Гарам Михаил Александрович - советский военный летчик Герой Советского Союза. Советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая звезда Героя Советского Союза

Гарам Михаил Александрович

М.А.Гарам

Родился в 1918 году в селе Власовка, ныне Ичнянского района Черниговской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов, школу связи, работал механиком телефонно - телеграфной станции, учился в аэроклубе. С 1938 года в рядах Красной Армии. В 1939 году окончил 8-ю Одесскую военную авиационную школу лётчиков.

С Июня 1941 года Младший лейтенант М. А. Гарам в действующей армии. По Август 1941 года служил в составе 2-го ИАП; по Июнь 1944 года - в 434-м ИАП  (32-м Гвардейском ИАП).

26 Сентября 1941 года Лейтенант М. А. Гарам в воздушном бою, на повреждённом истребителе Як-1, будучи раненым, таранил вражеский бомбардировщик. Сам совершил посадку на повреждённом самолёте.

К Февралю 1943 года старший лётчик 32-го Гвардейского истребительного авиационного полка  (210-я истребительная авиадивизия, 1-й истребительный авиакорпус, 3-я Воздушная армия, Калининский фронт)  Гвардии старший лейтенант М. А. Гарам совершил 185 боевых вылетов, сбил 13 вражеских самолётов.

22 Февраля 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

28 Июня 1944 года тяжело ранен в авиакатастрофе. 30 Июня умер от ран.

Награждён орденами: Ленина  (дважды), Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени; медалью. Похоронен в деревне Стрелка Мосальского района Калужской области. В родном селе установлен бюст Героя. Его именем названы улицы в ряде сёл Ичнянского района.

*     *     *

В годину лихих испытаний на борьбу с немецко - фашистскими захватчиками поднялся весь советский народ. Целыми семьями уходили на фронт люди. Крылом к крылу взлетали навстречу врагу и стали Героями Советского Союза братья Глинки - Борис и Дмитрий, братья Курзенковы - Сергей и Александр, брат и сестра Константиновы, штурманы авиации дальнего действия братья Паничкины.

В дни войны гремела и слава трёх братьев Гарам. И не случайно. В семье Гарам лётное дело стало фамильной профессией. Кто же такие братья Гарам, отличившиеся в грозном небе войны ?

В 1933 году старший из братьев, Николай, по путёвке комсомола был направлен в Ростовскую школу пилотов Гражданского Воздушного Флота, летал на трассе Ростов - Махачкала. 16-летний Виктор не вытерпел и поехал к Николаю в Батайск. Устроился в авиационной мастерской при школе. Часто бывал он у брата на аэродроме и подолгу сидел в кабине самолёта. А потом поступил в школу планеристов Ростовского аэроклуба.

Мечтал стать лётчиком и Михаил. Вскоре вместе с Николаем, Виктор и Михаил поехали в Винницу. Здесь Николай стал лётчиком - инструктором аэроклуба, а младшие братья без отрыва от производства стали учиться лётному делу у старшего брата. Он же помог им устроиться и на работу: одному - токарем на завод, другому - монтёром на главпочтампт.

Совершая учебные полёты на У-2, каждый из них видел себя в кабине истребителя, но котором можно подниматься на большую высоту, выполнять самые сложные фигуры, летать с огромной скоростью, сражаться с врагом.

В 1937 году райком комсомола направил Михаила и Виктора в Одесскую военную школу лётчиков имени Героя Советского Союза Полины Осипенко. Там познали они то ни с чем не сравнимое чувство полёта, которое испытываешь только на истребителе. Теперь Николай пишет рапорт: "Я выучил двух братьев лётному делу. Хочу быть вместе с ними, создадим одно звено истребителей. Прошу отпустить в военную школу". По личному распоряжению Маршала Советского Союза К. Е. Ворошилова, его просьба была удовлетворена.

Братья Гарам.
Бесстрашные братья Гарам.

Так Николай, Михаил и Виктор снова оказались вместе. Братья Гарам по всем дисциплинам имели только отличные оценки. За успехи в боевой и политической подготовке они были награждены почётными грамотами. Их портреты были занесены на Доску Почёта. В полётах у братьев как бы установился один почерк. Они стремились добиться такого искусства ведения боя, чтобы лётчик и машина были неуязвимы в схватке с противником, чтобы враг всегда чувствовал разящую силу удара советских истребителей.

После посещения родителями части, где служили их сыновья, младший сын, Павел, твёрдо решил: пойду и я по стопам братьев !

По просьбе родителей в часть, где служили Николай, Михаил, и Виктор, был направлен и Павел - авиационным механиком. Теперь в одном гарнизоне служили 4 брата Гарам. В то время был широко известен танковый экипаж братьев Михеевых, которые служили на Дальнем Востоке. За короткий период времени и звено братьев Гарам стало передовым во 2-м истребительном авиационном полку ВВС Киевского особого военного округа.

В первый час войны братья Гарам поднялись в небо на своих боевых машинах. Николай шёл в бой ведущим, а Михаил и Виктор были ведомыми в звене. Отважно сражались братья. Их самолёты, кажется, никогда не покидали неба.

Так они и летали втроём. Но военная судьба вскоре разъединила братьев: Николай остался в старом полку, а Михаил и Виктор в Августе 1941 года попали в 434-й авиаполк.

434-й ИАП был укомплектован, как отмечается в историческом формуляре полка, "из лётчиков и техников расформированных частей на различных фронтах Отечественной войны". В состав формируемого полка вошли и братья Лейтенанты Михаил и Виктор Гарам, прибывшие из 2-го ИАП и воевавшие с первого дня войны на Юго - Западном фронте. Попали в этот полк и многие другие уже побывавшие в боях пилоты, но по разным причинам оставшиеся "безлошадными" и направленные в тыл на переформирование.

434-й ИАП получил на вооружение истребители ЛаГГ-3 первых серий, вооружённые одной пушкой, двумя 12,7-мм пулемётами БС и двумя 7,62-мм пулемётами ШКАС и имевшие большой запас топлива в пяти баках. В первых же боях ЛаГГ-3 с Ме-109 стало ясно, что советский истребитель проигрывает противнику в максимальной скорости, скороподъёмности и маневренности. Кроме того, выяснилось, что ЛаГГ-3 легко срывался в штопор при резком перетягивании ручки на себя на любых режимах полёта.

Николай Гарам, 1941 год.
Николай Гарам, 1941 год.

Первую победу Михаил одержал в Сентябре 1941 года, когда в напряжённом воздушном бою сбил бомбардировщик Ju-88. Затем ещё несколько вражеских самолётов пылающими факелами упали на землю от меткого огня братьев Гарам.

Но война есть война. 9 Сентября 1941 года не вернулся с боевого задания Виктор. В неравном бою он сбил "Юнкерса", но 3 Ме-109 взяли его самолёт в клещи. Прицельный огонь противника нарушил управление самолётом. А внизу - территория, занятая врагом...

Михаил тяжело переживал потерю брата. В его волосах появились новые седины. На борту своего самолёта он написал: "Месть за Виктора !". И день мести пришёл. 26 Сентября 1941 года !   День, который яркой страницей вошёл в боевую летопись полка, прославил имя Михаила Гарама.

В тот памятный день пятёрка наших истребителей нанесла штурмовой удар по вражескому аэродрому. 16 немецких машин превратились в пылающие костры. 4 из них уничтожил Михаил Гарам.

В этот же день, в силу ряда обстоятельств, Михаилу пришлось одному вести бой с 9 вражескими истребителями Ме-109. Близость опасности действует на людей по - разному. У Гарамов опасность вызывала чувство дерзкой отваги, яростное стремление бороться и победить во что бы то ни стало.

Завязалась ожесточённая схватка. Первым на Михаила ринулся в атаку ведущий "Мессер". Михаил перевёл свой самолёт в набор высоты и принял лобовую атаку. Противник её не выдержал и начал разворот в сторону. Этим мгновением воспользовался Гарам. Ему оказалось достаточно одной прицельной очереди, и Ме-109 камнем пошёл к земле.

Два других немецких истребителя попытались взять машину Михаила в клещи, но Гарам умело сманеврировал и вырвался из клещей, а вражеские самолёты столкнулись и грудой горящих обломков рухнули на землю.

Но и Гарам был тяжело ранен, а его самолёт, получив в ходе боя повреждения, чуть держался в воздухе. Уже подошёл к концу и боезапас. А враг продолжал наседать. Не подавая виду, что его машина безоружна, Михаил попытался выйти из боя. Машина плохо слушалась руля, силы покидали пилота. А противника было ещё шестеро, и их атаки продолжались. Михаил сделал несколько энергичных эволюций и, к своему удивлению, оторвался от противника. "Мессеры" вдруг прекратили преследование - то ли у них горючее было на исходе, то ли убедились, что с советским лётчиком им не сладить. Но для Михаила Гарама бой ещё не кончился. Самое трудное испытание было ещё впереди.

