Чаплыгин Павел Сергеевич - советский военный летчик - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953. Russian Fighter Aces of 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Чаплыгин Павел Сергеевич

Чаплыгин Павел Сергеевич

Родился 13 января 1921 года в селе Тетеревино Беленихинского района Курской области. Здесь же закончил 4 класса, а в 5 - 6 классах учился в Белгороде. В 1937 году поступил учиться в Щебекинский аэроклуб и одновременно на работу в РОНО. После окончания аэроклуба, в марте 1939 года добровольно вступил в рядах Красной Армии и был направлен в Качинское военное авиационное училище лётчиков, которое окончил в 1940 году. В составе особой группы служил в Монголии.

С октября 1943 года был старшим лётчиком 938-го ИАП ПВО. В феврале 1944 года лейтенант П. С. Чаплыгин был назначен командиром звена 355-го ИАП  (245-я ИАД), летал на Як-9. С июля 1944 года - командир эскадрильи этого же полка.

С 6 сентября 1944 года в действующей армии. В составе своего 355-го ИАП сражался на 1-м Украинском фронте. Участник известного воздушного боя "4 против 30", за что был представлен к награде.

К концу войны командир эскадрильи 355-го истребительного авиационного орденов Кутузова и Александра Невского полка  (181-я истребительная авиационная Ченстоховская ордена Кутузова дивизия, 3-й штурмовой авиационный Минский ордена Кутузова корпус, 2-я Воздушная армия)  капитан П. С. Чаплыгин совершил 105 боевых вылетов, провёл 22 воздушных боя и лично сбил 5 самолётов противника  (3 истребителя и 2 бомбардировщика). 24 июня 1945 года в составе сводного полка 1-го Украинского фронта участвовал в легендарном Параде Победы в Москве.

После окончания войны продолжал служить в ВВС. В 1949 году окончил лётно - тактические курсы ВВС и был назначен помощником командира 3-го Гвардейского полка Московского округа ПВО. С апреля 1952 года - начальник штаба 441-го истребительного авиационного полка. В июле 1959 года закончил Военную командную академию ПВО имени Г. К. Жукова в городе Калинине и остался в ней преподавателем. С октября 1974 года полковник П. С. Чаплыгин - в запасе. По август 1987 года работал военруком музыкального училища. С 1987 года на пенсии.

Награждён орденами: Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Александра Невского, Красной Звезды; 14 медалями и "Золотой медалью за братство по оружию"  (ГДР).

*     *     *

Родился я 13 января 1921 года - в Новый год по старому стилю. До меня в семье уже было четверо детей. Из них я помню одного старшего брата Владимира, а остальные умерли в детстве. О медицинской помощи в больнице тогда не говорили, больница была в 20 верстах от нашей деревни. Хутор, где прошло моё детство, назывался красиво - Малиновка. На хуторе проживали 47 семей, никаких учреждений культуры не было. Только после раскулачивания и выселения мельника в его доме была открыта школа с двухклассным образованием, в которой я и учился. Чтобы учиться в третьем и четвёртом классах, надо было ходить уже в другую, четырёхлетнего обучения школу за 3 километра. В пятом классе школа была за 10 - 12 километров от нашего хутора, а потому практически все, кто закончил четыре класса, на этом и прекратили свою учёбу.

Моя мама работала в колхозе телятницей, хорошо знала все хозяйственные работы и трудности села и заставила меня идти в пятый класс, ежедневно смотрела мои тетради  (хотя была неграмотной, но числа читать умела), чтобы убедиться, что я был в школе. В этот период отец развелся с матерью, оставил ей 4-х детей, а сам женился на молодой учительнице, переехал работать в город Белгород и меня взял к себе. Поэтому с пятого по восьмой класс я учился в Белгородской средней школе. В Белгороде я узнал, что в городе Шебекино открылся аэроклуб.

Вспомните, какое это было время: война в Испании, события на Дальнем Востоке и почти в каждой газете призыв и обращение к молодёжи овладевать военными знаниями, готовить себя к защите Родины !   Мы, юноши 1922 - 1923 годов рождения, идём в военкомат и просим отправить нас бить фашистов. В 1937 году я поступил и в 1938-м с отличием закончил Шебекинский аэроклуб, получил свидетельство пилота. В 1938-м поступил, а в 1940 году закончил с золотой медалью Качинское авиационное училище и стал лейтенантом. После окончания училища был направлен в особую группу в Монгольскую Народную Республику.

С 1940 года служил в Монголии, летал на самолётах И-16, И-153. Занимались подготовкой к боям, летали много, а также выполняли задания по пресечению нарушений государственной границы МНР японскими самураями. Лично я совершил несколько вылетов  (учитывать и записывать это было строго запрещено, сообщать родным, знакомым также было нельзя, все письма контролировались цензурой), но теперь скажу, что качество наших самолётов по сравнению с японскими было хуже, да и условия были неравными. Они взлетали раньше, набирали высоту, а потом только пересекали границу и вели разведку. Наши вылеты на перехват оказывались безрезультатными, мы запаздывали, и только после прибытия в 1943 году новых самолётов типа "Як" наши действия стали успешными, и японцы вылеты прекратили. Mы мечтали попасть в действующую армию - сражаться с фашистами, но неизменно получали отказ.

Но всё-таки я добился отправки на фронт. Труженики Курской области собрали деньги и купили на них танковую колонну и эскадрилью самолётов "Курский колхозник". В день отлёта эскадрильи на фронт, 8 сентября 1944 года, газета "Курская правда" напечатала очерк об эскадрилье. Очерк завершало четверостишие поэта Лебедева:

Места  в  кабинах  заняли  пилоты,
На крыльях звёзды славы зажжены.
Твои, колхозник курский, самолёты
Гвардейской эскадрилье вручены.


Як-9 'Курский колхозник'

Я участвовал в приёмке этих самолётов и летал ни многих из них. Эскадрилья "Курский колхозник" участвовала в боях, и её лётчики сбили на этих самолётах более десятка немецких самолётов.

За Великую Отечественную войну я произвёл 105 боевых вылетов, участвовал в 22 воздушных боях, лично сбил 5 самолётов противника. Мне запомнился каждый воздушный бой, все они были разными.

24 января 1945 года энергичным маневром и метким огнём сбил FW-190 из пары "охотников", которая пыталась атаковать группу наших штурмовиков Ил-2.

25 февраля 1945 года со своим ведомым провёл воздушный бой с парой Ме-109, в котором сбил один "Мессер".

17 апреля 1945 года, прикрывая поле боя в районе Тимендорфа, ведущим пары "Яков" провёл воздушный бой с парой Ме-109, в результате которого сбил "Мессер", который упал возле Регенсдорфа.

Як-9 'Курский колхозник'

Но особенно запомнился бой "4 против 30". Об этом воздушном бое написано во всех учебниках по авиации. 23 апреля 1945 года, ведущим пары в группе из 4 "Яков", прикрывал поле боя в районе Бауцен. Северо - западнее цели встретили большую группу самолётов противника: 12 FW-190 и 18 Ju-87, которые пытались атаковать наши войска. Атаковав на встречных курсах пикировщики Ju-87, сбил одного из них, заставил остальных беспорядочно сбросить бомбы. Затем вступили в бой с "Фоккерами". В этом бою наша четвёрка сбила 4 самолёта противника и успешно вернулась на свой аэродром. Все участники были награждены орденами, а командиру группы А. У. Еремину присвоено звание Героя Советского Союза.

Окончилась война, и меня от личного состава дивизии послали на Парад Победы. Я не только участвовал в Параде Победы, но и был среди участников приёма в Кремле. Вспоминаю, как радостно встречала Москва победителей. Нас приглашали во все театры Москвы, на все выставки, отлично одели, выдали посылки с подарками для родителей, предоставили 10-суточный отпуск, не считая дороги, разрешили бесплатный проезд на всех видах транспорта СССР, позаботились о питании находящегося в отпуске и его возвращении в часть. Только тренировка к Параду Победы длилась месяц, ежедневно по 10 - 12 часов и даже по ночам. На Параде Победы участникам были выданы специальные удостоверения.

Чаплыгин Павел Сергеевич

Война закончилась, и я стал думать: что дальше ?   Образование 8 классов, много наград, здоров - уволюсь на "гражданку". Этой мыслью поделился с умнейшим человеком - начальником штаба дивизии полковником Александровым и своей женой Александрой Михаиловной  (мы поженились 17 октября 1945 года), и они дали мне совет: тебе, Павел Сергеевич, надо окончить среднюю школу, потом поступать в Академию, иначе без среднего образования на "гражданке" будет очень тяжело. Я принял совет к исполнению и стал ходить в вечернюю школу, а мои подчинённые подшучивали, что осталось год жить, а много лет учиться.

Закончил 10 классов вечерней школы, а потом с отличием Академию ПВО и был назначен старшим преподавателем этой же академии, где проработал более 15 лет. Дослужился до полковника. За свою продолжительную службу в рядах Советской армии  (более 34 календарных лет), работая на различных должностях, я встречался со многими людьми, был депутатом областного совета Брянской области и всегда находил понимание и уважение.

Мы с женой вырастили и воспитали двух дочерей - Татьяну и Ольгу. Обе дочери врачи. У нас двое внуков и двое правнуков.

*     *     *

Список всех известных побед капитана П. С. Чаплыгина:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
124.01.1945 г.1  FW-190южнее НиколаиЯк-9.
230.03.1945 г.1  Ме-109Ратибор
317.04.1945 г.1  Ме-109Регенсдорф
423.04.1945 г.1  Ju-87северо - западнее Бауцена

      Всего сбитых самолётов - 5 + 0  [ 4 + 0 ];  боевых вылетов - 105;  воздушных боёв - 17.


(Использована информация с сайта - "Тверская земля в военной истории России.")



Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz