Сербин Иван Иванович - советский военный летчик, Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Сербин Иван Иванович

Сербин Иван Иванович

Родился 12 сентября 1911 года в селе Оболонь, ныне Хорольского района Полтавской области. С 24 августа 1933 года в рядах Красной Армии. В ноябре 1935 года окончил Харьковскую военную авиационную школу лётчиков. Служил пилотом, младшим и старшим лётчиком, начальником вооружения, командиром звена, военным комиссаром 3-й авиаэскадрильи 13-го ИАП КБФ (с августа 1939 года).

Участник Советско-Финляндской войны 1939-1940 гг. Награждён орденом Красного Знамени. С июля 1940 года - заместитель командира по политчасти 11-й ОИАЭ. С мая 1941 года - заместитель командира по политчасти 2-й авиаэскадрильи 2-го учебного резервного полка. Батальонный комиссар.

С 22 июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. С августа 1941 года - военком 104-й ОИАЭ, вошедшей в октябре 1941 года в состав 13-го ИАП. С февраля 1942 года - военком 71-го ИАП, полковой комиссар. С 3 июля 1942 года - военком 61-й ИАБР, с 15 октября 1942 года - начальник политотдела 61-й ИАБР, полковник. С 4 ноября 1943 года по 9 мая 1945 года - заместитель командующего по политчасти, начальник политотдела ВВС КБФ. 5 ноября 1944 года присвоено воинское звание "генерал-майор авиации".

Совершил 158 боевых вылетов (из них 16 - на штурмовку). Проведя 92 воздушных боя, сбил 5 самолётов противника лично и 3 в группе с другими лётчиками. В июле 1943 года представлялся к званию Героя Советского Союза.

После войны продолжал служить в Вооружённых Силах на различных командных должностях: был заместителем командующего по политчасти ВВС СФ (до августа 1946 г.), заместителем командующего по политчасти (1947-1949 гг.), начальник политотдела и заместитель по политчасти (1949-1951 гг.) командующего 5-го ВМФ, начальник 3-го отдела авиации ВМС (1953 г.), начальник политотдела 4-го ВМФ (1953-1956 гг.), Черноморского Флота (1956-1959 гг.). С января 1959 года генерал-майор авиации И. И. Сербин - в отставке. Жил в Севастополе. Умер 8 июня 1975 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (четырежды), Отечественной войны 2-й степени, Нахимова 2-й степени, Красной Звезды; медалями.

*     *     *

"Хочу сказать о 71-м истребительном авиаполке. Эта часть успешно отражала ночные налёты вражеской авиации, ставившей в мае - июне 1942 года мины на фарватерах Кронштадта. До 28 марта полк возглавлял подполковник А. В. Коронец, а после его гибели под Гогландом командование принял подполковник В. С. Корешков. Военкомом здесь был лётчик И. И. Сербин, также отличный лётчик и прекрасный воздушный боец. Командир полка лично сбил 1 самолёт и 4 - в паре с другими лётчиками, а военком в ночных боях сбил 3 самолёта. Однажды в воздушном поединке у деревни Шалдиха, в паре с И. Г. Романенко, И. И. Сербин сбил немецкого аса, награждённого всеми высшими орденами Рейха. А ведь командиров и военкомов авиационных полков никто не обязывал нести нагрузку рядового лётчика и возглавлять звено в воздушных барражах, но они добровольно брали на себя эту миссию". - Так пишет в своих воспоминаниях Адмирал В. Ф. Трибуц, в годы войны командовавший Балтийским флотом.

...1941 год. Начало войны. Эскадрилья, комиссаром в которой служил И. И. Сербин, была преобразована в учебный полк. Лётчики получили приказ перебазироваться из района боевых действий в тыл. И. И. Сербин подал рапорт, попросив оставить его на фронте в любом качестве - хотя бы рядовым лётчиком. Просьбу уважили...

Об одном из боёв, с участием И. Сербина, вспоминает командир 61-й истребительной авиабригады ВВС КБФ Герой Советского Союза И. Г. Романенко:

"В декабре 1941 года меня вызвали в Ленинград в штаб фронта. Я полетел туда с Ладоги в паре с комиссаром авиаполка Иваном Ивановичем Сербиным.

В полёте в районе прибрежной деревни Шалдиха нас перехватили 4 "Мессера". Я летал на "Ишачке" (как называли тогда И-16), а мой ведомый - на "Бисёнке" (так лётчики именовали между собой истребитель И-15бис). Оба этих самолёта уступали Ме-109 в скорости, но были очень маневренными, особенно "Бисёнок". На малых высотах он вертелся, как мы говорили, на хвосте, и "Mессера" ничего не могли с ним поделать. У нашего истребителя радиус виража (этим измеряется маневренность истребителя) в 2 с лишним раза меньше, чем у Ме-109. Пока вражеский лётчик разворачивался, "Бисёнок" успевал зайти ему в хвост. А снизу к И-15бис не подлезешь - он чуть ли не задевая воду костылём. На такой малой высоте на него и сверху пикировать опасно.

В тот день была низкая обласность, и мы долго вертелись над берегом, используя против численного превосходства врага своё преимущество на малых высотах. Однако без конца так маневрировать нельзя. Воздушный бой идёт на повышенном режиме расхода горючего. Если не оторваться от противника, придётся садиться с пустыми баками. Но мы хорошо знали ладожское побережье. Я помнил, что в районе Кобона - Лаврово есть просека влесу, по которой проходила высоковольтная линия. Она в то время уже не действовала, но пригодилась нам в этом бою.

Разговаривать в воздухе тогда было нельзя - не было радиосвязи. Я помахал Сербину крыльями (мол, внимание) и сразу пошёл на снижение. Прижался к лесу, чтобы дать преследовавшему нас "Мессеру" набрать побольше высоту и атаковать на догоне. Прикинув, под каким углом враг будет нападать, я подвёл его к этой высоковольтной линии.

Мой "Ишачок" прошёл над проводами, провисшими между мачтами. "Бисёнок" ведомого проскочил под ними. А преследовавший нас Ме-109 врезался как раз в эти провода и разбился. Это случилось на нашей территории. Нашли останки погибшего вражеского лётчика. Он оказался знаменитостью: на его счету было около 100 сбитых самолётов. Фашистский ас полупил все высшие награды Рейха, а мы с комиссаром полка Иваном Сербиным пожаловали его последней наградой - осиновым крестом на берегу Ладоги у деревни Шалдихи".

Немецкое командование но приказу Гитлера разработало и в Апреле 1942 года приступило к осуществлению специальной операции "Айсштос" ("Ледовый плен"), имевшей целью уничтожить корабли Балтийского флота, стоявшие во льду на Неве, и не допустить выхода наших подводных лодок в Балтийское море. Эта задача возлагалась на артиллерию 18-й армии и 1-й авиакорпус 1-го воздушного флота Германии.

И.И.Сербин в кабине И-16.

Комиссар 71-го ИАП КБФ И. И. Сербин в кабине истребителя И-16.  1941 год.

4 апреля 1942 года после интенсивного артобстрела города в 18 часов 5 минут противовоздушной обороной Ленинграда с помощью радиолокационной станции "Редут" были обнаружены на удалении 115 км большие группы вражеских самолётов, идущих курсом на город. По данным ПВО, в первом налёте участвовало до 100 бомбардировщиков и около 20 истребителей. Для отражения воздушных налётов была поднята вся истребительная авиация ПВО Ленинграда, которая во взаимодействии с зенитной артиллерией сорвала замысел врага. В воздушных боях и огнём зенитчиков было сбито 16 и подбито 9 вражеских самолётов. К кораблям прорвалось только 58 самолётов противника.

Сербин Иван Иванович.

Бомбометание немецкие лётчики производили с пикирования, но бомбили они плохо. Большинство бомб попало на берег Невы или на жилые кварталы города. Из 230 сброшенных фугасных авиабомб в непосредственной близости от кораблей упало 70. Только одна бомба попала в крейсер "Киров", пробила верхнюю палубу и наружный борт у ватерлинии. Она разорвалась в воде подо льдом, и крейсер остался боеспособным.

В последующих 5-ти налётах, также сочетавшихся с артиллерийским обстрелом, противник снова понёс большие потери - 53 самолёта. Изменение мест стоянок кораблей и их маскировка защитной окраской, подавление батарей противника огнём корабельной артиллерии и бомбово - штурмовые удары но аэродромам не позволили врагам осуществить свой коварный план. Противник, по существу, не добился никакого боевого успеха. Корабли Краснознамённого Балтийского флота были спасены.

Особенно отличились при отражении вражеских налётов 3, 4 и 10-й Гвардейские авиаполки ВВС КБФ и 26-й истребительный авиаполк ВВС Ленинградского фронта, сбившие в воздушных боях и уничтожившие на аэродромах несколько десятков самолётов противника. Так, при отражении ночных налётов на военно - морскую базу Кронштадт командир 10-го Гвардейского истребительного авиаполка В. С. Корешков, командиры эскадрилий И. И. Горбачёв, А. Г. Батурин, Д. М. Шаров совместно с другими лётчиками полка сбили 24 самолёта противника.

В ночь на 3 июля 1942 года военком полка батальонный комиссар И. И. Сербин на подходе к Кронштадту и над островом Котлин обнаружил и в лобовых атаках поочередно сбил 2 тяжёлых бомбардировщика "Хейнкель-111".

24 июля 1943 года 61-я истребительная авиационная бригада была преобразована в 1-ю Гвардейскую истребительную авиационную дивизию (командир - полковник П. В. Кондратьев, начальник политотдела - полковник И. И. Сербин). К тому времени лётчики дивизии сбили в воздущных боях 725 вражеских самолётов и 36 уничтожили на земле. Сам И. И. Сербин совершил 158 боевых вылетов, провёл 92 воздушных боя, в которых сбил 5 самолётов противника лично и 3 в составе группы.

Войну генерал-майор авиации И. И. Сербин закончил в должности Начальника политотдела ВВС Краснознамённого Балтийского флота.

*     *     *
Справка о сбитых И.И.Сербиным самолётах.


Возврат

Н а з а д



Главная  |  Новости  |  Авиафорум  |  Немного о данном сайте  |  Контакты  |  Источники  |  Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz