Косса Михаил Ильич - советский военный летчик Герой Советского Союза. Советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая звезда Героя Советского Союза

Косса Михаил Ильич

М.И.Косса.

Родился 20 Октября 1921 года в селе Малоекатериновка, ныне посёлок городского типа Запорожского района Запорожской области  (Украина), в семье крестьянина. Окончил 7 классов и аэроклуб в городе Днепропетровске. Работал ретушером. С 1940 года в Красной Армии. В 1941 году окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов.

С Февраля по Август 1942 года сержант М. И. Косса сражался в составе 247-го ИАП, принимавшего участие в боях на Керченском полуострове, входя в состав 203-й ИАД. С Февраля 1943 года до конца войны был командиром звена, заместителем командира эскадрильи 42-го Гвардейского истребительного авиационного полка  (216-я смешанная авиационная дивизия и 269-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия)  в составе Северо - Кавказского фронта, Отдельной Приморской армии и 2-го Белорусского фронта.

К Маю 1945 года Гвардии старший лейтенант М. И. Косса совершил 375 боевых вылетов, в 113 воздушных боях сбил 15 самолётов противника. Участник Парада Победы 24 Июня 1945 года в составе сводного полка 2-го Белорусского фронта.

15 Мая 1946 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

В 1949 году окончил Краснодарскую высшую офицерскую школу штурманов. Служил в должности командира эскадрильи в 54-м Гвардейском ИАП, затем с Мая по Сентябрь 1949 года - командиром звена учебного центра ДОСАВ в селе Ротмировка Киевской области.

24 Сентября 1949 года арестован. Расстрелян по приговору суда за измену Родине. 7 Февраля 1951 года лишён звания Героя Советского Союза. 1 Июня 1966 года реабилитирован и восстановлен в звании Героя Советского Союза.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (трижды), Отечественной войны 1-й и 2-й степеней; медалями.

*     *     *

Имя Михаила Коссы долгое время не стояло в славном ряду советских истребителей - асов. Необычна как его боевая биография, так и послевоенная судьба.

На фронт он прибыл в Феврале 1942 года. С первых же дней показал себя храбрым воздушным бойцом. Первый сбитый самолёт противника был засчитан ему за бой 21 Мая 1942 года. В этот день Косса вылетел в составе 6 Як-1 на прикрытие наших войск, переправляющихся через Керченский пролив. В воздушном бою с 30 Ju-88 и 8 Mе-109 на подходе к переправе, врезавшись в строй, лётчик первым поджёг один Ju-88. Горящий "Юнкерс" врезался в землю. Несмотря на явное численное превосходство, наши истребители заставили бомбардировщиков сбросить бомбовый груз в воду, не причинив нашим войскам никакого ущерба. Со сбитого Ju-88 выбросились 2 парашютиста, которых взяли в плен.

12 Июля того же года в районе Криворожья от его огня в землю врезался горящий Ме-109F, а через 6 дней - Не-111. 20 Июля в районе Весёлогорск сгорел ещё один Не-111.

За сбитые самолёты лётчика представили к ордену Красного Знамени, но эту свою первую награду он получить не успел.

2 Августа 1942 года при выполнении боевого задания его самолёт был подбит немецкой зенитной артиллерией. Лётчик выбросился с парашютом, который раскрылся лишь в 70 метрах от земли. Он упал на крышу сарая в одной из деревушек на территории оккупированной Украины.

Герой Советского Союза И. Чернец в нескольких книгах описывал мытарства сбитых над территорией противника лётчиков. Один из эпизодов посвящён ночёвке лётчика в доме одной молодки.

"- Слышь, прохожий, не вздумай лезть на меня, всё равно не дамся.

В одной рубашке женщина присаживается возле меня.

- Давно ли до беды, подумай ?   Пропадёшь ни за что !   А у меня тебе будет дружно. Оставайся и живи, сколько хочешь. Нет документов ?   Купим. Нынче всё можно купить. Нынче дурак только не торгует, не наживается. Ты мне ещё в сумерках приглянулся, право оставайся. Мне без мужика знаешь как муторно, как страшно ! - жмётся женщина мягкой грудью к моей щеке и шепчет, убеждает: - Голодным сидеть не будешь и каторжную работу делать не будешь.

- Да шугани ты её к...

Но как можно обижать её ?   Ведь я гость, меня приютили, от стужи укрыли, а я- ноги на стол. Пусть себе тарантит. Ей не муж, а просто мужик нужен - вот где собака зарыта".

Так и Косса, скрываясь от немцев, некоторое время проживал у гражданки Сук под видом её мужа. Дважды его арестовывали местные полицаи и помещали в тюрьму. Оба раза за него просила фиктивная жена. Это ходатайство помогало, и его отпускали. После прихода наших частей, через 5 месяцев, лётчик добрался до своего полка. В отличие от многих других лиц, находившихся на оккупированной территории, которых отстраняли от боевой деятельности и отправляли подальше в тыл, его оставили на фронте. Боевые лётчики были нужны.

Особенно ярко выразилось мастерство лётчика в больших по масштабу воздушных сражениях в период осробождения Кубани, Таманского и Керченского полуострова и Крыма. Не раз на страницах газет делился он своим боевым опытом, рассказывал молодым лётчикам об особенностях высотного боя, о том, как сбитый им ас Люфтваффе, герой Бизерты и Туниса Г. Мыслер заявил после пленения: "Хорошие у вас машины. А русские лётчики не имеют себе равных".

2 Апреля 1943 года лётчик продолжил счёт своим победам. В составе звена, которое вёл заместитель комэска Иван Горбунов, он вылетел на прикрытие наших войск. При барраже в районе Троицкой наведенные по радио наши лётчики обнаружили разведчика FW-189, которого прикрывали 2 Mе-109. Горбунов с пикирования пошёл на разведчика и сбил его. С целью отрезать истребительное прикрытие Косса пошёл в атаку на пару Ме-109F и сбил их обоих в районе станицы Анастасиевской. Эту победу наших истребителей с восхищением наблюдали наземные войска, в том числе и Генерал - майор авиации А. В. Борман. Спустя 2 дня приказом командующего 4-й Воздушной армии К. А. Вершинина советских асов награждают орденами Красного Знамени.

20 Апреля в воздухе то и дело завязывались ожесточённые схватки с переменным успехом с участием до 100 - 120 самолётов. Всего в этот день было сбито около 20 самолётов, в основном FW-190, в их числе оказались и лётчики известной истребительной эскадры "Удэт". Косса сбил в этот день один Mе-109.

Результат - 2 победы в один день - Косса повторил 28 Мая 1943 года, который стал кульминацией воздушного сражения на Кубани. В течение дня группы бомбардировщиков по 20 - 25 самолётов с сильным истребительным прикрытием шли волна за волной на позиции наших войск.

Лётчики уже совершили 4 боевых вылета. После последнего с трудом вылезали из самолётов. В изнеможении плюхались под фюзеляж. Кто-то прошёл мимо и сочувственно посоветовал лётчику В. Исаеву: "Иди в домик. Сегодня, наверное всё..."

Исаев проснулся через полчаса от настойчивых толчков командира полка Александровича.

- Получен приказ на барражирование всем полком. Ожидается массированный налёт авиации противника. Взлёт через 11 минут.

В полку оставалось всего 12 машин, да и те давно требовали капитального ремонта. Взлетели все, но уже через несколько минут Василий услышал в наушниках беспокойный голос командира полка:

- Мотор не тянет !   Командование принять Исаеву. Продолжайте выполнять задачу !

Ещё 3 самолёта вынуждены были вернуться на аэродром. Остальные 8 Як-1 разбились на 2 четвёрки, одну из них возглавил Исаев, а другую - Канкошеев и, углубившись на 30 - 40 километров в сторону противника, стали ходить параллельно фронту. Прошло с полчаса, и со стороны Таманского полуострова показалась первая группа до 27 самолётов Ju-87 и Не-111. Бомбардировщиков прикрывали 16 Mе-109.

Минута промедления - и наши истребители окажутся в зоне сплошного огня бомбардировщиков.

- Глядаеву и Соболю связать боем истребители противника, - приказал Исаев. - Остальным прикрывать меня !   Иду на уничтожение.

Исаев круто набрал высоту и сверху бросился на ведущего первой девятки. От короткой очереди ведущий распался на куски от взрыва собственных бомб. Лишь теперь растерявшиеся стрелки открыли беспорядочный огонь.

Через 2 минуты Василий пикировал уже на ведущего второй девятки. Лётчик видит, как турель с пулемётами медленно поднимается в его сторону. Он всё же успевает вывести свой "Як" в так называемую мёртвую зону. Снова короткая очередь - и загорелся второй бомбардировщик. Исаев лишь заметил, как экипаж покинул самолёт, и тут же белые купола парашютов медленно поплыли вниз в районе станицы Киевской.

Наш лётчик уже держал курс на ведущего третьей девятки. Очередь. И тут же где-то сбоку взрыв, от которого истребитель бросило в сторону.

Оставшись без командиров, немецкие лётчики растерялись. Выход, чтобы спастись, как им показалось, был только один - немедленно сбросить груз и таким образом увеличить маневренность. Сотни бомб были сброшены в чисто поле и частично на головы своих войск.

К позициям пехотинцев Отдельной Приморской армии приближалась вторая волна бомбардировщиков. Исаев успел произвести ещё 2 атаки, и снова по ведущим групп. "Хейнкель-111" какие-то секунды продолжал свой полёт, а потом, оставляя за собой шлейф дыма, пошёл к земле. Пятого бомбардировщика Исаев настиг в тот момент, когда он освобождался от бомб. Этот бомбардировщик поспешил уклониться от встречи с, казалось, неуязвимым советским истребителем.

Паника во второй группе была, пожалуй, ещё большей, чем в первой. Боезапас у Исаева был на исходе, и он дал команду остальным лётчикам:

- Прикрываю !   Идите на уничтожение !

Летчики Зайцев, Кузьменко и Шевченко по примеру командира метким огнём сбили ещё 3 самолёта противника.

Четвёрка Канкошеева после атаки бомбардировщиков завязала бой с истребителями противника. Вскоре Канкошеев добавил к сбитому Ju-87 истребитель Mе-109.

В это время он заметил, как подбитый Як-1 Лейтенанта Ф. Калугина уходит со снижением от преследования 4-х Mе-109. Не теряя времени, в самый критический момент Канкошеев ударил с высоты. Одного Mе-109 подбил, остальных разогнал.

Третья и четвёртая группы бомбардировщиков решили не рисковать. Лётчики этих самолётов сбросили бомбы в залив и, не ввязываясь в бой, ушли обратно.

В этот день дважды отличился и Косса. Сбитый им в бою "Хейнкель-111" упал в 3 км севернее станицы Крымская. Перед этим из подбитого им самолёта выбросились на парашютах 4 человека, которые были взяты нашими бойцами в плен. В следующем вылете немецкий лётчик посадил подбитый Коссой Mе-109 на фюзеляж в 3 км западнее Троицкой и также был пленён. Его даже доставили в часть.

Свидетелем атак Исаева, Канкошеева и Коссы стали пехотинцы, артиллеристы, танкисты. Когда лётчики приземлились, их на руках вынесли из самолётов и стали горячо поздравлять. Бой лётчиков со своего КПП наблюдал и командир авиадивизии Полковник И. М. Дзусов. Через полчаса ведущего группы обнимал командующий 4-й Воздушной армией.

Всего в ожесточённых воздушных сражениях на Кубани М. Косса сбил 4 Mе-109 и 1 Не-111. На счету лётчика победа над немецким асом Т. Мыслером, которого он сбил в высотном бою.

19 Сентября 1943 года в 3 км западнее станицы Голубицкой упал ещё один горящий Не-111. Свидетелем победы лётчика стал Герой Советского Союза Н. К. Наумчик.

13 Января 1944 года в составе 8 Як-1, которую вёл Гвардии капитан Коновалов, лётчик вылетел на прикрытие Керченского полуострова. В это время 19 Ju-87 под прикрытием 6 Mе-109 шли на бомбардировку наших войск в район высоты 104,5. Бомбардировщики уже были в непосредственной близости от цели. Косса первым заметил эту группу и передал по радио ведущему. Наши лётчики пошли в атаку на бомбардировщиков. Благодаря решительным и дерзким атакам бомбардировщики были окончательно рассеяны и в панике сбросили бомбы в море. В этом бою Косса сбил Ju-87, который врезался в землю в районе Тархан. За боем вместе с командармом 4-й Воздушной армии наблюдал командующий Отдельной Приморской армией Генерал - армии И. Е. Петров. Он был восхищён отвагой истребителей и приказал представить их к награде, а Коновалова, помимо того, к досрочному присвоению воинского звания. Всей группе лётчиков член Военного совета Отдельной Приморской армии Генерал - майор Ефимов и командующий 4-й Воздушной армии А. К. Вершинин объявили благодарность.

На следующий день Косса вылетел в этот же район в составе 6 Як-1. Лётчики решительно атаковали 16 Ju-87 в лоб. На глазах наших войск бомбардировщики были рассеяны и снова, беспорядочно сбросив бомбы на свои войска и частично в море, обратились в бегство. Снова лётчики получили благодарность.

Также Косса отличился в наступательных боях войск 2-го Белорусского фронта по ликвидации окруженной Гдынско - Данцигской группировки немецких войск и в период прорыва обороны на западном берегу реки Одер и дальнейшего успешного наступления войск фронта. Здесь за короткий период времени лётчик произвел свыше 50 боевых вылетов на сопровождение Ил-2. Во всех случаях сопровождения штурмовики потерь от истребителей противника не имели.

Летал лётчик до последнего дня войны. 1 Мая 1945 года, прикрывая действия штурмовиков в районе Миритц, в завязавшемся воздушном бою 8 Як-9 против 16 FW-190 Косса лично сбил один из них.

Подвиги ставшего к концу войны заместителем комэска 42-го Гвардейского ИАП Гвардии старшего лейтенанта М. И. Косса в воздушных сражениях были подведены в представлении к званию Героя:

"Провёл 113 воздушных боёв, в большинстве случаев с превосходящими силами противника, при этом сбил лично 15 немецких самолётов, из них 8 бомбардировщиков  (2 Ju-88, 4 Hе-111, 2 Ju-87)  и 7 истребителей  (6 Mе-109, 1 FW-190). Кроме того, в составе группы сбил 4 и лично подбил 4 самолёта противника.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 14 личных и 1 групповую победы. ]

Из 375 боевых вылетов на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков он произвёл 108, на прикрытие наземных войск - 162, на разведку войск противника - 58, на перехват немецких самолётов - 10. При сопровождении штурмовиков произвёл 37 штурмовок. Всего на счету лётчика 44 штурмовых удара по технике и живой силе противника. При этом он уничтожил и повредил до 35 автомашин с грузами, 2 танка, 13 зенитных точек МЗА, 8 повозок, убил до 15 лошадей и истребил до 60 гитлеровцев".

Справка - подтверждение лично сбитых самолётов противника заместителя командира
эскадрильи 42-го ГвИАП Гвардии старшего лейтенанта М. И. Косса  (ЦАМО РФ ф. 33 д. 6).


п / п
Д а т аТ и п
самолёта
Район падения и
степень повреждения
К е м
подтверждено
121.05.1942 г.1  Ju-88Керченский пролив.
Горящим врезался в землю.
Экипаж взят в плен.
К-н Смагин, м-р Меркушев, ст. л-т Мотиенко.
212.07.1942 г.1  Mе-109FВ районе Криворожья.
Горящим врезался в землю.
Ст. л-т Корнач и л-т Буряк.
318.07.1942 г.1  Не-111Упал горящим в
р-не Веселогорск.
Ст. л-т Базаров, ст. л-т Корнач.
420.07.1942 г.1  Ju-88Упал горящим в
р-не Волошина
2 чел. взяты в плен.
Ст. л-т Фёдоров и м-р Меркушев.
502.04.1943 г.2  Mе-109FСбит, упал в р-не
Анастасиевская.
Ген. м-р авиации Борман,
к-н Горбунов, ст. л-т Канкошеев.
620.04.1943 г.1  Mе-109FСбит, упал в р-не
Новороссийск.
Наумчик, Горбунов и ком-р 812-го ИАП Ерёмин.
728.05.1943 г.1  Не-111Упал горящим в 3 км
сев. ст. Крымская.
Экипаж взят в плен.
КПП, п-к Дзусов и ст. л-ты Исаев и Канкошеев.
828.05.1943 г.1  Mе-109GСбит и посажен на фюзеляж
в 3 км зап. Троицкая.
Немецкий летчик взят в
плен и доставлен в часть.
П-к Дзусов и личный состав 42-го ГвИАП.
919.09.1943 г.1  Не-111Упал горящим в 3 км
зап. Голубицкая.
ГСС Наумчик, ст. л-т Исаев и мл. л-т Клаптенко.
1013.11.1943 г.1  Не-111Упал горящим в 3 км
сев. - вост. мыса Хрони.
ГСС Наумчик, мл. л-т Клаптенко.
1114.11.1943 г.1  Ме-109FГорящим врезался
в р-не Катерлез.
Наземная в/ч 26639.
1210.01.1944 г.1  Ju-87Упал горящим 2 - 3 км
сев. - зап. Тархан.
Наземная в/ч 39434.
1313.01.1944 г.1  Ju-87Сбит, врезался в землю
в р-не Тархан.
Наземная в/ч 59866.
1401.05.1945 г.1  FW-190Упал горящим в 3 км
сев. - вост. мыса Хрони.
ГСС Наумчик, мл. л-т Клаптенко.

Данные М. Ю. Быкова о победах Михаила Косса, особенно в начальный период его боевой деятельности, представляются несколько иначе  (как по датам, так и по типам сбитых самолётов):

Список побед Гвардии старшего лейтенанта М. И. Косса:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
112.07.1942 г.1  Не-111БогдановкаЯк-1, Як-7, Як-9.
213.07.1942 г.1  Не-111Свято - Дмитриевка
314.07.1942 г.1  Ме-109Екатериновка - Верхняя Тарасовка
402.04.1943 г.1  Ме-109Колобатка
51  Ме-109Анастасиевская
620.04.1943 г.1  Ме-109Мефодиевская
728.05.1943 г.1  Ме-109зап. Троицкая
81  Не-111сев. Крымская
919.09.1943 г.1  Ме-110зап. Голубицкая
1005.10.1943 г.1  Ju-87  (в группе - 1 / 6)юж. Ахтанизовская
1113.11.1943 г.1  Не-111сев - зап. Юраков - Кут
1214.11.1943 г.1  Ме-109Катерлез
1310.01.1944 г.1  Ju-87сев - зап. Тархан
1413.01.1944 г.1  Ju-87Тархан
1501.05.1945 г.1  FW-190юго - зап. Киритц

      Всего сбитых самолётов - 14 + 1;  боевых вылетов - 375;   воздушных боёв - 113.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 Мая 1946 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм Гвардии старшему лейтенанту Коссе Михаилу Ильичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  (№ 8100).

9 Мая 1945 года при выносе Знамени полка на митинг в честь Победы над гитлеровской Германией, уже Гвардии капитан М. И. Косса, как один из лучших лётчиков части, был назначен ассистентом знаменосца. Участвовал он и в историческом Параде Победы 24 Июня 1945 года на Красной площади в Москве.

В 1949 году отважный лётчик - истребитель окончил Высшую офицерскую школу штурманов ВВС. В Мае 1949 года Гвардии майор М. И. Косса был зачислен в резерв ВВС и назначен командиром авиационного звена учебного центра Добровольного общества содействия авиации  (ДОСАВ), расположенного в селе Ротмистровка Киевской области Украины. Фактически это было понижение...

Несмотря на то что лётчик стал Героем, пребывание на территории, оккупированной противником, не прошло для него даром. Таких лиц во время и после войны бдительные особисты ставили на тщательный учёт. Многое в его истории послевоенной жизни осталось за кадром: прерванная карьера военного лётчика и командира, необоснованное увольнение из ВВС. Те же ночные вызовы к работникам МГБ на допросы, где в сотый раз, он объяснял обстоятельства своего пребывания за линией фронта. Жена эти отлучки из дома в ночное время воспринимала по-своему.

Из воспоминаний Генерал - полковника авиации Г. У. Дольникова, пережившего подобное:

"5 лет - с 1945 года по 1950 - каждый месяц меня вызывали, давали ручку и говорили: пишите о плене, как и что и почему. Навсегда я запомнил светлые сонные глаза следователя.

"Крот, что ты о свете знаешь ?"

Иногда следователь клал фотографии и спрашивал: "Вы знаете этого человека ?" - "Нет". - "Вспомните". Следователь уходил. Я оставался на много часов наедине с фотографией. Вглядывался в лицо абсолютно незнакомого человека  (каждый раз это были разные лица), и начинало казаться, что я знаю этого человека, хотя, конечно, не знал. Рядом сидела огромная овчарка и дышала в лицо.

Я был в те годы командиром эскадрильи. Месяц мы в командировке, а потом все возвращаются домой, а меня на 2 дня в Хабаровске задерживают. Что жена моя должна думать, где я ?   Может, у зазнобы какой ?   Я ей не имел права правду сказать. Чего скрывать, не раз хотелось мне тогда - револьвер к виску... Но стойкий она человек, моя Валентина Михайловна. Я такую любовь, такую веру всечастно в её глазах видел, что стыдно мне было сдаваться".

22 Сентября 1949 года Косса в очередной раз поссорился с женой. Был сильно выпивши, а на замечание супруги заявил: "Ты всё обижаешься и мной недовольна. Но запомни сегодняшнее число".

Выпив ещё вина, Косса поцеловал дочь, заплакал и начал надевать новое обмундирование. Жена уговаривала и не пускала из дому, но он её оттолкнул, взял с этажерки топографическую карту и уехал на аэродром.

В тот день с аэродрома Ротмистровка Киевской области поднялся самолёт Як-9Т, который вскоре перелетел румынскую границу. Из-за отсутствия горючего самолёт произвёл вынужденную посадку на аэродром Сучава в Румынии. На румынском аэродроме лётчик объяснил работникам румынской милиции, задержавшим его, что, получив сообщение о самолёте - нарушителе, стал его преследовать, но потерял из виду и заблудился. Протрезвевший лётчик попросил выдать ему "два ведра бензина с тем, чтобы немедленно возвратиться в свою часть и скрыть своё пребывание за границей".

Уже 23 Сентября допрашивают жену Коссы, Анастасию Савельевну, которая дала следователю следующие показания:

"Косса систематически пьянствовал, гулял с другими женщинами и плохо относился ко мне..."

24 Сентября Косса был арестован органами МГБ. Вскоре лётчику было предъявлено обвинение со следующей формулировкой:

"Арестован 26 Сентября 1949 года. Обвиняется в измене родине. Будучи озлоблен против советской власти, решил бежать в Турцию, где установить связь с представителями США и Англии и выдать им секретные данные о советской авиации. В этих целях 24 Сентября 1949 года он захватил самолёт и совершил на нём перелёт государственной границы и был задержан на территории Румынии. Находясь в Советской Армии, проводил вражескую агитацию. Изобличается показаниями свидетелей Рясного, Гордеева, Сук и других, всего в количестве 22 человек".

Более детальная расшифровка указанных преступных действий содержится в обвинительном заключении по делу М. Коссы, утверждённом 30 Декабря 1949 года заместителем министра госбезопасности СССР Генерал - лейтенантом Огольцовым:

"2 Августа 1942 года, выполняя боевое задание, оказался на территории, временно оккупированной немцами, и, будучи ими арестован, на допросе в гестапо дал подписку о сотрудничестве с немецкими карательными органами.

Являясь агентом немецких карательных органов, при наступлении частей Советской Армии Косса в начале 1943 года пробрался на службу в одну из частей Донского фронта, где до окончания Отечественной войны проводил среди личного состава антисоветскую агитацию, направленную против политики ВКП(б) и Советского правительства.

В силу враждебных убеждений к существующему в СССР строю и, будучи озлобленным за перевод на службу в ДОСАВ, Косса продолжал заниматься антисоветской деятельностью и готовился к измене Родине.

В осуществление преступных замыслов Косса 22 Сентября 1949 года как командир звена учебного центра ДОСАВ, находясь на аэродроме Ротмистровка Киевской области, на самолёте Як-9Т поднялся в воздух, перелетел государственную границу, намереваясь достичь территории Румынии, однако из-за отсутствия горючего произвёл вынужденную посадку на аэродроме Сучава в Румынии...

При осуществлении перелёта в Турцию Косса имел в виду встретиться с представителями посольства и военной разведки США или Англии, которым выдать шпионские сведения об известных ему данных из области советской авиации и сделать клеветническое заявление на Советский Союз".

В ходе следствия по его делу был допрошен бывший начальник штаба 743-го ИАП Герой Советского Союза А. Д. Догадайло, который показал, что Косса в разговорах с ним сравнивал советскую технику с техникой капиталистических стран, которая в ряде случаев была лучше с точки зрения отделки. Говорил ему Косса также, что индивидуальные проекты домов в Германии лучше советских.

Между тем в судебном заседании, как видно из материалов дела № 2969/100327, Косса отказался от своих показаний, "как от вымышленных, данных в результате применения к нему мер физического воздействия".

Свой дикий поступок Косса объяснил следователю так:

"Уходя от жены, я имел в виду пойти на аэродром, сесть в самолёт и улететь... Куда, сам не знал. А когда сел в самолёт, то принял решение лететь за границу, так как в этот момент прорвалось моё озлобление за понижение в должности, за переводы из одной части в другую, за недоверие... Во время полёта протрезвился, приземлился в Сучаве, чтобы дозаправиться и немедленно возвращаться. Но было уже поздно..."

По поводу своего нахождения на оккупированной территории Косса показал, что после того как был подбит немецкой артиллерией, проживал некоторое время у гражданки Сук под видом её мужа, дважды арестовывался местной полицией и помещался в тюрьму, но по заявлению Сук был отпущен, согласия же сотрудничать с немцами не давал. После прихода наших частей он продолжал служить в 42-м Гвардейском истребительном авиаполку, стал Героем.

Отказался Косса и от обвинений в проведении "антисоветских" разговоров, которые, судя по материалам дела, он вёл с Героем Советского Союза Алексеем Дмитриевичем Догадайло и другими военнослужащими.

Следователь 6-го отдела 5-го управления МГБ СССР майор Овчинников, который вёл дело Коссы, в обвинительном заключении предлагал дать ему 25 лет ИТЛ с конфискацией принадлежащего ему имущества. Однако судьи военной коллегии под председательством Генерал - лейтенанта юстиции Чепцова были неумолимы. 20 Апреля 1950 года, рассмотрев дело в закрытом заседании, они приговорили Коссу по ст. 58-16, 58-10 ч.2 УК РСФСР к расстрелу с лишением воинского звания "Майор", конфискацией личного имущества и лишением медалей. Приговор обжалованию не подлежал и в тот же день был приведён в исполнение. Предположительным местом захоронения является Донское кладбище Москвы.

Такая суровая кара несомненно имела своей целью показать другим лётчикам, чем чреваты такие перелёты через границу. Чтобы и думать не смели о такой возможности.

Примечательно, что два лётчика - аса из 42-го Гвардейского ИАП В. В. Исаев и Г. Р. Павлов написали воспоминания о пережитом. Книги вышли, когда Косса уже был восстановлен в звании Героя Советского Союза. Однако ни в одной из книг ни разу не упоминается его имя. Не простили, значит, боевые товарищи ему этого отчаянного поступка с перелётом границы...

В 1958 году дело М. Коссы изучалось Главной военной прокуратурой. Прокуроры пришли к выводу, что пересматривать его нет необходимости, поскольку Герой расстрелян и "в процессе дополнительной проверки восполнить пробелы судебного следствия не представилось возможным".

М.И.Косса.

Но в 1966 году другой военный прокурор Подполковник юстиции Беспалов пришёл к иному выводу и написал заключение о необходимости принесения протеста на отмену незаконного приговора. Генеральный прокурор СССР Р. А. Руденко подписал протест 28 Апреля того же года, а 1 Июня Пленум Верховного суда СССР отменил приговор своим постановлением и прекратил дело за отсутствием в действиях М. Коссы состава преступления, указав при этом, что "нарушение правил полётов, выразившееся в самовольном поднятии в воздух на учебном самолёте Косса совершил в нетрезвом состоянии в результате недисциплинированности".

Таким образом, Постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 1 Июня 1966 года М. И. Косса был посмертно реабилитирован.

(Из книги В. Н. Конева - "Герои без "Золотых Звёзд".  Москва, 2008 год.)

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz