КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Федоренко Василий Иванович |
Родился 31 декабря 1913 года в городе Харькове, ныне административном центре Харьковской области Украины, в семье рабочего. Окончил 7 классов и школу ФЗУ при Харьковском вагоноремонтном заводе. Летать учился в городском аэроклубе. Работал намотчиком. С 1935 года в рядах Красной Армии. В 1938 году окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков. Участник боёв с японскими захватчиками в районе реки Халхин - Гол. 17 ноября 1939 года награждён медалью "За отвагу". С сентября 1942 года старший лейтенант В. И. Федоренко в действующей армии. Участник весенних боёв в небе Кубани. К маю 1943 года штурман 979-го истребительного авиационного полка (230-я штурмовая авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Северо - Кавказский фронт) капитан В. И. Федоренко совершил 116 боевых вылетов. В 51 воздушном бою сбил лично 10 и в группе 2 вражеских самолёта. 24 мая 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. 22 сентября 1943 года погиб в воздушном бою. К тому времени совершил около 200 боевых вылетов. В воздушных боях сбил 13 самолётов противника лично и 5 в группе с товарищами. Навечно зачислен в списки воинской части. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды. Похоронен на центральной площади станицы Красноармейская (Красноармейский район Краснодарского края). Василий Федоренко родился в семье харьковского рабочего, в авиацию пришёл по призыву комсомола. Сначала был мотористом в аэроклубе, а в 1935 году поднял в небо самолёт. Через некоторое время в числе лучших курсантов его направили в лётную школу. В 1938 году он окончил Чугуевское военное авиационное училище, после чего служил лётчиком - инструктором в Качинской, Читинской и Батайской военных авиационных школах пилотов. С первых дней Великой Отечественной войны Федоренко стремился на фронт, но на каждую просьбу получал отказ: нужно было готовить воздушных бойцов. И всё - таки он добился своего. В сентябре 1942 года его направили в действующую армию. Он прибыл на фронт в период тяжёлых и кровопролитных боёв за Кавказ - осенью 1942 года. Инструктор и командир отряда лётной школы, он имел большой опыт высотных полётов, в совершенстве знал самолёт, обладал высокой авиационной культурой. На фронте он проявил себя незаурядным командиром и смелым лётчиком. С первых боевых вылетов, Василий пристально присматривался к врагу, изучал его повадки, проверял свои тактические приёмы на практике. В музее боевой славы части хранятся воспоминания бывшего комиссара истребительного авиационного полка, майора в отставке, А. М. Журавлёва. Вот что он пишет: "Штурман полка старший лейтенант Василий Иванович Федоренко показывал в воздушных боях образцы мужества и героизма. Он вскоре стал одним из лучших лётчиков фронта, о его железной воле и смелости ходили легенды. А не земле был удивительно добродушен и приветлив. Широкоплечий, с серыми, искрящимися в улыбке глазами, он стал душой полка. Наши лётчики любили его, а враги боялись..." В первых числах декабря 1942 года штурман 979-го истребительного авиаполка капитан В. И. Федоренко получил задание на вылет во главе ударной группы из 6 ЛаГГ-3 на прикрытие боевых действий наших штурмовиков. Подлетая к линии фронта, в районе станицы Кадгорок, истребители встретили 8 Ме-109. Федоренко, оценив обстановку, дал по радио команду: "Четвёрке сопровождать "Илы" на цель. Я с Сыртлановым атакую "Мессеры". Пара "ЛаГГов" отделилась от группы и, увеличивая скорость, стремительно пошла на сближение с противником. Федоренко отлично владел самолётом и бортовым оружием, хорошо знал и приёмы вражеских лётчиков. Он с ведомым младшим лейтенантом Сыртлановым смело отбивал атаки наседавших с разных сторон 8 "Мессеров" и тут же в подходящий момент сам атаковал противника, зная, что лучшая оборона в сложившейся обстановке - решительная контратака. У капитана создавались критические моменты: когда он ловил в прицел фашистский истребитель и открывал по нему огонь, то сам попадал в прицел вражеского самолёта. Огненные ленты трассирующих пуль и снарядов сверкали слева и справа от его истребителя. Тогда капитан вынужден был прерывать преследование врага, резким маневром уходить от атаковавшего его "Мессера". Василий снова старался занять позицию для атаки, передавая по радио своему ведомому: "Сыртланов, иду в атаку, прикрой !". Фашистские лётчики, имея численное превосходство, были уверены, что им без особых усилий удастся расправиться с двумя советскими лётчиками. Задача же нашей пары - отвлечь группу фашистских истребителей на себя, сковать их боем и дать возможность штурмовикам успешно проутюжить вражеские войска. Но вот Капитан оказался метров на 100 выше одного зазевавшегося "Мессера". Он тут же бросил свой истребитель в пикирование и, словно сокол, с высоты устремился на врага. Мигом поймал его в перекрестие прицела и послал 2 короткие очереди из пушки и пулемётов. Вражеский самолёт накренился влево, потом безнадёжно опустил нос и пошёл к земле. За ним потянулась лента плотного дыма. Сыртланов, прикрывая своего командира, тоже угодил в прицел "Мессера". Чтобы оторваться от него, срезал радиус разворота истребителя Федоренко и оказался впереди него. Капитан заметил, что ведомый попал в беду, и тут же атаковал "Мессер", открыв упреждающий огонь. Враг вынужден был спасаться резким отворотом в сторону, но Федоренко упорно держался в хвосте "Мессера" и подправлял перекрестие прицела. Короткие очереди продырявили стервятника, и он, густо задымив, стал терять высоту. Под прикрытием истребителей фашист потянул в сторону своего аэродрома. Капитан В. И. Федоренко в том бою лично сбил один Ме-109 и подбил второй. 12 декабря 1942 года семёрка истребителей, ведомая старшим лейтенантом Федоренко, навязала бой 12 "Мессерам" и сбила 3 из них, заставив остальных повернуть назад. После разгрома под Сталинградом немецкие войска попятились на запад. К весне 1943 года усилились бои за освобождение Кубани. Шла жестокая битва на земле и в воздухе. Советские воины, взаимодействуя, помогали друг другу изгонять врага с кубанской земли. Что ни день, то боевые вылеты. Задания различные: на прикрытие наземных войск, сопровождение боевых действий штурмовиков или "свободную охоту". Ранним безоблачным утром 11 апреля 1943 года 13 ЛаГГ-3 под командой капитана В. Федоренко поднялись в воздух и, набрав высоту, ушли в район станиц Крымская - Абинская на прикрытие с воздуха наших войск. В заданном районе группа "ЛаГГов" встретилась с 20 Ме-109. Завязался ожесточённый бой. Немецкие лётчики группами по 4 - 6 самолётов с разных направлений атаковали наши истребители, стремясь расчленить звенья "ЛаГГов", чтобы потом нападать на одиночные машины. Вдохновляемые своим командиром, наши лётчики мужественно отражали все атаки противника. Часто в боях, невзирая на численное превосходство противника, победителем выходил Василий Федоренко. "Это ему везёт", - поговаривали некоторые лётчики. Но везение тут было ни при чём. Ведь Федоренко не был новичком в истребительной авиации. Начав службу в Красной Армии с 1935 года, он имел хорошую теоретическую и практическую подготовку, отлично владел техникой пилотирования и снайперской стрельбой. Так было и на этот раз. Командир группы истребителей Федоренко внимательно наблюдал за маневрами "Мессеров" и предупреждал по радио подопечных о грозящей им опасности. Тут же, выбрав удобный момент, он поймал вражеский самолёт в прицел и точным огнем отправил его на землю. Вскоре за первым горящими факелами пошли к земле ещё 2 Ме-109. Это вдохновило наших солдат и офицеров, наблюдавших с земли за боем, на смелую атаку. Все свои победы Василий Иванович Федоренко одержал на истребителе ЛаГГ-3. В перерывах между боями он вёл дневник, скупые, но яркие строки которого нельзя читать без волнения: "9 апреля. Прибыли на Кубань. Ведём здесь боевую работу. Сегодня прикрывали передний край обороны наших войск в районе станицы Крымской. Встретили двух Ме-109. Четвёркой взяли их в "клещи", и мне посчастливилось сбить одного. 11 апреля. Опять летал на прикрытие боевых действий наших войск в районе Крымской. Бомбёров врага не было. Встретились с 20 самолётами Ме-109. Нас 12 было ЛаГГ-3. Завязался воздушный бой на разных высотах. Они маневрировали по вертикали и затянули нас на 4000 метров. Тяжеловато было, чего греха таить, ведь их почти вдвое больше. Но мои соколы смело вступили в бой: Сыртланов и Шумов сбили по одному, и я тоже одного свалил ! Наших потерь не было. Хорошо поработали. 15 апреля. Опять выполняли ту же задачу, что и раньше. И опять 20 "Мессеров" набросились на нашу группу. Эшелонируюсь по высотам, враг стремился разбить, расчленить нашу группу на подгруппы, чтобы легче с нами расправиться. Но мы на эту удочку не пошли. Неглупые... Поддерживая друг друга, наши лётчики вели бой компактно, смело, искусно маневрируя и метко водя огонь. Вскоре после начала боя мне удалось одного "Месса" прострочить по кабине. Сразу же закувыркался... Потом второго сбил Сыртланов. Вот татарин молодец ! Смелый, настойчивый, упрямый в бою... Немцы после этого удрали, не в силах были расчистить путь для своих бомбёров. 6 мая наши войска заняли станицу Крымская ! Откололся кусочек от "Голубой линии" врага. Это нас радует, в этом ведь и наша доля победы... Василий Федоренко успешно летал и на разведку. Много раз он доставлял ценные сведения о передвижениях и концентрации вражеских войск. Будучи штурманом авиаполка, он добился отличной подготовки лётного состава. В полку не было случаев потери ориентировки при выполнении боевых заданий даже в сложных метеоусловиях. В одном из воздушных боёв погиб его ведомый младший лейтенант Н. Сыртланов. Василий поклялся отомстить врагам за него. И слово своё сдержал: день спустя в одном бою уничтожил 2 самолёта противника. После этого боевого вылета он писал родным: "Вспомнил сынишку Юрку - ему скоро 4 годика. Как я хочу дожить до того дня, когда не будет войны ! Ради этого я бью сегодня фашистов, иначе они уничтожат меня, моих родных, Юрку, всех людей, милых моему сердцу. На моём счету 10 сбитых самолётов. Мало ? Да, ещё мало ! Я горю желанием сбить больше, чтобы приблизить победу моей Родине, которую я люблю, как мать". Множился его личный боевой счёт. К маю 1943 года штурман 979-го истребительного авиационного полка капитан В. И. Федоренко совершил 116 боевых вылетов, провёл 51 воздушный бой, в которых сбил лично 10 самолётов противника и 2 в группе с товарищами. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм капитан Федоренко Василий Иванович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 995). На его груди к этому времени уже сверкали ордена Красного Знамени и Красной Звезды. Это событие весь полк отметил как большой праздник. Героя чествовали, им гордились, с него брали пример. Впереди у Василия были новые воздушные схватки, новые победы. Отважный лётчик метким огнём продолжал и дальше уничтожать врага. Высшая награда Родины умножила силы воина. До полного изгнания фашистских захватчиков с кубанской земли оставалось уже немного дней. Но не дожил до Великой Победы отважный воздушный боец. 22 сентября 1943 года он произвёл свой последний боевой вылет. О нём рассказал бывший замполит полка майор в отставке А. М. Журавлёв: "При подходе к линии фронта наша шестёрка внезапно была атакована группой истребителей врага, появившейся из - за туч, со стороны солнца. Четыре "Мессера" один за другим, круто пикируя, помчались в атаку на ведущего - капитана Федоренко. Когда один "Мессер" проскочил рядом, Федоренко расстрелял его. Но в это же время ещё 2 "Мессера" атаковали нашего лётчика. Самолёт командира содрогнулся... стал пикировать и скрылся за сопками... - Командира сбили ! - крикнул по радио майор А. Хвостов, шедший рядом с Федоренко... Наша пятёрка "ястребков" бросилась в бой. Вскоре ещё 2 фашиста нашли себе могилу на Тамани". Всего год воевал он. За это время совершил около 200 боевых вылетов на истребителе ЛаГГ-3, провёл более 50 воздушных боя, в которых уничтожил 13 вражеских самолётов лично и 5 в группе с товарищами. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 12 личных и 2 групповые победы лётчика. ] Похоронен Герой на центральной площади станицы Красноармейской Красноармейского района Краснодарского края. Приказом Министра обороны СССР капитан В. И. Федоренко за проявленные в боях с фашистскими захватчиками мужество и героизм навечно зачислен в списки 1-й эскадрильи истребительного авиационного полка. Талантливый и храбрый лётчик Василий Федоренко не дошёл до Берлина. Но он сделал всё, чтобы приблизить долгожданный день Победы. Список всех известных побед капитана
В. И. Федоренко:
|
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |