Судьба Тувинской десятки - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Судьба "Тувинской десятки"

Як-7Б из 133-го ИАП

В суровые годы Великой Отечественной войны достаточно широкое распространение в советских вооружённых силах получила практика покупки населением - от целых областей, коллективов крупных предприятий до отдельных семей и граждан страны - на собственные средства боевой техники, преимущественно самолётов и танков, и передачи её в действующую армию с соответствующими дарственными надписями на бортах машин. В нашу задачу в данный момент не входит подробное рассмотрение этого явления и выяснение того, какой характер оно носило в СССР - добровольный, принудительный или "добровольно - принудительный". Заметим только, что это движение вовсе не явилось, как это утверждалось официальной советской историографией, одним из завоеваний (или, выражаясь современным языком, "эксклюзивным изобретением") социалистическго строя - подобная практика была широко распространена ещё во время Первой Мировой войны в Великобритании, где даже появился соответствующий термин "Presentation Aircraft" - "Подаренный самолёт".

*     *     *

В Марте 1943 года на аэродроме Чкаловская, в Подмосковье, делегацией Тувинской Народной Республики 133-му истребительному авиационному полку ВВС Красной Армии были переданы 10 истребителей Як-7Б, построенные на средства народа Тувы. При передаче присутствовал нарком авиапромышленности А. И. Шахурин.

Тувинская Народная Республика в то время была независимым государством, в 1944 году она добровольно вошла в состав СССР на правах автономного округа, впоследствии - АССР. В настоящее время - Республика Тыва в составе Российской Федерации [ Прим. авт. ]

Вкратце отановимся на боевом пути 133-го ИАП, сформированного в Мае 1940 года, в Великой Отечественной войне. Полк, вооружённый бипланами И-153, вступил в боевые действия в Декабре 1941 года в составе 25-й смешанной авиадивизии на Закавказском фронте. С Февраля по Май 1942 года часть воевала на Крымском фронте, после чего была выведена из действующей армии для доукомплектования личным составом и переучивания на новую технику. В Октябре - Декабре 1942 года на самолётах Як-1 полк принял участие в боях на Калининском фронте в составе 266-й штурмовой авиадивизии, а затем вновь убыл в тыл для пополнения лётчиками и матчастью. Всего за 1941 - 1942 годы истребители полка сбили в воздушных боях 49 самолётов противника.

В связи с вручением новых самолётов (одновременно с "тувинской десяткой" полк получил ещё 20 "Яков" от трудящихся Мытищинского района Московской области и, таким образом, полностью комплектовался "народной" техникой) командир части Майор Амельченко издал следующий документ:

"Приказ по 133-му истребительному авиационному полку № 38

16 Марта 1943 г.
Аэродром Чкаловская.

В дни Великой Отечественной войны все народы Советского Союза в содружестве со всеми братскими народами горят желанием добиться скорейшего разгрома немецкого фашизма. Дружественная нам Тувинская Народная Республика сегодня передала нашей части 10 самолётов - истребителей, построенных на средства тувинского народа для того, чтобы беспощадно уничтожать на земле и воздухе немецких фашистов. Приказываю:

Полученные самолёты Тувинской Республики передать командиру 3-й авиационной истребительной эскадрильи Новикову и закрепить за следующими экипажами:

Именной самолёт "От Танды хошуна" [ Хошун - территориальная единица ТНР, соответствующая району. То есть самолёт построен на деньги, собранные жителями Тандынского района. - Прим. авт. ] закрепляю за собой.

1. Самолёт № 38112 за командиром эскадрильи В. С. Новиковым, авиационным механиком А. И. Налетовым.

2. Самолёт № 3746 за заместителем командира эскадрильи У. А. Маминым, авиационным механиком С. В. Шкарбановым.

3. Самолёт № 3838 за командиром звена И. Т. Сазоновым, авиационным механиком В. И. Посвянским.

4. Самолёт № 3872 за пилотом С. И. Силаевым, авиационным механиком Н. А. Афанасьевым.

5. Самолёт № 3827 за пилотом Е. И. Сапрыкиным, авиационным механиком Н. И. Мартыновым.

6. Самолёт № 3829 за пилотом А. И. Фолькиным, авиационным механиком М. С. Соколовым.

7. Самолёт № 3918 за пилотом М. И. Новиковым, авиационным механиком В. Е. Холоша.

8. Самолёт № 3905 за пилотом И. Е. Кировым, авиационным механиком Г. И. Флек.

9. Самолёт № 3847 за пилотом В. А. Лещинским, авиационным механиком Г. Г. Очаковским.



Командир 133-го ИАП Майор Амельченко.

Начальник штаба 133-го ИАП Капитан Васильченко."

*     *     *

На день передачи самолёты, построенные на 153-м заводе в Новосибирске, не имели тактических номеров (их нанесли позже на килях истребителей, но, к сожалению, фотографий с номерами найти пока не удалось). Схема камуфляжа была стандартная: чёрно - зелёная. Следы эксплуатации незначительные, в основном на коках и лопастях винтов. Звёзды с чёрной окантовкой в шести позициях. Головная машина с заводским номером "3952", которую взял себе командир полка, несла на борту крупную белую надпись "От Танды хошуна ТНР". На остальных "семёрках" было написано "От Тувинского народа" шрифтом помельче, также белой краской.






Як-7Б из 133-го ИАП

К сожалению, дальнейшая судьба машин и лётчиков "Тувинской десятки" сложилась трагически. Когда 133-й ИАП, пополненный людьми и самолётами, вновь вступил в боевые действия в Июле 1943 года на Брянском фронте (в составе 234-й ИАД Полковника Татанашвили), в строю, судя по всему, оставался всего один Як-7Б, полученный от тувинской делегации в Чкаловской. Остальные к этому времени оказались разбиты или повреждены в различных лётных происшествиях и сданы в реморганы. А в первом же соприкосновении с воздушным противником 10 Июля 1943 года был потерян и этот "Як"... Тот вылет также стал последним сразу для четырёх пилотов 3-й эскадрильи.

В фондах Подольского архива удалось найти подробное описание событий, произошедших в этот Июльский день:

"Шестёрка самолётов Як-7Б в составе ведущего группы Л-та Новикова, Ст. с-та Силаева, Ст. с-та Фолькина, Ст. с-та Лещинского, Л-та Мамина, Ст. с-та Новикова в 13:50 произвела взлёт на патрулирование в районе Поныри, Ольховатка. На цель пришли в составе шести самолётов Як-7. Л-т Новиков наблюдал, как группа Як-7Б другого полка вела воздушный бой с ФВ-190, количество самолётов противника - до 30, по его команде 6 Як-7 вступили в бой, после 3-х минут воздушного боя у Л-та Мамина был перебит руль поворота, пробиты бензобаки, вышел из строя киль, рули глубины, повреждён воздухозаборник, перебит трос триммеров. Вышел из воздушного боя на подбитом самолёте, благополучно произвёл посадку на своем аэродроме.

После первой атаки у Л-та Новикова отказало радио, самолёты группы были разбиты и действовали попарно и одиночно. В период воздушного боя в 14:12 - 14:15 Л-ту Новикову в хвост зашёл ФВ-190. Ст. с-т Лещинский, видя зашедший в хвост Новикову ФВ-190, с дистанции 40 метров под ракурсом 1/4 в 14:15 - 14:20 сбил ФВ-190, который начал разрушаться в воздухе и упал в районе северо - западнее 2-е Поныри. В это время на виражах Л-т Новиков сбил 1 ФВ-190. После 15 минут боя пристроился к четвёрке Як-7Б, шедших курсом 190 градусов, при подходе к самолётам своих не обнаружил и вернулся в этот же район, где вел воздушный бой с группой ФВ-190. После 5 минут воздушного боя в 14:50 - 14:55 сбил ещё 1 ФВ-190. В это время увидел, как Ст. с-т Фолькин вёл бой с группой самолётов противника на вертикалях. Пристроившись к нему, в паре стал вести воздушный бой с 8 ФВ-190, здесь Ст. с-т Фолькин на вертикалях сбил 1 ФВ-190, который из облачности горящим упал в районе Поныри. Видя, что горючее на исходе, Л-т Новиков вышел из боя, после 10 минут полёта курсом 90 градусов вышел на аэродром Русский Брод, произвёл посадку, дозаправился, взлетел и произвел посадку на своем аэродроме.

...В результате воздушных боёв с самолётами противника с боевого задания не вернулись пилоты Ст. с-ты Новиков Михаил Иванович, Фолькин Аркадий Иванович, Силаев Сергей Иванович, Лещинский Виктор Андреевич."


Среди заводских номеров самолётов, потерянных 10 Июля, фигурирует и машина № 3918 - очевидно, последний представитель "тувинской десятки".

Приняв активное участие в летних боях 1943 года на Курской Дуге, 133-й ИАП затем до победного Мая 1945 года активно воевал на 1-м Белорусском фронте, получив почётное наименование "Барановичский" и орден Красного Знамени. Особенно отличился в Берлинской операции. Всего за период участия в Великой отечественной войне лётным составом полка было сбито в воздушных боях 262 самолёта противника.

Из лётчиков, за которыми приказом командира 133-го ИАП от 16 Марта 1943 года закреплялись "тувинские" машины, помимо 4-х уже упоминавшихся, погибли, защищая Родину, ещё трое:

Лейтенант Сазонов Илья Тимофеевич - не вернулся из боевого вылета 15 Октября 1943 года; Младший лейтенант Сапрыкин Егор Иванович - не вернулся из боевого вылета 19 Октября 1943 года; Младший лейтенант Киров Иван Егорович - умер в госпитале от ран, полученных в воздушном бою 30 Октября 1943 года.

До конца войны дожили только 3 пилота самолётов, построенных на средства народа Тувы: Тимофей Федорович Амельченко (проживал после войны в Харькове); Василий Савельевич Новиков, сбивший лично 7 вражеских самолётов (жил в Киеве); Усам Абдрахимович Мамин (жил в посёлке Лисий Нос Ленинградской области).

Линия

И с т о ч н и к и:

- "Исторический формуляр 133-го ИАП", ЦАМО РФ, оп. 518969, д. 1

- "Оперативная сводка № 2 штаба 133-го ИАП от 10.7.1943 г.", ЦАМО РФ, оп. 33565, д. 3

- "Журнал учёта безвозвратных потерь 133-го ИАП", ЦАМО РФ, оп. 147458, д. 1

- Фотографии из фондов Национального музея Республики Тыва.

- Кадры из документального фильма "Тува - фронту".


Авторы статьи: Михаил Быков (Москва), Чойган Сат (Кызыл). Оригинал статьи представлен на сайте "www.aviahobby.ru" Михаила Быкова.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

       © 2000-2011 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz