КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Поляков Виталий Константинович |
Родился 11 Апреля 1923 года в деревне Аборино Большосельского района Ярославской области в семье крестьянина. Окончил 9 классов. До Великой Отечественной войны жил в Москве. С 1940 года в Красной Армии. В Марте 1941 года окончил Серпуховскую военную авиационную школу лётчиков. С Августа 1942 года сержант В. К. Поляков в действующей армии. Служил в составе 237-го ИАП (54-го Гвардейского ИАП). Летал на Як-1 и "Аэроктбре". К Июлю 1943 года старший лётчик 54-го Гвардейского истребительного авиационного полка (1-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 16-я Воздушная армия, Центральный фронт) Гвардии младший лейтенант В. К. Поляков совершил 75 боевых вылетов, в 23 воздушных боях сбил 4 самолёта противника (из них - 1 тараном). 2 Сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. Всего за годы войны выполнил 176 успешных боевых вылетов. В 28 воздушных боях сбил лично 6 вражеских самолётов. Войну закончил в небе Берлина. Участник Парада Победы в Москве 24 Июня 1945 года. После войны продолжал службу в ВВС. В 1954 году окончил Военно - Воздушную академию, работал в ней преподавателем (позднее стал начальником кафедры тактики истребительной авиации.). Кандидат военных наук, доцент. С 1983 года Генерал - майор авиации В. К. Поляков - в запасе. Жил в Москве. До 1991 года работал старшим научным сотрудником в Военном институте. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, "За службу Родине в Вооружённых Силах" 3-й степени; медалями. Деревня Аборино находилась в Большесельском районе Ярославской области. Здесь 11 Апреля 1923 года и родился Виталий Поляков. В 1930 году случилось несчастье - сильный пожар истребил почти всю деревню. Мать с сыном уехали в Москву, где работал отец. Там Виталий в 1939 году закончил 9 классов средней школы, страстно увлёкся авиацией. Дорога в небо для будущего героя началась в Пролетарском аэроклубе столицы. После окончания аэроклуба Виталия направили в 1-ю Серпуховскую военную авиационную школу пилотов. За 3 месяца до войны лётчик - истребитель В. Поляков влился в 237-й авиаполк. Шла вторая неделя Курской битвы, и "Комсомольская правда" посвятила передовую статью одному из её героев - авиаторов. Статья так и называлась: "Славный подвиг лётчика Виталия Полякова". Вот несколько строк из этой передовой: "О советских лётчиках, героях Великой Отечественной войны с немецко - фашистскими оккупантами, немало написано и рассказано. Почётный список их с каждым днём увеличивается. И сегодня наряду с другими в него внесена фамилия Полякова. Молодые лётчики, будьте бесстрашными и мужественными, как Виталий Поляков. Подвиг Полякова - это стойкость, храбрость и отвага. Подвиг Полякова - это стремление не только яростно, до самозабвения драться с врагом, но искать врага и уничтожать его. Виталий Поляков показал пример того, как надо проявлять инициативу в бою, военную хитрость и умение". 20-летний Младший лейтенант удостоился права быть внесённым в почётный список отважных, а спустя полтора месяца - и звания Героя Советского Союза за то, что в воздушном бою на горящем, погибающем "Яке" пошёл на таран и сбил ведущего группы вражеских бомбардировщиков. Вот как всё это было. Поляков служил в 54-м Гвардейском полку 1-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии, действовавшей в полосе обороны войск Центрального фронта. Летал на "Яке". Самый памятный для Виталия Константиновича бой произошёл 5 Июля 1943 года. В то утро немецкие войска перешли в наступление на Курской дуге, стремясь взять реванш за сталинградский разгром. С 4-х часов утра начались ожесточённые воздушные схватки. Волна за волной летели на восток группы вражеских самолётов. Однополчане Полякова, совершив по 5 - 6 вылетов, устали безмерно. Не все вернулись на свой аэродром. Но, неся жертвы, теряя боевые машины, 1-я Гвардейская истребительная геройски выполняла свой долг: за день было сбито свыше 100 самолётов противника. Один из них, протараненный, был на личном счету Виталия Полякова. В тот день звено истребителей в составе Лейтенантов Калмыкова и Шерстнева, Младших лейтенантов Маркевича и Полякова вылетело на прикрытие наших войск в район Малоархангельск, к селу Смородное. Боевой приказ был краток: не допустить немецкие бомбардировщики к позициям советских войск. В первой паре шли Калмыков с Поляковым, во второй - Шерстнев и Маркевич. Несколько спокойных минут, и вот уже заставившая сразу мобилизоваться встреча с 6 бомбардировщиками Не-111 и сопровождавшими их 4 истребителями FW-190. У противника был перевес в силах, и существенный. Притом из - за неисправности самолёта (надо же такому случиться в самый неподходящий момент !) Калмыков вынужден был взять курс на свой аэродром. 10 против 3... Первыми открыли огонь стрелки "Хейнкелей", стремились зажать наших в кольце "Фоккеров". Решение советские лётчики приняли едва ли не единственно верное: Шерстнев и Маркевич свяжут боем вражеских истребителей, а Поляков попытается расстрелять бомбардировщики. Виталий Поляков отлично понимал, что нельзя допустить их удара, что для этого надо атаковать, обязательно атаковать и поразить в первую очередь ведущего, чтобы весь строй рассыпался. Надо прежде найти его. Но вон же он, на виду, настигнуть бы его как можно скорее. Поляков заставил себя рвануться напрямик, броситься навстречу огню, который сейчас наверняка откроют вражеские воздушные стрелки. Открыли, а он стремительно приближался к цели. Виталий и сам начал стрелять. Но и враг не дремал: одна из очередей попала в самолёт. Повреждённый мотор задымил и вспыхнул. Пламя лизало уже руки и лицо раненого лётчика, но Виталий упорно шёл на немца - он решил идти на таран. До врага уже 100 метров, затем 50, 30, 10 метров... Винтом "ястребка" и правым крылом он отрубил хвост флагманскому "Хейнкелю". Бомбардировщик сразу вошёл в пикирование и врезался в землю. Потеряв лидера, лихорадочно сбрасывая бомбы, противник сломал строй и повернул назад. "Як" Полякова, охваченный огнём, падал. Не было уже, кажется, никаких сил. И всё же Виталий успел выскочить из кабины, раскрыл купол парашюта. С земли за этим жестоким поединком с тревогой наблюдали наши пехотинцы. И облегчённо вздохнули, когда стало ясно, что для советского лётчика всё кончится благополучно. Самые быстрые помчались туда, куда его сносило. Подхватили Полякова, помогли освободиться от парашюта. Он ослабел страшно - весь в ожогах, в крови. Сказывалось, конечно, и напряжение этих стремительно пронесшихся тяжких минут. Хотел сказать спасибо подбежавшим к нему бойцам, сказать, как счастлив он, что опустился на нашей территории, но не смог - так ослабел. Лишь улыбнулся, растроганный, признательный за братскую помощь. Маршал авиации С. И. Руденко в сборнике "Курская битва" пишет: "Я много наблюдал воздушных боёв, но такого упорства, такой стремительности, такого мужества наших авиаторов мне не приходилось видеть ранее. Даже наши враги вынуждены признать высокие морально - боевые качества советских лётчиков. Фашистский генерал Меллентин (участник боёв на Курской дуге) в своих мемуарах писал: "В ходе этого сражения русские лётчики, несмотря на превосходство в воздухе немецкой авиации, проявляли исключительную смелость". Лечился, приходил в себя в считанные дни - и опять в полёты. Спустя несколько месяцев, за проявленные в боях мужество и отвагу, Младшему лейтенанту Виталию Константиновичу Полякову Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 Сентября 1943 года было присвоено звание Героя Советского Союза. В круговерти фронтовых будней Поляков и не вспомнил об одном примечательном для него факте: ровно 3 года назад он стал курсантом школы военных пилотов Московского военного округа, которая находилась в Серпухове. Путь из Москвы в Серпухов короткий, но такой для Виталия важный, потому что означал он выбор профессии на всю жизнь. Был этот путь и вполне закономерным. Не зря же он, учащийся 554-й столичной школы, столько месяцев занимался в аэроклубе Пролетарского района. Настойчивым, упорным, целеустремлённым пареньком был Виталий: полюбил авиацию, и все препятствия готов был преодолеть, только бы сродниться с нею. Откуда эта любовь ? Односложно не ответишь. Книги, кинофильмы, встречи с лётчиками - всё это убеждало, что небо зовёт сильных. А в 16 - 17 лет так хотелось быть сильным ! Комсомолец В. К. Поляков прибыл на фронт в тяжёлые дни боёв под Сталинградом. Попал в 237-й истребительный авиаполк, летающий на Як-1. С первых дней показал себя отважным бойцом. Первый его бой едва не стал и последним: чуть было не погиб тогда. Он сбил вражеский бомбардировщик, однако подвергся атаке сразу 8 истребителей и был подбит. На повреждённой машине с трудом дотянул до аэродрома. Подбита машина, сам он ранен... Как сумел сориентироваться, посадить свой "Як" - и после отказывался понять. На лечение ушло тогда 2 месяца... Об этом случае писал Герой Советского Союза Гвардии майор И. Моторный в корреспонденции, которая летом 1943 года была помещена в одной из газет: "Я знаю Полякова по Сталинграду. Там однажды с целью прикрытия наземных войск он вылетел на своём истребителе. В трудном бою с 8 "Мессерами" действовал исключительно храбро и искусно". Лечился он в Саратове. Молодость взяла своё - выздоровел, окреп и был счастлив, что попал снова в свой полк. Именно счастлив. Потому что это была Гвардейская часть, вовсе не случайно брошенная в недавние дни Курской битвы на направление главного удара противника. Потому что это была часть, в которой едва ли не каждого лётчика по заслугам называли асом. Мастерство было и дружба - настоящая, фронтовая, когда сам рискуешь жизнью, но товарища, попавшего в беду, спасаешь, иначе нельзя. Гвардии младший лейтенант В. К. Поляков (в центре) с товарищами. Поляков гордился своими однополчанами - и ровесниками, и теми, кто был постарше, опытнее. С большим уважением произносил имя командира подразделения Панова. Это его Гвардейцы только за один день боёв сбили 25 самолётов противника. А сам Панов - 2, причём один из них - буквально раскрошил плоскостью своей машины. Но и "Як" не железный - израненный, он больше не мог оставаться в воздухе. Панов находился над вражеской территорией, но, как ни трудно это было, дотянул до своей, сел в каких - нибудь 400 метрах от линии фронта. Такие вот орлы ! А Латышев ? А Валентин Макаров ? Асы из асов... После Курской дуги судьба была милостивее к Полякову. Как командир звена, затем заместитель командира эскадрильи 54-го Гвардейского Керченского истребительного авиаполка он воевал на Белорусском, позднее на 1-м Белорусском, фронте. Освобождал Польшу, брал Берлин. Всякое было, ведь каждый, даже самый удачный боевой вылет - это испытание, цепь опасностей, непреходящая тревога. Всё было, но обошлось без серьёзных ранений. Выжил, встретил победу в кругу однополчан. 176 боевых вылетов совершил отважный ярославский лётчик, сбил в воздушных схватках 6 фашистских самолётов. В 1949 году бывшие однополчане, с которыми Виталий Поляков прошёл почти через всю войну, проводили его на учёбу в Военно - Воздушную академию. В служебной характеристике командир части, в которой служил Герой, написал так: "Личная техника пилотирования - отличная, летает много и с большим желанием. В полёте вынослив". Окончив академию, Гвардии полковник В. К. Поляков работал в ней же преподавателем, затем возглавлял кафедру. С 1966 года он - кандидат военных наук, с 1968 года - доцент. Был он и заместителем начальника факультета заочного обучения Краснознамённой Военно - Воздушной академии имени Ю. А. Гагарина. ...Шли годы. Генерал - майор авиации Виталий Константинович Поляков уже не садился за штурвал - что поделаешь, время неумолимо берёт своё. И, тем не менее, авиация была для него не просто памятью. Он ей служил, он в ней жил. Он учил авиационному мастерству сыновей и внуков тех, кто воевал и одолел врага. |
Горящим винтом, как мечом Коловрата.
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |