КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Борисов Михаил Алексеевич |
Родился 11 ноября 1917 года в дереане Топтыково Раненбургского уезда Рязанской губернии (ныне Чаплыгинский район Липецкой области), в семье крестьянина. С 1938 года в рядах Красной Армии. В 1939 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов. В 1940 году уволен в запас. Работал инструктором - лётчиком во Фрунзенском аэроклубе Москвы. 29 июня 1941 года назначен на должность инструктора - лётчика во 2-й запасной авиационный полк ВВС Военно - Морского Флота. С 23 февраля 1942 года служил пилотом 62-го ИАП ВВС Черноморского флота, через месяц стал командиром звена. 7 июля 1942 года первым из лётчиков полка уничтожил вражеский самолёт Ju-88, а 3 и 4 августа 1942 года сбил ещё 2 самолёта. За непродолжительный период участия в Великой Отечественной войне совершил 100 боевых вылетов. 10 августа 1942 года лётчик 62-го истребительного авиационного полка (ВВС Черноморского флота) младший лейтенант М. А. Борисов участвовал в отражении налёта авиации противника на Новороссийск. Во время боя с 5 вражескими бомбардировщиками уничтожил 3 из них, совершив 2 тарана на горящем истребителе. В этом бою погиб. 6 мая 1965 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина, медалями. Навечно зачислен в списки воинской части. Именем Героя названо село в Крыму. Михаил родился в семье крестьянина - бедняка. В 14 лет приехал в Москву, поступил на завод учеником столяра. Одновременно окончил среднюю школу и аэроклуб, а в 1939 году - 2-ю Краснознамённую школу военных лётчиков имени В. П. Чкалова в городе Борисоглебске. Служил в Белорусском особом военном округе. В декабре 1939 года во время патрулирования в составе звена И-16 перехватил немецкий разведчик Ju-88 и заставил его приземлиться на нашей территории, за что был уволен из армии. Работал инструктором - лётчиком во Фрунзенском аэроклубе Москвы, эатем командиром звена. С началом войны Борисова призвали в армию, но направили не на фронт, а во 2-й запасной авиационный полк морской авиации, где ему предстояло овладеть материальной частью нового самолёта и учить других, мобилизованных из запаса лётчиков. В марте 1942 года вместе с группой лётчиков запасного авиаполка Борисов был зачислен командиром звена 62-го истребительного авиаполка ВВС Черноморского флота, но лишь в начале июля 1942 года полк включился в боевые действия. С аэродрома Мысхако близ Новороссийска лётчики летали на прикрытие этой базы флота, сопровождали корабли, вели воздушную разведку в тылу противника, сопровождали на задание бомбардировщиков и штурмовиков. 7 июля Михаил Борисов в паре со своим ведомым сержантом Низовским уничтожил бомбардировщик противника Ju-88, фотографировавший военные объекты Новороссийска. Своей первой победой Михаил открыл боевой счёт полка. К началу августа на счету Борисова было уже 2 сбитых бомбардировщика и 1 истребитель Me-109. Для поддержки войск Северо - Кавказского фронта на Новороссийском и Туапсинском направлениях в августе 1942 года была создана морская авиагруппа, которой командовал генерал - майор авиации П. П. Квадэ. С выходом противника в районы Новороссийска, Туапсе и Главного Кавказского хребта сухопутные войска поддерживала вся авиация фронта и флота. Боевое управление авиационными частями осуществлялось с флагманского командного пункта ВВС на основе плана боевых действий, утверждаемого Военным советом флота. Уточнение и конкретизация задач производились путём частных приказов и боевых распоряжений. Самолёты Пе-2 и СБ ежедневно наносили бомбовые удары по врагу. Лётчики - истребители самоотверженно дрались в небе Кавказа. В этих боях отличились лётчики 62-го истребительного авиаполка (командир майор В. И. Васильев). Так, только 10 августа, когда бои уже перекинулись в район предгорий Кавказа и жаркие воздушные бои разгорались над Hовороссийском, они сбили 19 немецких самолётов. В этот же день бессмертный подвиг совершил командир звена младший лейтенант Михаил Алексеевич Борисов. Истребители в этот день барражировали над Новороссийской базой. Немцы оголтело рвались к порту совершая один налёт за другим. Они бросили на город 59 бомбардировщиков под прикрытием 20 истребителей, в то время как советская сторона отправила на перехват машины 7-го и 62-го авиаполков. Наши лётчики заявили о сбитии 6 бомбардировщиков He-111 и 3 истребителей Ме-109, при потере 2 своих ЛаГГ-3. Возвращаясь на аэродром после выполнения боевого задания, Борисов по радио получил с командного пункта предупреждение о том, что на высоте 5000 метров на Новороссийск идут 5 вражеских бомбардировщиков. Он решил перехватить врага на подходе и не допустить его к городу. Вдвоём с ведомым - сержантом Василием Холявко ринулись они в атаку. Воздух наполнился рёвом моторов короткими строчками пулемётных очередей. Борисов первым обстрелял ведущего и подбил ему один из моторов. Одновременно его ведомый полоснул по бензобакам замыкающего "Хейнкеля-111", который, вспыхнув, взорвался. Борисов на своем "ЛаГГе" вновь атаковал головной "Хейнкель". Пули уже сверлили фюзеляж и плоскости вражеского самолёта, как вдруг машина Борисова вспыхнула. Можно было выйти из боя и попытаться сбить пламя, но Борисов не отвернул. Он свято чтил традицию полка: "Бить фашистов, пока в лентах есть ещё патроны, а машина подчиняется воле пилота !" Лётчик повёл свой горящий самолёт в атаку на ближайший "Хейнкель". Машины столкнулись. "Хейнкель" развалился на куски и упал в море. Борисов очнулся от страшного удара. Он увидел внизу под собой ещё один самолёт врага. Из последних сил пилот бросает свой израненный "ястребок" на вражеский самолёт и обрубает ему хвост. Теперь уже 3 машины, кувыркаясь, падают вниз, к синей черноморской воде... Так погиб черноморский лётчик - истребитель М. А. Борисов, совершив в одном бою 2 тарана. Он продолжал сражаться даже тогда, когда смерть смотрела ему в глаза. Он заставил её отступить, чтобы нанести ещё один удар по врагу. Гибель Михаила Борисова потрясла личный состав полка. Однако она не вызвала ни страха, ни уныния. В тот день воздушные бои на подступах к Новороссийску разгорелись с невиданной силой. Лётный состав полка за день сделал по 3 - 4 боевых вылета. В воздушных боях в этот день было сбито 16 самолётов врага. Яркая, самоотверженная боевая жизнь Михаила Борисова и сегодня остаётся примером мужества и бесстрашия. За беззаветное мужество и самоотверженность, неодолимую волю к победе над врагом, 23 года спустя ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Он навечно зачислен в списки воинской части. Его именем названо село Борисовка (бывшее Супнели) Pаздольненского района Крымской области. |
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |