот день 73 боевых вылета, из них 50 пришлось на долю 236-й истребительной авиадивизии.

В 16 часов с Адлерского аэродрома вылетело 8 ЛаГГ-3 из 269-го авиаполка. Недалеко от Шаумяна у одного из истребителей прикрытия начались перебои в моторе. Пилот, старшина Ю. И. Медведев, решил вернуться но, не дотянув двух километров до Лазаревского аэродрома, упал. Падение произошло с небольшой высоты и лётчик отделался ушибами.

Остальные самолёты вышли к цели. Здесь они обнаружили 8 Ме-110, штурмовавших позиции нашей пехоты под прикрытием 3 Ме-109. Несколько в стороне ходил разведчик FW-189, который, повидимому, и навёл "Мессеры". Пара "ЛаГГов" третьего, верхнего яруса прикрытия атаковала Ме-109 и капитан П. А. Бычков одного из них сбил. В это время "Бостоны" стали делать первый заход на цель. Заметив советские бомбардировщики, Ме-110 тут же попарно сзади и снизу попытались их атаковать, но истребители непосредственного прикрытия отбили атаку врага, давая возможность экипажам "Бостонов" продолжать бомбардировку.

Одновременно в бой вступила пара ЛаГГ-3 среднего яруса группы прикрытия. Капитан Турыгин сбил Ме-110, ещё один самолёт был сбит огнём воздушных стрелков с бомбардировщиков. При вторичном заходе на бомбометание немецкие лётчики были уже менее активны: 2 Ме-110, дымя, ушли на свою территорию, а остальные встали в оборонительный вираж. "ЛаГГи" ушли наверх, где шёл бой с Ме-109. Наши бомбардировщики, сделав два захода на цель и беспрепятственно отбомбившись, на максимальной скорости пошли домой.

В.М.Турыгин.

Лётчик - истребитель дважды орденоносец капитан В. М. Турыгин
в кабине самолёта.  Январь 1943 года, Северо - Кавказский фронт.

На обратном пути нашу группу в районе Псебе встретила четвёрка Ме-109, вызванная, очевидно, к месту боя по радио. Навстречу им устремилась пара капитана Турыгина. Немцы сманеврировали. Одна пара вступила в бой с нашими истребителями, другая продолжала преследовать основную группу. Ведомый Турыгина лейтенант И. Ф. Симанович в третьей атаке на встречном курсе сбил Ме-109. Второй немецкий пилот боя не принял и резким маневром ушёл в сторону.

Но Симанович потерял своего ведущего. Пытаясь догнать остальных, он обнаружил, что в хвост ему с превышением в 200 - 300 метров пристраивается одиночный "Мессер"  (вероятно, напарник сбитого немца). Энергичным маневром Симанович сумел уйти из - под удара. Завязался ближний маневренный бой, требующий от лётчика высокого лётного мастерства, быстрой реакции и предельной концентрации внимания. В течение 5 минут самолёты выделывали сложные эволюции. Наконец немецкому лётчику удалось зайти со стороны солнца в лобовую атаку.

Два истребителя стремительно сближались... С дистанции 200 метров Симанович открыл огонь. В следующую секунду вражеский самолёт тенью промелькнул мимо. В кабине потянуло запахом дыма, языки пламени обожгли лицо и руки, ЛаГГ-3 загорелся. Симанович выбросился на парашюте. Приземлился он в двух километрах от посёлка Первомайский. Наблюдавшие за поединком бойцы поста морской пехоты сообщили, что Ме-109, атакованный Симановичем, вместе с лётчиком упал в море в 100 метрах от берега.

Лётчики 269-го авиаполка в этот раз успешно выполнили поставленную перед ними задачу. Прикрываемые ими бомбардировщики благополучно отбомбили и без потерь вернулись на базу. Было сбито 4 вражеских самолёта, правда не обошлось и без потерь. С боевого задания не вернулось 2 "ЛаГГа".

15 ноября 1942 года в районе Туапсе, будучи ведущим восьмёрки истребителей, капитан Турыгин вступил в бой с 48 самолётами противника. В этой схватке он лично сбил 2 самолёта, а его группа - 8 самолётов.

С 25 декабря 1944 года по 15 марта 1945 года майор В. М. Турыгин командовал 813-м истребительным Осовецким Краснознамённым авиационным полком   (215-я истребительная авиационная дивизия, 8-й истребительный авиационный корпус, 4-я Воздушная армия, 2-й Белорусский фронт). К маю 1945 года выполнил 347 успешных боевых вылетов. Проведя 88 воздушных боёв, уничтожил 17 самолётов противника в небе  (13 лично и 4 в группе)  и 7 на земле - при штурмовке аэродромов.

Ла-7 из состава 813-го ИАП.

10 марта 1945 года майор В. М. Турыгин во главе 813-го истребительного авиаполка в составе корпуса участвовал в нанесении штурмового удара по аэродрому противника близ города Данцига  (ныне польский город Гданьск). Всего было уничтожено 103 вражеских самолёта. В этом бою самолёт командира полка был подбит зенитной артиллерией, но В. М. Турыгину удалось совершить посадку на своём аэродроме.

В августе 1945 года отважный лётчик - истребитель представлялся к званию Героя Советского Союза, однако тогда это представление не было реализовано.

Указом Президента СССР от 20 марта 1991 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистским захватчиками в годы Великой Отечественной войны и проявленные при этом мужество и героизм полковнику в отставке Турыгину Валерьяну Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  (№ 11643).

После окончания войны В. М. Турыгин продолжал службу в ВВС СССР. В 1952 году окончил Липецкие высшие офицерские лётно - тактические курсы. Летал на реактивных самолётах, сам обучал лётный и руководящий состав высшему лётному мастерству. В 1960 году полковник В. М. Турыгин уволен в запас. Работал на Ленинградском заводе имени М. И. Калинина. Умер 6 ноября 2000 года. Похоронен в Санкт - Петербурге на Смоленском кладбище.

*     *     *

Список всех известных побед майора В. М. Турыгина:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
103.11.1942 г.1  Ме-110КиркоровоИ-15бис, ЛаГГ-3, Як-1,

Як-7, Як-9, Ла-5, Ла-7.

222.12.1942 г.1  Ме-109сев. Курджинская
308.02.1943 г.1  Ме-109зап. окр. Новороссийск
418.03.1943 г.1  Ме-109юж. Кабардинка
519.03.1943 г.1  Ju-87юж. Мысхако
612.04.1943 г.1  Не-111сев. Холмская
723.04.1943 г.1  Ме-109  (сбит тараном)Новороссийск - Кабардинка
828.06.1944 г.1  FW-190зап. Бобруйск
905.07.1944 г.1  FW-190Барановичи
1025.08.1944 г.1  FW-190сев - зап. ст. Снядово
1116.01.1945 г.1  FW-190Насельск

      Всего сбитых самолётов - 13 + 4  [ 11 + 0 ];  боевых вылетов - 332;  воздушных боёв - 88.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz