Родился 16 декабря 1916 года в селе Княжево Алговского
(ныне Моршанского) района Тамбовской области, в семье крестьянина. Образование
среднее. Работал плотником. После окончания педагогических курсов работал учителем
в школе № 12 города Улан - Удэ, учился в местном аэроклубе Осоавиахима. С 1938 года
в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Батайскую военную авиационную школу
пилотов.
Участник Великой Отечественной войны с первого дня. 28 июня 1941
года в районе города Остров Псковской области лётчик 158-го истребительного
авиационного полка (39-я истребительная авиационная дивизия, Северный фронт)
младший лейтенант П. Т. Харитонов в бою с группой бомбардировщиков, на повреждённом
И-16 таранил Ju-88 и произвёл вынужденную посадку в поле.
8 июля 1941 года, вместе с М. П. Жуковым и С. И. Здоровцевым первым
во время войны удостоен звания Героя Советского Союза.
Через 2 месяца, 25 августа 1941 под Ленинградом совершил второй
таран, сбив ещё один бомбардировщик. Награждён орденом Ленина.
В одном из последующих боёв был тяжело ранен и вернулся в строй
лишь в 1944 году. Войну закончил с 14 воздушными победами, одержанными лично и в
составе группы.
После войны продолжал служить в ВВС. В 1953 году окончил Военно -
Воздушную академию. Был заместителем командира истребительной авиационной дивизии.
За успехи в боевой и политической подготовке награждён орденом Красной Звезды.
С 1955 года полковник П. Т. Харитонов - в отставке. Жил в Донецке. Работал в штабе
Гражданской обороны города. Умер 1 февраля 1987 года.
Награждён орденами: Ленина (дважды), Отечественной войны
1-й степени, Красной Звезды; медалями.
* * *
Это было 28 июня 1941 года на подступах к Ленинграду. Группу
самолётов со свастикой, пытавшихся нанести бомбовой удар по городу Остров
(Псковская область), встретили наши истребители. Завязался ожесточённый бой, в
ходе которого Пётр Харитонов отсёк один вражеский бомбардировщик от группы и
решил его уничтожить.
Пётр вёл свой первый воздушный бой. Ещё недавно он, уроженец
Тамбовской области, работал плотником, а затем с путёвкой комсомола пришёл в
авиацию. Не удивительно, что молодой лётчик имел ещё слишком мало боевого опыта.
Самолёт противника со снижением уходил всё дальше и дальше...
Харитонов прибавил обороты мотора и решил уничтожить врага
любой ценой. Он направил свою машину на самолёт врага - вперёд и вниз. С каждой
секундой расстояние между ними сокращалось, до земли оставалось 50 метров. Пётр
вплотную подошёл к бомбардировщику и винтом ударил по его хвостовому оперению.
Обломки вражеской машины упали в лес. Самолёт Харитонова из - за повреждённого
винта сильно трясло, было ясно, что далеко на нём не протянешь. Тогда он отыскал
площадку для посадки и вскоре благополучно приземлился.
В оперативной сводке штаба ВВС Северного фронта за этот день
отмечалось:
"Лётчик 158-го истребительного авиаполка
Пётр Харитонов, ведя воздушный бой с вражеским бомбардировщиком "Юнкерс-88" в
районе юго - западнее Пскова, попал под огонь воздушного стрелка противника.
Машина младшего лейтенанта Харитонова получила повреждения, отказали пулемёты.
Тогда лётчик подвёл свой истребитель И-16 к хвосту бомбардировщика и воздушным
винтом отрубил ему руль высоты. Лишившись управления, фашистский бомбардировщик
врезался в землю. Харитонов дотянул до аэродрома и благополучно посадил свою
повреждённую машину".
А вот что вспоминает об этот поединке сам полковник П. Харитонов:
"Не патроны у меня тогда кончились, а пулемёты
не стреляли !.. Патрулирую я на "Ишачке", вижу одиночный Ju-88. Вспомнил совет
одного капитана из оперативного отдела: "Бей по наиболее уязвимым местам !"
Атакую и прицеливаюсь по бензобаку. Но не стреляют мои пулемёты. И вдруг - что за
чёрт - противник, дымя, идёт на снижение. Перезаряжаю пулемёты и снова атакую.
Опять пулемёты молчат, а фашист всё снижается, оставляя за хвостом полосу дыма.
Догадался я, что включили они форсаж моторов, хотят обмануть меня,
имитируют, будто подбит самолёт и вот - вот рухнет. Ну, думаю, не на такого напали.
Иду ещё раз в атаку и вижу, что метрах в 50 - 70 от меня выровнялся бомбардировщик
и уходит туда, откуда пришёл. Разозлился я страшно и решил таранить.
Подобрался к хвосту "Юнкерса". Расстояние сокращается с каждой
секундой. Сбавил скорость, прикинул, куда ударить получше, и винтом обрубил ему
рули глубины. Тут уж бомбардировщик действительно пошёл к земле. Трое из экипажа
сгорели, 4-й выбросился с парашютом, его в плен взяли. Он - то и показал: экипаж
состоял из опытных асов, за бомбардировку городов Англии и Франции все имели
Железные кресты. Ну, а я, как говорится, на родную землю без потерь приземлился.
Многому меня научил этот бой..."
О тех днях вспоминает Главный маршал авиации А. А. Новиков:
"Вернулся я в Ленинград только вечером и
сразу стал готовиться к поездке в Смольный для доклада Военному совету фронта.
Не успел ознакомиться с боевой сводкой дня, как зазвонил телефон. Я снял трубку
и узнал голос Холзакова. Он сообщил такое, чему я не сразу поверил.
- Харитонов, говорите ? - взволнованно крикнул я в трубку. -
Немедленно пришлите все подробности этогго боя !
Сообщение Холзакова буквально ошеломило меня. Смелости, отваги,
стойкости и мужества нашим лётчикам было не занимать. Но вот с тем, что совершил
лётчик 158-го истребительного авиаполка комсомолец младший лейтенант Пётр Харитонов,
я столкнулся впервые. Это был воздушный таран, и совершил его совсем молодой
пилот в первом же своем боевом вылете...
Только тот, кто на себе испытал первые месяцы войны, когда с фронта
поступали сообщения, повергавшие в смятение даже закалённых людей, только тот
по - настоящему поймёт, что означал для нас этот подвиг.
Таран Петра Харитонова был в ленинградском небе первой ласточкой.
Это позже стало известно о многочисленных проявлениях героического самопожертвования
советских воинов в первые дни войны, а в то время мы ещё не знали о них..."
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1941 года
Петру Харитонову было присвоено звание Героя Советского Союза (ему была
вручена медаль "Золотая Звезда" № 543). Вместе с ним высокого звания были
удостоены Степан Здоровцев и Михаил Жуков, также сбившие таранами вражеские
самолёты на подступах к Ленинграду. Трое лётчиков - истребителей стали первыми
среди награждённых "Золотой Звездой" в годы Великой Отечественной войны.
Пётр Харитонов родился 16 декабря 1916 года в селе Княжево
Тамбовской области в семье крестьянина. Окончил среднюю школу. В 1932 году
уехал на Дальний Восток. Работал плотником в Улан - Удэ, а после окончания
педагогических курсов - учителем в школе № 12. С 1938 года в рядах Красной
Армии. В 1940 году окончил Батайскую военную авиашколу лётчиков имени Героя
Советского Союза Серова. Служил в 158-м истребительном авиационном полку...
25 августа 1941 года таранным ударом Пётр Харитонов уничтожил
ещё один самолёт противника.
На следующий день Совинформбюро сообщило: "За последние 2 дня
лётчики, охраняющие подступы к Ленинграду, сбили в воздушных боях и уничтожили
на аэродромах противника 101 вражеский самолёт. За эти дни особенно отличился
Герой Советского Союза младший лейтенант П. Т. Харитонов".
О том как всё это происходило, вспоминает полковник П. Харитонов:
"В тот день, помню, шёл дождь. Я и лейтенант
Иозица - странная фамилия у него была, чешская, кажется, - сидели на поле в готовности
№ 1. К самолётам привезли обед. Но поесть нам так и не удалось: было приказано
срочно вылететь на перехват фашистских бомбардировщиков, направляющихся к Ленинграду.
Поднявшись в воздух, мы сразу же обнаружили самолёты противника
и, подойдя к ним поближе, завязали бой. Фашисты не ожидали столь стремительного
нападения и на какое - то мгновение замешкались. Это решило исход боя. Через несколько
минут оба бомбардировщика были сбиты, а третий, тоже изрядно изрешечённый, лёг
на обратный курс. Я лечу над ним и веду огонь с возможно более близкой дистанции.
Противник, естественно, огрызается, и мне приходится постоянно маневрировать.
Но вот боезапас израсходован. Что делать ?..
Кружусь над этим проклятым "Хенкейлем-111", размышлять особенно
некогда, чувствую, - ещё немного и уйдёт. Принимаю решение - таранить. Падаю
вниз, выжимая из "ишачка" всю возможную скорость, рублю плоскостью по хвостовому
оперению бомбардировщика. Конечно, обе машины потеряли управление. Я еле выбрался
из кабины.
Плыву под куполом парашюта, слышу, пули свистят. Поднял голову:
весь экипаж "Хенкейля" надо мной, четверо их гадов. Подтянул стропы, чтоб ускорить
падение, и так ударился ногами о твёрдый грунт, что голенища сапог лопнули !
В. П. Иозица. |
Сгоряча и боли не почувствовал. Постепенно освободился от парашюта,
перезарядил пистолет и стал наблюдать, маскируясь в кустах. Господи ! Неужели
я, лётчик, на земле погибну ! И вдруг - тра-та-та-та ! Это Виктор
Иозица меня сверху прикрывает. Ну, думаю, вдвоём - то мы ещё повоюем. Летает мой
лейтенант и поливает их свинцом на бреющем, чуть ли не к самой земле прижимается.
Одного, самого прыткого фашиста он уложил, остальных взяли в плен наши солдаты,
прибежавшие на выстрелы.
Только после этого осмотрел я себя, ощупал. Гляжу, пробит пулей
левый рукав и левый карман гимнастёрки. Обрадовался: рядом была смертяшка и пролетела
- значит, счастливчик я. А посмотрел на ноги - ахнул. Распухли как колоды, не
слушаются, не идут..."
Вскоре на прифронтовом аэродроме Петру Харитонову за этот подвиг
был вручён второй орден Ленина.
Ленинградское радио пригласило героя к микрофону, и он сказал:
"Смысл жизни мы, советские лётчики, видим в смертельной битве с фашизмом, в его
полном истреблении... Мне уже дважды довелось таранить самолёты врага. Надо будет,
пойду и на третий".
Ещё один пример. Четвёрка наших истребителей под командованием
Героя Советского Союза майора В. И. Матвеева, патрулируя над ледовой трассой 1
Января 1942 года у острова Зеленец, обнаружила 2 вражеских истребителя Ме-109,
вылетевших на охоту за автомашинами. В. И. Матвеев подал команду: "Впереди 2
самолёта противника. Атака". В этот же момент сзади и сверху из - за облаков на
его самолёт устремилась вторая пара Ме-109. Командир не заметил их. Но один из
ведомых В. И. Матвеева - Герой Советского Союза П. Т. Харитонов - был настороже
и меткой очередью сбил атакующего "Мессера". Строя маневр для атаки второго вражеского
истребителя, П. Т. Харитонов заметил, что против нашей четвёрки уже сражается более
20 Ме-109.
Бой стал неравным. Командир группы майор В. И. Матвеев всё время
находился в гуще боя. Он атаковал вражеский самолёт, пикировавший на автоколонну,
и с первой же очереди сбил его. Затем, выбрав новую цель, В. И. Матвеев стал
сближаться с ней, но в это время один Ме-109 подошёл снизу и открыл огонь по
его самолёту. Товарищи видели, как машина В. И. Матвеева вошла в штопор и не
вышла из него...
За гибель своего командира 3 наших лётчика в этом бою заставили
ещё 2-х фашистских пилотов поплатиться жизнью.
Вскоре Пётр Харитонов был назначен командиром эскадрильи 964-го
истребительного авиационного полка. В одном из воздушных боёв был тяжело ранен и
вернулся в строй только в 1944 году. Служил в частях ПВО.
Всего за время Великой Отечественной войны Пётр Тимофеевич Харитонов
уничтожил 14 самолётов противника. [ М. Ю. Быков в
своих исследованиях указывает на 2 личные и 4 групповые победы лётчика. ]
|