Возвращаясь после этой тяжёлой неравной схватки на повреждённой машине, временами впадая в полуобморочное состояние, Михаил встретил вражеский самолёт - разведчик Ju-88. Он решает уничтожить врага. Но как ?   У него нет боеприпасов. Решение пришло мгновенно. Используя преимущество в высоте, Михаил бросил свой самолёт на "Юнкерс". Что произошло в следующую секунду, лётчик не мог вспомнить. Он только на минуту очнулся и увидел, как быстро приближается земля. Ему удалось вырвать машину из пикирования и перевести в горизонтальный полёт, но сознание опять померкло.

Очнулся Михаил только в госпитале. Позже очевидцы рассказали, что он винтом своего самолёта отрубил хвост "Юнкерсу". Обе машины стали падать, но у самой земли советский истребитель вышел из пикирования и неуклюже приземлился.

Так в одном боевом вылете Михаил Гарам уничтожил 4 самолёта противника, при этом один таранным ударом. За этот выдающийся подвиг он был награждён орденом Ленина. Он сражался так, как говорил Чкалов: пока глаза видят землю, а руки держат штурвал. На вопросы же товарищей о таране, Михаил отвечал просто: "Воюю как велит сердце, как велит долг".

29 Сентября полк, сдав оставшиеся 5 самолётов, был выведен на новое формирование: лётный состав вылетел на станцию Сейма для пополнения и получения новых самолётов; технический состав приступил к оборудованию аэродрома вблизи деревни Железная Гора Будгощенского района Ленинградской области.

Во 2-м запасном полку 434-й ИАП был пополнен новыми лётчиками. Получил полк и новые ЛаГГ-3 производства горьковского завода № 21. На них были сняты пулемёты ШКАС, демонтированы оба крыльевых топливных бака и установлены предкрылки, повышавшие устойчивость самолёта на малых скоростях и его взлётно - посадочные характеристики. На новых самолётах были смонтированы направляющие для 6 реактивных снарядов РС-82.

ЛаГГ-3 из 434-го ИАП.

ЛаГГ-3 из состава 434-го ИАП.  Волховский фронт.  Зима 1941 - 1942 годов.

9 Января 1942 года Лейтенант Михаил Гарам в паре со Старшим лейтенантом Иваном Избинским сбили над Киришами разведчик Hs-126.

3 Февраля лётчики М. Гарам и В. Орехов вылетели на прикрытие своих войск. Во время патрулирования в районе Спасская Полисть наша пара была атакована пятёркой Ме-109. В результате воздушного боя самолёты Гарама и Орехова были подбиты, лётчики совершили вынужденную посадку и вернулись в полк через 3 дня.

10 Марта 1942 года 434-й ИАП, сдав оставшиеся 7 самолётов ЛаГГ-3, был направлен на переформирование в 6-й запасной авиационный полк на аэродром в городе Рассказово  (Тамбовская область)  для укомплектования и перевооружения на новую материальную часть - самолёты Як-1.

Всего с 24 Августа 1941 года по 10 Марта 1942 года 434-й истребительный авиационный полк произвёл 745 боевых вылетов и записал на свой счёт 28 сбитых в воздушных боях самолётов противника. Наиболее результативными лётчиками полка стали: Капитан С. Корзников - 4 сбитых самолёта лично и 2 - в группе, Старший лейтенант И. Избинский - 2 лично и 2 - в группе, Лейтенант В. Орехов - 3 лично и 1 - в группе, Младший лейтенант М. Гарам - 2 лично и 1 - в группе, Майор Корягин - 2 самолёта лично, Младший лейтенант Чернов - 2 самолёта лично, Младший лейтенант Коровченко - 1 лично и 2 - в группе.

10 Июня 1942 года, после очередного переформирования, 434-й авиаполк получил приказ командующего ВВС Генерал - лейтенанта авиации А. А. Новикова передислоцироваться на Юго - Западный фронт. На фронт были направлены 1-я авиационная эскадрилья под командованием Капитана В. П. Бабкова и 2-я эскадрилья под командованием Капитана А. И. Якимова  (по 10 самолётов Як-1 в каждой). 3-я эскадрилья полка в тот момент была укомплектована только техническим составом и поэтому осталась в Люберцах.

Як-1 из 434-го ИАП. 1942 год.

Самолёт Як-1 из состава 434-го ИАП.  Юго - Западный фронт.  Июнь 1942 года.

12 Июня 434-й истребительный авиационный полк в составе 19 самолётов перебазировался на полевой аэродром Песчанка вблизи города Валуйки и вошёл в состав ВВС Юго - Западного фронта.

30 Июня 1942 года 6-я полевая армия вермахта перешла в наступление из района Волчанска и прорвала нашу оборону. В этот день Лейтенант Михаил Гарам и Младший лейтенант Парфенов в районе Валуйки сбили по одному Ме-109.

1 Июля десятка "Яков", ведомая Майором И. Клещёвым, встретила в районе Валуйки истребители противника. Михаил Гарам сбил один Ме-109. Однако он сам был сбит и выбросился из горящего самолёта на парашюте, получив ожоги лица и руки, но остался в строю.

5 Июля 434-й ИАП по приказу командующего ВВС РККА был отведён для получения новой матчасти на аэродром Люберцы. Оставшиеся самолёты Як-1 были переданы соседним авиачастям. По всей видимости, в условиях продолжавшегося наступления противника командование решило не подвергать особый полк риску оказаться в окружении.

За 3 недели боёв на Юго - Западном фронте с 13 Июня по 4 Июля 1942 года лётчики 434-й истребительного авиационного полка совершили 880 боевых вылетов, провели 29 воздушных боёв и уничтожили 35 самолётов противника, в том числе 10 бомбардировщиков  (7 Не-111 и 3 Ju-88). Свои потери составили 4 самолёта.

...В Августе 1942 года на одном из аэродромов под Сталинградом Михаил вновь встретился с Николаем. Братья снова стали воевать вместе, в одной эскадрилье. К тому времени они глубоко познали секреты мастерства и победы над врагом. У них сочетались отвага с риском, хладнокровие с осмотрительностью, решительность с умением.

Однажды лётчики вылетели на прикрытие наших войск от ударов вражеской авиации. По радио им передали, что 18 Ме-109 пытаются атаковать наших бомбардировщиков. Николай, Михаил Гарам и трое их товарищей, не смущаясь численностью вражеских истребителей, ринулись в бой. Левее показалась четвёрка Ме-109, проходящая стороной. Известная уловка противника - они стараются отвлечь внимание нашей группы от главной цели. Ведь дальше летят основные силы - 14 "Мессеров", которые хотят атаковать наши бомбардировщики. Вот и основная группа.

Николай первым ринулся в бой. Его атака была стремительной и неотразимой. Огненная трасса прошила Ме-109. Одним врагом стало меньше. Минуты 2 спустя второй "Мессер" последовал за первым.

Противник рассыпался в разные стороны. В это время следовавший за братом Михаил увидел самолёт с эмблемой "Пиковый Туз" на капоте. На таких машинах обычно летали отборные немецкие асы. Михаил, прикрываемый братом, ринулся в атаку. Немецкий пилот пытался переворотом через крыло уйти от преследования "Яка". В этом положении он застыл на какое - то мгновение, подставив брюхо под прицельный огонь Михаила. Оставляя чёрный дымный след, "Мессер" закончил свой путь на земле...

- Смотри, Коля, как хвалёные тузы горят. Это им за Виктора !

Хотя надпись на фюзеляже его машины сменилась, Михаил летал теперь на именном самолёте: "Эскадрилье имени М. Калинина от трудящихся Пензенской области", он и Николай мстили за брата Виктора.

Поединок...

За несколько дней Сентября 1942 года в небе Сталинграда Николай и Михаил сбили ещё 3 немецких истребителя с "Пиковыми Тузами" на борту  (скорее всего это были машины истребительной группы JG 53). Всего же во время ожесточённых боёв в небе Сталинграда Николай и Михаил сбили в общей сложности 7 самолётов противника  (из них 4 - на счету Михаила). В том же Сентябре, в одном из боёв, на глазах у Михаила погиб Николай: его подбитый самолёт упал на минное поле и подорвался.

Это случилось 20 Сентября. В тот день, вылетев на задание парой, Николай и Михаил завязали "карусель" с 8 вражескими истребителями. В этом труднейшем бою братьям пришлось применить весь арсенал своих знаний и умений. Им удалось сбить одного врага, затем другого... Но тут загорелся самолёт Николая.

- Коля, прыгай !   Я прикрою ! - передал по радио Михаил.

Но, видимо Николай был тяжело ранен. Воспользоваться парашютом он не сумел...

Видя гибель брата, Михаил стиснул зубы. Он перестал думать об опасности и стремительно бросил свою машину навстречу оставшейся в воздухе шестёрке врага. Не выдержав такого напора, противник вышел из боя и скрылся.

В Феврале 1943 года сложил голову младший из братьев - Павел. Михаил тяжело переживал свалившиеся на него горе. И всё же эти горести на сломили его волю. Теперь Михаил продолжал бить врага за себя и за троих братьев. Он внимательно анализировал каждый проведённый бой. Всесторонний учёт боевой обстановки, искусное владение самолётом, умение идти на смелый и обоснованный риск приносили ему всё новые победы в боях. 12 Марта 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях за Родину, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

М.А.Гарам

15 Марта 32-й ГвИАП совершил несколько боевых вылетов на прикрытие переправ через реку Ловать. В бою Старший лейтенант Михаил Гарам и лейтенант Марков уничтожили 2 Ме-109 в районе Векшино и Кобылкино.

Во время боевых действий на Брянском фронте летом 1943 года Капитан М. А. Гарам лично уничтожил ещё 2 самолёта.

В дальнейшем Михаил Гарам был несколько раз ранен, но, едва подлечившись, снова возвращался на фронт. С присущей ему стойкостью и отвагой он продолжал бить врага. Командуя эскадрильей Михаил Гарам личным примером учил своих подчинённых побеждать врага.

Так, 12 Июля 1943 года лётчики 32-го ГвИАП заявили об уничтожении 21 самолёта противника, в том числе 10 бомбардировщиков. Отличились Гарам, Келейников, Марков, Мошин, Пономаренко, сбившие по 2 самолёта противника и другие лётчики.

К Июню 1944 года М. А. Гарам довёл счёт сбитых самолётов противника до 19. Слава Михаила Гарама гремела по всем фронтам. Он сражался отважно, но до Дня Победы не дожил.

28 Июня при взлёте с аэродрома Изубры самолёт командира 3-й авиационной эскадрильи 32-го Гвардейского авиаполка Героя Советского Союза Майора Михаила Гарама упал и разбился. Очевидец трагедии Георгий Иванович Зайченко вспоминал:

"Трудно сказать, что произошло, но на взлёте самолёт Михаила свалился на крыло и скапотировал. Когда я и другие техники, выпускавшие самолёты, прибыли к месту катастрофы и старались перевернуть самолёт вверх кабиной, чтобы вытащить лётчика, Михаил ещё подавал признаки жизни. Сил наших было недостаточно, чтобы перевернуть самолёт, а когда подоспела помощь - было поздно. Миша скончался у нас на руках. Это была тяжёлая для всех нас потеря: братьев Гарам в полку все любили, а Михаила особенно".

На траурном митинге при похоронах Героя прозвучали такие слова: "Пусть будет земля тебе пухом, дорогой Михаил. О подвигах, совершённых тобою во имя нашей победы, мы будем помнить вечно".

В родной дом после войны вернулся только Виктор. В том неравном воздушном бою в Сентябре 1941 года, когда он был сбит, ему удалось воспользоваться парашютом. Но... внизу оказались немцы. Пройдя все невзгоды плена, Виктор лишь в Апреле 1945 года был освобождён нашими войсками.

В воздушных схватках крылатая семья уничтожила 43 вражеских самолёта. В этих цифрах воплощён подвиг 4-х братьев, их непреклонное мужество и завидное мастерство. Наиболее результативным пилотом среди них стал Михаил Гарам. За время войны он совершил более 230 боевых вылетов. В воздушных боях и на земле он уничтожил 27 вражеских самолётов  (19 лично и 3 в группе, ещё 5 - на земле).   [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 13 личных и 1 групповую победы. ]

Своими подвигами они победили смерть. Трое братьев отдали свою жизнь в боях с врагами. Вечно будут жить в памяти нашего народа их имена: Николай, Михаил и Павел Гарам. В школьном музее посёлка Парафиевка Черниговской области есть экспозиция, рассказывающая о жизни и боевом пути братьев.

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии майора М. А. Гарама:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
126.09.1941 г.1  Ме-109сев. ЛюбаньЛаГГ-3, Як-1,

Як-7, Ла-5.
21  Ju-88сев. Любань
309.01.1942 г.1  Hs-126  (в паре - 1 / 2)Кириши
424.06.1942 г.1  Ме-110Двуречное
530.06.1942 г.1  Ме-109Валуйки
601.07.1942 г.1  Ме-109Валуйки
719.09.1942 г.1  Ме-110Кузьмичи
81  Ju-87ст. Котлубань
91  Ме-109ст. Котлубань
1020.09.1942 г.1  Ме-109сев. - зап. ст. Котлубань
1115.01.1943 г.1  Ме-109сев. ст. Чернозём
121  FW-190юж. Великие Луки
1318.01.1943 г.1  Ме-109оз. у дер. Бор Лазова
1415.03.1943 г.1  Ме-109Кобылкино

       Всего сбитых самолётов - 13 + 1;  боевых вылетов - 213.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz